Сколько может заработать визажист
Я три года работала маркетологом, а потом захотела заняться чем-то более творческим.
В итоге я решила добавить творческую подработку к основному занятию. С 2016 года в будни с 9:00 до 18:00 я работаю маркетологом, а по вечерам и в выходные — визажистом. В статье расскажу, как у меня появилось новое хобби и как оно потом превратилось во вторую профессию.
Как появилась идея стать визажистом
Подруги часто хвалили мой макияж и просили сделать им такой же. Мне нравился процесс, но результат радовал не всегда. У меня появилось желание научиться делать качественный макияж. Подруги поддержали мою идею: все хотели дружить с визажистом, который поможет им найти свой стиль и создаст образ для особого случая.
Так я решила пройти курс профессионального макияжа. В тот момент я считала это несерьезным занятием, а о перспективе постоянного заработка даже не думала. Казалось, что будет нереально совмещать любовь к макияжу с основной работой. Еще я опасалась, что из-за нового хобби не останется времени на привычный фитнес, изучение немецкого языка, путешествия и общение с друзьями.
После курса визажа я планировала делать макияж все тем же подругам за символические 300 ₽. В реальности мне захотелось окупить потраченное время и 50 000 ₽, которые я заплатила за обучение. Расскажу обо всем по порядку.
Как я выбрала школу макияжа
В 2016 году на «Ютубе» уже было много обучающих роликов. Но по ним сложно самостоятельно разобраться, с чего начать, какую косметику и кисти использовать. Вдобавок по видео невозможно поставить руку. У меня возникло ощущение, что такие ролики делают ради пиара, а не чтобы реально обучить новичков, поэтому вариант с «Ютубом» сразу отпал.
Выбрать школу оказалось непросто из-за обилия предложений. По запросу в Гугле я нашла очень много школ макияжа: все предлагали разные программы и курсы от двух дней до полугода. Мне хотелось пройти полноценный курс и не переплатить за кота в мешке. Поэтому странные интенсивы выходного дня за 20 000 ₽ и курс в школе с международным дипломом за 75 000 ₽ я не рассматривала.
При выборе школы визажа для меня были важны такие критерии:
- Возможность заниматься в выходные, потому что в будни я работала.
- Обучение сразу нескольким типам макияжа: дневному, вечернему, свадебному.
- Отзывы о школе на форумах и в социальных сетях от уже работающих мастеров.
- Не самая высокая цена: я готова была отдать за учебу до 40 000 ₽.
Я рассматривала курсы визажистов в «Останкино», школы Mosmake, Iconface и Make Up House. Обращала внимание на работы преподавателей и выпускников. Проверяла, входит ли в программу все, чему я хотела научиться, сколько человек в группе и сколько преподавателей контролирует практику.
В итоге я выбрала школу Make Up House: она подошла по моим критериям, плюс однажды я уже была на фестивале макияжа Make Up Days, который проводил владелец школы. Репутация школы не вызывала сомнений, потому что с ней сотрудничали известные производители косметики. Сейчас она, к сожалению, уже не работает.
- 50 000 ₽
За базовый курс в Make Up House я заплатила 50 000 ₽. За месяц из меня обещали создать профессионального визажиста: научить правильно выбирать и использовать кисти и косметику, делать все виды макияжа, включая креативный для моделей. Обучение было направлено в первую очередь на людей, которые хотели получить полноценную профессию и остаться в ней.
Позже я прошла курс повышения квалификации в школе Iconface. Если бы сейчас искала базовый курс, пошла бы туда учиться основам. Мне понравилось, что каждую новую тему там ведет отдельный преподаватель. А когда я выбирала школу в первый раз, на мое письмо в Iconface просто не ответили.
Всем, кто задумывается о таком обучении, я советую посмотреть портфолио визажистов своего города и узнать, где они получили образование. Можно также обратиться к профессиональному сообществу в социальных сетях. В группе «Циничный визажист» почти каждый день публикуют вопросы о том, куда пойти учиться, а профессионалы дают советы и делятся своим опытом.
Обучение макияжу
Я училась на визажиста в течение двух месяцев. Всего было 10 уроков в выходные, каждый из них длился половину дня.
Я ходила на занятия в студию школы, в группу выходного дня. Мне повезло, потому что в группе нас было всего двое, а в будни занимались по 7 человек. Я училась у опытного и уважаемого в индустрии визажиста. Она приглашала на занятия профессиональных моделей и фотографов, подбирала примеры работ, которые нужно было повторить на практике.
За 10 уроков мы прошли следующие темы:
- Типы лиц.
- Гигиена рабочего места.
- Естественный, он же нюдовый, макияж.
- Дневной макияж.
- Смоки айс.
- Стрелки и яркие губы.
- Креативный макияж.
- Основы съемки на телефон.
План урока был такой: сначала мы проходили теорию, изучали анатомию лица, конспектировали материал, разбирали косметику. Потом преподаватель показывала на модели, как выполнять макияж. После обеденного перерыва приходили модели, и мы красили их под контролем преподавателя.
Всю косметику и кисти для работы предоставляла школа. Я брала с собой только расходные материалы: ватные диски и палочки.
На последнем занятии я сдала экзамен: сделала модели несколько образов для съемки с профессиональным фотографом. Эти работы стали первыми в моем портфолио визажиста. Благодаря этому у меня начала появляться уверенность: уже было что показать возможным будущим клиентам и выложить на страничке в соцсети.
Во время обучения меня огорчали переносы занятий, потому что порой от этого страдали мои планы. Позже я узнала от других визажистов, что такое бывает часто. Но не каждая школа помогает студентам с портфолио и моделями, поэтому я осталась довольна учебой. Самым ценным оказалось то, что в школе я поверила в свой потенциал и захотела дальше развиваться в профессии визажиста.
Первые клиенты
В школе продвигали идею, что визажист не должен трудиться бесплатно — нужно брать хотя бы 300 ₽, чтобы окупить стоимость косметики. После обучения я твердо решила, что моя работа должна быть оплачена. Исключений не будет даже для друзей.
За первый заказ я получила всего 200 ₽. Я предложила свои услуги организатору фотосессий: написала сообщение во «Вконтакте». Мне надо было сделать макияж для фотосъемки. Результат работы меня совсем не удовлетворил: я взяла слишком мало косметики, и, как мне показалось, выбранные оттенки не совсем подошли заказчице. Я старалась не показывать своих сомнений, тем более что клиентке макияж понравился.
- 200 ₽
Чтобы и дальше получать клиентов, я рассказала в социальных сетях, что работаю еще и визажистом. Так ко мне стали обращаться за макияжем для корпоративов, дней рождений и свадеб. Обычно я брала за свою работу 1000 ₽. Поначалу 80% клиентов я находила среди знакомых, но заказы случались очень редко.
Я решила искать клиентов не только среди знакомых. Конкретных финансовых целей у меня тогда все еще не было.
Я искала заказчиков в тематических группах во «Вконтакте». Предлагала участникам свои услуги, но никто не соглашался. Людям был не нужен творческий макияж, как у моделей из моего портфолио, а фотографии подруг получились не очень качественные. Тогда я решила собрать в портфолио больше профессиональных фотографий естественного и дневного макияжа.
Чтобы найти новых клиентов не из круга знакомых, мне пришлось поработать бесплатно на творческих фотосессиях, или TFP — Time for print. На них фотограф, модель, визажист, стилист, декоратор и другие творческие люди договариваются об общей идее и воплощают ее, но никто никому не платит.
Творческая атмосфера фотостудий мне очень нравилась, но порой было сложно работать с людьми, которых я видела впервые. Иногда модели не нравился макияж, а бывало, что фотограф давал мне слишком много советов. Случалось, что кто-то сильно опаздывал и усложнял процесс. Пару раз я тоже опоздала. Несмотря на то что макияж я выполнила быстро и качественно, участники тех фотосессий не предложили мне работу. И я их понимаю: никто не хочет работать с визажистом, который опаздывает.
За полгода я поучаствовала в десяти творческих проектах. Восемь из них помогли мне получить платные заказы от моделей, фотографов или их друзей. Также я нашла много единомышленников, с которыми общаюсь уже не только как визажист.
Расходы на косметику
Большой соблазн визажиста — постоянно покупать косметику. Я тоже часто тратилась на новые средства, хотя у меня уже было приличное количество косметики примерно на 10 000 ₽.
Первая большая покупка обошлась мне в 25 000 ₽. На эту сумму я приобрела три тональных крема, палетку для контуринга, палетку теней, пудру, два карандаша для глаз, пару помад, базу под макияж, тушь, семь кистей и очиститель для них, шпатель и палитру, карандаши для бровей и консилер.
С муками выбора из миллиона брендов я не столкнулась, потому что за время обучения успела поработать с косметикой разных производителей и определиться с фаворитами. Я покупала товары брендов Make-Up Atelier, Just, NYX Makeup, Manly Pro, Valeri-D, Embryolisse.
Себестоимость материалов для одного макияжа небольшая, но профессионалу нужно много дорогостоящих средств. Некоторые визажисты пытаются посчитать, сколько стоит косметика, потраченная на один определенный макияж, но я так не делала.
Расходы на косметику окупятся, если много работать. Например, тонального средства Yves Saint Laurent All in One Glow Foundation за 3500 ₽ хватит на 126 макияжей. Конечно, одного оттенка будет недостаточно. Кожа у всех разная, и понадобятся как минимум два оттенка для смешивания: самый светлый и самый темный.
Когда у меня накопилось слишком много косметики, я решила продать ненужную. Внезапно спрос на нее оказался довольно высоким — за год я заработала 17 000 ₽. Объявления опубликовала в самой известной среди визажистов группе «Циничный визажист».
При продаже косметики действует негласное правило: ее должны были использовать только в соответствии с санитарными нормами визажистов. Например, нельзя просто накрасить губы модели помадой из тюбика: ее нужно взять из упаковки специальным шпателем, перенести на палитру и потом нанести кистью. На практике сложно проверить, делал ли так визажист, — надо очень внимательно рассматривать товар при покупке. Еще важно обращать внимание на срок годности косметики.
Я не только продавала, но и покупала косметику в группах визажистов. Брала то, что точно не нуждается в тщательной дезинфекции, например сухие тени, и только у профессионалов.
Визажист может получить скидки и бесплатную косметику от брендов, которые заинтересованы в сотрудничестве. Например, MAC Cosmetics и Urban Decay дают скидку 30%, NYX Cosmetics — 20%, Inglot — 10%. Для этого нужно заполнить анкету на сайте марки и приложить сертификат об обучении. Также могут понадобиться публикации в прессе, портфолио, подтверждение официального трудоустройства.
Однажды я закупилась на 3000 ₽ и получила в подарок карандаш для губ за 400 ₽. В другой раз я приняла участие в конкурсе и выиграла набор корейской косметики от магазина K Beauty Club. Подарки, которые были мне не нужны, я перепродала визажистам.
На чем еще можно заработать и сэкономить
Чтобы больше зарабатывать, я решила научиться делать прически, коррекцию и окрашивание бровей. Эти услуги очень востребованы, а материалов нужно немного. Курсы причесок я прошла за 20 000 ₽ в школе Love and Diamond, а бровей — за 10 000 ₽ в Make-up Religion.
- 30 000 ₽
Материалы для причесок и ухода за бровями стоили гораздо дешевле: по 5000 ₽ за базовые наборы для каждой услуги. Для причесок понадобились расчески, плойка, лаки для волос и шпильки, для бровей — краски, пинцет, жидкости для дезинфекции, гласперленовый стерилизатор, патчи под глаза для окраски ресниц, ватные диски, палочки, нить для удаления волосков. Эти услуги помогали окупать макияж, а учитывались в моем бюджете наравне с ним.
Спрос на коррекцию и окрашивание бровей был высоким в сравнении с макияжем: за полгода я получила 15 заказов. Но и ценник был низкий по меркам Москвы: 600 ₽ за полный уход.
Прически, как правило, я делала вместе с макияжем. За них я брала 1000—2000 ₽, в зависимости от сложности.
Мне удалось сэкономить и на повышении квалификации. Ради мастер-классов я ездила в Муром, где живет моя мама. Цены там ниже, чем в Москве, а спикеры одни и те же. Например, мастер-класс по вечерним прическам можно пройти в Москве за 8000 ₽, а в Муроме — за 5500 ₽.
Деньги от продажи парфюмерии или старого фена я вкладывала в развитие в профессии. Например, продала два почти целых флакона духов за 3000 ₽ каждый и оплатила курс по плетению кос за 6000 ₽.
Сколько я зарабатываю на макияже
После первых двух заказов я решила сравнить расходы и доходы. Оказалось, что на обучение и косметику я потратила 75 000 ₽, а заработала только 1200 ₽. Это было в июне 2016 года. Цифры меня расстроили. Я решила вести бюджет визажиста и поставила себе цель на год: заработать 25 000 ₽, чтобы покрыть расходы на косметику.
Бюджет визажиста я вела в обычной таблице в «Экселе». Если получала 1000 ₽ за макияж, то не забывала записать расходы на аренду гримерного места в фотостудии. Это стоило от 150 ₽ до 400 ₽ в час.
Сейчас я делаю дневной макияж за 1600 ₽. Для Москвы это немного, в среднем такая услуга стоит 2000—4000 ₽. Так как это не основное мое занятие, я могу демпинговать, чтобы привлечь больше клиентов и удовлетворить свою жажду творческой работы.
С июня 2016 по июнь 2017 года я перевыполнила план в два раза и заработала 50 000 ₽. Получилось окупить не только материалы, но и обучение. А со временем я выработала правило: на развитие себя как визажиста я трачу только те деньги, которые зарабатываю как визажист, а не как маркетолог.
За 2019 год я заработала как визажист 52 950 ₽, а потратила на косметику 15 950 ₽. Со временем на косметику уходит все меньше денег, если не впадать в шопоголизм. Еще 9000 ₽ я потратила на участие в мастер-классах.
Баланс с основной работой
Мои опасения, что работа визажиста будет мешать основной, не оправдались. Услуги визажиста в будни с 9:00 до 18:00 не очень востребованы. Фотосессии чаще всего проводят вечером или в выходные, а свадьбы — в основном в субботу. На протяжении четырех лет сложности были только с выпускными: приходилось договариваться о позднем начале рабочего дня в офисе или брать отпуск.
Некоторые друзья переживали, что я уйду с основной работы и с головой погружусь в творческий фриланс с туманными перспективами. Другие, наоборот, были безумно счастливы за меня, восхищались моей храбростью и решительностью.
То, что я работаю в корпорации, пошло только на пользу творчеству: коллеги тоже становились моими клиентами, а порой я получала крупные корпоративные заказы от работодателя. Близость моего офиса к различным бизнес-центрам тоже сыграла на руку. В период корпоративов я успевала быстро приехать к клиентам и накрасить сразу нескольких человек. Также рядом находились фотостудии, где можно было арендовать место визажиста.
Основная работа не позволяет мне участвовать в съемках для брендов и выполнять корпоративные заказы в других компаниях. Для этого нужен целый день. Я сравнивала стоимость своего рабочего дня маркетолога и гонорар визажиста за проект. Если второй оказывался больше, то брала отпуск и трудилась как визажист. Но случалось такое нечасто, всего пару раз в год.
Итоги
У меня так и не возникло желания работать только визажистом. Как показал опыт, заказы часто отменяются, к тому же договоренности между клиентом и визажистом редко как-то закреплены. Поэтому в творческой профессии нужна основательная база клиентов или желание и возможность ее постоянно наращивать.
В период пандемии коронавируса я рада, что не сменила деятельность полностью и не связала жизнь с индустрией красоты. С другой стороны, когда она закончится, будет бум на подобные услуги: все начнут устраивать и посещать мероприятия, а желание хорошо выглядеть будет сильным как никогда раньше. Надеюсь, что после стабилизации ситуации меня ждут новые заказы и творчество.