«Последний ронин»: 3 причины посмо­треть суровый российский боевик о выживании в пост­апокалипсисе
Поп-культура
13K
Кадры — «Централ Партнершип»

«Последний ронин»: 3 причины посмо­треть суровый российский боевик о выживании в пост­апокалипсисе

25
Аватар автора

Никита Демченко

напал первым

Страница автора

26 декабря в российских кинотеатрах вышел фильм «Последний ронин».

Это дебютная режиссерская работа клипмейкера Макса Шишкина. Действие картины разворачивается в недалеком будущем, в котором цивилизация оказывается на грани полного уничтожения. В центре сюжета — одинокий путник Ронин, сопровождающий девочку-подростка по опасной пустоши. Мировая премьера «Последнего ронина» прошла на международном кинофестивале Red Sea Film Festival в Саудовской Аравии. А за две недели до российского проката фильм купили для показа за рубежом.

Рассказываем о сильных и слабых сторонах отечественного постапокалиптического экшена и объясняем, почему ему стоит дать шанс.

Что за «Последний ронин»

Дата премьеры: 26 декабря 2024 года
Страна производства: Россия
Режиссер: Макс Шишкин
Сценарист: Макс Шишкин
В ролях: Юрий Колокольников, Диана Енакаева, Даниил Воробьев, Тихон Жизневский, Александр Мизёв
Жанры: боевик, фантастика
Фильмы и сериалы, похожие на «Последнего ронина»: «Безумный Макс: Дорога ярости», «Терминатор 2: Судный день», «Шестиструнный самурай», «Хороший, плохой, злой»
Продолжительность: 2 часа
Где смотреть: в российском прокате

Это вторичный, но эффектный постапокалиптический блокбастер с рейтингом R

Прекрасной России будущего нет. Других государств, впрочем, тоже. Одна только пустошь с каньонами, скалистыми горами и редкими центрами цивилизации. Изменившийся климат привел к ужасающим последствиям: голоду и ядерной войне. Как итог — выжженные земли, разрушенные города, практически неработающая техника. Бензин никому не нужен — выжившие расплачиваются друг с другом патронами, ценность которых зависит от калибра оружия.

Передвигаться в одиночку опасно, но преследуемого призраками прошлого Ронина это мало волнует. Облаченный в кожаный плащ и вооруженный катаной, он по всему континенту ищет убийц отца, попутно расправляясь с бандитами и головорезами.

Во время очередной вылазки путник сталкивается со своенравной девочкой-подростком Марией, сбежавшей из женской общины. Она надеется вернуться в родной дом, откуда ее с матерью когда-то выгнали, и просит помощи у странствующего воина. В обмен на щедрое вознаграждение Ронин соглашается сопроводить девочку, буравящую окружающих яростным взглядом, и со временем проникается к ней сочувствием.

Ронина играет Юрий Колокольников. Помимо катаны он носит пустой пистолет 45-го калибра, для которого крайне сложно найти патроны. Позднее «чеховское ружье», конечно, выстрелит
Ронина играет Юрий Колокольников. Помимо катаны он носит пустой пистолет 45-го калибра, для которого крайне сложно найти патроны. Позднее «чеховское ружье», конечно, выстрелит

Если оглянуться назад и вспомнить главные российские блокбастеры 2024 года, то многие из них окажутся экранизациями: литературных романов, сказок или даже комиксов. На их фоне угрюмая российская постапокалиптика звучит как минимум интригующе. Для отечественных широт явление пока исключительно редкое — в последние годы на эту территорию ступали разве что авторы «Эпидемии» и «Выживших».

Однако Макс Шишкин не пытается переосмыслить жанр с учетом местных реалий. Никаких знакомых панелек или всепоглощающей, но такой родной хтони. «Последний ронин» намеренно лишен национального колорита и рассказан универсальным киноязыком.

Иногда даже слишком универсальным. Сценарий у фильма полностью оригинальный, но построен он из кирпичиков, хорошо знакомых насмотренному зрителю: брутальный антигерой-одиночка соглашается помочь девочке и начинает испытывать к ней нечто похожее на отцовские чувства. Впереди опасные приключения, которые так или иначе изменят обоих. В их числе — стычки с враждебными бандами, побег из плена культистов-каннибалов и тайная вылазка на заброшенный завод, охраняемый роботами.

За визуальную концепцию отвечала креативный продюсер Эльза Серова. При написании сценария Шишкин держал в голове коричневые, бежевые и серые оттенки, но вместе с Эльзой они внедрили в палитру еще красный и черный
За визуальную концепцию отвечала креативный продюсер Эльза Серова. При написании сценария Шишкин держал в голове коричневые, бежевые и серые оттенки, но вместе с Эльзой они внедрили в палитру еще красный и черный

Складывается впечатление, что режиссер досконально изучил чужую иконографию и понемножку набрал отовсюду. Дуэт немногословного мужчины и эксцентричного ребенка напомнит о недавних «Одних из нас» или «Дороге», усыпанные черепами барханы вызовут ассоциации с «Безумным Максом» и «Фоллаутом», а электронный саундтрек Mimiko — c работам Николаса Виндинга Рефна.

Но это все, к счастью, лишь на первом, поверхностном уровне. Влюбленный в кинематограф Шишкин добавил к постапокалипсису элементы классических самурайских фильмов, вестернов и аниме. Поэтому в «Ронине» эхом отзываются в том числе «Шестиструнный самурай», «Письма мертвого человека», «Киборг» или, скажем, шедевры Клинта Иствуда и Акиры Куросавы. А еще — видеоигры вроде Max Payne или Death Stranding Хидео Кодзимы. C последней картину роднит, например, своеобразная эстетика. Зачастую персонажи одеты так, что могут и кровь заклятого врага пролить, и на модный показ заглянуть.

В этом смысле особенно отличился антагонист по кличке Король в исполнении Даниила Воробьева. Артисту уже приходилось играть харизматичных злодеев, но здесь он фигура одновременно и комическая, и устрашающая, пафосная и ерническая. Одетый в обтягивающий костюм, украшенный золотыми костями, Король упивается властью: восседает на троне, сделанном из автоматов, содержит красавиц-рабынь и разговаривает отчего-то на французском.

В картине снялась 17-летняя Диана Енакаева. Актриса играет в кино с 4 лет, но в «Последнем ронине» она впервые исполнила главную роль
В картине снялась 17-летняя Диана Енакаева. Актриса играет в кино с 4 лет, но в «Последнем ронине» она впервые исполнила главную роль

В «Последнем ронине» есть интересный мир и отличный экшен

Радость узнавания — весомая, но отнюдь не единственная причина посмотреть «Последнего ронина». Тем более что все отсылки — осознанные и не очень — заметят лишь синефилы. Остальных ревизионистская картина может увлечь ворлдбилдингом. Очень дозированно, но публике все же объясняют, как устроен мир, переживший апокалипсис.

Окончательно цивилизация все-таки не погибла, и, несмотря на царящий вокруг беспредел, в некоторых уголках континента действуют любопытные законы. Например, на рынке, где различные кланы торгуют ресурсами, установлен мораторий на стрельбу. А связь люди поддерживают при помощи неприкасаемых гонцов, которые в сопровождении специальных ищеек доставляют сообщения по долине. Те, кто еще сохранил в себе остатки гуманизма, убеждены, что человек должен уметь договариваться. Поэтому по правилам пустоши тот, кто нападает первым, неминуемо обрекает себя на смерть.

Разумеется, договоренности соблюдают не все. Кровопролитные стычки в «Последнем ронине» начинаются с первых же минут, и к их постановке создатели подошли с вдохновляющим энтузиазмом. В сценах схваток камера вмиг становится ручной и выписывает круги вокруг персонажей, пока те хладнокровно делают дырки в противниках и отрубают им конечности. Каждое следующее побоище больше и круче предыдущего. Апогеем становится мясорубка в узком пространстве, исполненная с хореографическим изяществом «Джона Уика» и «Олдбоя».

К тому же сцены драк нельзя назвать исключительно развлекательными. Так или иначе они работают на идею, тесно сплетаются с личным высказыванием автора. Через красоту и грязь кровопролитий Шишкин рассуждает о стремлении человечества к саморазрушению.

Для российского кино это еще одна вдохновляющая история успеха

Режиссер, автор идеи и сценария «Последнего ронина» — Макс Шишкин, известный клипмейкер. Макс снимал музыкальные видео для Ивана Дорна, Элджея, Лолиты, а также часть хоррор-альманаха «Кошмары музыкантов» с Моргенштерном*. К слову, в ранних работах уже чувствуется любовь начинающего режиссера к жанровому кино. Например, в клипе «360» главный герой собирает оружие, чтобы схлестнуться с финальным боссом и спасти принцессу — частично этот сюжет нашел отражение и в «Ронине».

Заручившись поддержкой коллег — креативного продюсера Эльзы Серовой и генерального продюсера Владимира Маслова, — Шишкин решился на съемки полноценного фильма. Сам концепт «постапокалипсис, в котором пуля — это валюта» возник года четыре назад, когда постановщик размышлял на тему «Как снять экшен, где есть огнестрел, но все предпочитают колюще-режущее». Идея попала в нужные руки, все завертелось, и вот съемочная группа уже готовится к мотору в бескрайних степях и суровых условиях под палящим солнцем и сильным ветром.

И хотя в широком прокате фильм только начинает свой путь, вложенные в него любовь и самоотдача уже частично окупились. За рубежом картина успела себя показать: сперва была премьера на международном фестивале Red Sea Film Festival в Саудовской Аравии, а затем и покупка прав для показа в других странах. Вскоре фильм Шишкина увидят в Северной и Латинской Америке, а также в странах Ближнего Востока, Северной Африки и бывшей Югославии. «Последний ронин» еще раз доказывает, что с помощью творчества можно преодолевать национальные границы.

В Казахстане съемочной группе пришлось столкнуться не только с переменчивой погодой, но и с огромными пауками
В Казахстане съемочной группе пришлось столкнуться не только с переменчивой погодой, но и с огромными пауками

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Никита ДемченкоКакой ваш любимый фильм про постапокалипсис?
  • Johnny SilverhandТрейлер выглядит как набор штампов. Смесь метро 2033, безумного Макса, Олдбоя и пары компьютерных игр. Картинка красивая.2
  • Мамин_абьюзер«Фильмы и сериалы, похожие на «Последнего ронина»: «Безумный Макс: Дорога ярости», «Терминатор 2: Судный день», «Шестиструнный самурай», «Хороший, плохой, злой»» Ахахахахахахахвхазавхазазах.12
  • cvetkova_uМамин_абьюзер, ахахах мешанина какая-то0
  • Антон ДыбовАлександр, "Пастернака не читал, но осуждаю", да © Пусть фраза вроде вымышленная, но тут ложится очень хорошо13
  • Антон ДыбовАлександр, вы предлагаете спорить о вкусах, что заведомо бесполезно. Но замечу, что огульно записывать всё кино РФ в низкопробное, это, скажем так, странно. Это как на нескольких червивых яблоках обжечься и решить, что все они червивые. Но воля ваша, конечно.12
  • Михаил ДоброхотовАлександр, а кто знал Кэмерона до Терминатора, Нолана до Помни, Финчера до Чужого 3 (провального), Линча до Головы-Ластик, Тарковского до Иванова детства?8
  • ПипяуПауки пришли 🕷0
  • Бежит_орётСвежая стрижка и бритье, ровный загар, чистые волосы и одежда при постапокалипсисе чек7
  • Алексей2 причины не смотреть: 1. картинки в статье, начиная с самой первой; 2. "клипмейкер". Но может и гляну. Интересно же, что наши делают.0
  • Алексей ХромовАлексей, а работы клипмейкеров Дэвида Финчера и Мишеля Гондри вы тоже не смотрите?2
  • АлексейАлексей, в один ряд поставили всех клипмейкеров как равных друг другу. Ну, смотрите всех тогда уж. Не буду вам мешать. :)1
  • Мамин_абьюзерМихаил, и клипмейкера Шишкина до Последнего ронина1
  • Рубен ПетросянЗабавно что не упомянуты реальные источники использования патронов как валюты, в русскоязычном пространстве это книга "Мародер"1
  • Ольга АзимбаеваА мне фильм понравился. Ни минуты не пожалела, что пошла. Хотя я не любитель всей это кровухи. Снято здорово, музыка отличная. Что-то между Игрой престолов, советским Сталкером и Безумным Максом.1
  • Smith BlackАлексей, ну так это же вы применили "клипмейкер" в уничижительном смысле. Клипмейкеры весьма технически круты. Тот же Гондри или Гай Ричи например. Я сейчас именно о них как о клипмейкерах.0
  • АлексейДа, вам я тоже мешать не буду. :) И всем остальным, кто отпишется в этой ветке, заранее отвечу, что тоже мешать не буду. :)0
  • Smith BlackАлексей, да вы мне ничуть не мешает) Просто странно видеть хейт целого жанра визуального искусства как такового когда на дворе XXI век)0
  • Серёжа Федулов1)Брутальный мужчина , решил помочь 2) девочке..3)канибалы4) культисты 5) постапокалипсис 6) со временем суровый мужик проникся чувствами..7) роботы вместо зомби... Не совсем на The last of us не похоже...походу клипмейкер поиграл в 1ю и 2 часть на PlayStation..и слизал весь сюжет чуть чуть подкорректируя... Сценаристы деградируют0
  • Игорь ВасенковЯ сходил, и считаю фильм довольно приятным. Мне сильно напомнило по подаче "Побег из Нью-Йорка" Карпентера, который я обожаю. Нарочито странные диалоги и вообще вот это вот всё про сурового героя, помноженное на хорошую работу с камерой, отличную музыку на синтах в стиле боевиков 80х. По мне так здорово, я вижу, что он любит, и понимаю, почему. Естественно фильм не без косяков. Как минимум упомяну то, что отсылки отсылками, но как будто Макс постарался уместить в один фильм вообще всё, что любит. Это не катастрофа, конечно, но ощущается. То есть я надеюсь, что он продолжит делать в хорошем смысле простое и классно снятое экшн кино, но сделает это чуть умереннее и больше от себя. А так молодцом парень!1
  • Антон ПахомовСценарий взят из игры престолов. Адаптирован к нашим реалиям: птушница пошла искать батю, который ушёл за хлебом 20 лет назад (точнее отправил её мать), помогать попросила бомжа Петровича. Задумка интересная, в целом движение было интересное, но когда пришли к "королю", то я сразу задумался, почему не добавили тег "комедия". Реплики девочки просто испанский стыд, такое ощущение, что она на одном уровне со мной, а ведь я только на утреннике выступал. Диалоги тоже проработаны на уровне /b (бред).1
Вот что еще мы писали по этой теме