Стоит ли делать лазерную коррекцию зрения с большой скидкой?
Я увидел рекламу лазерной коррекции зрения со скидкой. Клиника предлагала операции по цене почти в два раза ниже, чем в других местах. Объясняли это тем, что из-за низкой стоимости растет поток пациентов, а значит, можно не завышать цену.
Могут ли быть большие скидки на лазерную коррекцию, нет ли здесь подвоха? И стоит ли вообще делать операцию по акции?
В платной медицине, как и в любом другом бизнесе, используют различные маркетинговые инструменты, в том числе акции и скидки. Это нормально и не всегда говорит о том, что услуга плохая. Однако есть предел, до которого можно снизить стоимость, не потеряв в качестве.
Обычно клиника может предложить скидку на лазерную коррекцию зрения примерно 10—15% за счет уменьшения собственной прибыли. Если же стоимость ниже в разы, значит, клиника экономит на качестве услуги. Расскажу, какие тут могут быть подводные камни.
Сходите к врачу
Наши статьи написаны с любовью к доказательной медицине. Мы ссылаемся на авторитетные источники и ходим за комментариями к докторам с хорошей репутацией. Но помните: ответственность за ваше здоровье лежит на вас и на лечащем враче. Мы не выписываем рецептов, мы даем рекомендации. Полагаться на нашу точку зрения или нет — решать вам.
Почему скидка на лазерную коррекцию зрения не может быть большой
Существует три основных способа значимо снизить стоимость лазерной коррекции зрения:
- Экономия на оборудовании. Клиника может использовать дешевое либо старое оборудование.
- Экономия на персонале. Можно нанимать врачей с более низкой квалификацией и меньшим опытом, чтобы платить им меньшую зарплату.
- Экономия на расходных материалах. Есть риск, что клиника стерилизует и повторно использует дорогие импортные расходники, которые должны быть одноразовыми. Например, лезвия в микрокератоме для ЛАСИК. Сэкономить на дорогом оборудовании и расходных материалах для него можно, только нарушив идеальный технологический цикл операции.
Значительные колебания цены и разного рода сомнительные предложения на российском медицинском рынке существуют, потому что нет единых этических требований к врачам, они нигде не закреплены.
За рубежом медицинскую лицензию получает не клиника, а врач. Он сдает специальный экзамен и должен придерживаться этических принципов, которые не позволяют ставить интересы бизнеса выше интересов пациента. Лицензию выдают с учетом того, что врач будет строго придерживаться врачебной этики.
В России собственником клиники может быть кто угодно, в том числе человек, не связанный никакими этическими обязательствами.
Какие признаки указывают на то, что стоит поискать другую клинику
Отсутствие детальной предоперационной диагностики. После диагностики я разделяю всех пациентов на три условные группы:
- Пациенты, у которых нет никаких противопоказаний. Им можно делать операцию сразу же.
- Пациенты, которым совсем нельзя делать коррекцию зрения.
- Пациенты, за которыми нужно понаблюдать или провести дополнительное обследование. Операция может быть возможна, но спустя некоторое время при условии стабильного зрения.
Иногда возникает внутренний конфликт интересов: чем лучше в клинике оборудование, тем качественнее диагностика, больше проблем выявляется и больше пациентов попадает в третью группу. А это значит, что уменьшается число операций, клиника теряет прибыль. Из-за этого далеко не везде принят детальный глубокий подход к предоперационной диагностике, часто на коррекцию зрения берут почти всех желающих.
При этом пациенту сложно оценить качество обследования перед лазерной коррекцией зрения, так как в офтальмологических клиниках используют приборы разных производителей. Набор диагностических инструментов варьируется от клиники к клинике.
Собственник не врач. Я бы, наверное, рекомендовал искать клиники, где собственники — врачи. Таких очень немного, но в этих случаях репутация важнее, чем сиюминутные коммерческие планы. Для своих клиник собственники-врачи чаще закупают новое современное оборудование, на котором потом сами и работают. В таких клиниках обычно нет планов по продажам.
Проверить, кто владелец клиники, можно, поискав информацию об учредителях организации в интернете, — юридическое название клиники указано в лицензии.
Активная продажа услуг. Должно насторожить усиленное маркетинговое давление, когда в клинику зазывают со всех сторон, используют разные приемы, предлагают бесплатные обследования, бренд клиники идет впереди врачей, которые там работают. Еще плохо, если специалисты в клинике часто меняются.
Не стоит делать коррекцию зрения там, где с порога начинаются активные продажи. Например, на пациента давят, уговаривают оплатить операцию прямо сейчас, потому что сроки горят, предлагают тут же оформить кредитный договор. В таких случаях в приоритете не здоровье пациентов, а планы собственника клиники, который диктует врачам, что делать.
Могут быть маркетинговые акции, в которых участвуют сразу несколько клиник, предлагающих операции по сниженной цене. Не исключено, что это одна и та же организация с филиалами, которую отдел маркетинга представляет как глобальную систему разных учреждений с высоким уровнем оборудования, стандартами качества и так далее. Есть вероятность, что рекламные заявления могут не соответствовать истине — как всегда, когда речь идет об активных продажах.
Как сэкономить на лазерной коррекции зрения
Существует этичный способ снизить цену — расположить клинику за городом, чтобы сэкономить на стоимости аренды. Однако это не позволяет сделать стоимость операции намного ниже, чем в других клиниках того же города. Также есть вероятность, что клиника станет нерентабельной из-за того, что не все пациенты захотят и смогут туда добраться.
К тому же стоимость аренды в регионах отличается между собой. Например, реальный способ сэкономить — сделать операцию не в Москве, а в другом регионе, где арендовать помещение для клиники дешевле и зарплата медперсонала в целом ниже. Нередко в региональных клиниках стоимость операций меньше, чем в столичных, даже если они используют качественное оборудование и работают с опытными врачами.