Чем занимаются и сколько зарабатывают промышленные рыбаки
Мой муж Иван с 2019 года работает на рыболовецком судне: сначала он был матросом, а затем стал мастером по обработке.
Я расспросила его о том, как стать матросом, как проходит его обычный рабочий день и как все устроено на судне.
Как устроена рыбная промышленность
В рыбной промышленности все работает по такой схеме: рыболовецкие компании ловят рыбу и продают ее рыбоперерабатывающим фабрикам → фабрики продают рыбу магазинам и оптовикам → магазины продают ее обычным покупателям.
Чтобы ловить рыбу, у рыболовецких компаний есть специальные корабли — рыбопромысловые суда. Когда компания получает от фабрики заказ на рыбу, она отправляет корабль в море. После рыбалки корабль привозит рыбу на фабрику, где ее готовят к продаже. За один рейс корабль может до 8—10 раз привезти рыбу на фабрику.
Часто на судне рыбу сразу после рыбалки специальным образом обрабатывают — вспарывают ей брюхо, извлекают внутренности, промывают и опускают в трюм — это место для груза внутри судна. В трюме матросы укладывают рыбу хвост к хвосту и заливают жидким льдом. Благодаря этому рыба охлаждается, но не замораживается. Так она остается свежей во время транспортировки на фабрику.
Рыболовецкие компании не могут просто взять и выловить в море тонну рыбы — сначала им нужно договориться с Росрыболовством о квоте. То есть получить разрешение на вылов определенного количества конкретной рыбы в течение года. На каждый вид рыбы компании получают свою квоту.
Сколько квот получит компания, зависит от того, сколько у нее судов. Маленьким компаниям могут разрешить выловить, например, 10 тонн рыбы, а большим — 100 000 тонн.
Полученные квоты компании распределяют по своим судам. Например, если у компании есть 10 кораблей и она получила разрешение на вылов 1000 тонн пикши в год, значит, каждый ее корабль может привезти максимум по 100 тонн пикши за год.
Если рыбы на судне окажется больше, могут оштрафовать: в море плавают инспекторы, они без предупреждения пришвартовываются к кораблю и проверяют все нормы, документы и разрешения. Инспекторы могут быть как из российских органов, так и из зарубежных. Например, к нам на судно обычно приплывают инспекторы из Норвегии.
Кто работает на рыбопромысловых судах
Обычно в команде одного судна 19 человек:
- Капитан — отвечает за весь экипаж и маршрут корабля. Это самая высокооплачиваемая должность на судне. Капитаны зарабатывают от 100 тысяч до нескольких миллионов рублей — зависит от типа судна, его вместимости, количества пойманной рыбы. Например, на моем судне капитан зарабатывает примерно 4 миллиона рублей за рейс. Чтобы стать капитаном, нужен опыт работы старпомом и специальное образование по судовождению.
- Старпом — правая рука капитана, помогает ему и заменяет на второй вахте.
- Второй штурман — как бухгалтер, занимается подсчетом зарплат, справками и другими документами. Иногда помогает с обработкой рыбы.
- Третий штурман помогает второму штурману и тоже обрабатывает рыбу.
- Боцман — обрабатывает рыбу, участвует в установке и подъеме трала — это огромный сетчатый мешок, которым ловят рыбу. Еще он занимается хозяйственной деятельностью, например отвечает за экипировку — выдает ее, обновляет, устраняет мелкие дефекты.
- Повар — готовит еду для всего экипажа. Он работает с 06:00 до 22:00, но на ночь обязательно оставляет нам еду, которую мы сами подогреваем.
- Технолог — занимается обработкой рыбы, управлением персоналом, работой с документами, отвечает за продукцию.
- Мастер по обработке — занимается тем же, что и технолог, кроме документов. Поскольку сейчас я работаю как раз мастером по обработке, подробно об этой работе расскажу дальше в статье.
- Мастер по добыче — отвечает за промысловое оборудование, например за установку трала. Если после рейса рыбы мало или совсем нет, то в первую очередь проверяют работу мастера по добыче.
- Помощник мастера по добыче — выполняет поручения мастера и иногда тоже обрабатывает рыбу.
- Третий, второй и старший механики — отвечают за машинное отделение. Старший механик отдает указания и работает с документами. Второй механик работает с оборудованием, а третий помимо машинного отделения помогает в обработке рыбы.
- Электромеханик — тоже работает в машинном отделении, в основном он отвечает за электронику, но иногда помогает обрабатывать рыбу.
- Матросы — принимают продукты, снаряжение, обрабатывают рыбу, устанавливают трал, поднимают трал, убираются на фабрике и т. п. На судне обычно пять матросов. Это самая простая должность на корабле.
Почти все члены команды участвуют в обработке рыбы. Так происходит потому, что от количества рыбы напрямую зависит зарплата всего экипажа. Например, матрос на маленьком судне может зарабатывать 40 000 ₽ за рейс, а на большом — 500 000 ₽. Подробнее про зарплаты расскажу дальше в статье.
Почему я решил стать матросом
Я работаю с рыбной продукцией с 2016 года. Но в море попал не сразу.
По образованию я технолог общественного питания — в 2016 году окончил Мурманский государственный университет. Сразу после вуза я устроился в большой холдинг, в который входят рыболовецкая компания со своими рыбопромысловыми судами и рыбоперерабатывающая фабрика — у них один владелец. С того времени 1,5 года я работал мастером рыбного цеха на фабрике: отвечал за прием сырья с судов — проверял качество рыбы и заполнял документы. В море я тогда не ходил — работал только на фабрике.
В сентябре 2018 года — в очередную смену на фабрике — я поинтересовался у технолога, который отвечал за документы и качество рыбы непосредственно на судне, какую зарплату он получает. Оказалось, миллион рублей за два месяца работы! Тогда я решил, что хочу попасть матросом на судно.
Для меня стать матросом было несложно — нужно было лишь пройти небольшие курсы, о которых я расскажу дальше в статье. Для других должностей мне пришлось бы получать более серьезное дополнительное образование. Кроме того, из матроса можно вырасти сначала в мастера по обработке — у меня это получилось за два рейса, — а затем и в технолога. Правда, нужно учитывать, что на каждой позиции люди могут работать десятки лет прежде, чем перейти дальше.
Об открытых вакансиях я узнал довольно быстро — просто связался с руководителем рыболовецкой компании нашего холдинга. Оказалось, что холдинг как раз купил новое судно, на которое набирали сотрудников. Пока оно шло в порт — это занимает примерно 4 месяца — у меня было время, чтобы обучиться на матроса и собрать все документы.
Вообще, получить должность на судне сложно, потому что квалифицированных моряков в России гораздо больше, чем вакансий. Так что мне повезло. Если вас тоже интересует работа в море, я рекомендую составить список всех рыболовецких компаний России и регулярно обзванивать их, спрашивая про открытые вакансии. Из крупных российских компаний, которые точно стоит внести в этот список, рекомендую «Океанрыбфлот», «Росрыбфлот», «Доброфлот».
Какие документы нужны, чтобы стать матросом
Чтобы официально стать матросом, нужно пройти обучение и собрать документы — о каждом из них расскажу дальше в статье. Понадобятся:
- Свидетельство о присвоении квалификации матроса.
- Свидетельство о прохождении конвенционной подготовки командного и рядового состава. Конвенционная подготовка — это обучение моряков в соответствии с правилами международных конвенций 1974 и 1978 годов. Свидетельство обновляют каждые 5 лет.
- Международный медицинский сертификат — обновляют, то есть ставят отметки о повторных прививках, каждый год.
- Сертификат о вакцинации против желтой лихорадки. Новый сертификат нужно получать каждые 10 лет.
- Сертификат об отсутствии наркотической и алкогольной зависимости — получают ежегодно.
- Справка об отсутствии административного наказания за употребление наркотических средств — тоже получают каждый год.
- Медкнижка — ее оформляют после обследования в медучреждении.
Обычно рейс начинается со звонка из отдела кадров рыболовецкой компании — моряков просят принести документы и ждать второго звонка. Во второй раз сообщают, когда будет сбор экипажа в порту.
У меня все документы были готовы к концу декабря 2018 года — я собрал их за 3 месяца. Но первого звонка из отдела кадров я ждал еще 3 месяца — до марта 2019 года. А мой первый рейс начался 17 апреля 2019 года.
Какие курсы нужны, чтобы стать матросом
Свидетельства о присвоении квалификации матроса и о прохождении конвенционной подготовки выдают после соответствующего обучения.
Курсы матросов нужны, чтобы вообще понять, как работать в море. После них выдают свидетельство о присвоении квалификации матроса первого или второго класса. Различие между классами только в том, что матрос второго класса не может работать на палубе.
- 26 300 ₽
Курсы матросов есть во многих крупных городах, например в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Краснодаре. Чаще всего их проводят при специализированных университетах.
Я учился на курсе матросов второго класса в учебном центре «Курс-Норд» в Мурманске, нашел этот курс просто в интернете. Выбрал курсы матросов второго класса, потому что тогда в центре просто не было других.
Курс, на котором я учился, стоил 8500 ₽ и длился две недели. В 2023 году цена поднялась до 10 800 ₽. Занятия проходили каждый день по будням с 09:00 до 13:00, одно занятие длилось два часа. У нас были только теоретические занятия — по 20 штук на каждый модуль. Всего было пять модулей:
- Общетехнический курс, на котором нам рассказывали про характеристики судна и его конструкцию, а также про то, как принимать, нести и сдавать вахту.
- Специальная технология, где нас учили технике эксплуатации судовых устройств.
- Охрана труда и электробезопасность — это лекции об основах судовой электротехники.
- Пожарная безопасность — на этом модуле нам рассказывали, как вести себя в открытом море во время пожара на судне.
- Охрана окружающей среды — лекции о том, как предотвратить загрязнение окружающей среды.
На экзамене по итогам курса было три устных вопроса и один практический — завязать морской узел. Можно было использовать тетрадь с лекциями, но за это итоговую оценку снижали на один балл. Я использовал, поэтому экзамен прошел легко — все сдал за полчаса.
Конвенционная подготовка обязательна для каждого моряка: без свидетельства о ней нельзя выходить в море. На курсах по конвенционной подготовке учат, как бороться с пожаром на судне, оказать первую медпомощь, использовать дыхательные аппараты и вообще безопасно работать в море.
Найти курсы по конвенционной подготовке можно в любом морском вузе. Я проходил их в Мурманске в Морском учебно-тренажерном центре ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова». Две недели обучения обошлись мне в 15 000 ₽. В 2023 году цена выросла незначительно: сейчас этот курс стоит 15 500 ₽.
Всего у нас было 71 занятие по 2 часа — 142 часа конвенционной подготовки. Занятия проходили 5 дней в неделю по 7 занятий в день.
В конце курса было тестирование и несколько практических заданий:
- Потушить сымитированный пожар.
- Группой из трех человек зайти в задымленное помещение в пожарной экипировке и найти выход.
- Надеть гидрокостюм и прыгнуть в бассейн вниз ногами — это несложно, но нужно уметь правильно надевать гидрокостюм — это и проверяют на задании.
- Залезть в спасательный плот, вылезти из него и выйти из бассейна.
Занятия по использованию дыхательных аппаратов не входили в курс конвенционной подготовки, я прошел их бесплатно в том же учебном центре за две недели до первого рейса — 4 апреля 2019 года. Они длились один день, нам просто показывали дыхательные аппараты и рассказывали, как их использовать.
Как проходит медкомиссия
После обучения будущий матрос должен пройти медкомиссию и собрать нужные справки. Я прошел всю медкомиссию в платной мурманской клинике — морская медкомиссия, как комплексная услуга, есть во многих частных медучреждениях. Фактически каждый год я проходил медкомиссию в разных городах и могу сказать, что цены и порядок проведения везде одинаковый.
- 9400 ₽
На все медицинские процедуры я потратил 4 дня. В первый день — 23 октября 2018 года — я сдал драг-тест, общие анализы и прошел несколько стандартных медицинских обследований. На второй день — 24 октября — получил штампы от нарколога и психиатра. На третий день — 25 октября — прошел всех остальных врачей и получил итоговую печать в медкнижку. А 21 декабря сделал все необходимые прививки.
В международный медицинский сертификат о вакцинации ставят все отметки о прививках. Сам документ получают один раз, но затем ежегодно в него вносят отметки о новых прививках и ревакцинации. Я получил сертификат, когда первый раз проходил медкомиссию.
Чтобы получить сертификат, нужно сделать прививки от гепатита, кори и столбняка. Обычно эти прививки рекомендуют делать в течение двух недель. Но у меня оставалось мало времени до рейса, и нужно было скорее пройти все медицинские манипуляции, поэтому мне все сделали в один день. Перенес прививки я хорошо, никаких побочных эффектов не было.
Сертификат о вакцинации против желтой лихорадки мне выдали после того, как сделали прививку от нее — в один день с прививками от гепатита, кори и столбняка.
Раньше считалось, что ревакцинироваться от желтой лихорадки нужно каждые 10 лет, но сейчас ВОЗ утверждает, что в этом нет необходимости — вакцина дает пожизненный иммунитет. Но морякам по-прежнему нужно обновлять сертификаты каждые 10 лет.
Сертификат об отсутствии наркотической и алкогольной зависимости можно получить, сдав мочу на экспресс-тестирование на наркотики — это еще называется драг-тестом. Такой же тест делают, чтобы, например, получить справку для водительского удостоверения.
Приносить мочу с собой не нужно — вас попросят сдать ее прямо в клинике и дадут для этого специальный контейнер.
Справку об отсутствии наказания за употребление наркотиков я получил на портале госуслуг. Чтобы ее получить, нужно заполнить небольшое заявление и прикрепить фото или сканы страниц паспорта с личными данными, регистрацией и семейным положением. Официальный срок выдачи справки — 15 дней, но мне ее прислали в PDF-формате за пару минут.
На портале можно заказать электронную или бумажную справку. Электронную можно прямо с портала переслать по месту требования, а бумажную — получить в любом МФЦ. Я заказывал электронную справку и распечатывал. Несмотря на то что распечатанная электронная справка не имеет юридической силы, у меня ее приняли.
Чтобы оформить медкнижку, нужно сдать общие клинические анализы кала, мочи и крови, сделать УЗИ брюшной полости, ЭКГ и флюорографию, а также пройти осмотры у нескольких врачей.
Анализы собирают утром, кровь обязательно сдавать натощак. Я все сдал в первый день медкомиссии, а на следующий день уже получил результаты.
Также я прошел осмотры:
- У хирурга.
- Дерматовенеролога.
- Стоматолога.
- Окулиста.
- Лора.
- Невропатолога.
У всех врачей был одинаковый порядок приема: сначала они спрашивали, есть ли у меня какие-то жалобы, затем смотрели область тела, которая относится к их специализации, и ставили штамп в мою медкнижку. У каждого врача я проводил по 10—15 минут. Очередей нигде не было, потому что я был в платной клинике.
Дополнительно я получил штампы от психиатра и нарколога. За ними я ходил в другие клиники: в «Мурман-наркологию» — это частная клиника, в которой принимал психиатр, и в Мурманский областной наркологический диспансер.
Есть клиники, где осмотр у психиатра и нарколога уже включен в медкомиссию, и никуда ходить не нужно.
Собрав все анализы и получив заключения от всех врачей, я отправился к терапевту. Он просмотрел все, отнес документы в регистратуру, и через 20 минут мне в медицинскую книжку поставили итоговую печать о том, что я годен к работе матросом.
Как получить удостоверение моряка и мореходную книжку
Удостоверение моряка и мореходную книжку выдают только тогда, когда у моряка уже есть договоренности о работе и подписанный контракт с рыболовецкой компанией.
Удостоверение моряка подтверждает личность моряка — это аналог обычного паспорта. Например, моряк предъявляет удостоверение, когда проходит границу.
Удостоверение выдают бесплатно, когда моряк договаривается о работе с рыболовецкой компанией. Эти договоренности подтверждаются справкой — без нее нельзя получить удостоверение.
Когда я договорился о работе матросом, компания выдала мне справку, подтверждающую это. С этой справкой я отправился в морской порт Мурманска, где мне за пару дней выдали удостоверение моряка.
Удостоверение нужно обновлять каждые 5 лет. Делают это там же — в морском порту. Нужно заранее записаться на прием, прийти в назначенный день, отдать старое удостоверение и получить новое.
Мореходная книжка содержит информацию о месте работы и должности моряка. Это морской аналог обычной трудовой книжки. Ее тоже бесплатно выдают на первом месте работы. При этом, как и обычная книжка, она остается у моряка, даже когда он меняет место работы.
В моей компании моряков устраивают на работу по срочному контракту, то есть оформляют и увольняют на каждый рейс. И это каждый раз фиксируют в мореходной книжке. Я получил мореходную книжку в отделе кадров моей рыболовецкой компании, как только подписал контракт на первый рейс.
Как я стал мастером по обработке
Я был матросом два рейса, но образование позволяло мне стать мастером по обработке. В новой должности у меня выросла бы зарплата и добавились новые обязанности. Сразу скажу, что прибавка в зарплате составила 64%, а в обязанности вошло управлением членами экипажа.
Чтобы стать мастером по обработке, я попросил рекомендации от технолога на судне, поговорил с начальником производственной службы и прошел аттестацию по должности на знание нормативов в рыбопромышленном производстве.
Аттестацию я прошел бесплатно за пару часов в Мурманском траловом флоте. Я зашел в три кабинета — к главному инженеру, главному специалисту по технологической службе и старшему технологу. Они задавали мне вопросы по нормативам, а затем ставили печать в аттестационный лист. Затем я отнес этот лист технологу, и он одобрил мою новую должность. Он не давал мне справок об этом, но сам сообщил в отдел кадров.
В результате в феврале 2020 года меня отправили на другое судно уже в новой должности.
Как проходят рейсы
Все мои рейсы длились по два месяца. Но вообще рейсы бывают разными — от двух до пяти месяцев. Все зависит от того, какую продукцию заказали на фабрике — охлажденную или замороженную, рыбу или морепродукты. По закону рейс не может быть больше 120 календарных дней, а в сложных случаях, например при работе в Арктике, — 150 дней.
Рейс начинается с того, что экипаж на берегу получает спецодежду и продукты, которыми все будут питаться.
Маршрут судна выбирает капитан. Рыболовецкая компания сообщает, какую рыбу нужно добыть, а капитан сам решает, где она находится и как он туда доплывет. До нужной точки мы можем идти несколько часов или несколько дней.
Придя на место, матросы опускают трал, и все ждут, пока он наберется. Вместимость трала около 14 тонн. Когда рыбы мало, мы достаем всего 1—2 тонны за пару часов. А когда рыбы много, можем набрать целый трал за полчаса.
Затем рыбу поднимают на фабрику — это часть судна, где мы обрабатываем рыбу. Там я, как мастер по обработке, проверяю ее качество: сначала смотрю на ее общий внешний вид — нормально ли она выглядит, не подавлена ли. Потом смотрю на нее в разрезе — нет ли гематом. После этого я сообщаю капитану, сколько подходящей рыбы мы смогли достать.
Далее рыбу запускают на конвейер, и весь экипаж начинает ее обрабатывать и складывать в контейнер. Когда контейнер наполняется, его опускают в трюм. На нашем судне пять контейнеров: один объемом 1,5 тонны и четыре — по 1,3 тонны. Затем из трала поднимают новую партию рыбы.
Максимальная вместимость на моем судне — 100 тонн. В хорошие дни мы набираем полный груз, но бывает, что не удается набрать и половины. Набрать и доставить груз мы должны за 6 дней. Такой срок, потому что мы возим охлажденную рыбу, а не замороженную, и она может стухнуть.
Набрав груз, мы возвращаемся на фабрику. Это называется «вернуться домой». Там мы выгружаем рыбу, берем продукты и обычно через 12 часов отправляемся обратно в море — за новой партией груза. За два месяца мы около восьми раз приходим на фабрику.
В конце рейса мы выгружаем груз, моем судно и передаем его другому экипажу. Отдых между рейсами длится столько, сколько находится в рейсе на нашем судне следующая команда — обычно это два месяца. Один раз мы отдыхали четыре месяца, потому что корабль был в ремонте.
Как выглядит мой рабочий день
Я отработал мастером по обработке уже четыре рейса. Фактически я правая рука технолога. Он отвечает за груз, а я за качество рыбы. То есть он контролирует конечный продукт, а я — качество рыбы, когда ее только выловили. При этом если рыба некачественная, например с червями, то оштрафуют всю команду. Поэтому я считаю свою работу очень ответственной.
Технолог работает с 08:00 до 14:00 и с 20:00 до 02:00. А я заменяю его в остальное время и выполняю все его функции.
Во время своей вахты я главный и должен контролировать, как работает экипаж, какая идет рыба, как работает оборудование и т. д. Иногда ко мне заходит капитан и проверяет меня — просто смотрит, нет ли каких-то нарушений.
Вообще, день на судне можно представить так: просыпаешься, ешь, работаешь, принимаешь душ, ешь и спишь — 6 часов работы, 6 часов отдыха. Работа не останавливается никогда — пока один сотрудник отдыхает, другой работает, а потом они меняются.
Повар готовит еду всей команде, но ее можно брать только во время смены вахт — в течение тех шести часов отдыха. В остальное время мы едим продукты из своих запасов.
Мой обычный рабочий день выглядит так. В 07:00 я просыпаюсь и до 08:00 умываюсь, чищу зубы, выполняю другие утренние процедуры и завтракаю. На завтрак у нас обычно каши, яйца, разные бутерброды. Дальше я переодеваюсь в рабочую форму и спускаюсь на фабрику.
До 14:00 я обрабатываю рыбу на фабрике. Если рыбы поймали мало, то в это время можно выйти на перекур или прерваться на кофе. После 14:00 я переодеваюсь и сдаю вахту технологу.
До 14:30 у меня обед. В это время я ем еду, которую приготовил повар. Например, это может быть борщ и отбивная с макаронами.
С 14:30 до 15:00 мы занимаемся уборкой. Мы делим обязанности по уборке и в каютах, и на самом судне на весь экипаж — все поддерживают чистоту.
С 15:00 до 19:20 я могу поспать. А с 19:20 до 19:40 — поужинать. На ужин нам обычно оставляют что-то с обеда и готовят дополнительное основное блюдо, а по праздникам накрывают стол. Например, Новый 2021 год я праздновал в рейсе, и у нас на столе были шампанское, оливье, рыбка и другие праздничные блюда.
К 20:00 я должен переодеться в рабочую форму и снова спуститься на фабрику. Там я работаю до 02:00.
К 02:10 я переодеваюсь и сдаю вахту технологу. После этого я что-то ем, например чай с булочкой, и ложусь спать до 07:00.
В дни, когда мы выгружаем рыбу на фабрике, у нас нет определенного графика и распорядка. Обычно мы пришвартовываемся, когда нам разрешат, выгружаемся, технолог заполняет документы, мы принимаем продукты и идем обратно в море. Сам процесс проходит за пару часов, но ожидание в очереди может занять весь день. Иногда, пока идет разгрузка, мы успеваем сходить в магазин на берегу.
Сколько я зарабатываю
Зарплата на судне зависит от того, сколько и какую рыбу удастся поймать.
Фиксированная оплата за груз. Рыба постоянно меняется в цене, например дешевеет летом, потому что ее много. Поэтому морякам устанавливают разные стандарты цены за тонну определенной рыбы в разные периоды. Стандарт — это сумма, которую платят за тонну рыбы на одного члена экипажа. Когда рейс заканчивается, весь пойманный груз умножают на эту цену.
Например, летом 2019 года стандарт за тонну трески был 350 ₽. Тогда мы поймали 82 тонны трески за 2 месяца. То есть фиксированная оплата каждому члену экипажа за груз была: 350 ₽ × 82 т = 28 700 ₽.
Паи по должностям. Кроме фиксированной оплаты за груз каждый член экипажа получает еще и свой пай — «кусочек пирога». Пай — это коэффициент от фиксированной оплаты за груз. Вот несколько примеров того, как распределяются эти коэффициенты по должностям:
- у матросов — 1,1;
- у штурмана — 1,5;
- у мастера по обработке — 1,7;
- у технолога — 2,5;
- у старшего механика — 3,5;
- у капитана — 4,5.
То есть если, например, фиксированная оплата за груз 28 700 ₽, то мой пай как мастера по обработке: 28 700 ₽ × 1,7 = 48 790 ₽.
Пай и фиксированная оплата за груз складываются. Получается, что мне должны заплатить: 48 790 ₽ + 28 700 ₽ = 77 490 ₽. Это та сумма, которую я получу за пойманную треску. И таким образом считается зарплата по каждой породе рыбы, которую мы ловим за рейс.
Например, в одном рейсе мы поймали 60 тонн трески и еще 20 тонн другой рыбы — пикши, палтуса, окуня, камбалы, ерша, сайды. За каждую породу рыбы нам рассчитали оплату по стандарту и паи. Всего за этот улов вместе с премией — о ней чуть дальше — я получил 500 000 ₽.
Фиксированную оплату и паи выплачивают не 1—2 раза в месяц, а после каждого эпизода отгрузки рыбы на фабрику. Деньги приходят мне на банковскую карту.
Премии моряки получают, когда рейс заканчивается. Это самая большая часть всего дохода.
Премии получают все члены экипажа, но как они рассчитываются — неизвестно: в контракте не прописано это условие, а в деньгах всегда выходит по-разному. Например, за рейс в феврале — марте 2020 года я получил премию 362 760,2 ₽, а за рейс в июле — августе 2020 года — 238 526,2 ₽.
Компенсация за отпуск. В нашей компании моряки не ходят в отпуска — я, например, даже ни разу не обсуждал возможность отпуска с руководством. Поэтому дважды в год мы просто получаем за них компенсации — в моем случае это чуть больше 20 000 ₽.
В итоге за 2018—2020 годы самая большая зарплата в должности матроса у меня была 380 000 ₽ за весь рейс, а в должности мастера по обработке — 550 000 ₽.
Что в итоге
- Рекомендую больше общаться с преподавателями и сокурсниками, проходя курсы моряка. Через знакомства проще найти вакансию и попасть на судно.
- В море много опасностей — и это не только штормы, но и пожары, протечки, болезни. Теоретически вас заранее будут готовить ко всему, но когда сталкиваешься с этим на практике, все равно теряешься.
- Будьте готовы к тому, что зубы начнут выпадать, а голова лысеть из-за дистиллированной воды, которую пьют в море — она сильно отражается на организме. Кроме того, очень нарушается режим сна.
- Зарплату нужно делить не только на те два месяца, которые работал, но и на два месяца, которые отдыхал. То есть условные 500 000 ₽ — это ваш заработок за четыре месяца — по 125 000 ₽ за каждый.
- Работа в море тяжелая не только физически, но и психологически: накапливается усталость, болит спина, тоскуешь по дому, друзьям, любимому человеку. Но все это забывается, когда на карту приходит премия — 70—80% заработка за рейс.
- Если хотите быстрых денег и готовы к трудностям, о которых я рассказал, добро пожаловать на борт.