«Последний ронин»: 3 причины посмо­треть суровый российский боевик о выживании в пост­апокалипсисе
Поп-культура
1K
Кадры — «Централ Партнершип»

«Последний ронин»: 3 причины посмо­треть суровый российский боевик о выживании в пост­апокалипсисе

9
Аватар автора

Никита Демченко

напал первым

Страница автора

26 декабря в российских кинотеатрах вышел фильм «Последний ронин».

Это дебютная режиссерская работа клипмейкера Макса Шишкина. Действие картины разворачивается в недалеком будущем, в котором цивилизация оказывается на грани полного уничтожения. В центре сюжета — одинокий путник Ронин, сопровождающий девочку-подростка по опасной пустоши. Мировая премьера «Последнего ронина» прошла на международном кинофестивале Red Sea Film Festival в Саудовской Аравии. А за две недели до российского проката фильм купили для показа за рубежом.

Рассказываем о сильных и слабых сторонах отечественного постапокалиптического экшена и объясняем, почему ему стоит дать шанс.

Что за «Последний ронин»

Дата премьеры: 26 декабря 2024 года
Страна производства: Россия
Режиссер: Макс Шишкин
Сценарист: Макс Шишкин
В ролях: Юрий Колокольников, Диана Енакаева, Даниил Воробьев, Тихон Жизневский, Александр Мизёв
Жанры: боевик, фантастика
Фильмы и сериалы, похожие на «Последнего ронина»: «Безумный Макс: Дорога ярости», «Терминатор 2: Судный день», «Шестиструнный самурай», «Хороший, плохой, злой»
Продолжительность: 2 часа
Где смотреть: в российском прокате

Это вторичный, но эффектный постапокалиптический блокбастер с рейтингом R

Прекрасной России будущего нет. Других государств, впрочем, тоже. Одна только пустошь с каньонами, скалистыми горами и редкими центрами цивилизации. Изменившийся климат привел к ужасающим последствиям: голоду и ядерной войне. Как итог — выжженные земли, разрушенные города, практически неработающая техника. Бензин никому не нужен — выжившие расплачиваются друг с другом патронами, ценность которых зависит от калибра оружия.

Передвигаться в одиночку опасно, но преследуемого призраками прошлого Ронина это мало волнует. Облаченный в кожаный плащ и вооруженный катаной, он по всему континенту ищет убийц отца, попутно расправляясь с бандитами и головорезами.

Во время очередной вылазки путник сталкивается со своенравной девочкой-подростком Марией, сбежавшей из женской общины. Она надеется вернуться в родной дом, откуда ее с матерью когда-то выгнали, и просит помощи у странствующего воина. В обмен на щедрое вознаграждение Ронин соглашается сопроводить девочку, буравящую окружающих яростным взглядом, и со временем проникается к ней сочувствием.

Ронина играет Юрий Колокольников. Помимо катаны он носит пустой пистолет 45-го калибра, для которого крайне сложно найти патроны. Позднее «чеховское ружье», конечно, выстрелит
Ронина играет Юрий Колокольников. Помимо катаны он носит пустой пистолет 45-го калибра, для которого крайне сложно найти патроны. Позднее «чеховское ружье», конечно, выстрелит

Если оглянуться назад и вспомнить главные российские блокбастеры 2024 года, то многие из них окажутся экранизациями: литературных романов, сказок или даже комиксов. На их фоне угрюмая российская постапокалиптика звучит как минимум интригующе. Для отечественных широт явление пока исключительно редкое — в последние годы на эту территорию ступали разве что авторы «Эпидемии» и «Выживших».

Однако Макс Шишкин не пытается переосмыслить жанр с учетом местных реалий. Никаких знакомых панелек или всепоглощающей, но такой родной хтони. «Последний ронин» намеренно лишен национального колорита и рассказан универсальным киноязыком.

Иногда даже слишком универсальным. Сценарий у фильма полностью оригинальный, но построен он из кирпичиков, хорошо знакомых насмотренному зрителю: брутальный антигерой-одиночка соглашается помочь девочке и начинает испытывать к ней нечто похожее на отцовские чувства. Впереди опасные приключения, которые так или иначе изменят обоих. В их числе — стычки с враждебными бандами, побег из плена культистов-каннибалов и тайная вылазка на заброшенный завод, охраняемый роботами.

За визуальную концепцию отвечала художница-постановщица и креативный продюсер Эльза Серова. При написании сценария Шишкин держал в голове коричневые, бежевые и серые оттенки, но вместе с Эльзой они внедрили в палитру еще красный и черный
За визуальную концепцию отвечала художница-постановщица и креативный продюсер Эльза Серова. При написании сценария Шишкин держал в голове коричневые, бежевые и серые оттенки, но вместе с Эльзой они внедрили в палитру еще красный и черный

Складывается впечатление, что режиссер досконально изучил чужую иконографию и понемножку набрал отовсюду. Дуэт немногословного мужчины и эксцентричного ребенка напомнит о недавних «Одних из нас» или «Дороге», усыпанные черепами барханы вызовут ассоциации с «Безумным Максом» и «Фоллаутом», а электронный саундтрек Mimiko — c работам Николаса Виндинга Рефна.

Но это все, к счастью, лишь на первом, поверхностном уровне. Влюбленный в кинематограф Шишкин добавил к постапокалипсису элементы классических самурайских фильмов, вестернов и аниме. Поэтому в «Ронине» эхом отзываются в том числе «Шестиструнный самурай», «Письма мертвого человека», «Киборг» или, скажем, шедевры Клинта Иствуда и Акиры Куросавы. А еще — видеоигры вроде Max Payne или Death Stranding Хидео Кодзимы. C последней картину роднит, например, своеобразная эстетика. Зачастую персонажи одеты так, что могут и кровь заклятого врага пролить, и на модный показ заглянуть.

В этом смысле особенно отличился антагонист по кличке Король в исполнении Даниила Воробьева. Артисту уже приходилось играть харизматичных злодеев, но здесь он фигура одновременно и комическая, и устрашающая, пафосная и ерническая. Одетый в обтягивающий костюм, украшенный золотыми костями, Король упивается властью: восседает на троне, сделанном из автоматов, содержит красавиц-рабынь и разговаривает отчего-то на французском.

В картине снялась 17-летняя Диана Енакаева. Актриса играет в кино с 4 лет, но в «Последнем ронине» она впервые исполнила главную роль
В картине снялась 17-летняя Диана Енакаева. Актриса играет в кино с 4 лет, но в «Последнем ронине» она впервые исполнила главную роль

В «Последнем ронине» есть интересный мир и отличный экшен

Радость узнавания — весомая, но отнюдь не единственная причина посмотреть «Последнего ронина». Тем более что все отсылки — осознанные и не очень — заметят лишь синефилы. Остальных ревизионистская картина может увлечь ворлдбилдингом. Очень дозированно, но публике все же объясняют, как устроен мир, переживший апокалипсис.

Окончательно цивилизация все-таки не погибла, и, несмотря на царящий вокруг беспредел, в некоторых уголках континента действуют любопытные законы. Например, на рынке, где различные кланы торгуют ресурсами, установлен мораторий на стрельбу. А связь люди поддерживают при помощи неприкасаемых гонцов, которые в сопровождении специальных ищеек доставляют сообщения по долине. Те, кто еще сохранил в себе остатки гуманизма, убеждены, что человек должен уметь договариваться. Поэтому по правилам пустоши тот, кто нападает первым, неминуемо обрекает себя на смерть.

Разумеется, договоренности соблюдают не все. Кровопролитные стычки в «Последнем ронине» начинаются с первых же минут, и к их постановке создатели подошли с вдохновляющим энтузиазмом. В сценах схваток камера вмиг становится ручной и выписывает круги вокруг персонажей, пока те хладнокровно делают дырки в противниках и отрубают им конечности. Каждое следующее побоище больше и круче предыдущего. Апогеем становится мясорубка в узком пространстве, исполненная с хореографическим изяществом «Джона Уика» и «Олдбоя».

К тому же сцены драк нельзя назвать исключительно развлекательными. Так или иначе они работают на идею, тесно сплетаются с личным высказыванием автора. Через красоту и грязь кровопролитий Шишкин рассуждает о стремлении человечества к саморазрушению.

Для российского кино это еще одна вдохновляющая история успеха

Режиссер, автор идеи и сценария «Последнего ронина» — Макс Шишкин, известный клипмейкер. Макс снимал музыкальные видео для Ивана Дорна, Элджея, Лолиты, а также часть хоррор-альманаха «Кошмары музыкантов» с Моргенштерном*. К слову, в ранних работах уже чувствуется любовь начинающего режиссера к жанровому кино. Например, в клипе «360» главный герой собирает оружие, чтобы схлестнуться с финальным боссом и спасти принцессу — частично этот сюжет нашел отражение и в «Ронине».

Заручившись поддержкой коллег — креативного продюсера Эльзы Серовой и генерального продюсера Владимира Маслова, — Шишкин решился на съемки полноценного фильма. Сам концепт «постапокалипсис, в котором пуля — это валюта» возник года четыре назад, когда постановщик размышлял на тему «Как снять экшен, где есть огнестрел, но все предпочитают колюще-режущее». Идея попала в нужные руки, все завертелось, и вот съемочная группа уже готовится к мотору в бескрайних степях и суровых условиях под палящим солнцем и сильным ветром.

И хотя в широком прокате фильм только начинает свой путь, вложенные в него любовь и самоотдача уже частично окупились. За рубежом картина успела себя показать: сперва была премьера на международном фестивале Red Sea Film Festival в Саудовской Аравии, а затем и покупка прав для показа в других странах. Вскоре фильм Шишкина увидят в Северной и Латинской Америке, а также в странах Ближнего Востока, Северной Африки и бывшей Югославии. «Последний ронин» еще раз доказывает, что с помощью творчества можно преодолевать национальные границы.

В Казахстане съемочной группе пришлось столкнуться не только с переменчивой погодой, но и с огромными пауками
В Казахстане съемочной группе пришлось столкнуться не только с переменчивой погодой, но и с огромными пауками

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Никита ДемченкоКакой ваш любимый фильм про постапокалипсис?
  • Александр КНе смотрю современные российские фильмы, считаю их бездарными. Даже трейлер не смог посмотреть в статье, ютуб заблочен.0
  • Johnny SilverhandТрейлер выглядит как набор штампов. Смесь метро 2033, безумного Макса, Олдбоя и пары компьютерных игр. Картинка красивая.1
  • Мамин_абьюзер«Фильмы и сериалы, похожие на «Последнего ронина»: «Безумный Макс: Дорога ярости», «Терминатор 2: Судный день», «Шестиструнный самурай», «Хороший, плохой, злой»» Ахахахахахахахвхазавхазазах.3
  • cvetkova_uМамин_абьюзер, ахахах мешанина какая-то0
  • Антон ДыбовАлександр, "Пастернака не читал, но осуждаю", да © Пусть фраза вроде вымышленная, но тут ложится очень хорошо6
  • Александр КАнтон, я смотрел несколько фильмов РФ. После просмотра какого-то там по счету понял, что мое время дороже. А начинать разбираться в сортах г..на, извините, не в моих планах. Сравнение с Пастернаком совсем некорректное. Скорсезе, Нолана, Линча, Кэмерона, Тарковского, Данелию, знают все. А кто такой Макс Шишкин??1
  • Антон ДыбовАлександр, вы предлагаете спорить о вкусах, что заведомо бесполезно. Но замечу, что огульно записывать всё кино РФ в низкопробное, это, скажем так, странно. Это как на нескольких червивых яблоках обжечься и решить, что все они червивые. Но воля ваша, конечно.7
  • Михаил ДоброхотовАлександр, а кто знал Кэмерона до Терминатора, Нолана до Помни, Финчера до Чужого 3 (провального), Линча до Головы-Ластик, Тарковского до Иванова детства?2
  • ПипяуПауки пришли 🕷0
Вот что еще мы писали по этой теме