Пишут, что президент может вводить спецмеры на финрынке и замораживать вклады. Это правда?
Может ли президент заморозить вклады граждан, заблокировать счета или ввести другие спецмеры на финансовом рынке?
22 июня 2022 года Совет Федерации одобрил законопроект № 1101162-7. Он касается в первую очередь негосударственных пенсионных фондов, но в него также вошла статья о полномочиях президента в денежно-кредитной политике. Вот что все это значит.
Что за закон
Закон дал президенту много новых полномочий. Он сможет запрещать определенные сделки, устанавливать особенности исполнения обязательств по уже заключенным договорам между резидентами и нерезидентами, определять новый порядок выплаты дивидендов и прибыли. А еще — менять требования валютного контроля, замораживать активы и вводить обязательные требования по продаже валюты на внутреннем рынке.
Статья о полномочиях президента дополняет закон № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и иных иностранных государств» — его приняли в ответ на расширение американских санкций. Он затрагивает граждан государств, признанных недружественными, которые причастны к «недружественным действиям в отношении РФ». В качестве мер противодействия, согласно закону № 127-ФЗ, в России можно ограничивать работу организаций из «недружественных стран» или организаций, которые прямо или косвенно им подконтрольны.
Центробанк в ответ на запрос Т—Ж ответил, что «законопроект не вводит принципиальных новшеств», а только дополняет закон № 127-ФЗ и «конкретизирует, какие меры в финансовой сфере сейчас считаются оптимальными, необходимыми и достаточными». При этом, по словам ЦБ, в зависимости от ситуации президент может применить и другие меры.
Вот, например, что теперь может делать президент:
- изменять валюту обязательств по сделкам между резидентами и нерезидентами;
- вводить специальные разрешения на сделки;
- устанавливать особый порядок валютного регулирования и контроля. Это касается в том числе валютных операций между резидентами и нерезидентами, репатриации валюты, открытия и ведения резидентами и нерезидентами счетов и вкладов, открытия резидентами счетов в иностранных банках. Пока это единственный пункт, который явно касается резидентов РФ, но по факту эти ограничения и так действуют;
- вводить обязательную продажу валюты на внутреннем рынке;
- замораживать деньги и другое имущество;
- устанавливать лимит объемов проводимых валютных операций и другие требования.
При этом президент вправе передать отдельные полномочия правительству или ЦБ.
28 июня 2022 года закон подписал Владимир Путин — он официально опубликован и вступил в силу.
Как это работало раньше
Часть мер уже вводили после 24 февраля, но разными способами: глобальные — указами президента, а точечные — через ограничения ЦБ в рамках его полномочий. Например, ограничение на снятие наличной валюты установил ЦБ, а президент своими указами ввел лимит на ее вывоз за границу, возможность расплачиваться с иностранными кредиторами в рублях и требование о продаже 80% валютной выручки экспортерами. При этом сам порядок продажи выручки должен был устанавливать ЦБ.
Все эти указы опирались в том числе на закон № 127-ФЗ и Конституцию — по ней президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ.
Зачем нужен новый закон
На пленарных заседаниях Госдумы статья о новых полномочиях президента и ее цели подробно не обсуждались. Но по тексту закона можно сделать такие выводы.
Новый закон позволяет быстро реагировать на события. Базово указы президента направлены на то, чтобы устранять правовые пробелы. Их принять проще, чем федеральный закон: не нужно собирать депутатов и голосовать в трех чтениях, нужна только подпись президента.
Он создает почву для расширения функций ЦБ. Президент может передать Центробанку или правительству часть своих новых полномочий. Сейчас по закону «О Центральном банке РФ» часть этих функций у ЦБ по факту уже есть: он устанавливает правила расчетов в России и проведения банковских операций, организует и осуществляет валютное регулирование и контроль, определяет порядок расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами.
Он позволяет вводить меры, которые могут противоречить другим законам. В Конституции сказано, что указы президента не должны противоречить ей и федеральным законам. По Конституции иностранцы в РФ пользуются такими же правами, что и россияне. Исключение — случаи, установленные федеральным законом или международным договором. Но в марте президент принял указ о том, что все сделки по купле-продаже недвижимости, в которых участвуют резиденты «недружественных стран», должны получать разрешение специальной правительственной комиссии.
Этот указ противоречил конституционным принципам, и в федеральном законодательстве таких требований не было. Поэтому вскоре Минфин отменил ограничения. Теперь же для таких мер создается легальная база в федеральном законодательстве.
Что в итоге
Президент и так мог замораживать деньги и устанавливать особый порядок валютного регулирования и контроля — такие полномочия дал ему закон № 127-ФЗ, принятый еще в 2018 году. В нем сказано, что президент может применять «иные меры» противодействия странам, признанным недружественными, их гражданам и организациям. С принятием закона стало больше возможных конкретных мер, хотя и «иные» остались.
Принятый закон упрощает введение этих мер: если они прописаны в федеральном законодательстве, внедрить их быстрее и легче, даже если формально они противоречат другим законам, в том числе Конституции.
Формально закон № 127-ФЗ касается граждан «недружественных государств». Но в нем не указано, что он не может затрагивать россиян или компании РФ. Тут остается только ждать правоприменительной практики.