«Задумываешься о цене таланта»: рекомендую фильм «Красная скрипка» с Сэмюэлем Л. Джексоном
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
О чем фильм
«Красная скрипка» — многожанровое кино 1998 года от Франсуа Жирара, автора «Тридцати двух историй о Гленне Гульде». Фильм сочетает историческую драму, детектив и мистику. Мы узнаем разные истории через жизнь скрипки, которая принадлежит мастеру Николо Буссоти.
1681 год, город Кремона, Буссоти одержим своим ремеслом. Он создает уникальную по акустическим характеристикам скрипку для будущего сына. Его супруга Анна переживает, что слишком стара для рождения ребенка. Она идет к служанке Ческе, чей расклад таро становится путеводителем по трагической жизни великого инструмента. Карты рассказывают, что ждет Анну и скрипку.
За каждой картой скрывается отдельная история, которая связана со скрипкой. Инструмент переходит из эпохи в эпоху, из рук в руки. Вместе с ним мы побываем в Вене 1790-х и встретим мальчика-виртуоза с пороком сердца. Отправимся в Оксфорд 1890-х и услышим выстрел в колки скрипки. Окажемся в Шанхае 1960-х и застанем культурную революцию.
Наконец, прибудем в Монреаль 1997 года, где проходит аукцион. Главным лотом оказывается та самая красная скрипка. Именно за ней охотится герой Сэмюэла Л. Джексона.
Чем понравился
С первых минут «Красная скрипка» цепляет красотой кадра и интригует музыкой. Ее написал композитор Джон Корильяно — в 2000 году он получил «Оскар» за лучший саундтрек к этому фильму.
Выбранные временные отрезки, в которых разворачиваются истории, специфичны. Это заставляет заглянуть в Википедию после просмотра фильма.
В каждом эпизоде герои говорят на языках страны, в которой происходят события. В Кремоне, где начинается повествование, персонажи общаются на итальянском. В Вене виртуозный маленький скрипач Каспар Вайсс и его учитель ведут занятия на немецком и французском языках. В Оксфорде разворачивается история эксцентричного музыканта и писательницы-авантюристки на английском языке. В Шанхае член партии Сян Пэй на мандаринском диалекте говорит о попытках сохранить европейскую классику. А аукцион в Монреале проходит на английском и французском языках.
В переплете судеб, языков и эпох скрипка остается чем-то неизменным. Вместе с ней зритель проходит через все то, о чем говорят карты Ческе. Вновь и вновь инструмент оказывается в руках талантливых музыкантов, но им это многого стоит.
Фильм не очень динамичный. Зато зритель успеет полюбоваться пейзажами средневековой Кремоны, застать роман скрипача и писательницы в духе книг Оскара Уайльда и узнать о сдержанности коммунистического Китая 1960-х.
Основной сюжетный вопрос повисает в последней сцене и оставляет ощущение недосказанности. Кажется, будто расклад таро делали тебе, но до конца не рассказали, что ждет впереди.
Что в итоге
«Красная скрипка» — сложное кино. Оно точно не подойдет для вечернего отдыха после работы. Все два с небольшим часа фильм задает слишком много вопросов, ответить на которые зритель может не сразу.
В процессе просмотра задумываешься о цене таланта и о том, как далеко люди готовы зайти ради достижения своих целей. Если любите драматические триллеры с элементами мистики и творчество Уайльда, этот фильм может вам понравиться.