Почему дети транжирят деньги
Дети
11K

Почему дети транжирят деньги

И как научить их рациональному отношению к финансам

57

Как показывают опросы, от 67 до 89% российских родителей дают детям деньги на карманные расходы.

При этом взрослые часто замечают, что дети редко распоряжаются собственными финансами рационально. Я не раз обнаруживала, что дочь тратится в основном на сладости и подарки подружкам, а не откладывает на дорогие и желанные покупки. Расскажу, почему так происходит и что с этим делать.

Причина № 1

Не хватает знаний о финансах

Если родители дают ребенку зубную щетку, они учат ею пользоваться и следят, чтобы малыш регулярно чистил зубы. Однако это редко происходит с деньгами или банковской карточкой.

Согласно исследованию аналитического центра НАФИ, проведенному в 2016 году, 61% опрошенных родителей не обсуждают с детьми финансовые дела семьи, при этом у 86% детей в возрасте 14—17 лет есть собственные деньги. К 2021 году ситуация изменилась незначительно: 75% подростков, участвовавших в опросе, заявили, что им не хватает знаний и навыков в сфере финансов.

Если карманные деньги — это первый и единственный опыт взаимодействия с финансами, ребенок будет познавать все методом проб и ошибок: делать неудачные покупки и тратить крупные суммы из копилки на мелочи.

Что с этим делать. Решение простое: повышать финансовую грамотность детей. Если чувствуете, что вам трудно объяснять такие вещи, можно купить специальные детские книжки. Например, я со своей дочкой читаю «Пес по имени Мани» Бодо Шефера — это история о том, как девочка стала зарабатывать и копить и благодаря этому сбылась ее мечта. Полезно обсуждать прочитанное: сравнивать книжные примеры с жизнью, спрашивать ребенка, что ему знакомо, а что в новинку.

Включайте детей в процесс финансового планирования. Например, составьте наглядную схему бюджета семьи и пусть каждый включит в нее то, что он хочет. Далее распределите по месяцам, когда эту покупку получится сделать. Таким образом ребенок будет видеть, сколько времени занимает достижение его желания и понимать, почему это так.

Обсудите с ребенком оплату коммунальных услуг. Сделайте это в виде задачки: вот есть зарплата, вот какие есть услуги и сколько они стоят, а теперь распредели деньги, чтобы еще осталось на игрушки. Так ребенок может понять, что есть обязательные траты, а есть «хотелки».

Еще один простой пример: составить список продуктов и вместе с ребенком сделать эти покупки, вычеркивая из списка то, что уже купили. Так ребенок начнет понимать, что есть список нужд и на него требуется определенная сумма, которую надо планировать.

Полезно позволять детям самостоятельно делать покупки и принимать финансовые решения. Я заметила это на примере своей дочери. Когда отправляла ее в магазин одну, она четко отслеживала стоимость продуктов и старалась экономить. Но стоило пойти вместе, как корзина сразу бесконтрольно увеличивалась: дочка уже не смотрела на цены, ведь для этого есть мама.

Фрагмент книги «Пес по имени Мани», в котором автор просто и увлекательно объясняет, что такое диверсификация средств. Источник: labirint.ru
Фрагмент книги «Пес по имени Мани», в котором автор просто и увлекательно объясняет, что такое диверсификация средств. Источник: labirint.ru
Причина № 2

Недостаточно развита психика

Дети могут сразу спускать все карманные на сиюминутные желания вроде мороженого или чипсов просто потому, что им физически трудно сдерживать себя. Советский психолог Лев Выготский объяснял это тем, что интеллектуализация высших психических функций происходит только в 15—17 лет, до этого возраста у ребенка только формируется способность ставить цели и подчинять свое поведение их достижению.

Что с этим делать. Покупки детей могут показаться взрослым ерундой, но для самого ребенка это важный момент, связанный с конкретными потребностями. И вместо того, чтобы упрекать в транжирстве, лучше попытаться узнать, почему у ребенка возникло именно такое желание.

Мы с дочкой часто обсуждаем ее траты, и когда она объясняет каждую покупку, мне становится понятно, что в тот момент для нее это было действительно важно. Например, она купила жвачку, чупа-чупсы, наклейки и шоколад в подарок — хотела сделать сюрприз на день рождения. Без покупки этой «ерунды» она не получила бы радости, которую дети испытали на празднике.

Иногда и сладости перестают выглядеть транжирством: дочка говорит, что берет шоколадки, снеки и другую «вредную еду» перед контрольными или на олимпиаду, когда надо сделать быстрый перекус, а рядом негде купить что-то дельное. Получается, что ребенок знает о правильном питании, но делает другой выбор в особенных обстоятельствах.

В моем детстве была мода на кукол Барби: все девочки хотели такие игрушки — порой лишь потому, что это было модно. Зачастую именно такая мода формирует желания детей. Если чувствуете, что это ваш случай, попросите ребенка привести доводы, почему ему необходима эта покупка. Постарайтесь рассуждать честно: если ребенок убедителен — купите то, что он хочет. В противном случае объясните, почему аргументы оказались неудачными.

Хотя способность контролировать свое поведение развивается с годами, есть факторы, которые положительно влияют на этот процесс. Например, человек должен быть автором своих целей и действий, получать поддержку от близких и не подвергаться постоянному риску.

Поэтому если вы дали ребенку деньги — это теперь деньги ребенка. Разрешайте самостоятельно распоряжаться деньгами, не отчитываясь за каждую мелочь, и тем самым показывайте детям свое доверие и любовь. А ребенок будет учиться брать на себя ответственность за финансовые операции.

В нашей семье дочь получает определенную сумму на месяц. На эти деньги она покупает то, что считает нужным. Сюда входят траты на проезд, перекусы, мобильную связь и мелкие школьные расходы. Крупные покупки для нее делаем мы. А в конце месяца у ребенка всегда есть остаток денег: его дочь уже откладывает на свои цели и мечты.

Причина № 3

Воспринимают концепцию денег не так, как взрослый

Дети ценят вещи, которые вызывают у них эмоции и которые можно потрогать. Например, это может быть плюшевый мишка, с которым ребенок спит каждую ночь, или гаджет. А деньги для детей слишком абстрактны: это в первую очередь бумажки, на которые можно что-нибудь обменять. И чем быстрее это сделать, тем лучше — появится новая игрушка.

Что с этим делать. Чаще общайтесь с ребенком на тему обмена. На что можно меняться, как определить ценность обмена, что такое выгодный взаимообмен, а когда можно проиграть.

Ребенку понятны примеры обмена из повседневной жизни. Вспомните поход в магазин: как вы обменяли свои 39 ₽ на булку хлеба. И спросите ребенка, стоит ли обменивать хлеб на 59 ₽? А на 159 ₽? Эту игру можно развить: пусть ребенок фантазирует и приводит свои примеры.

Будет здорово, если вы покажете ребенку, что менять можно не только материальные вещи. Например, взрослые в офисах обменивают свой интеллектуальный труд на зарплату. Дочь как-то меня удивила: рассказала, как обменяла сделанную домашнюю работу на шоколадку.

Еще в этом помогают игры, например «Монополия». В ней видно, как определенную сумму можно поменять на отель, но нельзя на какой-нибудь магазин. Разные вещи имеют разную стоимость, а деньги игрока не бесконечны.

Разрешите своим детям экспериментировать. Самый простой способ — когда дети меняются игрушками на какое-то время, чтобы просто поиграть. Или даже насовсем, потому что им понравились игрушки друг друга. Здесь ценность обмена определяется самими детьми. В школе дети так меняются коллекциями, например скрепышей или стирателей.

Чем больше у ребенка опыта такого обмена, тем лучше он понимает выгоду и проигрыш. При этом взрослым не стоит навязывать свое мнение. Такой опыт, даже если обмен окажется невыгодным, — самый эффективный учитель для ребенка.

Ученые считают, что развитие детского представления о деньгах и других сложных социальных явлениях связано с творческой деятельностью. Детям легче размышлять о комплексных понятиях графически — когда абстрактные вещи вроде денежных сумм и будущих покупок предстают в виде поделок, рисунков.

Например, мой ребенок придумывает копилки: делает их из разных коробок с уникальным оформлением, а на крышке рисует систему, по которой будет копить. Недавно она копила по десяткам: крышку коробки разделила на квадраты и написала на них десятки от 10 до 1000. В такую копилку можно положить только ту сумму, которая указана в квадратике. Нельзя, например, положить 52 ₽. Здесь накопление по десяткам: либо 50 ₽, либо 60 ₽. Ту сумму, которую уже положили, вычеркиваем — ее больше нельзя класть.

Сейчас дочка копит по похожей системе. Копилка стоит среди игрушек, всегда перед глазами и под рукой
Сейчас дочка копит по похожей системе. Копилка стоит среди игрушек, всегда перед глазами и под рукой
1/2
Сейчас дочка копит по похожей системе. Копилка стоит среди игрушек, всегда перед глазами и под рукой
Сейчас дочка копит по похожей системе. Копилка стоит среди игрушек, всегда перед глазами и под рукой

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety.

Марина Никонова
Как вы учите своих детей пользоваться деньгами?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

"На эти деньги она покупает то, что считает нужным. Сюда входят траты на проезд, перекусы, мобильную связь и мелкие школьные расходы"
Ну какие же это карманные деньги? Это деньги на обязательные расходы. На свои личные деньги дети обычно покупают, что хочется, а не что надо.

62

Системный, точно.
Еще часть детей купят мороженое и поедут зайцем!!!
Нельзя это смешивать.

20

Ell', часть взрослых живет по этому принципу до сих пор 🥲

6

… особенно если дома ждет суп

2

Аглая-Ляля-Милена-Фекла, а во сколько ждет? если сразу после школы надо ехать в музыкальную школу/спортивную секцию/художку до 7 вечера, а школьный "обед" был после 3-4 урока (в 11 или 12)

4

Системный, вы абсолютно правы! Странно что некоторые взрослые этого не понимают!

0
0
Герой

12.02.23, 09:25

Отредактировано

"Включайте детей в процесс финансового планирования. Например, составьте наглядную схему бюджета семьи и пусть каждый включит в нее то, что он хочет. "
Отличный способ получить депрессию, будучи ещё ребенком, особенно когда родителям постоянно приходить ужиматься. Обычно родители держат ребенка подальше от бюджета и финансовых проблем, а также всячески пытаются создать иллюзию, что все нормально. Это все не от хорошей жизни.

51

Ilya, согласна + есть другая сторона: дети болтают, а я, например, не хочу, чтобы кто-либо, кроме семьи, знал как о наших доходах, так и о наших тратах. В любом случае почему-то бывает осуждение, как в дневниках трат (варианты по доходам: деньги ни за что получают или, наоборот, нищеброды; по расходам: жмоты / транжиры и подвиды), ещё зависть, ещё желание занять (и, как вариант, не вернуть)

17

Ilya, вы очень четко прочитали мои мысли. У меня бессонница началась в 8 лет именно из-за того, что взрослые объясняли как у них плохо с деньгами.

17

Ilya, в результате вырастает очередное поколение взрослых людей, у которых с финансами "не всё нормально", потому что их никто не научил распоряжаться деньгами.
Детям нужно уже с 5-7 лет объяснять, как достаются и откуда берутся деньги.

10
Герой

13.02.23, 20:14

Отредактировано

Антиконсьюмерист, Нет не нужно, точнее не необходимо. С 5-7 лет их нужно развивать разносторонне, чтобы вместо финансового грамотного курьера, был профессионал своего дела. Любой кому, в голову вбили здравый смысл, логику и немного критического мышления научиться и сам распоряжаться деньгами очень быстро

12

Ilya, . Обычно родители держат ребенка подальше от бюджета и финансовых проблем, а также всячески пытаются создать иллюзию, что все нормально

это, видимо, только те родители, у которых не всё нормально

6

ivan, а что, когда все хорошо ситуация отличается? Родители ходят и кричат "Мы богаты, мы богаты, держи лям, сынок, это тебе на завтра"

1

Ilya, когда все хорошо родители объясняют ребенку - в этом месяце мы тебе очередную ламбу не купим, потому что папа решил купить биткоинов или акций эппла, понимаешь?

и ребёнок понимает

1

Ilya, в итоге эти дети вырастают в великовозрастных детин сидящих на шее у родителей (в материальном плане). Дети должны знать что с бюджетом в семье, почему родители ужимаются, каким трудом достаются деньги, которые в итоге составляют бюджет семьи. И представлять это с самого детства. Ничего хорошего в иллюзиях нет. Если есть реальное представление о жизни и адекватные родители, ребёнок сам начнет трудиться и зарабатывать деньги сразу как только сможет. И относиться к этим деньгам будет с пониманием их ценности. И вырастет независимым и самостоятельным человеком.

4

BMO, достаточно поработать летом, чтобы осознать как деньги добываются. Забивание головы проблемами родительского бюджета и уж тем более работа ради денег, а не опыта, будучи школьником либо студентом - пустая трата времени, которое можно было бы вложить в (само)обучение, которое бы привело к большим деньгам в будущем.

13

BMO, в иллюзиях, которые бывают у некоторых родителей, тоже ничего хорошего нет. понятно, что трехлетке составление бюджета они не поручат, но тут на сайте столько историй про очевидную финансовую неграмотность совершеннолетних людей.. лучше уж таким не поучать детей, а то потом втроем будут искать, кому на шею сесть

6

Ilya, и ни чем хорошим это не заканчивается!

0
0
Спортивный редактор

12.02.23, 07:27

Я транжирила, потому что в детстве мне многое было недоступно, хотелось наконец-то позволить себе то, что я хочу.

При этом передо мной всегда был пример папы, который вёл бюджет. Примерно каждый месяц я слышала, что сейчас у нас режим экономии и лишние траты не включены в бюджет. Мы не жили бедно, просто у родителей были другие планы :)

25
0

Я вот читала все это и понимала, что существенная часть людей тратит деньги как ребенок: на сиюминутные желания, под влиянием моды.
К этому еще прибавить безответственность.

19

Аглая-Ляля-Милена-Фекла, тоже подумала, что и у многих взрослых детские представления о ведении бюджета, к сожалению.

15
0
Герой

+2

12.02.23, 21:31

Отредактировано

Я пока не родитель, поэтому могу только поделиться, как финансово воспитывали меня.

Да, до семейного бюджета меня не допускали. Объяснение очень простое - ты не вносишь свой вклад, значит ты не имеешь права голоса. Процентов на 90 считаю это справедливым. Например, куда ехать в отпуск, выбирали родители, потому что если выберу я - нам хватит только на билет до вокзала.
Хотя у этой логики был один очень неудобный для родителей эффект - так как я понятия не имела, что в семье происходит с количеством денег, у меня была иллюзия, что у родителей всегда есть деньги на мои хотелки. То есть аргумент - мы не купим тебе шоколадку, потому что нет денег - я не понимала. Ведь про квартплату, обувь на зиму, коммунальные услуги, продукты мне никто не считал нужным говорить подробно. А что такое шоколадка? Всего лишь 50 рублей. Что значит "денег нет"?

А еще эти знаменитые "вот будут у тебя свои деньги, будешь относиться к вещам более бережно" в конкретно моем случае трансформировались в диаметрально противоположное - как только начала зарабатывать самостоятельно, сразу пошла лечить это чувство. Убила огромное количество телефонов с наслаждением и единственной мыслью - я МОГУ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ просто пойти и купить еще один. Иногда в кредит. И МОГУ ПОГАСИТЬ этот кредит когда захочу. Покупаю одежду и выбрасываю ее после одного раза. Если купила что-то неудачное - просто выбрасываю и покупаю новое, не заставляю себя носить это потому что "деньги уплочены". Купила невкусную или пропавшую еду - выбрасываю и забываю. Лекарства обойдутся дороже. Я не отношусь к вещам более бережно и кайфую от этого.

Не могу сказать, что сильно обижена на родителей за такое финансовое воспитание - воспитывали как умели и как считали нужным. Понятия не имею, как буду воспитывать своих детей. Но знаю только, что всем нам будет что рассказать своему психологу))

17
0

Транжирство детское и взрослое не сильно отличается по своей структуре. Просто с возрастом аппетиты становятся больше, а других источников получения удовольствия порой может и не быть. У меня есть знакомый, который зарабатывает для нашего города довольно неплохие деньги, но постоянно ноет, что ему не хватает денюжков. При этом не отказывает себе в покупке светового меча из ЗВ и других различных коллекционных штук, потому что хочется 🥴

12
0

Господи, какой долгий и сложный ответ на вопрос «почему». Потому что это дети, они не знают цены деньгам, они их не зарабатывают, у них нет никаких забот -где найти денег, чтобы купить одежду, еду, на развлечения и тд, ведь они же дети, всем этим должны же заведовать их родители, типа того (думают они). Меня лично больше пугают и вызывают недоумение некоторые такие взрослые «дети»-дяди и тёти , которым 3-4-ый десяток, которые до сих пор живут за чей-то счет, некоторые не работают, пользуются тем, что им дают родственники/друзья и тд и не знают цены этому.

11
Герой

12.02.23, 15:52

Отредактировано

Anna, а как связан ваш ответ, с остальным комментарием? Никак. Очень интересно наверно отвечать только на вторую часть предложения. Если что, ну так между прочим, обеды не всегда бесплатные в школе, а с собой нормальную мало кто носит.
А сладкое и учеба связаны напрямую: углеводы - глюкоза - питание для мозга. Есть ли необходимость в сладком в целом и для учебы в частности? Нет. Многие от этого перестали его есть? Статистика по диабету говорит об обратном

10

Ilya, ох... ваши представления об обмене веществ как бы это помягче... фрагментарны.

2
0
Герой

12.02.23, 09:20

Отредактировано

Надуманная статья. В исходной статье нет никакой статистики по рациональности потребления.
И как можно не рационально тратить суммы меньше 1000 рублей в месяц? Еще и кто-то контролирует ребенка с этой жалкой тысячей, жесть. Очевидно, первое что человек закрывает - потребность в пище, особенно это будет выраженно в виде различных сладостей в случае, когда мозг постоянно учиться.
С 1000р в месяц невозможно практически ни на что накопить. Все большие покупки делают родители в любом случае.
В детстве мне еще и приходилось выпрашивать эти деньги, т.е. это не просто, что тебе тысячу на карту каждый месяц переводят. Полагаю у большинства также и было. Немного унизительно.
Я просил на праздники дарить деньги и вот их уже копил, там были уже нормальные суммы. В итоге эти накопления родители позже в долг брали) До сих пор нравиться копить, но теперь не просто в виде денег в тумбочке.

9
Спортивный редактор

12.02.23, 10:30

Ilya, блин, у меня родители просто забирали подаренные деньги ахаха
Говорили, что купят мне нужные вещи)
Мне тогда дедушка по 100$ дарил на каждый праздник, эх

24

Плюшка, сочувствую

9

Ilya, >Очевидно, первое что человек закрывает - потребность в пище, особенно это будет выраженно в виде различных сладостей в случае, когда мозг постоянно учиться.
Вообще ни разу не очевидно. В детстве регулярно бегал играть в компьютерный клуб на деньги на обед в школе. И я такой был далеко не один.

>В детстве мне еще и приходилось выпрашивать эти деньги
В свое время у нас с отцом был договор о том, что он мне будет выделять какие-то копейки за оценки. До сих пор помню тариф: пятерка - 5 рублей, четверка - 3 рубля, тройка - минус 5 рублей, двойка - минус двадцать рублей. Я учился хорошо и свою сторону договора регулярно выполнял, а вот отец со своими добровольно взятыми на себя обязательствами (он сам мне предложил такую схему, мы даже подписали договор, лол) чаще всего не торопился. Но поскольку уговор дороже денег во всех смыслах этого выражения, я ему периодически напоминал, пока в какой-то момент он мне не предъявил за это в довольно жесткой для родителя форме. Точных формулировок уже не помню, но посыл был в направлении того, что он мне ничего не должен. До сих пор помню это чувство униженности от того, что вроде как пришел просто за тем, что тебе предложил сам родитель, а тебя с порога оплевали и выставили чуть ли не попрошайкой.

11

Мне щас 15 я это читаю и посути я такой-же на праздники прошу деньги и храню их в тумбочке. 2 раза за 5 лет смог по 10к+ накопить, мало конечно для меня хочется побольше денег, вот только у меня нету основной цели на что копить.
Я даже не помню на что спусти прошлые 10к, щас более осознаным себя считаю. Конечно я ещё не знаю всякие моменты из взрослой жизни т.к. учусь в 8 классе. Но щас я активно учусь на теории финансовой грамотности. Так-же 2к пытаюсь вкладывать но т.к. Мне нет 18 походу я буду получать по 40рублей в год с накоп. счета. 😅

2
0

Вот сколько помню детство. На карманные расходы всегда получала минимум, чтобы могла проехать на транспорте и купить булочку в столовой. Зато начала отрываться уже после того, как начала зарабатывать. В том числе и на фигню. Лучше пусть дети тратят на то, что хочется и отведут душу, чем потом во взрослом возрасте, когда где-то придётся ужиматься.

9

Дарья, ну да, ну да, интересно будет посмотреть на следующую модель отношений-вы и ваши дети , когда ваши родители уже по состоянию здоровья не смогут «стараться», а вы по-прежнему не будете хотеть «горбатиться за копейки и здоровье портить»)

9
0

Дети то ладно.
Вот почему взрослые транжирят деньги?

7

Дмитрий, потому что ментально не хотят взрослеть, живут безответственно, одним днем.

2

Дмитрий, по той же самой причине, принцип один.

0
0

Я выросла в режиме жесткой экономии. Не потому что денег не было- просто родители выросли в бедности и привыкли экономить. Мне не давали денег на обеды и карманные расходы. А продукты покупались на оптовых базах и до сих пор они их там покупают. А деньги активно копились и откладывались - просто ради денег. Одежду я в основном донашивала за старшими сестрами, а конфеты ела только на Новый год. Повзрослев, мне долгое время приходилось перестраиваться, чтобы потратить деньги на себя и купить "не самое дешевое". Но до сих пор я не могу потратить бездумно большую сумму денег, хотя давно закончились "экономные" времена. У сестер еще сложнее: старшая спускает сразу всю зарплату, а средняя живет в режиме жесткой экономии и постоянно жалуется - на цены, безденежье и как тяжело достаются ей деньги. Хотя хорошо зарабатывает и постоянно откладывает, как родители...Три разные схемы, но все рабочие)
Своей дочери я оформила детскую карту Тинькофф в 6 лет, и по началу она тратила бездумно, но со временем, а ей сейчас 11, она стала тратить только на то, что ей действительно нравится и нужно: напиток в кофейне, футболка на маркетплейсе или поход в кино. Для меня финансовая грамотность - это про отношение к деньгам в семье, их достаток или ограниченность, и возможность самостоятельно ими распоряжаться.

7

Гураночка, >А деньги активно копились и откладывались - просто ради денег.
У меня так дедушки с бабушками откладывали. В свое время было около 10 тысяч рублей на книжке, если я ничего не путаю. А потом они превратились в тыкву и на них отцу кожаное пальто купили.

5

Vae, да, у папы тоже сгорели. После этого алгоритм немного изменился- он стал хранить деньги в "чулке"

4

Гураночка, а толку, если сами деньги обесцениваются?

1

Vae, наверное, сам факт обладания деньгами греет душу.

1
0

Что тут скажешь - если объяснить детям в 8 лет, что вместо йогуртов в цветной упаковке, вкусняшек и прочего лучше потратить деньги на товары первой необходимости, то депрессия начнётся у них в 8 лет, а не когда они начнут зарабатывать и вкладывать деньги в свои потребности.

7
0

Примерно год даю сыну карманные, полгода как завели ему карту, недавно завёл копилку и начал понемногу туда переводить.

5
0

Я когда была ребенком совершенно не транжирила свои деньги. Даже наоборот. Давала родителям в долг 😂 могла копить не прикасаясь по много лет.

Это делается легче с реальными деньгами, а вот с деньгами на карточке сложнее.

5

Валентина,
"дома всегда есть еда"
"дочь бесплатно ест в школьной столовой"
А кроме еды три раза в день, у неё никаких интересов и потребностей?

4
0
Автор

15.02.23, 12:37

Отредактировано

Это больной вопрос. Сам я был транжирой, хотя отчим у меня был скопидом. Работая простым шофером-монтером в МГТС, он смог получить трешку на Нагатинской набережной и обменять её на четырехкомнатную в Химках (в Москву тогда с области не прописывали). Скупердяем и познавателем фин. грамотности я стал давно, когда взял кредит, однако, не в коня корм: новый кредит, чтобы погасить старый, а он старого чуть больше, а старый частично выплачен, значит с нового можно чуть гульнуть. И так 20 долгих лет, а может и больше, пока не рассчитался. Так вот дети, а их четверо. Первому сыночку сейчас 20 годков, лет с 14-ти наверное, начитавшись подобных статей, стал давать деньги, 3000 рублей с простейшей схемой: 100 р. в день, больше тратить нельзя, что осталось - в кубышку. Через неделю денех не было, на вопрос, что купил - взгляд в стол, пол, на ноги - ответ: не помню, один раз вспомнил зарядку для телефона за 700 р., остальное поглощал макдак, бургер кинг, кфс и в последующем туалет. Результат - за многие годы халявных денег не скоплено ни шиша. Сейчас работает за прилавком в кофе-прайс, при том, что выучил английский язык в школе без репетиторов. Копит или нет - не знаю, Ладно, думаю, первый блин - комом. Подписал дочь, 12 лет и довеском сына, 9 лет на курсы Александра Бабинцева, которые вели его помощники-коллеги, 20 рублей за 20 занятий. Они там читали вслух Кийосаки и других гуру и разбирали денежные вопросы: откуда есть-пошли деньги, как они достаются-зарабатываются, какие есть способы вложения этих проклятых денег и т.д. Результата я опять же сильно не замечаю. Деньги на заведенной для дочери детской карточке от Тинькофф сначала поглотила компьютерная игра, затем они стали тоже куда-то деваться пока карта благополучно не была потеряна. До кучи была потеряна вскорости социальная карта и следом её временный вариант. Сейчас на подножном корму - дайте денег туда, дайте сюда, а их на туда-сюда не хватат. Про следующего сына даже думать боюсь, а он уже запросы делает: сделайте мне тоже карточку и денег дайте. Так что, даже не знаю можно ли обучить этой самой фин. грамотности, если нет к ней склонности. Я, кстати, задавал такой вопрос автору тг-канала Кубышка, он ответил, что своего сына не смог научить этим навыкам в детстве, тот сам в уже сознательном возрасте, когда столкнулся с проблемами денежного характера, стал эти уроки усваивать.

3
0

Читаю комментарии людей, и понимаю, очень много родителей совершают одну и ту же ошибку, или совокупность ошибок.
1. Деньги которые вы даёте детям на проезд, обеды, оплату школьных принадлежностей и секций, это всё обязательные траты, это не личные деньги ребёнка, это необходимо, и это ваша обязанность их этим обеспечить, раз вы на это подписались, рождение детей, и отправляя их на дополнительное образование.
2. То что ребёнок может потратить сверх этого, это просто приятные мелочи, конфеты, какие-то милые штуки, деньги в игре. Это уже его корманные расходы.
3. Рожая ребёнка, нужно понимать, что это новый живой человек вашей семьи и у него обязательно будут свои желания и потребности, и сколько вам всё это будет стоить, лучше всего это просчитать заранее, хотя-бы на текущий уровень цен.
Для того чтобы минимизировать проблемы в будущем, я предлагаю такой способ решения этого вопроса:
1. Вы должны посчитать сколько стоит ребёнку его жизненный цикл, на каждый день, а это: еда вне школы и дома, проезд, оплата репититора и ещё что-нибудь в чем он каждый день нуждается. Суммируете. Значит это база то что вы должны давать ему каждый день.
2. Плюсуете к этой сумме денеги которые он может потратить на свои хотелки, какой она будет это решать вам, исходя их возможносте вашего бюджета, к примеру 100-200 рублей.
Это те деньги которые вы даёте ему каждый день. Это его суточные.
3. Каждый месяц вы даёте ему деньги которые он может откладывать. К примеру это будет 2000-3000 тыс. руб.
Естественно, вы ему объясняете, как лучше распоряжаться деньги, из чего состоит семейный бюджет, какие траты в вашей семье являются обязательными, а что является по желанию. Сколько вы откладываете, и для чего это нужно.
Такая схема позволит ренку закрывать свои базовые потребности, и копить деньги. Так же отличная идея завести ребёнку банковскую карту, так вы будете видеть как он распоряжантся своими финансами, сможете ему что-то посоветовать :)
P. S. Тут писали люди, что они были не в курсе, как с финансам обстоят дела в их семье, и если честно, мне было максимально странно читать их рассказы, потому, что я всегда знала и что мы можем себе позволить, а что нет.

2

Дарья, вопрос в том сколько вам лет? :)

1
0

Я расскажу, как меня учили пользоваться деньгами.
Деньги мне не давали, те, что дарили - забирали. В 9 классе на подаренные деньги я осмелилась и купила купальник. До этого времени у меня не было купальника, что тоже вызывает вопросы. За эту смелость я получила выговор и последующим гноблением.
В 10-11 классе деньги на обед я до школы не доносила. Покупала на них фотопленку, брала у подруги мыльницу и фотографировала в школе и в клубе мероприятия. Пробовала фотографии. Тем самым у меня были деньги на пару мороженых и дальше снова по кругу - пленка, фото, мороженое.
Ах да, это же был мамин бизнес, часть его я отжала.
После окончания школы мне впервые дают большую сумму и отправляют поступать на юриста. Я абитуриент. Спустила все деньги за три дня. Ладно успела заплатить за общагу. Ела, что из дома привезла. Ходила пешком. На учебу не смогла купить не единого пособия. Это мне не мешало знать все билеты. Перед экзаменами звонок матери, где она уверено заявляет о том, что бесплатно я не поступлю. Ну что ж будет сделано. Я даже не старалась. Хотя уверена, что могла бы. По возвращению меня заставляют писать список на что я потратила деньги. Супер. Я понимаю, что кроме хлеба мне в этот список ничего нельзя внести. Потому что мне ничего нельзя. Все лето я в игноре. С сентября начинается учёба. Мне дают деньги на общежитие и первый месяц учебы, на тетради, учебники. Я на вокзале все до копейки проиграла в «напёрстки». Меня грамотно словили и я счастливая, что вот-вот выиграю спустила ВСЕ. признаться в этом я не смогла. Дома меня бы убили. Первый месяц я жила на картошке, ходила на учебу пешком, каждый день клялась, что скоро куплю учебник. За общагу заплатила, насшибав у знакомых по абитуре девочек. Все вернула на второй месяц. Заплатила за общагу и опять понеслось - картошка, пешком, благо тетради уже купила.
В конце учебного года я категорически не хочу учиться. Это технарь. 2000 год. Юристов, как собак не резаных. Выше технарь меня не выучат. О работе я даже не думала. Где я, деревня, и где работа. Тогда я даже не знала, что так можно.
Мать вызывают в технарь, она мне говорит «делай, что хочешь». Обычно эта фраза обозначала, что писец мне в любом случае.
Я бросаю учебу.
Узнаю, что учёба оплачивалась из денег по потере кормильца, и раз я бросила, то денег больше нет и не будет. С🤬а, своевременная информация.
Каждый 2-3 месяца я ездила домой, как любой студент. И чтобы мне дали деньги на учебу, надо было обязательно просить. Через 20 минут автобус. Я прошу деньги и в ответ «думала тебе не надо». Даёт деньги и я с чувством глубокой оплеванности еду в город.
В том году я экстерном познала всю финансовую грамотность, которую от меня тщательно скрывали. Деньгами я научилась пользоваться только лет пять как. Сначала был дикий перекос в то, что никому не верить, ни на что не тратить. И как следствие - зарабатывать минимум, чтобы не было соблазнов. А после работа с психологом, теперь я могу совершать покупки без тахикардии.

1
0

Мы начали давать сыну карманные деньги чуть раньше 5 лет. В это время он стал мочь их кое-как посчитать. Получается, что дает уже полтора года. Мы ожидали, что он будет тратить все на сладости, но он почти никогда их не покупает. Он копит) То на Лего, то на другие крупные игрушки. Чаще всего он тратит их на вещи, которые он считает важными, а мы нет. Например, на палочку Гарри Поттера или дискошар. Так как без нас он покупки сделать не может, то мы все контролируем и обсуждаем и рассказываем альтернативы (ты можешь купить это, или на те же деньги купить вот это). Это учит его ориентироваться в ценах и взвешивать свои желания.

0

Сообщество