Жизненный урок: быть стоиком в мире «доступности всего»
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Последние несколько лет стали для многих настоящим испытанием. Речь, не только о политических конфликтах и пандемии — стремительность развития технологий не оставляет шансов привычному представлению о мире.
С одной стороны, мы живем всё комфортнее и проще с точки зрения быта и потребления, с другой — стресс, тревожность, экзистенциальные вопросы смысла актуализированы как никогда раньше. Всё просто: как раз отсутствие необходимости справляться с бытовым выживанием и вынуждает задаваться вопросами о смысле. Смысле того зачем мы живем, зачем куда-то стремимся, что-то покупаем, с кем-то встречаемся.
При всех внешних изменениях, человек по-прежнему чувствует свою уязвимость. Только сейчас эта уязвимость иного рода. Мы рискуем быть поглощенными не диким животными или святой инквизицией, а жесткой повесткой успешности, продуктивности, перманентного потребления, новизны, молодости и токсичного ежеминутного счастья.
Так причем тут философия стоицизма, которой несколько тысяч лет? Ответ в том, что инструменты поддержки себя, укрепления своего ментального состояния не изменились и это по-прежнему то, о чем говорили стоики: дихотомия контроля, важность критического мышления, сила созидания и сострадания.
Мы, в отличие от любого другого живого существа, наделены привилегией как-то “отнестись” к себе и к своим обстоятельствам, мы не обусловлены только рефлексами и способны выбирать как нам действовать.
“Я — не то, что со мной случилось, я — то, чем я решил стать”. К. Юнг
Именно осознание собственной привилегированности в том, чтобы выбирать кем быть и как проживать эту жизнь и могут стать той опорой, которой многим так не хватает. Однако, в этом вопросе важно постоянно “тренировать” свою способность определять что находится в зоне вашей свободы, а что нет.
Это и есть краеугольная идея стоицизма: учиться “здоровому фатализму” — уметь видеть и принимать те обстоятельства, которые мы не можем менять, но замечать и направлять усилия туда, где от нас что-то зависит.
1/ Практикуйте критическое отношение к беспокоящим вас событиям и обстоятельствам. Проговаривайте или записывайте, что в событии или обстоятельстве зависит от вас и может быть изменено, а что находится за пределами ваших возможностей. Расширяйте свое пространство свободы, направляя внимание туда, а не в зону вашей ограниченности. Философия стоицизма актуальна еще и потому, что не только не отрицает негативный сценарий, но и заявляет о необходимости быть к нему готовым.
Отрицать неизбежность кризисов, факапав, болезней, просто плохих дней не только наивно, но и опасно. Для стабильной психики, в первую очередь. Продумывая разные сценарии развития событий, в том числе отрицательные, мы создаем возможность к ним подготовиться, продумать варианты минимизации ущерба.
Если же мы говорим о соблазнах нового времени, пожалуй самым актуальным становится вопрос, как оставаться собой в обществе постоянного потребления? Стоицизм и здесь предлагает увидеть опору во внутреннем, а не во внешнем. Этика и психология подтверждают постулат стоиков о важности человеческих добродетелей, таких как гуманизм, умеренность, благодарность.
Именно ваша способность (которую стоики рекомендуют постоянно тренировать) учитывать других, проявлять эмпатию и заботу могут по-настоящему вдохновлять, давать чувство истинного удовлетворения. Это происходит как раз из-за того, о чем мы уже говорили — вы ощущаете себя актором, человеком, который может что-то менять, на что-то влиять. Пусть это и помощь одному конкретному человеку. Вы укрепляетесь и становитесь увереннее в себе от самого факта созданного вами добра.
Если я украл, даже оставшись незамеченным, я — вор. Но если я сделал что-то ценное и доброе — это есть проявление меня в мире. Важнее всегда оказывается то, кто я есть, а не что у меня есть.
2/ Ищите способы созидать, помогать, участвовать. Важно делать это из имеющегося ресурса и с учетом собственных обстоятельств и возможностей. Если сегодня это просто улыбка прохожему — сделайте это. Еще одним ключевым пунктом стоицизма является благодарность. Для нашего стабильного внутреннего состояния очень важно замечать хорошее и не воспринимать его как само собой разумеющееся.
В мире “токсичного” позитива и пропаганды перманентной радости легко почувствовать, что с тобой что-то не так.Мы оказались в ситуации, где из-за соцсетей естественная жизнь со спадами и сложностями кажется неугодной, а новой нормой видится ежеминутное наслаждение. Все мы знаем, что такое “подсесть” на дофамин от соцсетей, шоппинга, фаст-фуда, веществ и множества других быстрых удовольствий. Они легко могут заменять что-то действительно важное, давая кратковременный эффект, который в перспективе только усугубляет ощущение обманутости, бессмысленности.
3/ Учитесь замечать в том, что происходит, важное и ценное именно для вас. Для этого можно применять практики осознанности, медитации, вести дневник. Чаще оглядывайтесь не на виртуальное, а на реальное окружение. Замедляйтесь. Оставайтесь в тишине. Учитесь заменять легкий дофамин более здоровыми альтернативами с потенциально более выигрышным долгоиграющим эффектом.
«Нет числа тем, кто владел народами и городами; тех, кто владел собой, можно перечесть по пальцам». Сенека
Никакое учение, наставник и философия не гарантируют вам безоблачного существования. Этого и не требуется — наша жизнь и мы сами прекрасны и ценны своей уникальностью, несовершенствами, стремлениями и желаниями.
Но совершенно точно идти по жизненному пути интереснее и увереннее, когда чувствуешь свободу, знаешь цену событиям и вещам, умеешь находить радость и видишь собственные уникальные смыслы.