Президент с бензопилой: 6 радикальных экономических реформ аргентинца Хавьера Милея
10 декабря 2023 года в должность президента Аргентины вступил либертарианец Хавьер Милей — приверженец кардинального сокращения роли государства в экономике.
Его предвыборная кампания запомнилась громкими обещаниями: он грозился упразднить центральный банк и вместо песо сделать национальной валютой доллар. На митингах Милей размахивал бензопилой в знак того, что урежет госрасходы, и пел песни в костюме супергероя.
Для страны его реформы стали «шоковой терапией», подобной той, что пережила Россия в 1990-е годы. Эффект тоже оказался схожим: упал курс национальной валюты, вырос уровень бедности. Но вместе с этим в стране замедлилась инфляция, а люди стали охотнее доверять банкам свои сбережения. Рассказываем, чем отличился новый президент и как живется при нем аргентинцам.
Что сделал за год Хавьер Милей
Некоторые ссылки в статье недоступны из РФ
Урезал социальные расходы
Бензопила — это символ стремления Милея сокращать государственные расходы без оглядки на социальные последствия. До него у Аргентины были большие проблемы с бюджетом, в том числе из-за огромных затрат на разнообразные программы поддержки населения. Одни только субсидии на оплату электроэнергии составляли 1,5% ВВП страны — Милей заявил, что сократит их вдвое.
Раньше большинство аргентинцев платили лишь 5% от реальной стоимости электричества. После июньского сокращения субсидий малообеспеченные домохозяйства платят 30% от стоимости, а средний класс — до 50%. Также правительство снизило лимиты объемов потребления по субсидируемым ценам для людей со средним доходом — с 400 до 250 кВт·ч в месяц. Все, что выше, оплачивается по полной стоимости. Для бедных домохозяйств лимит составил 350 кВт·ч, тогда как прежде они могли потреблять электричество без каких-либо ограничений, практически ничего не оплачивая.
Также Милей сократил субсидии на газ, водоснабжение и на проезд в общественном транспорте. Теперь компаниям-перевозчикам, получающим госсубсидии, разрешили самостоятельно устанавливать цены. В итоге проезд резко подорожал — в Буэнос-Айресе цены выросли на 360%.
В общей сложности инициативы Милея по сокращению субсидий для граждан привели к росту стоимости услуг в этих сферах на 400%. Если в декабре 2023 года аргентинская семья со средними доходами тратила в месяц на электричество, газ, воду и общественный транспорт чуть больше 30 тысяч песо — примерно 30 $ (3020 ₽) , то в сентябре 2024 года эти расходы выросли в среднем до 141,5 тысячи песо.
Сократил половину правительства
За счет перераспределения функций Милей закрыл 9 из 18 министерств в кабмине. В аргентинском правительстве больше нет министерств образования, труда, соцзащиты, транспорта, культуры и окружающей среды. Под натиском нового президента также пало министерство женщин, гендерных вопросов и разнообразия.
В марте 2024 года Милей объявил, что уволит 70 тысяч госслужащих, и уже к июню работы лишилось 25 тысяч человек. Цифры кажутся впечатляющими, но с учетом того, что армия работников госсектора в Аргентине насчитывает 3,5 млн человек, увольнения нельзя назвать радикальными.
В целом же за счет снижения субсидий, сокращения трат на содержание госаппарата и ряда других мер аргентинскому президенту удалось снизить расходы бюджета на 25%. Особенно жестко Милей сократил траты на инфраструктуру — на 74%, на дотации регионам — на 68%, на социальное развитие — на 60%, на образование — на 52%.
В итоге за первые 9 месяцев 2024 года бюджет Аргентины был исполнен с заметным профицитом, притом что до Милея дефицит был хроническим.
Закрыл налоговую службу
Милей отказался от своей предвыборной идеи распустить центральный банк — вместо этого он упразднил налоговую. Правда, это не значит, что аргентинцев освободили от уплаты налогов — основные функции службы перешли к новому органу — ARCA .
Предполагается, что ARCA будет экономнее предыдущего ведомства, где работало до 3 тысяч человек и в котором 80% бюджета составляли зарплаты сотрудников. В ARCA будет на 30% меньше сотрудников низового уровня и на 45% — управленцев высшего звена. Таким образом, правительство Милея надеется экономить 6,4 млн долларов в год.
Объявил налоговую амнистию
По оценкам аргентинского правительства, на начало 2024 года жители страны хранили за пределами национальной финансовой системы активы на 258 млрд долларов — это сбережения в зарубежных банках и наличная иностранная валюта «под матрасом». Так люди спасали деньги от гиперинфляции и жесткого валютного контроля. Эта сумма в 12 раз превышала объем официальных валютных резервов страны.
Первым делом после вступления в должность Милей объявил налоговую амнистию и предложил отчитаться о ранее незадекларированных активах. Взамен людям гарантировали, что им не придется платить налоги за предыдущие годы. Правительство Аргентины надеется таким образом вернуть в экономику 40 млрд долларов. Для страны это существенная сумма, которая, по замыслу властей, должна оживить экономику и пополнить оскудевшие валютные резервы.
К началу сентября 2024 года половина задачи была выполнена — депозиты в аргентинских банках пополнились на 19,3 млрд долларов. Впрочем, это не рекорд — налоговые амнистии в стране объявляли и раньше. В 2016 году таким образом удалось вернуть в денежную систему 117 млрд долларов.
Девальвировал национальную валюту
Девальвация национальной валюты не стала сюрпризом для аргентинцев: это входило в предвыборную программу Милея.
Страна уже не одно десятилетие живет в состоянии перманентного валютного кризиса — помимо официального курса песо, которому не позволяют отклоняться от курса доллара более чем на 2% в день, здесь есть «реальный» курс, по которому наличные можно купить на черном рынке. К началу президентства Милея разница между ними была трехкратной. Будучи кандидатом, он открыто поддержал принятие доллара в качестве официального платежного средства и заявил, что песо стоит меньше, чем экскременты.
Девальвацию национальной валюты связывали с необходимостью оздоровления экономики и повышения доходов экспортеров. В декабре 2023 Милей позволил песо подешеветь на 50%. А к началу декабря 2024 валюта растеряла почти две трети своей стоимости.
При этом в августе президент отложил планы дальнейшей девальвации, мотивировав это тем, что не хочет «разрушить жизни аргентинцев». Он признал, что без решения структурных проблем чрезмерное ослабление песо лишь усугубит ситуацию. Милей заявил: «Никто не хочет отказаться от существующей системы валютного контроля больше меня».
От идеи заменить национальную валюту долларом США Милей пока тоже не отказался. В мае 2024 года он представил план долларизации экономики, согласно которому американскую валюту сначала начнут принимать в качестве оплаты наравне с песо, а после ЦБ перестанет печатать собственные деньги и позволит доллару постепенно заместить нацвалюту.
Добился снижения инфляции и ключевой ставки
Когда Милей заступил на пост, годовая инфляция в стране составляла астрономические 211,4% годовых. Это значит, что цены за год выросли более чем в три раза.
Администрации нового президента удалось значительно замедлить инфляцию. С месячных темпов в 25% в декабре 2023 она сократилась к октябрю 2024 почти в 10 раз — до 2,7%. Годовая инфляция тоже перешла к снижению, преодолев пик в 292,2% в апреле 2024.
Бороться с ростом цен правительству помогает в том числе ужесточение контроля за госрасходами. По консенсус-прогнозу экономистов Bloomberg, в 2025 году инфляция в Аргентине составит «всего» 55,3%.
Снижение инфляции и инфляционных ожиданий позволило аргентинскому ЦБ значительно опустить ключевую ставку. Во время прихода Милея к власти она составляла 126%, а к ноябрю 2024 снизилась до 35%.
Но сжатие госрасходов возымело и негативный эффект: при Милее ускорилось падение ВВП — в первом квартале 2024 года оно составило 5,1% после 1,2% в четвертом квартале 2023. Вывести экономику из рецессии при такой жесткой фискальной политике будет непросто. Ожидается, что по итогам 2024 года ВВП сократится на 4%.
Аргентинский профессор экономики Амилькар Колланте считает, что правительство рассчитывает на сокращение потребления, которым сопровождается рецессия. Это, в свою очередь, приведет к снижению инфляции. В то же время низкие ставки нужны для того, чтобы после рецессии экономика начала расти.
Очевидно, что проблемы с экономическим ростом не пугают Милея: он решительно настроен на дальнейшее снижение участия государства в экономике. В интервью британскому журналу The Economist в конце ноября 2024 года президент Аргентины сказал, что правительство страны каждый день снимает излишние регулятивные нормы и в общей сложности экономике страны предстоит переварить около 3,2 тысячи структурных реформ.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique