Letterboxd: почему так популярно приложение для синефилов и как им пользоваться
Уже больше десяти лет киноманы сидят в модном сервисе, заменяющем привычное и скучное кинохранилище IMDb.
Я пользуюсь Letterboxd уже 5 лет и досконально изучил все его возможности. А теперь рассказываю, почему этот сервис стал универсальным и практически незаменимым инструментом для каждого, кто увлекается кино.
Что вы узнаете
😍 Letterboxd придумали синефилы
13 лет назад два новозеландца Мэттью Бьюкенен и Карл фон Рандов создали ультимативный киноманский сайт: с архивом как у IMDB, с удобным минималистичным дизайном как у Goodreads и социальными функциями как у Twitter. Вряд ли они предполагали, что спустя десятилетие сервисом будет пользоваться Мартин Скорсезе.
Секрет успеха Letterboxd кроется в гибкой базе данных: если нужного фильма нет на сервисе, вы всегда можете добавить картину сами. Другая причина — привлекательная социальная составляющая, где ваш юмористический отзыв в одну строку может стать популярнее самой глубокой рецензии на несколько страниц.
Мэттью и Карл в первую очередь были веб-дизайнерами, что заметно: сервисом удобно и приятно пользоваться. В эпоху мобильности и короткой концентрации внимания это оказалось еще одним ключом к успеху.
Мэттью и Карл никуда не спешили. Первые два года Letterboxd работал лишь по закрытым приглашениям. А до 2020 считался слишком модной киносоцсетью не для всех. Но с начала пандемии количество пользователей выросло в разы. Ведь у людей появилось больше времени для просмотра отложенных фильмов, поиска скрытых шедевров или попросту каталогизирования кино.
На конец 2024 года сервис насчитывает 14 миллионов пользователей. Для сравнения, за 34 года IMDb преодолел отметку в 80 миллионов, что почти в 6 раз больше. Но при этом фильмы оценивают там в разы реже. Картин, достигших миллиона оценок на IMDb, вы не насчитаете и сотни — тогда как на Letterboxd их уже больше четырехсот. Для этого даже ведется отдельный список Клуба миллионников.
И это притом, что IMDb обязывает поставить хоть какую-то оценку, если вы хотите отметить фильм как просмотренный. А вот в Letterboxd вы можете просто отметить сам факт просмотра, и сервис учтет это в общей статистике.
🧑💻 У сервиса огромный функционал
Letterboxd одновременно и простой, и сложный. Если использовать сервис как кинодневник и архив просмотренного, а также писать о своих впечатлениях и следить за досугом друзей, то он компактен и минималистичен. Да и дизайн сайта в виде плиток с фильмами прост и приятен глазу — в отличие от перегруженного функциями и текстом IMDb.
Однако при полном использовании сервиса раскрывается многофункциональность, которая заключается в необходимости освоить систему ведения дневника просмотров и списков, разобраться в категориях фильмов и тегах, а также привыкнуть к специфике рецензий и статистике. Так что Letterboxd дает больше возможностей, чем кажется на первый взгляд.
Сервисом удобно пользоваться, когда вы не знаете, на каком стриминге посмотреть фильм. Список онлайн-кинотеатров не ограничивается стандартными Netflix, Amazon и Apple TV+. Это могут быть и синефильские Mubi, Criterion, Shudder, и стриминги каналов от крупных AMC и Disney+.
Все зависит от выставляемой страны, в которой доступны эти стриминги. Так, в России можно выставить для отображения «Кинопоиск», Premier и Start. С платной подпиской на Letterboxd вы можете подстроить под себя любые сервисы из любых стран. Таким образом, легко следить, вышел ли фильм в сеть или еще нет.
В некоторых англоязычных странах Letterboxd и вовсе показывает ближайшие киносеансы интересующего вас фильма. Вероятно, постепенно эта функция распространится и на другие территории.
Сервис можно использовать для отслеживания трендов. Достаточно обратить внимание на несколько вкладок. Есть, например, целый раздел «Популярные фильмы этой недели» — это каскад нескончаемых картин, отсортированных по интересу пользователей. Список привязан не только к количеству выставленных оценок, но и к частоте их поиска пользователями.
Так можно быстро увидеть, что на самом деле смотрят на Netflix прямо сейчас, а не то, что платформы пытаются продвигать, создавая искусственные тренды. Иногда вы можете заметить очевидные тенденции: в Хеллоуин — засилье хорроров, при смерти актеров или реюнионе групп — игровые или документальные фильмы с их участием. Кассовые хиты года всегда держатся максимально высоко, а если вы увидели абсолютно неизвестный вам фильм — значит, он прямо сейчас вирусится в TikTok.
Этот раздел можно расширить или, наоборот, сузить, достаточно поиграться с удобными фильтрами. Например, выставить популярность за определенное десятилетие, указать только документальные французские фильмы в военном жанре, доступные прямо сейчас на Amazon Prime и только короткометражного типа.
Помимо этого, на Letterboxd существует раздел популярности исключительно среди ваших друзей. То есть вам будут показаны и отсортированы фильмы, которые знакомые смотрели за неделю.
Это соцсеть таких же синефилов, как и вы. В каком-то смысле Letterboxd заменяет Facebook* — это тоже сервис для написания огромных полотен заумного текста с кучей киношных референсов в надежде найти своих и создать дискуссию в комментариях.
С другой стороны, Letterboxd напоминает Twitter, где одно смешное или скандальное предложение может собрать тысячу лайков за минуту. Для некоторых подобная реакция становится основным мотивом пребывания на сайте.
Соревнование в лаконичном остроумии происходит каждый день. Порой доходит до абсурда: мини-рецензии иногда выглядят так, что кажется, будто их авторы могли бы написать это, и не смотря фильм. Чтобы так набить руку, достаточно быть просто кинокритиком или членом какого-нибудь киноклуба. А иногда — хорошо шутить.
Это неочевидный способ промоутинга и саморекламы. За последние несколько лет в Letterboxd зарегистрировались такие режиссеры, как Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола, Майк Флэнеган, Шон Бэйкер, Кристофер Маккуорри, Майкл Манн и актеры Кайл Маклоклен, Дафни Кин, Рэйчел Сеннотт. Сервисом пользуются и кинокритики вроде Дэвида Эрлиха и Романа Волобуева. Но есть и примеры, когда известные люди не хотят афишировать свое присутствие на сайте, вроде Райана Джонсона.
Но самое важное, что у многих крупных фестивалей, премий, медиаизданий, стриминговых сервисов и дистрибьюторов есть свои официальные аккаунты. И для всех них платформа — хороший способ лишний раз подмигнуть, что у одних скоро стартует фестиваль, у других выходит фильм, а у третьих большая статья.
Причем от величины компании не зависит качество ведения аккаунта. Так, в профиле Netflix ничего не происходит уже почти год, а небольшой сервис Mubi обновляется почти каждую неделю. Также у Letterboxd есть и свой блог на сайте, где публикуются избранные новости, интервью, подкасты и брендированный видеоконтент.
Letterboxd работает не только как личный каталог просмотренного и желаемого. Это еще и архив тематических списков. Их так много, что иногда кажется, будто подборок в базе больше, чем фильмов. Встречаются списки по типу челленджей: «30 хорроров для просмотра на Хеллоуин». Или более классические мегаломанские подборки вроде «1001 фильм, который вы должны посмотреть, прежде чем умереть», бережно перенесенный из одноименной справочной книги.
Или постоянно обновляемые топ-250 самого Letterboxd, с определенными правилами и даже разбитые по жанрам; если вам, например, интересен топ только анимационных фильмов или документальных. Или исключительно индустриальные списки программ кинофестивалей от Канн до Московского кинофестиваля и номинантов премий от Американской киноакадемии до «Золотого орла».
Это уже не говоря о множестве неформатных списков под настроение, когда хочется покопаться в комфортных фильмах, безнадежных и визуально безумных. Все это держится не только на энтузиастах, но и на официальной редакции сервиса, которая составляет свои или, с указанием автора оригинала, копирует чужие.
Ни один другой сервис до сих пор не приблизился к настолько универсальному и уникальному составлению списков. Это отдельный вид развлечения и целая культура для голодных синефилов, архивариусов или просто бездельников.
💸 Здесь есть несколько видов подписок
Практически с самого основания Letterboxd жил за счет платных подписчиков, которым предоставляется чуть более развернутый функционал. Со временем приложение и особенно сайт стали жить за счет рекламы. Сейчас у Letterboxd помимо основного бесплатного есть два уровня годовых подписок, отключающих в первую очередь рекламу: Pro и Patron, за 20 $ (1947 ₽) и 50 $ (4868 ₽) в год соответственно.
Подписка Pro открывает углубленную личную статистику просмотров за все время или за конкретный год. Это довольно красивая и детальная метрика, которая по разным критериям систематизирует все, что вы отметили на сервисе: количество фильмов по годам и десятилетиям, жанрам, темам, странам, языкам.
Вы можете узнать, у какого актера, режиссера, студии и даже декоратора смотрели больше всего фильмов. У того же «Кинопоиска» есть подозрительно похожий функционал, даже с дизайном карты мира, где отмечено количество просмотренных фильмов каждой страны.
Помимо этой статистики Pro дает возможность настраивать легальные сервисы для просмотра на карточке с фильмом. То есть вы можете выбрать в настройках профиля Apple TV+ и Wink, и если фильм есть на одном из этих сервисов — Letterboxd вам на это укажет, а по желанию даже оповестит, как только он выйдет. Также вам позволят смотреть среднюю оценку фильму среди ваших друзей, настраивать ленту друзей и копировать списки в один клик.
Подписка Patron добавляет лишь большую персонализацию. Вы можете выбрать сами фон и постер на фильм, поставить картинку в шапку профиля, в список или рецензию. Причем очевидно, что вам не удастся на рецензию на «Крестного отца» поставить фон из «Свинки Пеппы». У каждого фильма есть свой набор плакатов.
Есть также и уровни профиля, которые купить не получится. Например, статус HQ около профиля означает, что аккаунт принадлежит официальной и верифицированной организации, связанной с кино. Его возможности не так сильно отличаются от платных пользователей, но такие профили могут публиковать собственные новости в блоге. Еще один статус, Crew, в принципе не обладает какими-то преимуществами, а просто сообщает, что его владелец состоит в команде Letterboxd.
Если вас не раздражает реклама, то все это, конечно, излишества. Получить удовольствие от сервиса можно и в базовом виде.
🧐 Как пользоваться Letterboxd
Начните отмечать просмотренные фильмы. Когда зарегистрируетесь, вы можете столкнуться лишь с единственным неудобным моментом — это ведение дневника.
Сначала вам нужно выбрать фильм и открыть его страницу. Если вы находитесь в веб-версии, то необходимая область — серый прямоугольник справа. Если в мобильном приложении, то ищите на экране длинный вытянутый серый прямоугольник под общим рейтингом.
Дальше все зависит от того, хотите ли вы привязывать просмотр фильма к дате или нет. Если вам нужно сформировать что-то вроде дневника, а не чек-листа, то важно каждый ваш новый просмотр привязывать к дате.
Чтобы отметить фильм с привязкой к дате, нажмите строчку Review or log. Выберите нужную дату. Это может быть любое число. Даже прошлый год. Рецензию писать необязательно: но если есть желание, поделитесь мнением о фильме или придумайте какую-нибудь шутку.
Поставьте оценку или лайк. Так пользователи обычно отмечают особенно понравившиеся им фильмы. Если вы пересматриваете фильм, нажмите на кнопку I’ve watched this film before. Если в вашей рецензии есть спойлеры, поставьте галочку на Contains spoilers. Нажмите кнопку Save. Теперь фильм в вашем дневнике. Вы можете найти отметку в разделе Diary.
Если же вы не помните дату просмотра или вы просто отмечаете все, что когда-либо смотрели, или не хотите, чтобы ваша отметка была видна в ленте, то все еще проще. Чтобы отметить фильм без привязки к дате, просто нажмите на кнопку глаза с надписью Watch. В остальном это никак не отличается от другого вида оценок с датой.
Создание списков. Сперва поймите, для кого вы создаете список: лично для себя, других пользователей или друзей с доступом по закрытой ссылке. Letterboxd дает выбрать одну из трех опций. Но статус списка можно поменять в любой момент.
В сервисе существуют списки на несколько десятков тысяч фильмов, так что вы вряд ли пробьете лимит. И не забудьте проверить чекбокс, который ранжирует все фильмы по местам. Напротив каждого фильма в вашем списке вы также можете оставить примечание.
После создания какого-либо списка, даже если вы зашли в чужой, можете поиграться с фильтрами по стране, жанру или году. Это бывает очень удобно, когда списки слишком большие.
Что делать, если нет фильма, который я посмотрел. В 99% случаев все, что вы посмотрели или хотите посмотреть из полнометражного и короткометражного кино, уже есть в базе Letterboxd. Сервис заимствует чужую базу данных TMDB с открытым исходным кодом. Это означает, что в теории любой зарегистрировавшийся человек может добавить фильм самостоятельно или внести правки в существующую карточку.
Обычно в течение дня после создания фильм появляется на Letterboxd автоматически, согласно всем добавленным данным. У такой базы есть свой свод правил, который распространяется и на Letterboxd. Так, вы не можете создать карточку с игрой, клипом или иммерсивной инсталляцией.
Сам Letterboxd иногда делает исключения и может вручную, в обход TMDB добавить какой-то клип или VR-фильм. Но случается это редко, а если и случается, то это что-то уже ставшее популярным или культурно значимым. Как, например, расширенный клип Майкла Джексона Thriller или анимационная иммерсивная VR-инсталляция Gloomy Eyes.
Если вы сами захотели создать карточку с фильмом, то беспокоить Letterboxd точно не стоит. На TMDB есть отдельная инструкция со всеми правилами, которые здесь невозможно будет перечислить вкратце, так что лучше ознакомиться с ними самостоятельно (эта ссылка недоступна в РФ).
🍾 Letterboxd обещает в скором времени добавить сериалы
По первоначальному замыслу сериалов быть на сервисе не должно. И вы вряд ли найдете четкие ответы создателей, почему они так решили. Но основная теория отсутствия — нежелание смешивать уютные миры синефилов и сериаломанов в одной ленте. Каким бы странным этот эстетический конфликт сейчас ни казался, в нулевых и начале десятых он реально существовал.
Есть и другая проблема их добавления, более рациональная. Создатели сервиса — дизайнерские перфекционисты. Им было непонятно, как технически реализовать многосерийность в динамике просмотров, не превратив свой же сервис в кашу из пересматриваемых по 20-му кругу одних и тех же серий условных «Друзей».
Со временем позиция основателей поменялась: в Letterboxd стали появляться исключения в виде популярных мини-сериалов от «Братьев по оружию» до «Олененка». К ним добавилось серийное аниме от «Евангелиона» до «Монстра», состоящего из 72 серий, несмотря на технически один законченный сезон.
Когда стали продлеваться популярные шоу вроде «Большая маленькая ложь», «Игра в кальмара» и «Сегун», а карточки этих сериалов на Letterboxd стали очень популярны, процесс перестал контролироваться. По правилам их должны были после этого удалить, но такие исключения стали новой нормой. Притом что вопрос о дизайне так и не был решен: все эти мини-сериалы все еще оформлены как фильмы без указания сезонов.
В 2023 году Letterboxd пришел к финансовому успеху — контрольный пакет акций выкупила канадская инвестиционная компания Tiny, при сохранении мест отцов-основателей. И примерно в этом же году они объявили, что в ближайшее время в Letterboxd полноценно появятся сериалы с переработанным под них дизайном.
Никто до сих пор не знает, как это будет выглядеть и как долго ждать обновления в связи с этим новым пришествием сериаломанов. Очевидно одно: такие удивительно редкие компании с горячим сердцем, любовью к кино и своим пользователям обычно не угасают, а только растут.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult