Не тратьте время на фильм «Гром: Трудное детство» — разочаровывающий приквел «Майора Грома»

Супергеройское кино по мотивам российских комиксов Bubble
29
Не тратьте время на фильм «Гром: Трудное детство» — разочаровывающий приквел «Майора Грома»
Аватар автора

Егор Аргунов

разгромил приквел «Майора Грома»

Страница автора

1 января в 20:23 на «Кинопоиске» выходит «Гром: Трудное детство» об альтернативной России 1990-х. Это приквел супергеройского фильма «Майор Гром: Чумной доктор» по мотивам комиксов Bubble.

Фильм делали те же люди, что и «Чумного доктора»: режиссер Олег Трофим, оператор Максим Жуков и продюсер Артем Габрелянов. Последний также написал сценарий «Трудного детства».

Приквел мог бы стать мостиком между «Чумным доктором» и его возможным продолжением. Но картина, вероятно, вас разочарует. Рассказываем, почему на просмотр «Трудного детства» не стоит тратить время.

Что за «Гром: Трудное детство»

Дата премьеры: 1 января 2023 года

Страна производства: Россия

Режиссер: Олег Трофим

В ролях: Кай Гетц, Сергей Марин, Алексей Ведерников, Владимир Яганов, Даниил Воробьев

Жанр: приключенческий боевик

Продолжительность: 1 час 20 минут

Где смотреть: на «Кинопоиске» по подписке «Яндекс-плюс»

🎥 Это не полноценный фильм, а растянутая короткометражка

Россия, 90-е годы. Сотрудник полиции Константин Гром хочет поймать загадочного Анубиса: преступник в маске египетского бога убивает криминальных авторитетов Санкт-Петербурга. Анубис кажется неуловимым, но Грома это не останавливает.

Параллельно зрителям показывают взаимоотношения Константина с его сыном Игорем — будущим майором Громом из одноименного фильма.

Сергей Марин сыграл Константина Грома, отца главного героя «Майора Грома». Источник: «Кинопоиск»
Сергей Марин сыграл Константина Грома, отца главного героя «Майора Грома». Источник: «Кинопоиск»
Кай Гетц в роли Игоря Грома. Источник: «Кинопоиск»
Кай Гетц в роли Игоря Грома. Источник: «Кинопоиск»

Завязка кажется интересной, но создатели не придумали подходящей истории для полнометражного фильма. Главная проблема сценария — в нем нет традиционного второго акта, то есть середины. Не успевает зритель познакомиться с действующими лицами, как Константин Гром отправляется на финальную битву с Анубисом. А затем фильм и вовсе заканчивается.

Никакого расследования, развития героев или преодоления немыслимых трудностей. Скажем, главного злодея до решающей схватки покажут всего раз — в одной из начальных сцен. Эмоциональную связь с Анубисом не успевает выстроить ни Гром-старший, ни зритель.

Режиссер Олег Трофим до «Майора Грома» снял мюзикл «Лед». Источник: «Кинопоиск»
Режиссер Олег Трофим до «Майора Грома» снял мюзикл «Лед». Источник: «Кинопоиск»

Виной всему маленький хронометраж — с титрами «Трудное детство» идет всего 1 час 20 минут. Этого хватает только на раскрытие отношений отца и сына. А вот сюжетным линиям злодея и напарников Грома почти не уделяют времени. Из-за этого центральный конфликт не кажется особенно значимым.

Злодеем под маской Анубиса оказывается персонаж, которому уделили минуту экранного времени. К тому же его план по захвату города не очень-то логичен. Эпизод с раскрытием истинной личности Анубиса вызывает недоумение: кажется, будто это мелкий мошенник из мультсериала «Скуби-Ду», а не серьезный преступник.

Отдельная ветка есть у телеведущего, списанного с Владислава Листьева, но она не влияет на основную историю и обрывается на полуслове. Также нам показывают, как маленький Игорь Гром учится думать наперед и на ходу составлять план действий. Но и эта линия заканчивается ничем, хотя авторы и делали вид, что она сыграет важную роль в развязке.

Сценаристы пытаются показать Константина Грома персонажем с серой моралью. Но после начальных сцен он превращается в однозначно положительного героя. Источник: «Кинопоиск»
Сценаристы пытаются показать Константина Грома персонажем с серой моралью. Но после начальных сцен он превращается в однозначно положительного героя. Источник: «Кинопоиск»

Более того, фильм не работает как предыстория «Чумного доктора». Судьбу Константина раскрыли в первом фильме, а его противостояние с Анубисом никак не влияет на город или глобальную историю «Майора Грома». Новых важных деталей о персонаже мы так и не узнаем — лишь то, что он хорошо играл в шахматы и задорно танцевал под Эдуарда Хиля.

«Трудное детство» отлично смотрелось бы в формате короткометражного фильма на 10—20 минут. Можно было бы вырезать из сценария всю линию с Анубисом и посвятить кино отношениям Игоря с отцом и становлению будущего майора Грома. Еще сцены из «Трудного детства» хорошо смотрелись бы в продолжении «Чумного доктора» — допустим, в качестве флешбэка.

Как самостоятельный фильм «Гром» точно не работает. Разочаровывает даже сцена после титров: из нее вы не узнаете ничего нового о вселенной. По сути, она повторяет сцену из «Чумного доктора».

Анубиса представляли как опасного злодея, но его побеждают без особых усилий. Источник: «Кинопоиск»
Анубиса представляли как опасного злодея, но его побеждают без особых усилий. Источник: «Кинопоиск»

Возможно, создатели просто не смогли воплотить все задумки из-за ограниченного бюджета. В фильме всего пять основных локаций: квартира Громов, Дворцовая площадь, полицейский участок, порт и заброшенное здание в финале. «Трудному детству» не хватает зрелищных сцен вроде проникновения в казино или погони за преступниками в хоккейных масках из «Чумного доктора». Здесь лишь одна полноценная перестрелка в конце — но и в ней трудно что-то разглядеть из-за тусклого освещения.

«Трудное детство» кажется серьезным шагом назад по сравнению с первым фильмом. В «Чумном докторе» хватало недостатков, но он хотя бы увлекал постановкой. А за просмотром «Трудного детства» легко заскучать, даже несмотря на скромный хронометраж.

🎨Технически «Гром» почти безупречен, но к стилистике есть вопросы

Главные достоинства «Трудного детства» — операторская работа и монтаж. Максим Жуков, как и в «Чумном докторе», подбирает удачные ракурсы и отлично работает со светом в большинстве сцен. А начальные титры с рассказом Игоря Грома о 90-х впечатляют динамикой и чувством стиля. Режиссер имитирует эстетику телерепортажей тех лет и вставляет в кадр узнаваемые элементы эпохи — вычурные рекламные ролики и логотипы компаний.

Правда, позже в фильме появляются чужеродные элементы. Например, две сцены выполнены в стилистике современных аниме-сериалов вроде «Моей геройской академии». В них Гром-младший представляет себя и людей вокруг нарисованными персонажами с гиперболизированными эмоциями и выражениями лиц.

Такие вставки кажутся неуместными, они не подходят заявленной эпохе. Если создатели хотели нарисовать аниме-сцены, то стоило ориентироваться на сериалы 90-х вроде «Сейлор Мун», «Ковбоя Бибопа» или «Берсерка».

Россия 90-х в «Трудном детстве» немного отличается от настоящей. Милицию назвали полицией за 20 лет до реформы МВД, а компания Adidas называется Adibas. И речь, судя по всему, не о подделках. Источник: «Кинопоиск»
Россия 90-х в «Трудном детстве» немного отличается от настоящей. Милицию назвали полицией за 20 лет до реформы МВД, а компания Adidas называется Adibas. И речь, судя по всему, не о подделках. Источник: «Кинопоиск»
На стене квартиры Громов висят постеры первого «Терминатора» и сериала «Секретные материалы». Источник: «Кинопоиск»
На стене квартиры Громов висят постеры первого «Терминатора» и сериала «Секретные материалы». Источник: «Кинопоиск»

90-е в «Трудном детстве» кажутся карикатурными и неестественными. По улицам бегают бандиты, стреляют в прохожих и взрывают полицейские автомобили. Но Игорь и его друг не обращают на это никакого внимания. Эпоха выглядит так, будто ее срисовали с песни Монеточки «90». Понятно, что этот мир и не должен быть похож на наш: Санкт-Петербург в «Чумном докторе» тоже был весьма условным. Но такая гиперболизированная анархия все же выглядит перебором.

При этом элементов реальных 90-х в фильме минимум: нет ни узнаваемых песен, ни образов из знаменитых фильмов вроде «Брата». Зато у Константина Грома есть банка с использованными чайными пакетиками. А по телевизору шарлатаны лечат зрителей через экран.

Образ эпохи не кажется цельным, правдоподобные детали перемешаны с шаржами. Вместо 90-х в фильме могли быть нулевые, и история от этого никак не изменилась бы. Если хотите поностальгировать, лучше пересмотрите работы Балабанова или включите сериал «Мир, дружба, жвачка».

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.

Егор АргуновЧто думаете о фильмах по комиксам Bubble?
  • Илья ПономаревОригинальный фильм тоже так себе. Change my mind.0
  • George MisyurovЭто не тот приквел, который был нам нужен, но который мы заслужили2
  • Pavla TolokoninaО, спрошу тут: а правда, что в комиксах Гром еще более токсичный мудак, чем в фильме? А то я после фильма озадачилась, нафига его таким сделали, и меня уверили, что по сравнению с комиксами он просто очаровашка.1
  • Егор Аргуновsmostavichyute, итак, давайте по полочкам. >в рамках абсолютного отечественного бескартинья Это неправда, в России постоянно выходят фильмы — и массовые, и авторские. Мне очень нравится «Чумной доктор», например. Всем друзьям советовал. Но «Трудное детство» действительно сильно уступает первому фильму. >курам хвосты крутить Я так понимаю, другими словами это выражение вроде «сперва добейся»? У меня есть понимание индустрии и друзья, которые в ней работают. И это странное обвинение — чтобы критиковать фильмы, ни образования, ни работы в индустрии не нужно. >не им придуманные сюжетные линии Так, только сценарист фильма может критиковать свою работу, получается? Или вы и есть сценарист «Грома»?) >бездарный словесный фарш уровня «комсомольской правды-98» Как-то очень специфично). Попробуйте перечитать текст после того, как посмотрите фильм. Думаю, со многими доводами согласитесь. С уважением, ваш мамкин кинокритик.5
  • Егор АргуновВиктор, да, ходил на премьеру в кинотеатре «Каро Октябрь». Даже билет сохранился.4
  • Алекс КостенкоВо первых. Есть такая категория фильмов хронометраж которых не дотягивает до двух часов. Например мультфильм Лука от Дисней. Не думаю что это плохо что они сделали фильм не на два с лишним часа. Во вторых фильм должен раскрыть хоть немного персонажей и открыть нам полную картину на характер Игоря. Это делается для ФАНАТОВ, а не мимолётных проходимцев. В третьих. Если вам не зашёл фильм, не думаю что нужно на полном серьёзе говорить что на него не нужно тратить время. Дело вкуса 😌7
  • Алекс КостенкоPavla, кому как кажется. Фильм и комиксы сильно отличаются и их наверное следует воспринимать как немного разных персонажей2
  • Алекс Костенкомишгансдр, а то что всегда фильмы отличаются от комиксов это вас не смущает?)2
  • Алекс КостенкоSimeon, а это для тебя делается?3
  • Алекс КостенкоГАРИ, они и не хотят быть похожими на Марвел. Хотят изобрести что-то свое5
  • Алекс КостенкоЯ думаю что если ВАМ не зашёл фильм, не стоит бежать и всем говорить как он "плохо сделан" если бы он был объективно херовым например с ужасной графикой и ТП, то да. Но здесь такого думаю нет.4
  • Simeon LeeАлекс, а есть какой-то список тех, для кого это делается? Не знал. Извините.0
  • ГАРИЕгор, кинотеатры еще в обувные магазины не превратились как в "проклятые 90е")))0
  • Рустам ФайзрахмановSimeon, Целевая аудитория есть,он про это2
  • Рустам Файзрахмановмишгансдр, вполне себе нормальный первый фильм,или вам сразу надо подать Аватара?0
  • Рустам ФайзрахмановИлья, Вполне себе такой,какой и должен был быть. Он не должен сразу становится мировым бестселлером уровня Аватара.4
  • DuglosПриквел и не должен показывать нам расследование. Он повествует нам именно о отношениях маленького Игоря со своим отцом. Да мы знаем что Константин погиб исполняя свой служебный долг. Но мы не знаем толком ничего именно про родителей Игоря. Мне нравятся комиксы и мне понравился первый фильм. И это то самы приквел который и должен был быть.13
  • DuglosPavla, Точного ответа на этот вопрос вам к сожалению никто не даст.Вы должны это для себя решить сами. А для чего создатели сделали Грома сделали Игоря именно таким я сейчас объясню. Ну во первых на будущее советую посмотреть серию подкастов записанных BUBBL с актёрами и режиссёром там можно много чего интересного узнать. Во вторых Игорь не должен быть именно положительным героем. Таким образом нам показывают что в этой истории нет героев. По сути различие Грома и Разумовского лишь в том что Разумовский убивает. Именно поэтому Грома сделали именно таким. Ведь Гром в самом фильме не раз переступает через черту закона. Заковывая преступников в наручники крайне варворскими способами если так можно выразиться.6
  • Анна СероваГТД изначально задумывался как короткометражка, а создатели и не претендуют на реалистичную картину, наоборот рисуют гипертрофированные 90-е. Претензия автора данной статьи была бы уместна, если бы картина выходила в кинотеатре. "Не тратьте время" - слишком громко сказано для картины, которая выходит эксклюзивно для онлайн-сервиса и которая не заявляет себя полноценным фильмом.10
  • ИванА мне наоборот понравился больше, чем первый фильм.0
  • user3268902То фильм короткий вышел, то надо было урезать до 10-15 минут. Полнейший сумбур в голове и в статье, лишь бы что-то написать и раскритиковать. Талдычит только о своём, а попытаться понять замысел, чего же хотели сказать авторы - ноль усилий. Я таких критиков, а они почти все такие, считаю страдающими синдромом "глухаря" - лишь бы своё проглухарить, а проанализировать идею и смысл, вложенные авторами, совершенно неспособны. Не понимаю, почему создатели должны были снимать то, что в вашей голове, а не в своей? Вы можете на это ответить? Ответа нет - одни глупые обвинения, называемые критикой.0