«Май декабрь»: драма с Натали Портман — номинант на лучший сценарий «Оскара-2024»
29 февраля в российский прокат выходит «Май декабрь» — это новый фильм режиссера «Кэрол» и «Меня там нет» Тодда Хейнса.
В центре сюжета — актриса Элизабет. Она готовится к роли в фильме по реальным событиям: несколько лет назад в новостях появилась история о романе между 36-летней женщиной и 13-летним школьником. Элизабет приезжает в город, где спустя много лет по-прежнему живут вместе прототипы экранных героев, Грейси и Джо. Элизабет общается с парой и их близкими, чтобы лучше влиться в образ — а заодно разобраться, действительно ли супруги счастливы.
Рассказываем, чем интересна картина Тодда Хейнса — и почему история здесь сложнее, чем кажется.
Что за «Май декабрь» (May December)
Дата премьеры: 1 февраля 2024
Страна производства: США
Режиссер: Тодд Хейнс
Сценаристы: Сами Берч, Алекс Механик
В ролях: Натали Портман, Джулианна Мур, Чарльз Мелтон, Андреа Франкл, Гэбриел Чун, Элизабет Ю, Майк Лопес, Джоан Райлли
Жанры: триллер, драма
Фильмы, похожие на «Май декабрь»: «Воспитание чувств», «Выпускник», «Чтец»
Продолжительность: 1 час 57 минут
Где смотреть: в российских кинотеатрах
Это провокационная картина об отношениях подростка и взрослой женщины
В 1990-х работница зоомагазина Грейси состояла в отношениях с 13-летним коллегой Джо. Когда случай раскрылся, женщина отсидела в тюрьме — и там родила первого ребенка. А после выхода на свободу вступила в брак с юношей и родила еще двоих детей. На первый взгляд, история закончилась хорошо: спустя годы герои живут в солнечном городе и готовятся к школьному выпускному детей-близнецов.
Именно в этот момент актриса Элизабет приезжает к паре, чтобы вжиться в роль: ей предстоит сыграть Грейси в независимом фильме по реальным событиям. Девушка наблюдает за возлюбленными, опрашивает окружение героев и пытается разгадать тайну отношений Грейси и Джо. Приезд Элизабет бередит старые раны и заставляет супругов вспомнить прошлое. Выясняется, что за фасадом счастливой жизни скрываются непроработанные травмы.
Тодд Хейнс рассказывает и без того сложную историю крайне необычным образом: все самое интересное произошло в прошлом, а зрители вместе с Элизабет узнают о подробностях отношений из разговоров. Актриса беседует с бывшим мужем Грейси, для которого роман супруги с подростком стал неожиданностью и ударом. Она также встречается с полицейским: следователь пересказывает Элизабет события того самого дня, когда женщину задержали.
Режиссер отказывается от морализаторских заявлений и предоставляет зрителям возможность самим сделать выводы. С одной стороны, Грейси и Джо — образец счастливой семьи с красивым домом, зеленой лужайкой и собаками. У супругов немало друзей, которые приходят на барбекю. Они просят Элизабет снисходительнее относиться к скандально известной семье.
Однако в отношениях супругов много тайн и недомолвок. Грейси токсично комментирует фигуру дочери. А Джо украдкой переписывается с кем-то в интернете. Зритель понимает, что семья далека от идеальной. Кроме того, муж во всем слушается супругу и выглядит на фоне собственных детей таким же подростком, как и они. Доходит до того, что в одной сцене сыну приходится успокаивать отца — и учить его жизни.
Это история о последствиях груминга
На примере Джо режиссер демонстрирует последствия груминга — так называют попытки взрослых втереться в доверие к детям с целью совращения. Джо — эмоционально закрытый и во многом инфантильный мужчина, который слишком рано попал под чужое влияние. В этих отношениях у него попросту не было возможности повзрослеть.
Лишь спустя годы он начинает сомневаться в браке с Грейси. Приезд актрисы в город меняет привычный ход вещей и заставляет Джо задуматься о собственных чувствах. Ведь за столько лет супруги ни разу не обсуждали аспекты своей связи. Был ли парень готов принимать решения в 13 лет? Действительно ли он хотел вступать с будущей супругой в интимную связь? Эти вопросы мужчина задает жене впервые спустя годы отношений.
В картине много визуальных метафор, которые помогают лучше понять персонажа. Но главная — образ бабочки. Насекомое изображено на постере фильма, а сам герой выращивает бабочек-монархов из-за сокращения их популяции. Гусеницы в вольере отсылают к положению героя: он тоже в каком-то смысле находится в заточении.
Тодд Хейнс не показывает будущее Джо и Грейси, но оставляет намеки. К концу фильма их дети-близнецы оканчивают школу и собираются в колледж. В этот же день мужчина выпускает бабочек на волю, словно даруя самому себе свободу. Ведь теперь на нем не лежит ответственность перед детьми. Джо все еще молод и может наверстать упущенное.
«Май декабрь» размышляет о природе кино и одержимости общества скандалами
Ключевая линия фильма — подготовка Элизабет к роли. Актриса, известная в основном благодаря сериалам, наконец получает возможность сыграть в серьезной картине. Героиня тщательно изучает женщину, которую предстоит воплотить на экране: копирует позы, прическу и манеру речи Грейси, использует ее любимую помаду, а также исследует зоомагазин, где работала пара.
Постепенно Элизабет нарушает границы: то ли из любопытства, то ли из сочувствия актриса сближается с Джо. На протяжении всего фильма героиней движет исследовательский интерес. Для нее общение с Грейси и Джо — возможность воплотить на экране интересную роль, а все произошедшее между ними — лишь очередная история из желтой прессы.
На примере героини Натали Портман авторы показывают одержимость общества громкими криминальными делами, которые появляются на первых полосах СМИ. Элизабет олицетворяет не самую лучшую сторону человеческой сущности: она жадно впитывает истории, выходящие за рамки этических норм.
Тодд Хейнс демонстрирует вуайеристскую природу кинематографа: Элизабет наблюдает за скандальной парой, пытается разгадать, как ей кажется, великую тайну. Ореол загадочности постепенно рассеивается: в конце концов супруги — всего лишь люди с кучей психологических проблем, и романтизировать их отношения нет смысла.
До самого финала Элизабет не может оторвать взгляд от партнеров, ведь те кажутся ей чем-то из ряда вон выходящим. Она тщательно следит за Грейси и Джо точно так же, как человек в кинозале всматривается в персонажей на экране. В этом смысле «Май декабрь» — не столько фильм о груминге, сколько кино о кино. И о том, как важно разделять искусство с жизнью.
Это комедия, трагедия и триллер в одном фильме
«Май декабрь» сложно отнести к определенному жанру. В фильме есть элементы триллера: героиня Натали Портман сближается с необычной парой и маниакально следит за супругами. Картину также можно назвать детективом: Элизабет допрашивает местных, по крупицам собирая портреты персонажей. Завязка «Май декабрь» и вовсе звучит как социальная драма об отношениях. Но Тодд Хейнс соединяет трагедию с комедией: в фильме то и дело звучит патетическая музыка, которая добавляет происходящему ощущение фарса.
Иронический тон авторов заметен с первых минут: героиня Джулианны Мур открывает холодильник под пафосную музыку и с серьезным видом размышляет о хот-догах. Разумеется, Тодд Хейнс вместе со сценаристкой Сами Берч не насмехаются над жуткой ситуацией. Просто кинематографисты отказываются от традиционного понимания жанров.
«Май декабрь» разрушает зрительские ожидания с каждым актом. На протяжении всего сюжета мы ощущаем разный спектр чувств: растерянность, тревогу, жалость. Это помогает лучше прочувствовать противоречивую и очень запутанную историю.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult