Жизненный урок: найти баланс, чтобы не выгореть

8

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Суть проблемы

Я работаю последние несколько лет в сфере IT. Занимаюсь преимущественно разработкой крупных веб приложений. С выгоранием знаком не понаслышке и сейчас попробую рассказать, как научился справляться с профессиональным выгоранием и даже предупреждать его появление.

Читая статьи и заметки других людей, я обратил внимание, что под самими термином "профессиональное выгорание" люди могут подразумевать разные вещи. Поэтому начну с того, что опишу, что я подразумеваю под выгоранием и как именно это проявляется у меня.

В моем случае, в общем виде, выгорание могло появиться по двум довольно сильно отличающимся сценариям:

Сценарий 1

Очень интересный проект

Есть безумно интересный проект, которым я так сильно увлекаюсь, что попросту "теряю берега" и занимаюсь этим ВСЕ доступное время: на работе, вечером после работы, утром, когда просыпаюсь, даже если это 3 часа ночи, в выходные. Деятельность по проекту прерывается только на самые необходимые активности, которые нельзя игнорировать: помощь родным по хозяйству, общение с детьми и приемы пищи. Даже если едешь куда-то, твой мозг сконцентрирован на проекте и на актуальных в данный момент задачах.

Если этот проект нельзя выполнить за 3-4 недели, то в какой-то момент усталость берет свое, и ты просто теряешь интерес к работе. Начинается это с охлаждения к проекту, но побочным эффектом может быть потеря интереса к работе вообще. Заставить заняться себя чем-то полезным на работе нереально. Под этот сценарий может попадать разработка какого-либо продукта, обучение.

Сценарий 2

Преобладание в работе задач, под которые ты не очень подходишь

Считается, что люди сталкиваются с профессиональным выгоранием в том случае, когда им приходится заниматься не теми вещами, на которые он способен.

Люди разные. Одна и та же деятельность в одинаковых условиях кого-то может мотивировать, а кого-то напротив, демотивировать. Когда демотивирующих обязанностей становится слишком много, то человек встает на скользкий путь выгорания, выбраться из которого ой как не просто. Расписывать тут, как какие типы людей реагируют на разные типы задач и рабочих ситуаций не буду, т.к. это слишком емкая тема, и вероятно, даже не для одной статьи. А сконцентрируюсь на своем конкретном частном примере.

В IT мой карьерный путь подразумевает увеличение подчиненного мне персонала. Когда в моем подчинении было 4-5 человек и мы работали в команде, где я сам работал преимущественно как тимлид, примерно 60% времени моей деятельности было занято тем, что я что-то делал сам, а 40% шло на управление и координацию работы команды. Как я со временем выяснил, для меня это соотношение идеально. Однако, с ростом масштабов проектов и информационных систем, с которыми я и мое подразделение работало, количество людей и команд, которых я курирую, также росло. В какой-то момент оказалось, что даже не бОльшая часть, а практически все мое времzзанято согласованиями и уточнениями истинных целей, которые нужно достичь с помощью проекта. Не редкость, что маркетинг или продажи хотят "что-то", но не думали от слова совсем, что это "что-то" даст с точки зрения роста продаж или экономии человеко-часов. Приходится заставлять их думать, называя реальные ориентиры себестоимости людей в штате. Тажкже постоянно время занято совещаниями и контролем того, что делают аналитики, разработчики, дизайнеры, тестировщики и т.п. При этом, количество задач в разных проектах также росло.

Таким образом, я незаметно для себя перекатился в руководство проектами. Это при том, что даже мелкие задачи все также продолжали лететь в меня без какой-либо фильтрации, а я уже занимался уточнением деталей, убеждался, что эту задачу есть смысл выполнять с точки зрения бизнеса и далее преобразовывал эти задачи в набор заданий для разработчиков.

Итак, я получил целый ворох демотивирующих лично меня обстоятельств:

1) необходимость иметь дело с примитивными задачами, не соответствующие уровню. Когда ты имеешь опыт проектирования и разработки крупных информационных систем, и у тебя есть такие задачи в активной работе, но приходится отвлекаться, чтобы выполнять стандартные простые задачи из серии, "внедрить оплату частями на тот интернет-магазин", "добавить свойств в карточке товара", "заменить баннер" и т.п.

2) необходимость контролировать большое количество сотрудников. Реалии таковы, что если кидать просто задачами в разработчиков без контроля, то в 90% случаях задачи будут подвисать по самым разным причинам. Чаще всего из-за того, что нет четкого понимания у команды, кто должен сделать следующий шаг, или в понимании, что в принципе нужно сделать далее, а сам исполнитель не в состоянии сделать уточнение у заказчика. Если нет РП, то даже небольшие задачи могут зависать надолго, а сроки более крупных проектов неприлично растягиваются. В моем случае, задачи контроля — это то, чем мне заниматься неинтересно от слова совсем. Но они важные, поэтому игнорировать их нельзя.

3) следствие из п2. Невозможность развиваться как специалист, который умеет делать что-то сам руками. Очень много контроля и уточнений требований по задачам съедает все время. Да, навык работы с людьми — это тоже хорошо, но в какой-то момент этого становится слишком много и ощущение, что как спец отстаешь. Это демотивирует.

4) число задач такое, что все физически не успеваешь просмотреть и вникнуть достаточно глубоко для управления. Как результат, упреки от заказчиков, что какие-то вещи до сих пор не сделаны.

Свет в конце туннеля

Вступление получилось очень емким. Теперь конкретно, что помогает и как. При этом действия, которые нужны в первой и втором сценарии, тоже разные. Для второго все достаточно просто — заниматься нужно тем, что тебе хорошо заходит. В моем случае проблема решилась наймом подчиненного мне менеджера проектов, который по мелким задачам проектам взял стандартную нагрузку по решению типовых задач на себя, а я смог сконцентрироваться на самых важных проектах.

Далее, высвободившееся время позволило мне выбирать роли, в которых я работаю. В некоторых проектах я теперь могу поучаствовать и в качестве разработчика, в каких-то остался только в роли руководителя проекта. Информацию по всем поддерживаемым сервисам и по пулу задач мне раз в 3-4 дня сообщает менеджер проектов. Таким образом, я снял с себя стандартные рутинные задачи, снял необходимость выполнять уточнения по этим задачам, а также контролировать ход их выполнения на операционном уровне.

Так что сейчас я могу выбирать одну из трех ролей, в которой проведу рабочий день. Это программист — тогда я ухожу с головой в программирование, иногда это роль архитектора — тогда занимаюсь проектированием систем обмена информацией. И наконец, 2-3 раза в неделю хотя бы по 2-4 часа мне нужно выполнять функции руководителя проектов.

Такое переключение разного функционала и с обязательным разделением времени, позволяет сделать работу интересной и по настоящему разнообразной. Отмечу, что если я, например, выбрал роль на день — программист, то я не перескакиваю на задачи, характерные для других ролей.

Это все было про демотивирующие обстоятельства и приемы, как заниматься тем, что по твоему психотипу по душе.

Теперь по первому сценарию. Это очень жесткая штука. По молодости я много раз залетал с этим типом выгорания до состояния, что несколько недель сидишь в состоянии амебы — сил заставить себя чем-то заниматься совсем нет.

Самое важное — это наличие какого-то кардинально отличающегося от работы хобби, алкоголь не в счет. Плюс набор некоторых привычек, которые позволяют переключаться на что-то иное от работы в течение рабочего дня.

Если работа и увлечение проектом поглощает все свободное время, то вопрос выгорания — это просто вопрос времени. У меня при высокой интенсивности серьезные симптомы возникают через 3-4 недели, при средней — могу до нескольких месяцев.

Советы

В качестве хобби может быть занятия спортом, танцами, ручной труд и прочая (обязательно) физическая активность, которая позволяет полностью разгрузить мозг от IT задач. Я несколько лет занимался танцами — ходил 3-4 раза в неделю на тренировки. В этот период времени выгораний не было. Аналогично для меня работали регулярные пробежки. В последнее время увлекся столяркой. Когда в течение выходных рубишь, строгаешь, пилишь с целью получить какой-то предмет, сделанный своими руками, то тем самым у интересного проекта нет шансов занять все свободное время. Тут главное в том, что это время для физической активности должно быть неприкосновенным — и оно должно рассматриваться как занятое. Вероятно, это самое сложное ))

Есть еще несколько незначительные мелкие приемы, которые тоже помогают бороться с выгоранием. Их влияние меньше, но по ощущениям, посильный вклад вносят.

Обеды вне офиса

Выйти из офиса и потратить какое-то время для прогулки или поездки на обеденный перерыв также позволяет переключиться и немного сменить обстановку.

Гибридная работа

Для меня не подходит ни 100% удаленный, ни 100% офисный формат. И в том и в другом есть свои недостатки. Работа попеременно из дома и из офиса, позволяет внести некоторое разнообразие. И живое общение присутствует и плюсы, связанные с отсутствием необходимости мотаться час дороги в один конец.

В общем, когда говорят про необходимость баланса — присоединяюсь. Это все про него.

  • ВячеславDenso, лихо вы выводы сделали. Я всегда думал, что эффктивность руководителя равна эффективности его команды. Достигаются ли цели бизнеса или нет? Вы реально думаете, что показатель "20% времени на управление" = "плохой руководитель"? К тому же пост изначально не про то.0
  • Denso SurferВячеслав, скорее всего если бы вы основную часть времени занимались работой руководителя, причем с энтузиазмом, а не как вынужденной и неинтересной для вас рутиной, то все могло быть ещё лучше и ещё эффективнее, и не надо было бы дополнительного руководителя нанимать. А так, компания получила программиста на 4 из 5 дней в неделю по цене руководителя) А по поводу поста - из вашего описания "сути проблемы" я бы сделал совершенно другие выводы, чем у вас. А именно, если обязанности руководителя неинтересны и демотивируют, так и нечего двигаться по иерархии именно по ветке менеджмента. Можно расти как архитектор, как staff инженер. А не идти в менеджмент, а потом проявлять чудеса изобретательности, лишь бы этим менеджментом поменьше заниматься 🙂0
  • АкацияДо диагноза выгорание автор не дошёл. И хорошо. В статье приведены примеры, что делать для того, что бы этот диагноз и не наступил. А что они не всем подойдут - ну дык, идеальных и универсальных примеров и не существует. Так что статья хорошая. А кто хейтит - ну вы просто не знаете, что это такое, выгорание. Радуйтесь. Ибо это реально опа. Которую надо у врача лечить. И очень долго лечить.2
  • ЕрёмаАкация, расскажите нам вашу историю0
  • АкацияЕрёма, пока не готова. Т.к. ещё работаю. И лечусь.1