Как выпускать подкаст с другом

И не разругаться из-за денег и распределения обязанностей

4
Как выпускать подкаст с другом
Аватар автора

Евгения Мосесова

продюсер и ведущая подкаста

Мы с другом Юрой создали подкаст: записали первый сезон, сейчас работаем над вторым.

Выпускать подкаст можно и без вложений: за все время я потратила только 1500 ₽ — эти расходы давно окупились. Мы записываемся на обычной кухне, а не в профессиональной студии, вместо платной рекламы используем сарафанное радио.

Расскажу, как мы придумывали и реализовывали идею подкаста, распределяли обязанности и делили еще не заработанные деньги.

Почему мы решили создать подкаст

Мы с Юрой понимаем друг друга без слов, поэтому давно хотели создать что-то совместное. Очередные посиделки с разговорами «о высоком» закончились идеей: давай сделаем весь интернет свидетелем наших бесед.

Что у нас было:

  • 3 диплома на двоих: два по журналистике, один по маркетингу;
  • опыт публичных выступлений;
  • базовые знания психологии;
  • мой поставленный голос;
  • десяток пройденных курсов о том, как продавать себя и свои услуги в соцсетях.

Мы решили выпускать подкаст, чтобы прокачать ораторские навыки, самовыразиться, найти единомышленников и продавать свои услуги еще на одной площадке. Я, как и Юра, консультирую экспертов и помогаю им продвигать себя в социальных сетях.

Формат нам идеально подходил: я обожаю подкасты, а Юру невозможно заткнуть. Можно было попробовать сделать блог на «Ютубе», но это гораздо сложнее: требуется специальная аппаратура, больше времени, денег и сил. А для подкаста нужен только голос, микрофон и классная идея.

Вот что мы сделали, чтобы запустить свой подкаст.

Концепция и целевая аудитория

Идея такая: два друга на кухне в пять утра обсуждают и пытаются решить проблемы мира, а слушатели подкаста как будто их подслушивают. С этим мы справились — самый частый комментарий к нашим выпускам: «Я словно сижу с вами, разговариваю, спорю, но вы меня не слышите».

Первый сезон получился болталкой обо всем на свете. Но он нужен был хотя бы для того, чтобы понять, как делать подкаст и куда двигаться в дальнейшем. Во втором сезоне я поменяла концепцию: теперь у нас строгий тайминг, меньше вольных разговоров и даже появились спикеры.

Так или иначе мы говорим об «Инстаграме», деньгах и продажах, но с уклоном в психологию — хоть мы и не психологи. Опираемся на личный опыт, делаем упор на ментальном здоровье и ищем способы заработать, поэтому в каждом выпуске проходимся по этим пунктам, независимо от выбранной темы.

Целевая аудитория. Мы решили сфокусироваться на слушателях до 40 лет с прогрессивными взглядами, потому что говорим о вещах, которые не всем близки. Еще и шутим мемами из 2010-х, это сложный контент.

Еще один пункт в портрете аудитории важен именно для меня. Я хотела, чтобы люди, которым одиноко, слушали нас и чувствовали себя чуть лучше. Как будто мы друзья и вместе проводим время. Подкастеров вообще называют «друг в кармашке», потому что этот формат располагает к откровенному разговору. Тебя вроде как не видно, поэтому не стыдно делиться секретами.

Анализ рынка и конкуренты. Мы не рискнули заходить в сферу сексуального просвещения. Хотя это очень популярная тема с понятным набором потенциальных рекламодателей, гостей и конкурентов. Наверное, мы испугались конкуренции с легендарными подкастами, например, «Не туда» и «История русского секса».

Забавно, что в итоге мы выбрали тему с еще более жесткой конкурентной средой: подкасты про самореализацию, ментальное здоровье, деньги и мир вокруг. Но здесь мы хотя бы более уверены в своих силах: Blitz and Chips мы вряд ли догоним, но побороться можно.

Юра раньше занимался звукорежиссурой, поэтому он взял на себя запись и монтаж. А я отвечала за все остальное — планировала каждый шаг перед запуском подкаста в мир. У меня была насмотренность или, скорее, наслушанность, понимание рынка подкастов, а также доступ к ведущим других подкастов — они подсказывали, как сделать первые шаги.

В основном я опиралась на собственные знания и опыт работы с целевой аудиторией блогов и журналов. По сути, подкаст — это медиаплощадка, которая похожа на радио, но с возможностью самовыражаться без цензуры. Другими словами, это радиопередача без тормозов.

Название, структура, список тем

Мы решили назвать подкаст «Кислородная смазка». Это словосочетание пришло ко мне, когда я гуляла с собакой и увидела на детской площадке грязную медицинскую маску. Игра слов всегда была моим любимым способом придумывать названия.

Мы хотели назваться каким-то одним словом, но не смогли его придумать. А «Кислородная смазка» сразу понравилась и мне, и Юре.

После этого мы прописали структуру выпусков — рубрики, вставки, сценарии. Изначально у выпусков был строгий сценарий, но потом мы решили, что наш конек — импровизация. Я перфекционист — стараюсь контролировать все, что только можно. Поэтому поначалу я по репликам расписывала сценарии выпусков, из-за чего запись превращалась из творчества в рутину.

Пример структуры выпуска с опорными пунктами. Если прописывать конкретные предложения, которые нужно сказать, то потеряется ощущение живой беседы
Пример структуры выпуска с опорными пунктами. Если прописывать конкретные предложения, которые нужно сказать, то потеряется ощущение живой беседы

Мы стали получать удовольствие от процесса, только когда «отпустили» сценарий и плюнули на то, как мы звучим и что о нас подумают. К пятому выпуску запись подкаста стала для нас некой медитацией и любимым занятием, которого мы с нетерпением ждали всю неделю. Лучшие выпуски были незапланированными: например, мы гуляли и вдруг решили, что можно записаться сегодня вечером. Так мы сделали выпуск про установки, которые мешают жить.

В итоге мы пришли к системе, где я прописываю не фразы, а опорные пункты — то, о чем надо поговорить. Во время записи идем по этому списку и обсуждаем тему.

В первом сезоне у нас был cold opening — начало выпуска, где мы говорим ни о чем. Такое вступление занимало много времени и слишком расслабляло нас, поэтому во втором сезоне я убрала его из сценария. Вместо cold opening я добавила короткую цитату, которая относится к теме выпуска. Еще во втором сезоне мы сделали вставки с мнениями экспертов — судя по отзывам, это понравилось постоянным слушателям.

Составили список тем на первый сезон. Я продюсер и сценарист, поэтому выбор тем всего сезона был на мне. Но мы совместно с Юрой обсуждали то, что точно хотим добавить.

Я планировала сделать одну половину выпусков с серьезными темами, а другую — более развлекательной. Например, мы говорили о выгорании и суициде, а еще про астрологию и «Тикток». Но 50 на 50 не вышло, потому что обсуждение даже самых серьезных тем превратилось в клоунаду.

От некоторых тем мы отказываемся, если понимаем, что не сможем их качественно раскрыть. Однажды я хотела сделать выпуск про феминизм, но осознала, что нам не хватит знаний для такого разговора. Возможно, в дальнейшем мы затронем этот вопрос, но уже с экспертом.

Второй сезон начали с темы внешности: один из гостей говорит о своем опыте. В одном из последующих выпусков мы обсудили расстройство пищевого поведения. Но мы не психологи, поэтому не погружаемся в это слишком глубоко. Кроме того, нам хочется, чтобы даже серьезный контент оставался легким для восприятия.

Продумали стратегию монетизации и правила работы с рекламодателями. Мы придумали несколько правил: не рекламировать ставки, не брать на рекламу личные аккаунты и не делать рекламные вставки «в лоб». В будущем мы планировали применять нативную рекламу и встраивать ее в контент.

Обложка

Сначала я сама нарисовала обложку, но получилось неудачно. Пришлось в «Тиктоке» найти дизайнера, который за 1500 ₽ сделал еще один вариант. Дизайнерская обложка меня тоже не совсем устроила: она была недостаточно яркой, чтобы привлекать внимание. Но раз уж мы заплатили, то временно поставили ее.

Во втором сезоне мы все же решились поменять обложку — со второй попытки я нарисовала то, что понравилось мне и Юре.

Обложка важна в продвижении подкаста: ее первой видит слушатель. Она должна хорошо считываться, отражать суть, быть яркой и узнаваемой.

Это первый вариант обложки, который я нарисовала сама. Он нам не понравился, поэтому мы решили обратиться за помощью к дизайнеру из «Тиктока»
Версия дизайнера. Руки символизируют толпу, которым нужна поддержка. Цитаты — это основной посыл подкаста: мы хотим, чтобы люди не чувствовали себя одиноко, и стараемся их поддержать
Новая обложка второго сезона — результат творческого переосмысления моего самого первого варианта

Первый выпуск

Мы волновались и много смеялись, поэтому выпуск получился очень хаотичным. После записи мы отслушали исходник, выбрали, что оставить, а все лишнее отрезали. Техническими вопросами занимался Юра, а моя задача была в том, чтобы указать на косяки и зацензурить некоторые реплики.

Тем, кто никогда не занимался подкастами, может казаться, что работа заканчивается после записи выпуска. На самом деле все еще только начинается.

Выгрузили подкаст в сервис дистрибуции и прошли модерацию. Есть специальные сервисы, которые помогают разместить выпуск сразу почти на всех площадках. Например, мы пользуемся Anchor, потому что он бесплатный. В этом один из плюсов ведения подкаста: по большей части ни за что не надо платить.

Когда вы впервые загружаете подкаст в сервис дистрибуции, он проходит проверку — и только потом публикуется на всех площадках: Apple Podcasts, Google Podcasts, CastBox и на других. Первая проверка может занимать до 14 дней, но каждый следующий выпуск появляется на всех площадках за 10—30 минут. Чтобы избежать проблем с модерацией, у подкаста должна быть обложка, название, качественный звук и описание.

Подробнее про технические особенности создания и дистрибуции подкаста можно прочитать в статье «Сколько стоит запустить подкаст».

Проанонсировали подкаст в соцсетях. «Инстаграм» — единственное место, где мы могли представить проект. На тот момент у меня было 1100 подписчиков, у Юры — 80. Мягко говоря, числа никакие, но мы дошли до 100 прослушиваний и были счастливы.

Можно было настроить таргетированную рекламу, но нам не хотелось тратить дополнительные деньги. Подкаст для нас — это хобби и еще один повод провести время вместе, а не полноценный коммерческий проект.

Джингл

Джингл — это перебивка, короткая музыкальная композиция. Ее используют, чтобы заполнить разрывы между темами и повысить узнаваемость подкаста. Например, я с одной ноты узнаю джингл подкастов «Так вышло» или «Нормально же общались».

Некоторые создатели джинглов продают готовые композиции за 10 000 ₽ и дороже. Нам это было неинтересно: хотелось получить уникальную композицию, которая была бы как-то связана с нашей идеей.

В первом сезоне мы обошлись без джингла, а во втором добавили перебивку, которую написала я. Меня сильно радует и будоражит сам факт причастности к созданию всех элементов подкаста: от идеи до обложки и джингла.

Как мы обсуждали деньги

На подкастах сложно быстро заработать много денег, если вы не публичная личность. Тем не менее я решила заранее обсудить с Юрой финансовый вопрос. Хотелось сразу определиться, как мы будем распределять будущую прибыль от подкаста с учетом нашего вклада в его создание.

Говорить с друзьями о деньгах некомфортно, неловко, неудобно и в целом не принято. Изначально я шутливо спросила: «Как мы станем делить деньги, если они у нас появятся?» Ответ меня выбесил: «Ну, 70 на 30. Свои 70 я точно получу». Я решила не реагировать сразу, чуть-чуть остыла, обдумала формат переговоров и предложила подробно обсудить финансовый вопрос. В итоге Юра сказал, что пошутил про «70 на 30», и предложил делить прибыль пополам.

Меня это тоже не устроило: мой вклад в создание подкаста был больше, чем его. Чтобы доказать это, я сделала майндмэп с нашими обязанностями — это такая диаграмма, где графически структурируются мысли и идеи. На ней видно, что у Юры остается только запись и монтаж, а у меня есть еще куча разных задач.

Диаграмма с распределением наших обязанностей, которую я использовала в качестве аргумента в переговорах о распределении прибыли
Диаграмма с распределением наших обязанностей, которую я использовала в качестве аргумента в переговорах о распределении прибыли

Переговоры продолжились. В какой-то момент я даже забыла, что разговариваю с другом, а подкаст затевался ради веселого времяпрепровождения, а не для дележки незаработанных денег. Тогда я задала себе вопрос: «Мне важна идея подкаста как коммерческого проекта или дружба?» Я выбрала дружбу — после этого разговор пошел спокойнее.

В этом особенность бизнеса с друзьями: часто надо делать выбор — деньги или дружба. Приходится постоянно переживать, что все рухнет и вы никогда не восстановите былые отношения. Возможно, поэтому люди, которые ставят бизнес на первое место, перестают дружить.

Я боялась разругаться с Юрой и потерять классную идею, поэтому согласилась на компромисс — делить доходы по принципу 60 на 40, но в мою пользу. Если бы я создавала подкаст с незнакомым человеком, мне было бы гораздо проще отстаивать границы.

Договоренности так и остались в переписке внутри мессенджера. Если бы речь шла о серьезном бизнесе, то стоило бы все оформить на бумаге.

Общаться с друзьями про деньги очень неловко, но нужно. Лучше обговорить все условия на берегу, чтобы недосказанность не навредила дружбе
Общаться с друзьями про деньги очень неловко, но нужно. Лучше обговорить все условия на берегу, чтобы недосказанность не навредила дружбе
В итоге мы договорились делить деньги по принципу «60 на 40», а если в будущем отдадим монтаж кому⁠-⁠то еще, то будет «70 на 30»
В итоге мы договорились делить деньги по принципу «60 на 40», а если в будущем отдадим монтаж кому⁠-⁠то еще, то будет «70 на 30»
1/2
В итоге мы договорились делить деньги по принципу «60 на 40», а если в будущем отдадим монтаж кому⁠-⁠то еще, то будет «70 на 30»
В итоге мы договорились делить деньги по принципу «60 на 40», а если в будущем отдадим монтаж кому⁠-⁠то еще, то будет «70 на 30»

Как вести бизнес с другом и не разругаться из-за денег

Разделите личное и рабочее. Создайте разные чаты для дружеского общения и обсуждения проекта — это даже визуально будет настраивать на рабочий лад. Например, все сценарии и материалы к выпуску мы кидаем в специальный чат.

В начале мая 2021 мы только начали обсуждать идею и основу будущего подкаста. В итоге он получился не совсем о том, о чем мы планировали рассказывать изначально. Но маркетинг и развитие личного бренда мы все еще обсуждаем почти в каждом выпуске
В начале мая 2021 мы только начали обсуждать идею и основу будущего подкаста. В итоге он получился не совсем о том, о чем мы планировали рассказывать изначально. Но маркетинг и развитие личного бренда мы все еще обсуждаем почти в каждом выпуске

Договоритесь, кто главный. Важно договориться сразу и так, чтобы это устраивало всех. В нашем случае вся инициатива исходила от меня, а сам Юра называет подкаст «Женино детище», поэтому разделение ролей очевидно и понятно.

Мы всегда на первое место ставим дружбу, а только потом — все дела, которые нас связывают. Это значит, что идти на уступки приходится всем, особенно мне, как продюсеру подкаста.

Заранее распишите правила, график, запреты и штрафы. У нас есть только одно правило: подкаст закрывается навсегда, если за два дня до выпуска не готов монтаж — за него отвечает Юра.

Раньше сроки выхода подкаста неоднократно срывались. Например, Юра мог принести монтаж в день выпуска, а мне нужно было его еще послушать, написать таймкоды и иногда добавить правки. Поэтому пришлось поставить такой ультиматум — пока действует.

До начала сезона мы обсудили расписание выхода. Первый сезон выходил еженедельно, второй — два раза в месяц из-за нашей загруженности и более структурированных выпусков.

Обсуждайте спорные ситуации и задачи. Если тема выпуска противоречива, то мы совместно принимаем решение о публикации. Например, первая версия выпуска об астрологии получилась агрессивной и местами оскорбительной. В наших глазах это юмор, но со стороны весь разговор может казаться глумлением.

Мы несколько раз переслушали выпуск и решили его перезаписать, но вставить в новую версию лучшие моменты из старой. Так мы столкнулись с двойной самоцензурой.

Оставьте за собой возможность пересмотреть условия. В какой-то момент часть задач уходит подрядчикам, вклад каждого участника может меняться. Мы решили, что пересмотрим распределение прибыли, если доверим монтаж кому-то другому.

Как мы раскручивали подкаст

Мы решили ограничиться бесплатными методами продвижения: фичерингом, сарафанным радио, личными блогами, упоминаниями подкаста в соцсетях наших друзей-блогеров.

Фичеринг — это когда платформа, где выходит подкаст, упоминает о нем в своих подборках. Мы стремились попасть в тематическую подборку или в список «Новинки». Для этого нужно отправить заявку на английском языке и объяснить, почему ваш подкаст достоин упоминания, о чем он и как продвигает площадку. Попасть в подборку — мечта всех подкастеров: так можно найти новых слушателей.

Например, чтобы оставить заявку на продвижение в «Эпл-подкастах», нужно заполнить большую анкету. Если у вас уже есть много подписчиков в соцсетях, то обязательно оставляйте ссылки на посты, где вы призываете слушателей перейти в «Эпл-подкасты». Это сильно увеличивает шансы на попадание в подборки.

Решение по заявке могут не сообщить: запросов на продвижение слишком много, чтобы отвечать на каждый. Поэтому лучший вариант — заново заполнять и отправлять анкету хотя бы раз в месяц. Учтите, что заполненная анкета не сохранится, — чтобы десять раз не переписывать одно и то же, скопируйте данные куда-нибудь, а потом просто вставляйте их заново.

Упоминания в блогах и сарафанное радио. Слушатели рекомендуют нас своим друзьям и размещают в своих соцсетях кусочки выпусков — в основном выкладывают сторис в «Инстаграме». В каждом выпуске мы напоминаем, как для нас важно получать поддержку от них.

Любой желающий может отправить запрос на продвижение в «Эпл⁠-⁠подкастах». Решение за редакторами: именно они выбирают подкасты для подборок
Любой желающий может отправить запрос на продвижение в «Эпл⁠-⁠подкастах». Решение за редакторами: именно они выбирают подкасты для подборок
Слушатели упоминают подкаст в соцсетях и благодарят нас — это очень приятно и дает силы работать дальше
Слушатели упоминают подкаст в соцсетях и благодарят нас — это очень приятно и дает силы работать дальше
1/2
Слушатели упоминают подкаст в соцсетях и благодарят нас — это очень приятно и дает силы работать дальше
Слушатели упоминают подкаст в соцсетях и благодарят нас — это очень приятно и дает силы работать дальше

Чего мы достигли. До сих пор мы так и не попали ни в одну подборку и пока не можем похвастаться большим количеством прослушиваний. Самый популярный эпизод подкаста собрал чуть меньше 250 прослушиваний. Мы понимаем, что не каждому нравятся наши темы, формат и мы сами как ведущие. Но у нас есть постоянная вовлеченная аудитория, которая оставляет благодарные отзывы и ставит высокие оценки.

Всю аналитику собирает сервис, который отвечает за дистрибуцию подкаста. Там можно смотреть статистику и отслеживать прогресс. Сравнивать свои числа с самыми популярными подкастами страны мы не стремимся, наши задачи простые: делать выпуски, постараться что-то заработать и не разругаться.

Первый выпуск самый популярный: он знакомит с «Кислородной смазкой», а дальше слушатель выбирает — остаться с нами или нет. С 12⁠-⁠го выпуска начался второй сезон — он только вышел, поэтому пока набрал меньше прослушиваний
Первый выпуск самый популярный: он знакомит с «Кислородной смазкой», а дальше слушатель выбирает — остаться с нами или нет. С 12⁠-⁠го выпуска начался второй сезон — он только вышел, поэтому пока набрал меньше прослушиваний
Прежде чем подписаться, многие люди читают отзывы: чем их больше, тем выше доверие к подкасту. Отзыв можно написать только раз, а вот ставить звездочки разрешается хоть после каждого прослушивания. В «Эпл⁠-⁠подкастах» мы собрали 6 отзывов и 15 оценок со средним баллом 5 из 5 — неплохо, учитывая небольшое количество прослушиваний
Прежде чем подписаться, многие люди читают отзывы: чем их больше, тем выше доверие к подкасту. Отзыв можно написать только раз, а вот ставить звездочки разрешается хоть после каждого прослушивания. В «Эпл⁠-⁠подкастах» мы собрали 6 отзывов и 15 оценок со средним баллом 5 из 5 — неплохо, учитывая небольшое количество прослушиваний
1/2
Прежде чем подписаться, многие люди читают отзывы: чем их больше, тем выше доверие к подкасту. Отзыв можно написать только раз, а вот ставить звездочки разрешается хоть после каждого прослушивания. В «Эпл⁠-⁠подкастах» мы собрали 6 отзывов и 15 оценок со средним баллом 5 из 5 — неплохо, учитывая небольшое количество прослушиваний
Прежде чем подписаться, многие люди читают отзывы: чем их больше, тем выше доверие к подкасту. Отзыв можно написать только раз, а вот ставить звездочки разрешается хоть после каждого прослушивания. В «Эпл⁠-⁠подкастах» мы собрали 6 отзывов и 15 оценок со средним баллом 5 из 5 — неплохо, учитывая небольшое количество прослушиваний
В основном нас слушают люди от 18 до 22 лет. Когда мы составляем контент⁠-⁠план, продумываем наполнение выпуска, отсылки и повестку, то обращаем внимание на демографическую статистику
В основном нас слушают люди от 18 до 22 лет. Когда мы составляем контент⁠-⁠план, продумываем наполнение выпуска, отсылки и повестку, то обращаем внимание на демографическую статистику

На что мы потратились

Запустить подкаст просто: понадобится микрофон, более-менее поставленный голос, компьютер или смартфон. А чтобы вас было еще и интересно слушать, нужна оригинальная концепция и интересный контент.

У нас уже были два микрофона Samson C01U Pro и ноутбук. Идти на курсы ораторского мастерства не пришлось: я 6 с половиной лет училась на журфаке.

Итого мы потратили всего 1500 ₽ — на оплату услуг дизайнера. Изначально хотели просто отбить эти расходы и уже к четвертому выпуску достигли этой финансовой цели.

У нас нет студии, мы записываемся дома на кухне. В наших первых выпусках слышны гул перегревшегося ноутбука, щелканье холодильника и дрель соседа. Студия позволяет писать звук намного чище благодаря звукоизоляции и качественному оборудованию. Но на ее аренду нужен бюджет, а наша цель — делать подкаст без особых вложений
У нас нет студии, мы записываемся дома на кухне. В наших первых выпусках слышны гул перегревшегося ноутбука, щелканье холодильника и дрель соседа. Студия позволяет писать звук намного чище благодаря звукоизоляции и качественному оборудованию. Но на ее аренду нужен бюджет, а наша цель — делать подкаст без особых вложений
Овальная черная рамка — это поп⁠-⁠фильтр, он заглушает резкие звуки и не дает микрофону захватывать шумы
Овальная черная рамка — это поп⁠-⁠фильтр, он заглушает резкие звуки и не дает микрофону захватывать шумы
1/2
У нас нет студии, мы записываемся дома на кухне. В наших первых выпусках слышны гул перегревшегося ноутбука, щелканье холодильника и дрель соседа. Студия позволяет писать звук намного чище благодаря звукоизоляции и качественному оборудованию. Но на ее аренду нужен бюджет, а наша цель — делать подкаст без особых вложений
У нас с Юрой уже было два студийных микрофона Samson C01U Pro с поп⁠-⁠фильтрами, так что докупать оборудование для записи подкастов нам не пришлось. Источник: «Яндекс⁠-⁠маркет»
У нас с Юрой уже было два студийных микрофона Samson C01U Pro с поп⁠-⁠фильтрами, так что докупать оборудование для записи подкастов нам не пришлось. Источник: «Яндекс⁠-⁠маркет»

Как можно заработать на подкастах

Продажа услуг. Начиная с четвертого выпуска подкаста, мы осторожно и ненавязчиво стали рассказывать о своих услугах. Кроме того, в каждом выпуске предлагали слушателям подписаться на нас в «Инстаграме».

Информация об услугах — это первое, что видит посетитель моей страницы. Так я находила клиентов: люди слушали подкаст, заходили в мой инстаграм и читали о том, чем я могу быть им полезна. За 10 выпусков ко мне пришли 3 клиента и принесли 9800 ₽.

Прибыль от продажи услуг мы не делили — она у каждого своя. Формат «подкаста-болталки» оказался удобен для рекламы: в отличие от инстаграмных постов здесь можно рассказывать о продукте или услуге без ограничений по количеству знаков.

Донаты. В описании выпусков есть номер телефона, по которому можно перевести любую сумму, чтобы поддержать наш проект. Пока дела не очень: собрали ноль рублей и ноль копеек, — но все еще впереди.

Еще есть краудфандинг — те же донаты, только на определенную цель. Например, слушатели скидываются, чтобы подкастер мог купить новое оборудование для записи выпусков.

Реклама спонсоров и партнеров. Если следить за конкурентами, то можно понять, с кем они сотрудничают и в какую сторону двигаться. Почти у каждой компании есть социальные сети или сайт с контактами. Можно связаться с потенциальными партнерами, рассказать о подкасте и предложить свои услуги.

Обычно для рекламодателя важно количество прослушиваний: за каждое из них он платит фиксированную сумму. Перед согласованием деталей продюсер подкаста прогнозирует число прослушиваний и рассчитывает сумму вознаграждения. Начинающие подкастеры за одну интеграцию берут 3000—15 000 ₽. Рекламная вставка в раскрученный подкаст может стоить до 200 000 ₽.

В первом сезоне у нас не было интеграций: проект очень молодой, слушателей совсем немного. Пока мы не начнем набирать хотя бы по 500 прослушиваний на эпизоде, не стоит говорить о сотрудничестве с рекламодателями. Мы составили список потенциальных спонсоров — в него попали компании, чьи услуги перекликаются с нашим контентом. Осталось дождаться прорыва в числах и разослать коммерческие предложения.

Платная подписка. «Кислородная смазка» навсегда останется бесплатной, но мы собираемся добавить платную подписку на выпуски без цензуры. Недавно «Эпл» представил новую платформу монетизации подкастов. С ее помощью можно выбирать, какой выпуск пойдет в бесплатный доступ, а за какой слушателям придется заплатить.

Шатауты — персональные поздравления от ведущих. Например, подписчик просит вас за 100 ₽ передать привет Маше из Мурманска и вы соглашаетесь. Мы пока не зарабатывали с помощью шатаутов, но не по идейным соображениям, а потому, что каждый раз при записи подкаста забываем назвать эту опцию.

Я заработала на подкасте 8300 ₽

Продажа моих услуг9800 ₽
Обложка для подкастов−1500 ₽
Поп-фильтрБесплатно, был у Юры
Два микрофона Samson C01U ProБесплатно, были у Юры

Я заработала на подкасте 8300 ₽

Продажа моих услуг9800 ₽
Обложка для подкастов−1500 ₽
Поп-фильтрБесплатно, был у Юры
Два микрофона Samson C01U ProБесплатно, были у Юры

Наши планы

Мы хотим найти подрядчика и поручить ему монтаж. Это кропотливый, скучный и длительный процесс: монтаж часового выпуска может занимать до 15 часов. Надо отслушать и выписать правки, нарезать, обработать звук, сохранить, послушать еще раз, описать и написать таймкоды. Если освободим себя от монтажа, то появится больше времени на главное — генерацию контента.

Работу подрядчика будем оплачивать из денег за рекламу. Допустим, с рекламы бы мы получили 10 000 ₽, из которых 2000 ₽ отдали бы монтажеру, а оставшиеся поделили бы между собой.

Есть студии, которые занимаются исключительно подкастами: оформляют, записывают, монтируют и выгружают уже готовый выпуск. В некоторые пакеты услуг входит даже разработка концепции и написание сценариев. Не нужно ни с чем заморачиваться: говори в микрофон, а все остальное сделают за тебя.

Но это недешевое удовольствие, а наш подкаст — веселое хобби, на которое мы не готовы выделять крупные суммы. Поэтому пока собираемся делегировать только монтаж.

Во втором сезоне поменялась концепция и структура эпизодов, а также появились гости. Мы скорректировали длину выпусков, чтобы увеличить число дослушиваний. Еще я прослушала курс по ораторскому мастерству, чтобы в процессе речи не скакать с темы на тему и доводить мысль до конца. Мы убрали лишнюю болтовню и придерживаемся сценария, который все так же прописан тезисно.

Мы сохранили бесконечную импровизацию и смешные разговоры о серьезном, но сменили обложку и добавили перебивки. Теперь планируем запустить еще два подкаста, которые будем продвигать через «Кислородную смазку».

Как вести подкаст с друзьями

  1. Работать с друзьями — это непросто: иногда приходится делать выбор между своими интересами и хорошими отношениями с близким человеком.
  2. В работе над подкастом важна спонтанность и импровизация. В сценарии выпуска лучше прописывать тезисы, а не каждую фразу отдельно.
  3. Заранее обговорите обязанности и распределение будущей прибыли. Лучше, если договоренности будут зафиксированы на бумаге.
  4. Договоритесь, у кого решающее право голоса, — иначе при первых же разногласиях работа встанет. Проект, где все на равных условиях, обречен на провал.
  5. Монтаж — скучный и длительный процесс, который лучше делегировать подрядчику.
  6. Если вы не очень разбираетесь в какой-то теме, то не затрагивайте ее в подкасте либо позовите эксперта в качестве гостя.
  7. Подкаст — хороший формат, чтобы осторожно и ненавязчиво рассказывать о своих услугах и продуктах.
  8. Чтобы дисциплинировать себя и друга, введите штрафы за нарушение договоренностей и обязательств.
  9. Человек может оказаться отвратительным коллегой, но плохим другом он от этого не становится.

Евгения Мосесова
Был ли у вас опыт работы с друзьями? Как это пережила ваша дружба?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Орнул с «Диаграмма с распределением наших обязанностей», у автора/рши/рки непомерное эго, не зря на бесконечные курсы ходит.
p.s. юра спасайся

8
Герой реалити

08.01.22, 10:10

Алексей, ага, то есть монтаж многочасовой каждого выпуска -- это меньше трудозатрат, чем придумать один раз название и накидать план из 10 пунктов для каждой записи.

6
0

Очень крутая и подробная статья!
Тоже с другом решили в конце прошлого года делать подкаст (он испытывал какие-то надежды на монетизацию и получение дополнительного дохода, а для меня это было как хобби), в результате разделили обязанности как вы - на нём монтаж, на мне все продюссерские заморочки (решили, что запишем сначала несколько "пробных" выпусков, а потом уже может закажем у художника обложку, джингл и прочее). В результате к девятому выпуску напарник перегорел, и два выпуска у нас так и лежат несмонтированными, но, так как мы оба - неконфликтные, то, в принципе, все всё поняли и эту тему просто не поднимаем. На дружбе никак не сказалось

7
0
Герой

30.12.21, 08:18

Отредактировано

Начинали с подругой, агентство по продвижению. У обеих ни знаний, ни опыта, только энтузиазм. Нас должна была наша знакомая обучить, которая в доле, но она съехала с темы и отпугнула некоторых клиентов. В итоге, ничего не задалось и хорошо, потому что когда мы занимались аккаунтом единственных клиентов, я уже видела, что мой вклад больше. Тогда я ещё не умела отстаивать границы. А с подругой потом поругались, не из-за агентства, а по другому поводу. Теперь, когда кто-то из знакомых мне что-то предлагает, я сразу отказываюсь. Работать с чужими людьми легче.

4

Сообщество