Как найти зарубежную подработку на LinkedIn
![Как найти зарубежную подработку на LinkedIn](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/main___linkeid.8l0uw9zxn4vf.jpg)
Я карьерный консультант и рекрутер: помогаю людям строить карьеру и находить работу, а компаниям — подбирать сотрудников.
Мои постоянные клиенты — две крупные американские компании. А еще каждый месяц я получаю по несколько предложений о сотрудничестве от организаций со всего мира. Зарубежные клиенты сами находят меня в «Линкед-ине» — социальной сети для деловых контактов.
Расскажу, как работает «Линкед-ин», каких заказчиков лучше избегать и как сделать так, чтобы клиенты сами писали вам и предлагали сотрудничать.
Как работает «Линкед-ин»
«Линкед-ин» — это международная социальная сеть вроде «Фейсбука». Но есть особенность: она предназначена только для поиска работы и сотрудников, обмена опытом и налаживания деловых связей.
Многие люди слышали про «Линкед-ин», но думают, что его закрыли. Это не так: Роскомнадзор заблокировал сайт на территории России, но в Европе и США он работает и пользуется популярностью. Именно через «Линкед-ин» крупные международные компании ищут сотрудников на постоянное трудоустройство и проектную работу.
В мае 2020 года в этой соцсети уже было зарегистрировано более 690 миллионов пользователей из 200 стран мира. Здесь есть представители всех крупных зарубежных компаний: генеральные директора, владельцы, менеджеры среднего звена и рядовые сотрудники. Многие из них ищут людей для решения различных задач. Если вы профессионал в своем деле и знаете английский язык, то найти зарубежную подработку на «Линкед-ине» будет несложно.
«Линкед-ин» похож на другие соцсети: у пользователя есть личная страница, лента новостей и контакты, с которыми можно общаться в чате. Личная страница больше напоминает резюме с «Хедхантера»: нужно заполнить информацию об образовании, местах работы, пройденных курсах и сертификатах.
Регистрация на «Линкед-ине» бесплатная, но есть платные тарифы, которые открывают дополнительные возможности. Например, премиум-профиль для трудоустройства позволяет изучать расширенную аналитику по просмотрам личной страницы, получать советы по карьере и писать рекрутерам напрямую — на бесплатном тарифе сначала нужно добавить их в друзья. Такой премиум-профиль стоит 29,99 $ (72,6 ₽) в месяц, первые 30 дней бесплатно. Я пробовала пользоваться платным тарифом, но поняла, что эти опции мне не нужны: подработки нахожу и без них.
![Это мой профиль на «Линкед-ине» — так меня видят потенциальные работодатели и клиенты](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/1_screenshot.dandhyr1ljkm.png)
![Это главная страница «Линкед-ина»: интерфейс стандартный для соцсетей. В центре — лента новостей, вверху панель управления со строкой поиска. Если нажмете на вкладку My Network, то перейдете к списку деловых контактов, а на вкладке Jobs можно поискать вакансии](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/2_screenshot.lvmpe1a7dzcc.png)
Есть несколько способов искать нужных людей и расширять сеть делового общения на «Линкед-ине»:
- При регистрации сайт попросит дать доступ к почтовому ящику. Если разрешите, он отыщет среди пользователей ваших знакомых, друзей и коллег.
- С помощью системы рекомендаций: она предлагает подружиться с людьми, которые, по ее мнению, будут вам интересны и полезны. Как правило, это бывшие и нынешние коллеги, специалисты со схожей должностью и набором навыков, люди, которые закончили ваш университет.
- Через поисковую строку и набор фильтров.
Системой поиска пользуются клиенты и работодатели. Они ищут людей по ключевым словам: например, по профессии, названию сертификата или специализированной программы, с которой должен уметь работать исполнитель. Поэтому важно указать все свои навыки и умения в профиле, чтобы вас находили.
Например, рекрутер хочет переманить московского бизнес-аналитика из компании «Новартис». Он вбивает в поиске business analyst, местоположение Moscow, Russian Federation и компанию Novartis. Система проанализирует профили пользователей и покажет список, в котором самые подходящие кандидаты будут стоять первыми.
Выше всех в списке будут люди, которые полностью соответствуют критериям поиска. Если таких кандидатов окажется несколько, то система распределит их по ряду признаков.
Общий круг общения с рекрутером. Сначала идут друзья рекрутера — это первый круг общения, затем друзья друзей — второй круг, следом — люди из третьего круга и, наконец, все остальные.
Расширяйте свою деловую сеть. Чем больше у вас друзей на «Линкед-ине», тем вы ближе к потенциальному клиенту или работодателю. «Линкед-ин» начинает эффективно работать, когда у вас накапливается более 500 контактов в первом круге.
- 500
- контактов должно быть в первом круге, чтобы «Линкед-ин» начал эффективно работать
Информация в профиле. Чем подробнее вы заполните профиль, тем выше окажетесь в поисковой выдаче. Не жалейте времени на то, чтобы добавить информацию о себе: это важно. Как правильно заполнить профиль, расскажу дальше.
Подтвержденные навыки. Вы сами указываете в профиле навыки, которые считаете важными. Другие пользователи могут подтвердить, что вы действительно умеете делать то, что написали, — для этого им нужно нажать на плюс рядом с навыком. Из двух примерно одинаковых профилей выше окажется тот, у которого больше подтвержденных навыков.
Навык без подтверждения ничего не стоит. Не стесняйтесь просить людей из списка контактов оценивать ваши навыки и не игнорируйте их аналогичные просьбы.
![Например, рекрутер хочет нанять бизнес-аналитика из «Новартис». На первом месте результатов поиска — девушка, которая как раз занимает нужную должность. А вот на втором и третьем местах — ее коллеги, но их должности уже не соответствуют запросу. Надпись 2nd означает, что человек относится ко второму кругу общения: у него с рекрутером есть общий друг](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/3_screenshot.s6cnanbyuqog.png)
![Вот три моих главных навыка. Карьерное сопровождение подтвердили 55 человек, карьерное развитие — 48 человек, коучинг — 46 человек. Навыки с меньшим количеством оценок отражены ниже и разбиты по группам: отраслевые знания, межличностные навыки, языки](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/4_screenshot.k0ioxram2mzo.png)
Как я попала на «Линкед-ин» и сколько там заработала
Я зарегистрировалась на «Линкед-ине» в 2007 году, когда работала в крупном кадровом агентстве. Я подбирала персонал для разных компаний через российские сайты вроде «Хедхантера» и «Суперджоба».
Часто заказчики хотели заполучить профессионалов из конкретных организаций или же специалистов очень узкого профиля. А такие люди, как правило, не искали работу на сайтах для трудоустройства. Мне приходилось сложными путями узнавать их имена и фамилии, угадывать электронную почту и шпионскими способами добиваться соединения по рабочему телефону.
Когда я узнала про «Линкед-ин», очень удивилась: оказалось, что до многих высококлассных специалистов и руководителей можно быстро «дотянуться» без всех этих хитростей. Я находила на «Линкед-ине» людей, за которыми охотились практически все работодатели, и легко закрывала сложные вакансии.
В 2009 году я покинула кадровое агентство и устроилась в другую компанию карьерным консультантом: стала учить людей искать работу. В профиле на «Линкед-ине» я указала новую должность и рассказала о своем опыте. Тогда я и не думала об иностранных подработках, но сотрудница американской фирмы REA нашла мой профиль и предложила стать их представителем в России.
Клиенты REA — международные компании, которые переводят своих сотрудников из одной страны в другую. Это называется релокацией. Консультанты REA обеспечивают психологический комфорт сотрудника при переезде и помогают его семье адаптироваться на новом месте. Я помогала найти работу супругам иностранцев, которые переезжали в Россию. В среднем на одной такой релокации я зарабатывала 1000 $ (3625 ₽) — хорошее дополнение к доходу от основной деятельности. С компанией REA я сотрудничала 7 лет и заработала за это время 10 000 $ (3625 ₽).
Параллельно я решила позиционировать себя как ИТ-рекрутера. Переделала профиль на «Линкед-ине», указала ключевые слова и в настройках отметила, что открыта для предложений. Эта сфера востребована: мне стали регулярно поступать запросы на сотрудничество от зарубежных компаний, которые искали разработчиков, веб-аналитиков, дизайнеров и интернет-маркетологов. За свои услуги я получала вознаграждение: несколько месячных зарплат найденного специалиста.
В 2017 году я переехала из России в Словению. Сотрудничество с REA пришлось прекратить: им было принципиально, чтобы консультант жил в России. В 2019 году международная компания Randstad RiseSmart нашла меня на «Линкед-ине» и предложила стать представителем в Словении. Эта организация помогает своим клиентам — другим фирмам — трудоустроить сотрудников при сокращении. Такая помощь называется аутплейсментом. Я согласилась, мы заключили контракт и до сих пор сотрудничаем.
В 2020 году ко мне обратилась американская компания с проектом по аналитике трудового законодательства и процессов подбора персонала в Словении. Нужно было проверить их данные и при необходимости скорректировать. Я справилась за час и заработала 50 $ (3625 ₽). Сейчас я работаю с этой же компанией, но уже над более сложным и дорогим аналитическим проектом.
![Вот такие предложения о сотрудничестве регулярно приходят мне в «Линкед-ине». В этом случае директор компании предлагает удаленную подработку в качестве рекрутера-фрилансера. Мы немного пообщались в мессенджере, но не договорились по деньгам](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/5_screenshot.hdiqz6plg7ko.png)
![А это письмо от Дэниз — моей будущей начальницы в REA. Все общение идет на английском, так что стоит подучить язык, если плохо его знаете](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/6_screenshot.txjc1jd0v3db.png)
Порой длительное сотрудничество начинается с маленьких и быстрых задач. Так что, даже если вы нацелены на поиск постоянных клиентов, не стоит отвечать отказом на любые разовые предложения.
Благодаря «Линкед-ину» я уже получила от иностранных клиентов 25 000 $ (3625 ₽) — и продолжаю с ними работать. Это приятное дополнение к моему доходу. Причем я не соглашаюсь на все подряд, а выбираю только интересные предложения.
- 25 000 $
- я получила с помощью «Линкед-ина» на подработках
Как искать клиентов на «Линкед-ине»
Существуют две стратегии поиска клиентов: пассивная и активная. При активной стратегии необходимо постоянно мониторить вакансии и откликаться на них. Либо же действовать хитрее: находить нужных людей в нужных компаниях и писать им «холодные» письма с предложением своих услуг.
Как найти на «Линкед-ине» вакансии с удаленными подработками:
- Перейдите в раздел Jobs: на главной панели нажмите на значок портфеля.
- В графе «Местоположение» вместо названия страны или города напишите Remote, чтобы увидеть только варианты с удаленной работой.
- Выберите нужные вакансии по ключевым словам. Например, если вы графический дизайнер, то в поисковой строке напишите graphic designer.
- Если нужно точнее настроить поиск, используйте фильтры. Например, чтобы выбрать только временные подработки, примените фильтр temporary.
Но активная стратегия — это сложно, потому что много времени и сил уходит на поиск вакансий, отклики, рассылку писем и резюме. Я предпочитаю пассивную стратегию: стать заметнее для клиентов, чтобы они сами меня находили и предлагали работу. Для этого достаточно один раз потратить время на настройку профиля. Потом можно заниматься другими делами, а предложения будут поступать в фоновом режиме.
Вот что дает эффективно настроенный профиль:
- Вас чаще находят по ключевым словам;
- Вы появляетесь в верхних строках поиска;
- Сайт рекомендует ваш профиль другим людям.
Все это существенно повышает шансы на то, что потенциальные заказчики и работодатели сами вас заметят. Я могу неделями не заходить на «Линкед-ин», но мне все равно регулярно поступают предложения. Расскажу, как этого добиться.
![На «Линкед-ине» более 10 миллионов вакансий. Чтобы выбрать те, что вам интересны, используйте фильтры. Например, чтобы найти варианты удаленной временной подработки для рекрутера, я написала в строке поиска recruiter, а вместо города и страны указала remote. Потом зашла в меню All filters и выбрала там фильтр temporary — временная работа](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/7_screenshot.9idyp4eugdhk.png)
Как правильно настроить профиль на «Линкед-ине»
Заполняйте профиль на английском — это основной язык сайта. Профиль пользователя состоит из множества элементов, но я остановлюсь на самых важных: заголовке, саммари, навыках и блоке о поиске работы. Если правильно их оформить, можно стать гораздо заметнее для клиентов.
Заголовок — Headline. Это главная часть профиля наряду с именем и фотографией. Эта строка видна в результатах поиска и рекомендациях. Потенциальный заказчик прочитает ее и решит, стоит ли заходить в ваш профиль.
Длина заголовка — не более 120 символов. На мобильных устройствах и в результатах поиска отображается не весь текст, поэтому убедитесь, что самое важное идет в начале. Удачный заголовок отвечает на вопрос, кто вы и чем можете помочь.
Хорошо подумайте, с чем вы хотите ассоциироваться у клиента. Я считаю, что заголовок должен транслировать ваше уникальное карьерное преимущество. Найти его — непростая задача.
- Когда я решала, что написать в заголовке, то изучала профили карьерных консультантов из России, США и Европы с похожим опытом. А затем задумалась, что отличает меня от них. Так родился заголовок «Русский карьерный коуч с американской экспертизой, работающий из Словении». С его помощью я подчеркиваю свое знание как минимум трех рынков труда — российского, американского и словенского — и позиционирую себя как карьерного коуча.
Формулировки очень важны: одно неудачное слово способно сделать заголовок неэффективным. Например, в русском языке слово «коуч» дискредитировано большим количеством непрофессионалов. Поэтому если я ищу клиентов в России, то называю себя консультантом.
![Сразу под фотографией, именем и фамилией идет заголовок. Еще чуть ниже располагается блок саммари. Это работает так: работодатель смотрит на вашу фотографию, а потом читает заголовок. Если он заинтересуется вами, то изучит еще и саммари](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/8_screenshot.drwdhglbnqxn.png)
![Если заголовок слишком длинный и не помещается в окно, то система его обрезает. Из-за этого бывает непонятно, кто этот человек и чем полезен. Совет: пишите краткие заголовки, а самую важную информацию размещайте в начале](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/9_screenshot.w2avkeehdy7t.png)
![Сара написала в заголовке, что она основатель и директор SPANX. Я не знаю, чем занимается эта компания, а потому не могу быстро решить, интересна ли мне Сара. Советую указывать в заголовке название компании только в том случае, если о ней знают все](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/10_screenshot.biwzkcphqg51.png)
![А здесь более удачный заголовок, хотя и слишком длинный — из-за этого «Линкед-ин» его сократил. Сразу понятно, чем этот человек полезен: он помогает получить хорошую работу. Есть и уникальное преимущество: не придется рассылать резюме всем работодателям и откликаться на вакансии. Возможно, Остин имеет прямые выходы на рекрутеров или знает какую-то хитрость](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/11_screenshot.ptq7cjrnudtw.png)
Саммари — About. Этот блок бывает очень объемным — до 2600 знаков, поэтому «Линкед-ин» прячет его основную часть под ссылкой see more — «развернуть». Если просматривать профиль с компьютера, то видны первые 270—320 символов. А в мобильной версии сайта можно увидеть только кусочек из 20—25 символов.
В саммари можно проявить креативность, показать индивидуальный стиль, рассказать свою историю и упомянуть личные детали.
Блок саммари я делю на три части:
- Профессиональное ценностное предложение — его еще называют презентацией в лифте. Это короткий ответ на просьбу рассказать о себе, который объясняет вашу пользу и уникальность для клиента.
- Конкретные достижения: не более пяти штук.
- Призыв к действию.
Саммари нужно наполнить ключевыми словами, которые характерны для вашей профессиональной области. Чтобы составить сильное саммари, я советую изучить профили других специалистов — ваших конкурентов. Введите в поиске ключевые слова, по которым вас должны искать и находить. Смотрите профили, которые в поиске выше всех: в основном они правильно заполнены, значит, на них и стоит ориентироваться.
- Вот как я составила саммари. В начале блока написала пять ключевых слов, по которым меня будут искать клиенты. Они точно отражают мою специализацию и соответствуют западной терминологии: карьерный коучинг, создание резюме, карьерные переходы, тренер по «Линкед-ину» и аутплейсмент. Важно указать именно те термины, которые употребляют в профессиональной среде, а не их синонимы. Поэтому я сверилась с формулировками в вакансиях и с тем, что пишут в саммари другие специалисты.
- Далее кратко рассказала свою историю: чем занималась раньше и что делаю сейчас. История должна соответствовать запросам клиента: если ищете подработку в веб-дизайне, то не стоит хвастаться талантами в кулинарии. Например, я рассказала, что 12 лет работаю в сфере подбора персонала и карьерного коучинга. И что сама успешно выстроила карьеру, а значит, могу помочь другим.
- В следующем абзаце я перечислила профессиональные достижения. Это не ради хвастовства, а чтобы на конкретных примерах подтвердить мои знания и показать, в каких случаях буду полезна. Оформила все списком с пунктами, чтобы было легче воспринимать информацию.
- В конце саммари написала призыв к действию: «Свяжитесь со мной, если хотите изменить свою жизнь в лучшую сторону».
Есть несколько типичных ошибок, которые я встречала у других людей. Не стоит слишком подробно и сплошным текстом расписывать весь опыт работы и все должностные обязанности. Вряд ли кто-то станет продираться через монолит текста, чтобы понять, чем вы так хороши.
Другая крайность — отсутствие конкретики. Это когда человек пишет общие слова, которые никак не подчеркивают его индивидуальность и не несут полезной информации. Например: «Я профессионал с большим опытом работы, ответственный и внимательный к деталям. Ищу новые возможности для применения своих навыков». Так можно написать про любого, и вряд ли потенциальный клиент прочитает это и подумает: «Ого, профессионал, да еще и с навыками. Вот тебя-то я и искал!» Хуже только совсем ничего не написать в саммари.
![Это мое саммари: оно простое и понятное. Вся информация разбита на блоки, много цифр и конкретики. Чтобы текст было проще воспринимать, я использую списки и иконки](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/12_screenshot.donlk9kvazmm.png)
Навыки и их подтверждения — Skills & Endorsements. Вы можете указать до 50 навыков: те, что получат больше подтверждений, будут стоять выше в профиле. Сообщайте только о том, что важно для вашей профессии: вряд ли стоит писать про креативность, если претендуете на должность обычного финансового аналитика.
Названия навыков должны совпадать со стандартными формулировками «Линкед-ина». Когда вы добавляете новый навык и начинаете печатать слово, например management, то система предлагает выбрать из уже имеющихся вариантов: project management, sales management, time management. Стоит прислушаться к рекомендациям и не пытаться соригинальничать. Можно, конечно, написать что-то вроде extraordinary management, но никто не станет искать вас по такой экзотической формулировке.
Советую не придумывать навыки, а взять их из реальных вакансий. Когда рекрутер публикует вакансию на «Линкед-ине», он перечисляет, какие знания и умения понадобятся для работы. Это удобно: система начинает предлагать ему людей, которые соответствуют требованиям.
Действуйте так:
- Переходите в раздел Jobs и ищите вакансии, которые вам интересны.
- Смотрите, какими навыками, по мнению рекрутеров, должны обладать соискатели.
- Добавляйте к себе в профиль те навыки, которыми владеете.
- Просите людей из списка контактов подтвердить ваши навыки.
Еще можно изучить профили специалистов в вашей области и посмотреть, какие навыки они выбрали. А потом сделать так же. Только не стоит хитрить: если вы чего-то не умеете, то не надо указывать этот навык. В итоге обман вскроется, а ваша репутация пострадает.
![Когда открываете вакансию, сайт автоматически сверяет ваши навыки с требованиями работодателя. Вот я зашла в вакансию руководителя отдела продаж. Оказалось, что я почти подхожу: 7 из 11 навыков совпадают](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/23_screenshot.bxp5a70florc.png)
Блок о поиске работы. Не все пользователи «Линкед-ина» ищут работу или подработку. Из двух примерно равных кандидатов заказчик напишет тому, кто в активном поиске. Чтобы подтолкнуть людей к общению, дайте им понять, что вы открыты для новых предложений. Об этом можно написать в специальном блоке, который идет сразу после заголовка. Когда я так сделала, то стала получать еще больше предложений.
Некоторые рекрутеры даже ставят фильтр, чтобы просматривать только тех, кто ищет работу. Если не заполните этот блок, вас могут просто не увидеть.
![Если хотите показать, что открыты для предложений, то перечислите интересующие вас должности в отдельном блоке. Для этого нажмите на ссылку Get started](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/14_screenshot.cvggcr67rqog.png)
![Откроется окно, где нужно указать, какая работа вас интересует. Лучше не изобретать новые профессии, а использовать стандартные формулировки. Они появятся в подсказках, когда начнете набирать слово. Здесь же можно уточнить, где территориально вы ищете работу, и формат сотрудничества: удаленка, волонтерство, полный или сокращенный рабочий день](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/22_screenshot.jfkpek3b7px7.png)
![Так выглядит профиль человека в активном поиске работы. Под заголовком — отдельный блок с информацией о предпочитаемых вакансиях. Но есть проблема: этот блок видят только посетители профиля. Поэтому Любовь дополнительно написала в заголовке, что ищет работу. Это оправдано: заголовок отображается в рекомендациях и в результатах поиска](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/15_screenshot.5ojigtvrcxag.png)
Изучайте статистику
На «Линкед-ине» можно посмотреть, сколько человек заходили к вам на страницу и читали ваши посты, а также сколько раз ваш профиль появлялся в ответах на поисковые запросы. Эта информация находится в блоке Your Dashboard — он идет после разделов About и Featured.
Мой совет: отслеживайте, как изменения в профиле влияют на статистику посещений, а не редактируйте его вслепую.
Например, если профиль не появляется в результатах поиска, значит, вы неправильно выбрали ключевые слова или неудачно распределили их по заголовку и саммари. Если вас находят, но не переходят на личную страницу, то, вероятно, есть проблемы с заголовком. Перечитайте его и подумайте, понятно ли заказчику, кто вы и какие услуги предоставляете.
![На панели видно, сколько людей посмотрели ваш профиль и прочитали ваши посты, как часто вы появлялись в поиске других участников. Чем больше эти цифры, тем выше шансы получить новый проект](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/16_screenshot.c4wbzkjhiuyk.jpg)
![Система показывает статистику за 90 дней в форме графика: так нагляднее. Под графиком видны люди, которые вами интересовались. Зайдите в их профили: не исключено, что это ваши будущие клиенты](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/17_screenshot.ywjqaynpwc3f.png)
Как общаться с клиентами
Чтобы уверенно общаться с зарубежными клиентами, нужно уметь писать и говорить на английском. Если вы не претендуете на роль писателя, журналиста или редактора, то необязательно знать язык в совершенстве.
По моему опыту, иностранцы с пониманием относятся к тому, что собеседник коряво строит предложения или пользуется упрощенной лексикой. Для заказчика главное, чтобы исполнитель решил поставленную задачу, а не его классическое британское произношение. Исключение — если задача напрямую с этим связана: например, ищут диктора.
Как происходит мое общение с будущим клиентом
Сначала мы переписываемся в чате «Линкед-ина». Если он предлагает пообщаться по электронной почте, я соглашаюсь. Но переписка не заменяет живой беседы: когда понимаю, что проект мне в целом интересен, предлагаю созвониться и обсудить задачу подробнее.
Для меня важна совместимость с клиентом. В переписке сложно разобраться, что за человек передо мной и будет ли нам комфортно работать. А вот при живом общении я могу оценить, понимаем мы друг друга с полуслова или разговор не клеится, приятен мне собеседник или вызывает страх, раздражение, скуку.
А еще по телефону удобнее обсуждать детали, задавать вопросы, объяснять, как я буду решать задачу и чего ожидать в итоге. Сразу понимаешь реакцию собеседника: где он замялся, растерялся, ушел от ответа, что ему понравилось, а что вызвало беспокойство.
Учтите, что иногда вам пишет не сам заказчик, а рекрутер, которому поручили подобрать исполнителя. Важно разобраться, с кем именно вы разговариваете и кто принимает финальное решение о найме. И если сначала нужно пообщаться с рекрутером, то не стоит обращать внимание на совместимость с ним. Скорее всего, вы беседуете с этим человеком в последний или предпоследний раз в жизни: к дальнейшей работе он уже не имеет отношения.
Бывают такие клиенты, которые не дают информацию о проекте, а сразу предлагают созвониться. Дескать, есть предложение, но оно секретное, так что расскажу только по телефону. Я не люблю людей, которые что-то недоговаривают и создают интригу там, где не нужно. Поэтому стараюсь сразу отсеивать таких заказчиков.
Теперь расскажу, как находить клиентов, которые не обманут.
Как выбирать клиентов
На «Линкед-ине» встречаются сомнительные предложения, сетевой маркетинг и неадекватные работодатели.
- Например, с одним клиентом мы обсудили все условия работы в переписке. Он составил договор и прислал мне на подпись. Хорошо, что я внимательно прочитала документ: сумма гонорара в нем почему-то уменьшилась и появились штрафы. Видимо, расчет был на то, что я не замечу изменений и подпишу так. Я отказалась от сотрудничества: если заказчик изначально жульничает, то дальше будет только хуже.
Я стараюсь проверять всех потенциальных клиентов, прежде чем соглашаться на сотрудничество. Особенно когда предложение выглядит слишком заманчиво: должен быть какой-то подвох.
Я собираю информацию о компании через Гугл и специальный сайт Glassdoor, где работники пишут подробные отзывы о нанимателях. Потом изучаю профиль собеседника: нужно убедиться, что это живой человек, а не фейковый аккаунт для рассылки спама. Я проверяю, есть ли у нас общие друзья, пишет ли человек посты и комментарии, рекомендуют ли его другие люди. Когда в профиле несколько мест работы с указанием должностей и обязанностей, это вызывает доверие. Если нет активности, фотографий и рекомендаций, а в профиле — одно место работы без деталей, то это бот либо мошенник.
- Однажды мне пришла заявка в друзья от российского миллиардера Алишера Усманова. Ради интереса я приняла приглашение, но через несколько дней профиль нового друга удалили. Видимо, кто-то через бота собирал персональные данные любопытных людей вроде меня.
Есть проблема с короткими и недорогими проектами вроде часового аудита данных за 50 $ (3625 ₽). В таком случае проверять заказчика бессмысленно: на это уйдет больше времени, чем на саму работу. Тогда я решаю, рисковать или нет. Если задача мне интересна и есть свободное время, то соглашаюсь, несмотря на риск не получить денег.
Вот какие признаки говорят мне о том, что с клиентом лучше не связываться.
Отсутствие конкретики. Мое главное правило: при обсуждении условий как можно быстрее переходить к конкретике.
Если заказчик отделывается общими словами, не может внятно сформулировать, чего хочет и как именно он предлагает сотрудничать, то лучше поискать другого.
Как отличить проблемного заказчика от нормального
Проблемный — пишет общими фразами | Нормальный — пишет конкретно |
---|---|
Здравствуйте! Я успешный предприниматель из Чехии. Последние 5 лет занимаюсь развитием бизнеса в сфере образования. Благодаря своему опыту я создал мощную сеть ИТ-компаний. А сейчас я ищу талантливых специалистов, которые хотят примкнуть к нашей команде. | Здравствуйте! Мы ищем java-разработчика — оплата почасовая. Если вам интересно это предложение, напишите мне. Вот видео про нашу компанию. |
Как отличить проблемного заказчика от нормального
Проблемный — пишет общими фразами | Здравствуйте! Я успешный предприниматель из Чехии. Последние 5 лет занимаюсь развитием бизнеса в сфере образования. Благодаря своему опыту я создал мощную сеть ИТ-компаний. А сейчас я ищу талантливых специалистов, которые хотят примкнуть к нашей команде. |
Нормальный — пишет конкретно | Здравствуйте! Мы ищем java-разработчика — оплата почасовая. Если вам интересно это предложение, напишите мне. Вот видео про нашу компанию. |
![Это предложение о сотрудничестве, которое я получила от предпринимателя из Нидерландов. Много общих фраз типа «успешная деятельность в области европейского ИТ-образования» и «стратегическое партнерство». Никакой конкретики: неясно, что нужно делать и сколько мне заплатят. На все вопросы обещают ответить при личной встрече](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/19_screenshot.z7c3ic9jafia.png)
![А это письмо от рекрутера RiseSmart — Сюзанн. Здесь, наоборот, много конкретики: понятно, что компания ищет карьерного коуча и резюме-райтера с почасовой оплатой. В первом же сообщении Сюзанн дала ссылку с рассказом о том, чем они занимаются, каких людей ищут и как строится работа](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/18_screenshot.u1vreivmp16w.png)
Куча условий, чтобы получить деньги. Мне несколько раз писали небольшие рекрутинговые компании из Бельгии, Германии и Австрии. Они утверждали, что набирают работников для международных корпораций, готовых платить от 5000 € (85,42 ₽) за одного кандидата. От меня требовалось лишь находить и поставлять им специалистов, а все остальное они брали на себя.
После более предметного общения выяснялось, что деньги я получу, только когда мой кандидат пройдет испытательный срок. И что есть куча нюансов и штрафных санкций, из-за которых я рискую еще и остаться в долгах. Причем повлиять на трудоустройство и отследить судьбу своего кандидата невозможно: нужно верить заказчику на слово.
Если выплата вознаграждения зависит не только от вас, но и от множества внешних факторов, которые должны совпасть, — это не работа, а лотерея. Не советую соглашаться на подобные предложения.
Работа требует минимальной квалификации. Уточните требования к исполнителю: если это только умение пользоваться компьютером, стабильный доступ в интернет и общие вещи вроде «внимания к мелочам», «ответственности», то, скорее всего, работа будет низкооплачиваемой.
Когда читаете вакансию, обращайте внимание на строчку Seniority Level в описании: здесь заказчик указывает, на какой профессиональный уровень исполнителя рассчитывает. Если там написано Entry level — начальный уровень, то это самая элементарная работа, которая не требует особых навыков. Ее оплачивают крайне скупо: чтобы заработать хотя бы 30 000 ₽ в месяц, придется пахать день и ночь. Причем в описании вакансии может быть перечислено множество дополнительных требований. Но если указано, что это работа начального уровня, то платить будут как новичку.
![Вакансия от компании Appen: нужно помогать в обучении систем искусственного интеллекта. Тут много требований, но по факту это вакансия начального уровня — посмотрите на строчку Seniority level. Моя подруга работала в этой компании. В 2018 году они предлагали 250—350 ₽ в час, но чтобы получить эти деньги, нужно было выполнить множество условий: например, отработать определенное количество часов и не сделать ни единой ошибки](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/21_screenshot.y2rjn9vukkqd.png)
Как оформить сделку с клиентом
Иностранный клиент, скорее всего, предложит свой типовой договор: останется внести свои данные и внимательно прочитать, чтобы не было сюрпризов.
Если же у заказчика нет шаблона договора, то ничего страшного: не бойтесь составлять документы самостоятельно. Я делаю так:
- Нахожу в интернете несколько вариантов договоров на русском языке.
- Собираю из них черновик своего договора.
- Читаю, что получилось, убираю лишние пункты и добавляю те, что нужны.
- Перевожу документ на английский язык.
- Отправляю на согласование заказчику.
Если вы будете регулярно оказывать клиенту разные услуги, то лучше разделить все на два документа: сам договор и заявку на конкретную задачу. Например, я ищу работников для заказчика. Общие условия сотрудничества прописаны в договоре, а требования по конкретной вакансии и детали оплаты — в заявке на подбор персонала. По итогам работы я составляю акт оказанных услуг и выставляю счет.
Мне кажется, что в плане документов за рубежом все проще, чем в России. Например, многие иностранные компании не используют печать, а только ставят подпись руководителя. Можно даже обойтись без акта выполненных работ: оплата счета подтверждает, что заказчик принял работу и доволен ею.
Чтобы чувствовать себя увереннее, можно посоветоваться с юристом. Я обращаюсь к нему, если сумма сделки больше 1000 $ (3625 ₽). Это мой психологический рубеж, когда возможные потери из-за ошибок при заключении договора сильно превышают стоимость консультации. До сих пор заказчики меня не обманывали, я ни с кем не судилась, так что такая тактика работает.
Заключить договор сейчас проще, чем раньше. В 2010 году я распечатывала документы, подписывала, сканировала и отсылала файл заказчику. Сейчас технологии шагнули вперед: в 2019 году я заключила контракт с американской фирмой с помощью электронной подписи.
Клиент прислал мне пдф-файл контракта со встроенной технологией Adobe Sign. Я указала дату, имя и фамилию, а потом мышкой нарисовала подпись-закорючку. Дальше система отметила, что контракт подписан, и отправила копии документа на электронную почту мне и заказчику. В письме вместе с контрактом была подробная история документа: кто и когда создал, просмотрел и подписал его. Электронный контракт обладает такой же юридической силой, как и тот, что распечатан на бумаге, подписан ручкой и заверен печатями.
Как найти зарубежную подработку на «Линкед-ине»
- Разберитесь, какие услуги будете предлагать и кому.
- Найдите уникальное карьерное преимущество: чем вы отличаетесь от конкурентов.
- Оцените, хватает ли вам знания английского языка, чтобы общаться по рабочим вопросам. Если нет, то стоит подтянуть языковые навыки: это пригодится.
- Подробно заполните профиль на «Линкед-ине»: уделите особое внимание заголовку, саммари и списку навыков. При заполнении используйте ключевые слова: по ним вас будут находить клиенты.
- Доведите количество контактов в первом круге хотя бы до 500 человек.
- Не стесняйтесь указывать в профиле, что вы открыты для новых предложений.
- Изучайте статистику и корректируйте профиль при необходимости.
- Выбирайте клиентов, которые внятно объясняют, что им нужно.
- Обращайте внимание на совместимость: если с человеком некомфортно общаться, то и работать будет тяжело.
- Внимательно читайте договоры и обсуждайте все непонятные моменты до подписания документов, а не после.