«Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть первая» — эталонный боевик с Томом Крузом
12 июля в мировой прокат вышел седьмой фильм знаменитой серии шпионских боевиков с Томом Крузом «Миссия невыполнима». Картина удостоилась двух номинаций на «Оскар-2024»: за визуальные эффекты и лучший звук.
В новом фильме главный герой Итан Хант сражается с разумным алгоритмом, колесит по Риму, бегает по Венеции и прыгает со скалы на движущийся поезд. Рассказываем, чем еще запоминается «Смертельная расплата» — и почему это пока что лучший блокбастер 2023 года.
Что за «Миссия невыполнима. Смертельная расплата, часть 1» (Mission: Impossible — Dead Reckoning Part 1)
Дата премьеры: 12 июля 2023 — мировой прокат
Страна производства: США
Режиссер: Кристофер Маккуорри
В ролях: Том Круз, Ребекка Фергюсон, Саймон Пегг, Винг Реймз, Хейли Этвелл, Пом Клементьефф, Ванесса Кирби, Шей Уигэм, Кэри Элвес, Эсай Моралес, Генри Черни
Жанры: боевик, триллер, приключения
Фильмы, похожие на «Миссия невыполнима. Смертельная расплата, часть 1»: «Миссия невыполнима: Последствия», «Миссия невыполнима: Племя изгоев»
Продолжительность: 2 часа 43 минуты
Где смотреть: официально в РФ — нигде
👾 «Миссия невыполнима» пошла в сторону фантастики
Миру угрожает самообучающийся компьютерный алгоритм под названием Сущность. Он восстал против создателей, обрел разум и начал методично взламывать самые защищенные секретные базы международных спецслужб. Чтобы взять Сущность под контроль, необходимо найти две части специального ключа в виде креста. Тот открывает сервер на затонувшей российской подлодке. Вот только почти никто не знает, где она находится.
Агент IMF Итан Хант и его команда в очередной раз бунтуют против собственного руководства. По их мнению, такая сила не должна доставаться никому, включая США. Хант планирует найти и уничтожить Сущность. Но против него теперь и ЦРУ, и наемники всего мира, и некий Габриэль, выполняющий поручения компьютерного алгоритма.
С каждой частью серии «Миссия невыполнима» противники Итана Ханта становятся все опаснее. В двух предыдущих фильмах герой сражался с сетью профессионально обученных спецагентов-ренегатов. В новой части на пути Ханта и вовсе встает искусственный разум, способный просчитать все варианты развития событий. На первый взгляд идея кажется чересчур фантастической для франшизы, но авторам удается органично вписать ее в жанр шпионского боевика.
Создатели оставляют завесу тайны над Сущностью. У искусственного разума нет своего голоса, он не ведет себя как антропоморфный организм — задания за него выполняют обычные люди. Учитывая стремительное развитие нейросетей, в существование подобного не так уж и сложно поверить: Сущность не выглядит злодеем из научной фантастики нулевых.
К тому же появление такого антагониста — вполне очевидный метакомментарий. В фильме «Топ Ган: Мэверик» Том Круз уже показывал, что простая человеческая смелость может оказаться эффективнее новых технологий. В «Смертельной расплате» же он сталкивает своего героя с апофеозом прогресса — бездушной разумной машиной, которая неспособна понять ценность жизни.
Оба фильма как бы осмысляют позицию самого Круза в Голливуде 2020-х. Актер сражается за кинотеатры против стриминговых сервисов, упорно рискует жизнью там, где другие бы нарисовали трюк целиком с помощью CGI. Как и Хант с Мэвериком, Круз отказывается принимать верховенство технологий над человеком.
Но и вне этого комментария Сущность — вполне логичный антагонист для истории из серии «Миссия невыполнима». Итан Хант много раз обманывал судьбу и отказывался делать выбор между одной жизнью и миллионами. Умудрялся спасти всех, даже когда задание казалось абсолютно невозможным. Теперь его противник — по сути, сама судьба, уставшая от проделок героя.
Вот только хоть алгоритм и умеет предсказывать будущее, даже он боится Ханта. Ведь тот, как говорят персонажи фильма, ходячая персонификация хаоса. Человек настолько отчаянный, что его ходы не может предугадать даже идеальный искусственный интеллект.
🤫 У фильма есть проблемы со спокойными сценами
Центральный сюжет «Смертельной расплаты» захватывает, но ему нужно время, чтобы разогнаться. В первой половине картины довольно много сцен, где герои просто сидят кругом и объясняют друг другу — а заодно и зрителю — экспозицию. Причем иногда настолько топорно, что их беседы напоминают разговоры по кодеку из старых частей Metal Gear Solid, где главный герой по сто раз переспрашивал все детали. Только тут назойливые вопросы задает не Итан Хант, а новый персонаж — директор ЦРУ в исполнении Кэри Элвиса.
А еще диалоги в «Смертельной расплате» странно сняты. Половина кадров сделана с применением «голландских углов», причем без всякого повода. Обычно этот прием используют, чтобы передать особое напряжение в сцене. В новой «Миссии» камера ломает горизонт даже в относительно спокойных моментах. В какой-то момент это начинает чересчур бросаться в глаза.
К тому же оператор здесь часто ломает «восьмерку» — воображаемую линию между двумя разговаривающими людьми. Сложно поверить, что опытная команда могла случайно допустить такую ошибку, но объяснить художественный прием трудно. Может, намеренным нарушением правил монтажа авторы хотели создать дополнительное напряжение: ведь человек, незнакомый с принципом «восьмерки», все равно почувствует, что что-то не так. А может, это попытка показать, как действия компьютерного алгоритма влияют на героев: в нарушении целостности пространства чувствуется некоторая «искусственность».
Кого-то из зрителей подобное может ненадолго выбить из фильма. К счастью, «Смертельная расплата» не так уж часто прерывается ради разговоров. Все же основная часть — это залихватский экшен, а не диалоги в офисах спецслужб.
🏍️ Экшен в «Смертельной расплате» потрясающий
Как только фильм бросает объяснять экспозицию, он превращается в почти безостановочную череду погонь, перестрелок и диких трюков. Идей для экшен-сцен тут хватило бы на несколько полнометражных картин: герои сражаются на крыше несущегося в пропасть поезда и посреди песчаной бури, прячутся от погони в аэропорту Абу-Даби, преследуют антагонистов пешком в Венеции и уморительно гоняют по Риму на маленьком Фиате, пристегнутые друг к другу наручниками.
Причем все сцены еще и разные по интонации. Какие-то — более напряженные, какие-то — трагичные, другие — скорее забавные. Некоторые же умудряются менять тон прямо посреди действия.
И что самое важное, все сцены тут логично связаны между собой. Это не просто случайные эпизоды, которые кое-как уместили в один сценарий. Как и в «Последствиях», одно событие в фильме неминуемо ведет к следующему, а огромные куски сюжета авторы успевают рассказать прямо посреди экшен-эпизодов.
Режиссер и сценарист Кристофер Маккуорри, может, и не мастер диалогов, но зато он точно бы не потерялся в эпохе немого кино. В «Смертельной расплате» очень многое о характере персонажей и их отношениях можно узнать через действие: то, как герои общаются, как реагируют на экстремальные ситуации, как поступают, когда все идет не по плану.
Помогает и то, что весь экшен в фильме очень понятный: в новой «Миссии» нет моментов, где из-за мельтешения камеры можно что-то не увидеть или не сразу сообразить, как герои расположены в пространстве. Маккуорри всегда показывает действие целиком, не стесняется общих планов и не пытается искусственно создать динамику за счет резкого монтажа. Режиссер понимает, что когда у тебя Том Круз прыгает на мотоцикле с огромной скалы в обрыв, склейки только помешают.
«Смертельная расплата» — не такой выверенный фильм, как «Последствия», но это все еще эталонный блокбастер, где виден каждый вложенный доллар. Потому что создатели действительно ездят в другие страны, чтобы дать экшену колоритный контекст. Потому что пускают с рельсов настоящие паровозы и позволяют главной звезде по-настоящему сигануть в пропасть. И доказывают, что технологиям никогда не заменить человека — они только могут ему помочь.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult