AMA
50K

«Если вы понравились, рекрутер вас не забудет»: 7 советов тем, кто хочет сменить работу

Рекомендации карьерного консультанта Алены Владимирской

64

Самоизоляция и удаленка заставили многих пересмотреть отношение к работе.

Кто-то понял, что не хочет больше возвращаться в офис, и взялся за освоение новых навыков. Кто-то лишился части доходов и вынужден искать другие способы заработка. А некоторые решили воспользоваться шансом и резко изменить жизнь — перейти на новую должность или вообще сменить специальность. Собрали в подборку советы HR-специалиста Алены Владимирской по поиску работы и карьерному развитию: как вести себя на собеседовании, куда податься после 40 и как договориться о хорошей зарплате.

Аватар автора

Соня Емельянова

выбирала вопросы

Аватар автора

Алена Владимирская

ответила на все вопросы

Лейбл заголовка

Как объяснить желание сменить работу потенциальному работодателю?

Что не стоит говорить про причины ухода с предыдущего места работы? На какие маркеры, стоп-слова смотрят HR? И наоборот, какие причины смены работы считаются приемлемыми — мало денег, отсутствие роста, нездоровая атмосфера?

Начну с приемлемого: невозможность карьерного роста, желание перейти именно в эту компанию — это основное, задержки зарплаты, очень долгий путь до работы — например, компания переехала в офис на другом конце большого города.

На что реагируют очень плохо: на критику текущего работодателя, на конфликты в коллективе. И самый плохой ответ — «не знаю».

Лейбл заголовка

Как доказать работодателю, что готов работать в новой для себя сфере?

Есть желание поменять профессию. В текущей профессии я уже 10 лет, большой опыт, профильное образование. В новой профессии я могу опираться на знания и опыт из нынешней работы, но все-таки придется много учиться. Скорее всего, на первых порах работа будет приносить меньше денег из-за отсутствия релевантного опыта. Я сейчас занимаюсь очень плотно, но пока не понимаю, как правильно указать все это обучение в резюме, чтобы сделать на нем акцент. Как правильно преподнести весь предыдущий опыт? Хочется, чтобы из резюме было понятно, что я много времени и сил вложила в переориентацию и сильно замотивирована развиваться в новой сфере.

Буду вас расстраивать — не хочу, но давайте скажу правду. Само обучение не решит эту задачу. Людей старше 30 без опыта в новой сфере на работу не берут. На стажерские вакансии уже оверквалифайд — боятся, даже если человек хочет. А на более высокие — опыта нет.

Вам нужно не только поучиться, но и поработать в этой отрасли — хоть бесплатно, тут идеально подходят стартапы, где нет денег, но нужны профессионалы. Это позволит и опыт записать, и нетворк создать. Или надо вытаскивать из вашего прошлого опыта все более-менее релевантное и продавать — это уже платная работа с резюме. Ну или третий путь. Проще всего в любую отрасль зайти через продажи. Там всегда и вакансий больше, и критерии мягче. Если готовы продавать, то двигайтесь туда. Потом через продажи можно дорасти и до бизнес-девелопмента, и до продукта, и до маркетинга.

Лейбл заголовка

Как договориться о хорошей зарплате на новом месте?

Я не айтишник, моя сфера — разработка и внедрение продуктов, бэк-офис, сопровождение и учет по банковским картам. Хочу добиться максимальной зарплаты при смене работы, поэтому интересно, как писать в резюме о зарплатных ожиданиях? Как отвечать на вопрос об ожидаемом доходе на первом собеседовании? На каких этапах лучше торговаться, а когда это табу? И вообще — время ли сейчас торговаться? Везде читаю: нужно торговаться аргументированно, но никаких аргументов, кроме «мне только что поступило предложение с большей зарплатой, не хотелось бы говорить от кого, но вы круче, здорово, если в оплате сравняетесь», не приходит в голову, а этот слабо работает.

Не нужно писать об этом в резюме. На собеседовании лучше назвать ваш текущий доход и сказать, что хотели бы увеличить его на 15—20%. Торговаться можно только после экспертного собеседования, когда станет очевидно, что вы понравились. Нужно торговаться прошлым опытом и проектами, то есть результатами — продается это. Сейчас в целом не лучшее время для торгов, но очень зависит от отрасли — например, в ИТ вполне можно. Далее надо смотреть: если вы работаете в банке, то в Сбере и ВТБ можно поторговаться, в остальных случаях надо учитывать нюансы.

В целом закономерность такая. Если вас хантят — то есть вы работаете, а вас активно зовет другая компания, — прибавляйте 20—30% к текущему доходу. Если вы не работаете менее трех месяцев, то запрашивайте текущий доход. Если вы не работаете более трех месяцев и при этом активно ищете работу — сбавляйте 15%.

Лейбл заголовка

Как увеличить доход после 40?

Каковы перспективы для увеличения дохода, если возраст за 40 и работаю в регионе? Сфера деятельности — финансы, уровень должности — руководитель среднего звена. Переезжать в Москву? Переучиваться на более перспективную специальность?

Лучший способ — это релокация в своей компании в более крупный регион, например в Москву. Шансов хорошо адаптироваться и расти больше, а дальше обрастете в Москве связями и сможете перейти в другую компанию, если захотите. Если переучиваться на другую специальность, то в первые 2—3 года это точно не увеличит, а уменьшит ваш доход.

Лейбл заголовка

Стоит ли рисковать, если есть стабильная работа?

Хорошая ли идея уходить сейчас со стабильной, неплохо оплачиваемой работы, если по разным причинам пребывание на ней стало ужасно некомфортным? Лучше подождать более спокойных времен или рискнуть?

Лучше сходить в долгий отпуск без телефона и рабочей почты хотя бы на две недели, жестко выключив все рабочие коммуникации. А вернувшись, понять, от чего вы устали: от конкретной компании — тогда менять ее, от профессии в целом — тогда надо менять отрасль, но это чаще всего долго и сложно, или просто сильно устали и после отдыха все стало ок. Если устали от отрасли и хотите перейти в другую, не экономьте, придите на консультацию к карьерному специалисту: он реально оценит, куда и на какие деньги вы сейчас сможете перейти, — сбережете кучу нервов и денег.

Лейбл заголовка

Кем стать копирайтеру, чтобы зарабатывать больше?

Я копирайтер, пишу тексты, люблю и умею это делать, есть хорошее портфолио. Опыт работы — больше 10 лет, зарплата ближе к верхней планке для моих навыков — вакансий с зарплатой выше появляется мало. И я не понимаю, какие у меня перспективы карьерного и зарплатного роста.

Мне нравится редакторская работа, приходилось и приходится иногда заниматься редактированием текстов, но официально я редактором никогда не работала, а в вакансиях обычно просят опыт работы. Пока учу английский — в перспективе это дает некоторую возможность роста. Беру подработки. Но что потом — непонятно. Хотелось бы найти что-то, связанное с текстами и редактурой: учить других я могу, но не очень люблю. Какие у меня есть варианты увеличить заработок?

Рекомендую просто переходить в более дорогие и брендовые компании, где нужны редакторы. Особенно если можете работать с английским текстом — в мире вполне неплохо платят за ИТ-редактуру.

Переходить надо через работу на западных и престижных фриланс-биржах, набирая там качественное портфолио, рекомендации и клиентуру. Английский и какая-то интересная вам узкая востребованная тематика — ваше все.

Лейбл заголовка

Как недавнему выпускнику поменять специальность?

Я недавняя выпускница вуза, есть небольшой опыт работы по специальности, сейчас трудоустроена. Однако понимаю, что хочу работать совсем в другой сфере. Пытаюсь найти точки соприкосновения и устроиться для начала в смежную отрасль или попасть в нужную компанию, а там уже понять, как перейти на интересующую должность. Параллельно прохожу требуемые курсы. К сожалению, отказывают без указания причин. Как молодому специалисту после выпуска сменить сферу деятельности? Увольняться, проходить курсы и получать дополнительное образование и только потом пытаться? Или не увольняться, пока не найду хотя бы стажировку? Что отвечать на вопросы про смену и как доказать серьезность намерений?

Я советую не увольняться, а взять в отпуске или в свободное время бесплатную стажировку или волонтерство по новой специальности, чтобы посмотреть, насколько это ваше. А то и текущую работу потеряете, и на новой может не понравиться. Да и на бесплатную стажировку попасть намного проще, чем на полноценную работу в новой сфере. Если уж понравится, то оттуда легче перейти на постоянную работу: у вас уже будет опыт, да и с самих этих стажировок часто лучших забирают в штат — по сути, они для этого и делаются.

Поменяли работу и начали с чистого листа? Расскажите, как это было:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Герой Т—Ж

+3

27.11.20, 06:46

Алена Владимирская уже которую статью тем кому за 30, говорит: не хочу расстраивать, но вы после 30 никому не нужны и агитирует идти в продажи.

129
Герой

27.11.20, 17:17

Отредактировано

What, тоже поржала на этом месте, видимо мне моя смена профессии и иоя замечательная работа, на которой меня хвалят и ценят и поощряют материально приснилась и до сих пор снится

24

Светлана, ну то, что вас повезло не значит, что всем. Это "ошибка выжившего". Я к 30 меняла сферу деятельности, и прошла 10 кругов ада. И могу сказать, что мне просто повезло найти работу с норм окладом в новой сфере, спустя год регулярных собеседований

3
Герой Т—Ж

+3

05.12.20, 05:51

Дана, какая была сфера и на какую поменяли?

2

Дана, не ошибка выжившего а грамотный подбор сферы куда перейти, и адекватная оценка своих талантов и умений. те кто говорят "не повезло" с большой вероятностью не оценили себя должным образом, еслиб я вспомнив о том что люблю петь подалась в оперу мне бы тоже не повезло.

0

Светлана, что за работа?

1

Elena, перешла в it без релевантного опыта

7

Светлана, подскажите, на какую специальность и как вам это удалось

9

Светлана, пожалуйста, поделитесь своей историей и опытом, без шуток, очень интересно и я бы даже сказал, необходимо!

7

What, ну хоть не рассказывает сказок и на том спасибо

1
0

Читаю коменты и создается впечатление, если чек не айтишник, и старше 30, то лучше сразу в землю. Вспоминаю времена пылкой молодости, когда если ты не менеджер по продажам или не юрист, то лучше сразу в землю. Совпадение?

104

Роман, за скобками остались всякие там фрезеровщики, сварщики, электрики и прочие, которых — хороших — днём с огнём не сыскать. Ну и вспоминается мне знакомый экспедитор на Камри-сороковке, с хорошей лодкой и рыболовной снарягой. Думаю, он в сотрудники Бургеркинга тоже не рвётся.

7

Alex, этих людей (слесарей, столяров, электриков) тоже немало, но почему то считается, что они ДОЛЖНЫ работать за миску помоев (20 000 руб.).

19

Роман, такие люди или работают за зарплату (там по-разному бывает), или сдельно в том или ином виде — и там тоже бывает по-разному. Это следователю закон не оставляет шансов для фриланса, а плотнику или электрику в целом можно как-то выкрутиться.

0
0
Герой Т—Ж

26.11.20, 22:33

> Если вы не работаете более трех месяцев и при этом активно ищете работу — сбавляйте 15%.

Странный совет. А по-моему, всё наоборот. Дольше ищешь работу — больше шансов найти более высокооплачиваемую. Хватаешься за первую попавшуюся — зарабатываешь меньше.

52

Tema, Правильный совет, учитывая вводные. После трёх месяцев, НЕ РАБОТАЯ, финансовая подушка (у большинства) будет близка к исчерпанию. Судя по всему Вы уже были на всех текущих мало-мальских устраивающих Вас вакансиях в городе, даже если это город крупный, видимо хотелки не состыкуются с текущим предложением на рынке по Вашей квалификации. А работая - можно хоть годами искать идеальное место.

21
Герой Т—Ж

30.11.20, 12:10

JadeFalconRus, я пробовал искать работу три месяца и нисколько об этом не пожалел.

2

Tema, либо длительный поиск говорит о неадекватном запросе.

4

Tema, Меняю работу уже больше шести раз за трудовую карьеру. Сначала увольняюсь, потом 2-4 месяца не работаю - занимаюсь саморазвитием и поиском работы с более высоким окладом, потом трудоустраиваюсь. Во времена "каникул" расходуется подушка безопасности, но уровень доходов каждые два года увеличивается в 1,5-2 раза.

1
0

"На собеседовании лучше назвать ваш текущий доход и сказать" — худший совет ever. Во-первых, это заочный проигрыш в торгах. Во-вторых, человек может быть под NDA. И странно, что именно рекрутеры раздают такие советы.

"Если вы не работаете более трех месяцев и при этом активно ищете работу — сбавляйте 15%" — ну а это просто чушь на постном масле. Я могу не работать год про причине саббатикла. И что дальше? В России смена работы фактически единственный легальный вариант роста доходов.

38

Ekaterina, у меня как раз такая ситуация. Недавно взяла один проект — все навыки при мне. С чего я должна скидку делать на них, вообще не понятно.

8

Ekaterina, согласна подписана в инсте на HR консультантов, так на Т-Ж дали совершенно противоположную информацию.

1

Ekaterina, вот +100. Согласен с каждой буквой.

0
0
Герой

27.11.20, 06:02

Отредактировано

Ранее тут уже писал по поводу моего переката в IT, я студент 4 курса по направлению "Электроэнергетика и электротехника", в июне 20 понял, что это не моё, начала проходить курсы по программированию на степике, за 5 месяцев прошел 7 курсов, в середине октября выложил резюме на хх, недельки через 3 меня пригласили на собес, дали 2 тестовых, первое я сделал полностью, во втором не смог полностью реализовать один алгоритм, позавчера я получил оффер. Теперь я junior ds/computer vision в Екатеринбурге.
Что помогло:
1) Горящие глаза
2) Бесплатные курсы на степике
3) Постоянное самообразование
4) Дефицит кадров (да он есть не только среди senior).
Как отнеслись на предыдущем месте работы:
HR сказали "сначала надо было нам сказать, открываем через пару месяцев вакансию java dev, как раз успел бы выучить java, а компьютерное зрение и питон это полная хрень". Спорить я не стал.

По поводу поиска работы 40+:
Мой отец в 52, через полгода очных курсов, из рабочего на производстве, стал оператором-наладчиком ЧПУ, за первый год работы з/п выросла в 4 раза.

36

Руслан, да, оператор ЧПУ – довольно высокооплачиваемая должность. А вот насчёт курсов интересно. Мне 28 и хочу попробовать себя в ит. Но для этого нужно хотя бы начать. Поэтому можно подробнее про «степика» – что это за зверь?

1
Герой

27.11.20, 08:41

Отредактировано

Xadjos, это бесплатные онлайн-курсы. Очень неплохие, если хотите войти в какую-то тему и понять, есть ли желание углубляться дальше. Есть у них и платные - уже более глубокое изучение по той или иной теме. Недорогие. https://welcome.stepik.org/ru - ищите, что интересует. По каждому курсу есть комментарии тех, кто его прошел.

10

Таня, огромное спасибо!
Мне именно это и нужно – понять, хочу и могу ли я дальше углубляться. Ещё раз благо

4

Таня, спасибо, интересная платформа.

1
0

> ... в долгий двухнедельный отпуск..
так и живем)

35
0
Герой Т—Ж

+3

27.11.20, 06:42

"какие причины смены работы считаются приемлемыми"

а что, мы должны еще выдумывать "приятные" работодателю причины для увольнения? мы не рабы, вроде бы. захотел и увольняюсь.

31

What, HR по этим ответам оценивает, например, не конфликтный ли вы человек, и насколько ответственный. Если вас все устраивало на работе, должна же быть причина, по которой вы вдруг (или не вдруг) уходите? Чтобы понимать, что примерно ожидать. HR заинтересованы закрыть вакансию специалистом, который не передумает через три месяца. Ответ "не знаю" или "конфликты в коллективе" точно насторожит.

14

Таня, господи, да о каких критериях вы говорите- я вам так скажу, с подменой ценностях в текущем обществе, некоторым людям, например мне, дико тупо видеть, что все эйчары и товарищи, которые ведут собеседования при устройстве-действуют по шаблону, и у меня ощущение, что я общаюсь с роботами- перед Вами человек, совесть куда пропала?) вы уже совсем идиотами все становитесь, если считаете, что к жизни есть инструкция.)

4
Герой Т—Ж

+3

27.11.20, 10:50

Таня, а, я невнимательно прочитал.
Я думал речь шла о месте с которого уходишь, а не на которое претендуешь

2
0

Поделюсь мнением своего карьерного консультанта: если хочешь сменить не только работу, но и профессию, не пиши в сопроводительном письме, что ты начинающий специалист/дизайнер/редактор.

Сделай функциональное резюме и акцентируй внимание на скиллах. Пиши, как прошлый опыт поможет решить задачи нового работодателя. Закрывай "боль" того, кто ищет.

Если ищещь творческую работу - дизайн, написание текстов - делай портфолио.

Не жди, когда тебя найдут, действуй: отправляй отклики на hh.ru, в Телеграме, в Фейсбуке.

Эйчары берут не тех, кому меньше 30, а тех, кто адекватен, реально оценивает свои возможности, готов работать и не ставит свое мнение выше мнения других. Говорите, презентуйте себя, продавайте себя как профессионала.

22

Катя, согласна, коммуникации - наше все. Всю жизнь нам нужно себя продавать - свои навыки, ценности, идеи. Чем раньше начать этому учиться - тем лучше

4
0

«Людей старше 30 без опыта в новой сфере на работу не берут. На стажерские вакансии уже оверквалифайд — боятся, даже если человек хочет. А на более высокие — опыта нет» Обучение нам не поможет. Ничего нам не поможет. Сидите дальше на своих нелюбимых работах и деградируйте. Огонь статья.

22
0

"На стажерские вакансии уже оверквалифайд — боятся, даже если человек хочет. А на более высокие — опыта нет.
..... тут идеально подходят стартапы, где нет денег, но нужны профессионалы. Это позволит и опыт записать, и нетворк создать." - а вы по русски умеете разговаривать?
Почему-то сразу анекдот вспоминается, про молодую hr завода, фрезеровщика-оператора ЧПУ и схему детали 011-44-25, да.
А по теме - начинать переобучение нужно четко понимая - какие возможности дальнейшего трудоустройства и какой будет путь. Т. е. есть ли потребность сферы в новых специалистах, возможно ли туда "зайти со стороны", сколько пройдет времени до получения приемлемой з/п. От этого и необходимый обьем обучения будет зависеть

19
0

Оставил карьеру продажника, потом забросил фриланс, получил второе высшее и теперь работаю в федеральном НИИ. Денег не прибавилось, но удовлетворения и удовольствия стало больше. Правда, растёт у меня уверенность в том, что я в этом НИИ не навсегда, но то время покажет. Ах да, мне под сорок уже. В принципе, для перемен самое время.

9
0

В статье была фраза "...на консультацию к карьерному специалисту". Кто-то может подсказать чем он занимается? (оценивает все Ваши скилы и предлагает конкретные варианты трудоустройства или суть его деятельности в чем-то другом заключается?) Где найти квалифицированного? Имелся ли опыт обращения, и каковы результаты?

8
0
Герой Т—Ж

+2

26.11.20, 18:53

Окончила филфак, два года в школе, потом психанула, нашла в городе компанию, которая была готова взять стажера 1с-ника. Для того, чтобы к ним устроиться, нужно было решать задачки из специального сборника для подготовки к сертификации 1с-Специалист и отправлять им на проверку. Спустя месяца 2 позвали на работу.

Потом меня достал 1с с этими бесконечными желтыми формами и адской внутренней сертификацией, я снова психанула и ушла в QA. Уже 3 года как тестировщик, подумываю вернуться в разработку.

7
0
Герой Т—Ж

+2

26.11.20, 18:56

А вот что делать предпенсионеру в 56 лет, если текущая работа не устраивает (физически тяжело), но мозги ещё работают и есть желание работать в области веб-разработки? Ок, можно пройти курсы, но это ничто. Искать удаленку (релокейт из провинции в Мск, к сожалению, невозможен)? Фриланс, стартапы? Какие площадки лучше, как продвигаться?

7

Фрёкен, предпенсионник с тягой к вебразработке это человек с бэкграундом, наверное, иначе откуда тяга. Да и с вебом всегда есть возможность просто вести свой проект.

3
0

Мой любимый вопрос про ЗП на вашем предыдущем месте. Мой ответ: - а у вас?. На подобный тупой вопрос можно вставать и уходить, во первых это унизительно, а во вторых никак не связано с опытом и профессионализмом соискателя.

7
0

Меняла в 27 лет, из сферы страхования в сферу IT. Было очень тяжело найти даже бесплатную стажировку, хотя я готова была и к такому. Через полгода меня взяли в стартап, деятельность была связана с продажами, но больше наставничество (бизнес-тренер для франчайзи). Так как это был стартап, обучение было коротким и написано на коленке, в основном, училась на практике. Получила шикарный опыт, увеличила свой доход в 5 раз с момента первой з/п, заканчиваю профильный курс повышения квалификации в РУДН и ищу новую работу, так как в компании многое изменилось и уже не устраивает. Искать сейчас трудновато даже с опытом, но кто ищет, тот всегда найдёт) не жалею, что решилась три года назад так круто всё изменить и проявила упорство, это мне принесло исключительно счастье.

6

01.12.20, 12:19

Отредактировано

Юляшка, я тоже сейчас в поиске новой профессии, 5 лет проработала личным помощником-переводчиком экспата в крупной компании. Нашла карьерного консультанта в инстаграме по ключевому словосочетанию "карьерный консультант". Просмотрела профили нескольких, цены, подход, выбрала тех которые дают первую бесплатную консультацию. Обратилась к одной, полчаса поговорили о моем запросе, сформировали его и она предложила две консультации по 2500 рублей. Она дала несколько онлайн тестов личности, пару заданий на интересы, ценности, мечты, скилы. Она представила несколько профессий и сфер, которые могут подойти мне. Вторая консультация - разработка реальных шагов к выбранной сфере, проработка резюме. В целом работа консультанта понравилась, хотя я ожидала, что мне предложат что-то фантастическое. :)

5
0

Почему все претензии всегда к соискателям?! Я вот гоняла на пару собеседований, в вакансии указано, с всклицательными знаками, что необходимы обязательно такие то навыки работы, вот прям обязательно!
У меня в резюме такого нет, так чем смотрит hr, который приглашает на собеседование?
Как итог, потраченное время, чтобы в отчет услышать- а вы это не умеете и не работали с этим? Нет извините.
Ну ёпрст, я понимаю, что hr свой хлеб отрабатывают имитацией деятельности, но мне ради трёх минут беседы, где главный вопрос умеете ли вы это, я говорю нет и это написано в резюме, нужно отпросится с текущей работы, потратить время на дорогу и нервы на подготовку к беседе...

3
0

Мне понравился совет про отпуск, так как имхо это и правда может помочь. С другой стороны, мне подобная "передышка" не особо помогла и есть ощущение, что я просто устала от профессии в целом. Сейчас есть вариант сменить род деятельности, но в рамках той же области. Работа будет более рутинная (менее творческая, так скажем), но з/п будет больше. С другой стороны, хочется вообще сменить область в сторону работы с иностранными языками. Попыталась поработать переводчиком на фрилансе, но это оказалось совсем нерадужно, так как большую часть времени тратишь на поиск заказов, а в итоге часто нарываешься на мошенников. Вот и непонятно стоит ли соваться туда без профильного образования или стоит задуматься над его получением.
Поэтому меня заинтересовал совет по поводу обращения к карьерному специалисту, потому что я вообще не слышала о существовании таких людей и плохо представляю суть их деятельности. А звучит очень заманчиво: какой-то человек хоть как-то поможет тебе определиться хоть с чем-нибудь.

2
0

Был такой опыт. Социолог по профессии, 6 лет проработала менеджером по размещению рекламы на ТВ. Понимала, что не люблю то, чем занимаюсь - и от этого только хуже работала. Но куда, как - не было ни малейшего понимания. Но было любимое издательство и мечта работать в редакции. В итоге... меня действительно туда позвали, и действительно - редактором, хотя профильного образования у меня не было.
Одно сплошное чудо. И любовь к книгам )

2
0

Мне 48. Огромный работы журналистом, редактором, в том числе, в сфере политтехнологий. Думаю, а не пойти ли мне учиться на дизайнера интерьеров, и потом попробовать на этом еще и заработать. Интересно, получится ли...

1
0

Я в 35 спокойно поменяла сферу деятельности, мало того, меня нашли и сами пригласили)) Заработок в 2 раза выше, чем на предыдущей работе. Мое личное мнение - люди за 30 самые продуктивные и работоспособные)

1

Сообщество