Рекомендую стратегическую настольную игру «Эволюция» за 3000 ₽
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Оптимальное количество игроков: 2—8
Продолжительность партии: от 30 минут
Уровень сложности: средний
Я случайно нашла «Эволюцию», когда искала нам с мужем настольную игру на двоих.
Он любит стратегии, масштабные игры, где нужно продумывать ходы наперед. Пробовал Dungeons & Dragons и Magic: The Gathering. Я же больше за творческие настолки, где надо проявлять креативность. Но я играла в основном в детстве, и то в бродилки.
Сначала мы с мужем играли в найденных в деревне «Расхитителей подземелий», потом хотели купить «Воронов Одина» или «Семь чудес. Дуэль» ради интеллектуального досуга и просвещения. Но передумали после просмотра обзоров и отзывов.
«Эволюция» сразу нам понравилась. А за год партий с тремя дополнениями раз в неделю-две абсолютно не надоела.
Сюжет и правила
В этой настольной стратегии нет долгого сюжета или затягивающей истории. Суть игры — прожить все этапы от простейшего организма до облигатного хищника . Это происходит в четыре этапа: животные рождаются, ищут еду, сражаются друг с другом и вымирают — а потом уступают место более приспособленным живым существам.
В игре нужно создавать животных — водоплавающих, норных, пугливых и даже толстых. Для этого каждый участник берет из колоды восемь случайных карт. Он выкладывает по одной на континент или в океан рубашкой вверх — так он добавляет в игру живое существо. Или же рубашкой вниз — если хочет развить свойства уже выложенных животных. Характеристики могут быть разные — например, возможность питаться растениями или сражаться с хищниками соперника.
На следующих двух этапах животные получают еду на тех континентах, где находятся. Злаки, плодовые деревья и хищные растения уже есть в игре — у каждого от одной до шести фишек еды.
На мой взгляд, процесс питания самый интересный, потому что к нему нужно подготовиться: рассчитать своих животных, учесть, хватит ли всем корма. А в процессе — защитить зверей от нападения и натравить хищников на противника, чтобы прокормиться.
На финальном этапе голодные или зараженные паразитами животные вымирают. Остальные готовятся получить новые свойства и снова бороться за еду. В конце игры побеждает тот, у кого осталось больше животных и свойств. Но, по опыту, если дотошно добавлять себе по одному победному очку за каждого хищника, можно быстро поругаться.
В базовую версию входят карты свойств, деревянные кубики для обозначения еды и кости для определенных характеристик, которые срабатывают по броску. В комплекте нет жетона первого игрока, вместо него мы используем монетку из нижегородского зоопарка с каракалом — просто переворачиваем ее в начале каждого хода.
Еще можно играть короткой партией в режиме «Катаклизм», когда вслепую берешь 20 карт и пытаешься составить из них мало-мальски жизнеспособных зверей. Нужно продумать все атаки и защиты так, чтобы существа смогли прокормиться и выжить всего за один ход.
Партия может длиться от получаса до восьми часов — если играете вдвоем со всеми дополнениями, пока не закончатся карты. Максимального количества игроков нет, так как с увеличением участников достаточно добавить в игру больше карт свойств — докупить или нарисовать свои.
Я видела, что многие злятся на эту версию «Эволюции» из-за дизайна: слишком уж он минималистичный и простой. Не вижу в этом проблемы — во время игры мозг занят совсем другим. Мы не разглядываем мелкие детали на карточках. Наоборот, думаем, какое свойство выложит противник и как будет его использовать.
Преимущества игры
Пространство для творчества. Мне безумно нравится придумывать животных с помощью свойств, которых официально около сотни, а неофициально — еще столько же.
Например, в одну из партий я сделала прожорливого хищника — его приходилось кормить не одной фишкой еды, а тремя. И в последний ход их не осталось — пришлось нападать на существ мужа. Мой хищник съел его зверя с характеристикой «стрекательные клетки» — такие есть у медуз, когда они парализуют жертву. Так, все свойства моего животного обнулились, а я выиграла, ведь существо не умерло и принесло мне победные очки.
Со временем мы ввели в игру придуманные нами свойства. Так, скунса невозможно ограбить из-за пахучих желез. У орангутанга доступна характеристика «вой» — он издает крик, а все остальные животные теряют по фишке еды. А лев — «доминант», в фазу питания всегда ходит первым. Это не зависит от очередности игроков за столом.
Вариативность. Количество исходов в игре увеличится, если добавить свойства растений — например, лекарственное, корнеплод, медонос — и разные климатические ситуации, такие как голод и урожай, пожар, ледниковый период. Сейчас у нас в колоде около 200 карт. Удобно, что все поместились в коробку подарочного издания.
Реиграбельность. Свойства животных делают каждую партию уникальной. Один раз я играла за безобидных норных тушканчиков и барсуков, в следующий раз сделала мощных хищников — тигров и крокодилов. Я всегда стараюсь наделить своих животных свойствами для сотрудничества, чтобы каждый зверь мог добыть еду и защититься от атаки.
Недостатки
Долгое изучение правил. Для нас в «Эволюции» практически нет минусов. Но отмечу, что нужно очень долго вчитываться в правила и потом самим определять, что делать в конкретной ситуации. Например, ты можешь создать животное с интеллектом. Этот продвинутый хищник может игнорировать одно из свойств зверя противника. Но не очень понятно, что делать, если животное противника уже успело поесть, спрятаться в нору и впасть в спячку.
Механика игры. Первая карточка выкладывается рубашкой вверх. А вот остальные со свойствами нужно подкладывать под нее, из-за чего карточки могут улететь одна под другую или погнуться. В интернете предлагают выкладывать все свойства поверх первой карты, но мы так не пробовали.
Большое количество нюансов. Думаю, когда игроков больше четырех, появляется значительный минус: нужно учитывать всех животных на всех континентах и продумывать защиту от каждого.
Базовая версия игры. В оригинальном комплекте всего 17 свойств, а их комбинации легко выучить. Еще плохая кормовая база: она определяется по броску кубика. Так, ты можешь создать классных зверят, а потом просто всех не прокормить.
Дополнения
Производитель учел проблемы основного комплекта, и с дополнениями игра кардинально изменилась.
С «Растениями» мы забыли о броске кубика и смогли просчитать, сколько животных создать, чтобы прокормить их фишками на всех деревьях и кустарниках. А с дополнениями «Время летать» и «Континенты» появилось больше стратегий.
С дополнением «Континенты» противник может создать безобидную коалу, а потом сделать ее хищником и мигрировать на твой остров. И ты больше не царь зверей, а жертва.
Мини-дополнения «Жизненный цикл» и «Иммунитет» скорее для продвинутых игроков. На первый взгляд, с ними игра вообще не изменилась. Но потом мы поняли: они помогают, например, лучше выстроить защиту от противников и паразитов.
Где купить
«Эволюция» продается в любом магазине настолок аж с 2010 года или на маркетплейсах. Там получится ухватить и редкие дополнения — последнее вышло в конце 2023 года.
Нам игра стоила 3000 ₽. Подарочный набор с базовой колодой и дополнениями «Время летать» и «Континенты» — 1400 ₽. Дополнение «Растения» — 634 ₽. 60 пустых карт, на которых я нарисовала свойства из мини-дополнений «Жизненный цикл» и «Иммунитет», — 300 ₽. 500 протекторов для всех карт — 439 ₽. Ламинация карты мира и двух планшетов из дополнения «Континенты» — 180 ₽.
Получается, можно играть в «Эволюцию» за 1400 ₽, но для своего комфорта советую потратиться. О покупке ничуть не жалеем, так как распечатать нормальные, красивые и крепкие карты самим было бы сложно. А без защиты или ламинации даже качественные заводские быстро стираются по углам.
Сейчас «Эволюция» — единственная домашняя настольная игра. Она с нами в выходные и во время поездок на машине. И чем больше мы изучаем свойства и погружаемся в процесс, тем сильнее она нас захватывает.