Как я жду возврат денег за авиабилеты три года

13

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Челодой Моловек

Страница автора

В начале 2020 года мы запланировали отпуск в Риме. Билеты авиакомпании Аэрофлот купили заранее на середину июня.

Когда новости об эпидемии коронавируса все больше захватывали информационное пространство — в апреле 2020 года, мы решили не рисковать и отложить поездку. Особенно учитывая, что в Европе активное заражение началось именно с Италии.

Но оказалось, что вернуть деньги за билеты непросто.

Ответ авиакомпании

Сначала для возврата денег за отмененные билеты мы обратились напрямую в Аэрофлот — через форму на официальном сайте. Это было 14 апреля 2020 года. Сослались на положения ст. 450 ГК РФ и ст. 108 Воздушного Кодекса РФ, а также на условия возвратного тарифа наших авиабилетов.

Оператор приняла наше аннулирование билетов, и мы получили ответ на письмо следующего содержания: «По Вашему обращению сообщаем, что билеты направлены в специальную очередь для произведения возврата. В связи с тем, что Ваш рейс был отменен отказ от перевозки будет считаться вынужденным».

Время шло, деньги не поступали, и мы решили написать официальную претензию, сославшись на ст. 22 Федерального закона РФ «О защите прав потребителей». Подождав еще 10 дней, и не получив ответа, мы подали иск в суд.

Суд

В июне 2020 года наш иск был принят мировым судом. Было проведено предварительное судебное заседание, на которое представители Аэрофлота не явились. А в конце июля на судебном заседании они заявили, что закон изменился, и явно не в нашу пользу:

  • были внесены изменения в статью 107 Воздушного Кодекса РФ, и теперь в случае отказа пассажира от воздушной перевозки при введении режима повышенной готовности уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации;
  • было выпущено Постановление Правительства РФ № 991, где устанавливался порядок возврата денежных средств: только по истечении 3 лет с даты билетов. Причем действие этого Постановления распространялось на прошедшее время, на все авиабилеты с датой вылета с февраля 2020 года.

В суде мы доказывали, что эти новые положения на нас распространяться не могут, поскольку мы фактически расторгли договор до принятия этих новых законов.

Итог

Мировой суд в итоге вынес решение о том, что денежные средства Аэрофлот нам вернуть должен, но по истечении 3 лет, как указано в Постановлении № 991.

Но даже такая формулировка нас не устроила, и они обратились с апелляционной жалобой. Районный суд, не смотря на все наши доводы, отменил решение суда первой инстанции, и указал, что даже требовать возврата мы имеем право только по истечении 3 лет с даты, указанной в билетах.

Сейчас, когда время пролетело незаметно, и осталось каких-то 4 месяца до заветной даты, я готовлюсь к тому, что получить деньги обратно будет отнюдь нелегко. Наверное, стоило подать иск раньше, чтобы суд вынес решение до принятия изменений в законы.

РедакцияКак бы вы поступили в такой ситуации?
  • Igor ZabavnovДа, были времена. Помню кормили этими обещаниями про очередь, а потом внезапно приняли постановление и ждать 3 года. Ваучером более-менее выгодно удалось воспользоваться один раз для полета в США. Думал ещё куда слетать, но сами знаете. Мой последний самолёт Аэрофлота из Европы вообще развернули в Москву. Так на нем и не слетал.4
  • ЭдуардЕщё бы потребовал проценты. Если эти деньги лежали бы на срочном вкладе на моём счету три года,то не стал бы судиться.3
  • Челодой МоловекЭдуард, проценты, согласно этому же Постановлению, тоже начисляются, но по определенной формуле исходя из действовавших размеров ставки рефинансирования. За эти 3 года набежит примерно + 10 тыс. руб., что тоже не так плохо.1
  • Челодой МоловекIgor, вот из-за этих "сами знаете" мы и не взяли ваучер: на тот момент было непонятно сколько это продлится, в итоге - непонятно до сих пор0
  • Даниил ВыголовЗавтра истекает срок действия выданного вместо билета ваучера, написал в поддержку, жду ответа по возврату денег.1
  • Денис БрылевДаниил, есть результат? У меня таких билетов на 250тр. Может ещё у кого практика есть такая?0
  • Denis ShumayДа, неприятно. Вчера, после 3-х лет ожидани, вернул деньги за билеты. Начислили проценты, но с них сами же удержали НДФЛ - потому что я оказывается получал доход) Интересно что прочие авиакомпании вернули деньги в течении 3-х месяцев. Вот уже 3 года услугами АФЛ не пользуюсь принципиально.0
  • Denis ShumayАбрикос, да чего тут хорошего - проценты настолько мизерные, что о компенсации говорить смешно, так они с этих процентов еще НДФЛ вычли.0
  • Denis ShumayДополнение. Кстати, за один билет АФЛ удалось вернуть деньги сразу - он был оплачен карточкой Альфабанка и я подал на chargeback. Единственный банк который не заcc@л и вернул деньги.0
  • Челодой МоловекПо итогу: в офисе Аэрофлота сказали, что теперь все действия по возврату производятся через заявку на сайте. В заявке указывается номер билета/ваучера, данные для перечисления денежных средств, ИНН (необходимо для уплаты НДФЛ с процентов). Заполнили заявку, денежные средства перечисляют в течение 10 рабочих дней (у нас получилось около недели). Стоимость билетов и проценты зачислены на счет. Важно: если у вас изменились реквизиты карты, с которой вы оплачивали билеты (закончился срок действия, утрачена и т.д.), то вам придется в офисе подтверждать, что карты недействительна. В таком случае все денежные выплаты будут наличными.0
  • ЕленаА я вот прохожу этот квест уже месяц. Из-за того, что я с другой страны возврат вообще пробрел гиганские масштабы. Мне теперь нужно лететь в другой город где есть представительство Аэрофлота. А кто мне будет билеты оплачивать? Переписки с колл-центром никчему не приводят, они твердят одно и тоже обращайтесь в представительство. Пытылась позвонить туда, но и там даже трубку не берут.0
  • Вадим Х.Denis, приветствую, а нам так и не вернули. Но мы не оформляли ваучер, а оформили перевозку по тому же маршруту. Сто мне этот ваучер на определенную сумму, за которую уже не полетишь по желаемому маршруту? Второй билет также был отменен из-за ковида, но теперь Аэрофлот запутался и не понимает с какой даты ему возвращать билеты, а я могу попасть в петлю, когда для первых билетов уже прошло 4 года (истек срок возврата), а для вторых не наступило 3 года. И боюсь что Аэрофлот будет соскакивать, уже готовлю материал в Роспотребнадзор и Росавиацию.0
  • СергейЯ тоже попал в такую ситуацию. Покупал билеты по карте VISA карте не из РФ. Срок возврата истекает на днях. В колл-центре говорят приезжайте в представительство в РФ (либо по доверенности), в заграничные представительства нельзя, т.к. возврат в них возможен только если билет покупался в стране представительства. Кто=нибудь решил вопрос по возврату купленных билетов не в РФ?0