Я посмотрел новогодние мюзиклы с Басковым и Воробей, чтобы проводить 2022. Стало хуже
За несколько недель до Нового года я всегда пересматриваю любимые праздничные фильмы.
Но 2022 — исключение. В качестве эксперимента вместо «Гремлинов» и «Крепкого орешка» я каждые выходные включал новогодние мюзиклы с Еленой Воробей, Юрием Стояновым и Николаем Басковым по «России-1».
Рассказываю, почему решился на эту затею и насколько ухудшилось мое состояние к концу киномарафона.
Зачем я смотрел мюзиклы «России-1»
Многие ностальгируют по утренним мультфильмам на СТС и ТНТ. Но я чаще вспоминаю семейные вечера перед Новым годом: родители собирались у стола и включали нелепые мюзиклы по «России-1». Взрослые не следили за сюжетом — им нужен был фоновый шум.
Пока родители сплетничали, шутили и обсуждали взрослые темы, моим единственным собеседником и другом был пыльный телевизор. Так что я внимательно смотрел мюзиклы с Еленой Воробей и Николаем Басковым.
Уже тогда я понимал, что Елена Воробей и ее друзья играют фальшиво, а костюмы выглядят хуже нарядов для детского утренника, но все равно помню многие детали и сюжеты. И, к сожалению, не исключаю, что эти мюзиклы могли сформировать мои вкусовые предпочтения.
Еще одна причина — Новый год уже приелся. Любимые фильмы пересмотрены по сто раз, а фразы героев заучены наизусть. Пора двигаться вперед. Или — в моем случае — назад в прошлое. Кринж-мюзиклы из детства должны были стать отличной перезагрузкой перед Новым годом.
К тому же ретроспектива мюзиклов «России-1» в теории помогла бы закрыть давний гештальт.
В детстве мама шутила, что мой настоящий отец — Николай Басков. Разумеется, уже тогда я чувствовал обман, но спустя годы задумался: вдруг мы с Басковым и правда чем-то похожи?
Я пощадил нервную систему и выбрал всего три сказочных мюзикла: «Золотая Рыбка», «Три богатыря» и «Красная Шапочка». Просто потому, что помню их и могу сопоставить детские воспоминания со взрослыми. Чтобы дотянуть до конца киномарафона, я смотрел по одному мюзиклу в выходные.
Во время просмотра фиксировал степень новогоднего настроения — в финале текста вы узнаете, как изменилось мое состояние. До эксперимента оно было прекрасным, на пять праздничных елок из пяти: 🎄🎄🎄🎄🎄
Первая неделя — «Золотая Рыбка». 2008 год
Первый мюзикл в моей программе — пародия на «Золотую Рыбку». Старуху играет переодетый в женщину Юрий Гальцев, а старика — Михаил Боярский. Он рычит как мушкетер и почему-то носит фуражку моряка. А еще ловит Золотую Рыбку, похожую на переодетую Елену Воробей. Рыбка дарит герою три желания и попутно поет песню в жанре шансон — о том, что она гораздо лучше карася и плотвы. Ведь живет по масти.
Вдруг на экране появляется Юрий Стоянов: он выглядит одновременно как чертик из табакерки и как черный риелтор. На самом деле герой прислуживает Золотой Рыбке. Он рассказывает старику о контракте на три желания.
Сюжет сложнее, чем кажется, — ведь в сценарии еще три основных персонажа. Злобная кума в исполнении Елены Степаненко постоянно пытается украсть Рыбку, а молодая пара — Николай Басков в роли Иванушки-рыбачка и Наташа Королева в образе дочери старика Марьюшки — мечтают о браке. Но родители постоянно мешают возлюбленным.
Тем временем старик и старуха загадывают первое желание — корыто. На экране появляется стиральная машина фирмы «Корыто». Играет песня о туалетных утятах, средствах для уборки и косметике. Так я понял, что это пародия на навязчивый продакт-плейсмент.
Второе желание старика и старухи — жить красиво. Поэтому хижина героев превращается в роскошный особняк с безвкусными синими обоями и картинами. Персонажи Боярского и Гальцева планируют фуршет с «суши, лобстерами и виски, водки литров семь заначки». Ведь надо похвастаться перед гостями.
Вдруг я замечаю, что на съемках использовали живую рыбку. Сразу задумываюсь о ее судьбе и тяжелых рабочих буднях животного в окружении Боярского и Гальцева. Новогоднее настроение моментально исчезает.
Но надо возвращаться к просмотру. Родители уже хотят выдать дочь Марьюшку за Киркорова, а Золотая Рыбка совращает старика. Следить за событиями все сложнее: история постоянно прерывается на дикие музыкальные номера. Скажем, Пьер Нарцисс исполняет народную украинскую песню «Ты ж мэнэ пидманула».
Рыбка злится на простолюдинов и исполняет их последнее желание: герои теперь живут как в сказке. А точнее, как в кино. Они попадают на церемонию вроде «Оскара», где старика и старуху награждают за лучшую «дедскую и бабскую роли».
Но главная звезда премии — Дмитрий Дюжев с его музыкальным номером. Он переодевается в разных персонажей поп-культуры, в том числе в Маску из фильма с Джимом Керри. У него тоже мультяшно вылезают глаза из орбит. Только это выглядит не весело, а жутко.
Из Марьюшки хотят сделать голливудскую суперзвезду, но она отказывается играть в фильме без Ивана. Кстати, сам Басков почти не появляется на экране — его просто выгоняют из особняка старика и старухи. До конца фильма он пытается попасть к возлюбленной.
Тем временем злобная кума и приспешник в исполнении Стоянова крадут рыбку. Но их план проваливается: Елена Воробей вовремя замечает обман и наказывает бунтарей. А вот Ивана и Марьюшку награждает — они могут быть вместе. Вместо адекватной морали герои поют о том, что легкого счастья не бывает — оно всегда достигается трудом. Хотя никто из персонажей его не прилагал.
Новогоднее настроение после просмотра: 🎄🎄🎄
Вторая неделя — «Три богатыря». 2013 год
В «Трех богатырях» тоже есть сюжет о запретной любви. Алексей Воробьев в роли Ивана-царевича и Марья-искусница в исполнении Анастасии Стоцкой мечтают о свадьбе. Но им запрещает Царь — его играет хрипящий Ефим Шифрин.
Отец выдает сына за высокомерную барыню с лицом Анны Семенович. Хотя сами операторы редко замечают лицо актрисы: как правило, камера сфокусирована на глубоком декольте.
После долгих уговоров герой Шифрина соглашается выдать Ивана за безродную Марью. Но при условии, что девушка достанет перо жар-птицы.
Тогда героиня обращается за помощью к трем богатырям. Но они уже не те, что прежде: верных коней «украли цыгане», а от безделья воины подбрасывают палицы в воздух.
Царь тоже обзаводится союзником — ему помогает Баба-яга в исполнении Верки Сердючки. Она пытается споить богатырей, пока те на службе. Но мужчины отказываются, и это очень возмущает злодейку. «Что вы как нерусские?» — удивляется героиня Сердючки.
Наконец-то в фильме появляется Басков. Он играет Соловья-разбойника, выглядит как завсегдатай байкерского панк-клуба и даже побеждает двух богатырей своим пением. Но не Илью Муромца: в детстве герою Юрия Стоянова медведь на ухо наступил, поэтому песня «Натуральный блондин» для него безвредна.
Герои переживают несколько приключений. Например, попадают к султану с лицом Константина из «Моей прекрасной няни» и встречают мушкетера. Разумеется, последнего играет Михаил Боярский. Но важнее всего оказывается визит к царю Салтану: его государство в упадке, и богатыри помогают восстановить страну.
Но Баба-яга настраивает царя против героев, так что Салтан приказывает отправить поросят-богатырей на убой.
Троица выкручивается и прячется в замке трех толстяков. У них вместо живота арбузные корки, а на столе лежит скатерть-самобранка. Богатыри отправляют сладкоежек на зарядку — и три толстяка худеют. Теперь им не нужна скатерть с фастфудом.
Зато богатырям скатерть дарит жар-птицу. Герои едут домой к Марье-искуснице. Их миссия выполнена.
Богатыри не только сводят Ивана и Марью, но и находят себе жен: один выходит за Бабу-ягу, другой — за героиню Семенович.
Персонаж Шифрина резюмирует: Иван доказал, что для любви не важны происхождение и деньги, Баба-яга — что любви все возрасты покорны, а героиня Семенович — что любовь может явиться внезапно. И только богатырь Юрия Аскарова ничего не доказал — он остался без пары.
Новогоднее настроение после просмотра: 🎄🎄
Третья неделя — «Красная Шапочка». 2008 год
Мама в исполнении Лолиты заведует ООО «Красная Шапочка», компанией по продаже пирожков. Но ее дочь — Верка Сердючка, она же Красная Шапочка — хочет быть поп-звездой, а не предпринимательницей. Девочка отпрашивается к бабушке и идет через опасный жуткий лес. Родительница всучает ей ружье с оптическим прицелом.
В лесу Красная Шапочка встречает принцессу, похожую на Лизу Арзамасову из «Папиных дочек». Завистливая мачеха отправила искать ее подснежники в чащу.
Мачеху играет Елена Степаненко, а мужа — Михаил Боярский. Дело не обходится без аншлаговских каламбуров и фирменной «тысячи чертей». Супруга пилит короля за то, что тот не покупает ей iЗеркало, и жалуется на разбитую карету.
iЗеркало показывает мачехе список людей, которые прекрасней и милее ее самой. Злодейка отправляет контакты 22 тысяч человек на устранение. Вскоре к королеве приходит волк — или просто переодетый в черный фрак Юрий Стоянов. Он хочет скормить принцессе отравленное яблоко.
На другой стороне леса трое охотников рассматривают какой-то журнал. Один из них сладострастно говорит: «Ты посмотри, какая киска». Оказывается, речь про кошку из Красной книги. Казалось, хуже быть не может — но вскоре Тимур Родригез и Юрий Аскаров зачитывают рэп о том, как будут убивать ради сохранения природы. Правда, вместо снайперских винтовок у них фоторужья.
Охотники встречают в лесу Красную Шапочку и принцессу. Персонажи Тимура Родригеза и Лизы Арзамасовой влюбляются друг в друга.
Причем Баскову впервые досталась роль антигероя. Он крадет деньги у богатых и дарит бедным — но только за процент. А также ворует волосы у волосатых, чтобы «отдать лысым», и хвастается подвигами в «Твиттере». Натуральный блондин спасает Красную Шапочку от поедания отравленного яблока.
Наконец-то появляется Елена Воробей, она играет бабушку Красной Шапочки. Чтобы проникнуть в дом старушки, волк переодевается в доктора и усыпляет героиню с помощью снотворного.
Красная Шапочка, принцесса и охотник приходят к домику бабушки. Оказывается, Верка Сердючка шла через опасный лес, чтобы продать имущество родственницы. И никому об этом не рассказывала.
Но вместо бабушки Шапочку встречает переодетый в старушку волк. К счастью, обман раскрывается, и волка берут на прицел. Чтобы перечеркнуть злой поступок, герой Стоянова рассказывает королю о плане королевы. Тот отправляет предательницу в лес.
Охотник и принцесса играют свадьбу. Приглашенной звездой становится Красная Шапочка со своими хитами — все как она мечтала. А концертным директором назначают волка, ведь им должен быть «тот еще волчара».
Мораль проста, как и сама сказка: под Новый год надо верить в чудо, и тогда оно обязательно случится.
Новогоднее настроение после просмотра: пропало
Чем закончился эксперимент
Смотреть российские мюзиклы под Новый год было ошибкой. После каждого фильма праздничное настроение стремительно падало. Не помог даже кринж: шуток и диких персонажей мало, а абсурдный сценарий на 50% состоит из музыкальных номеров с посредственными каверами на поп-классику. Так что не советую смотреть новогодние сказки «России-1» даже в компании друзей: смеяться здесь почти не над чем.
В детстве фильмы казались мне интереснее. Теперь глазу банально не за что зацепиться. Это не настолько плохо, чтобы быть гениальным.
Как оказалось, на мой вкус мюзиклы повлияли не сильно. Зато во время просмотра я вспомнил несколько любимых сериалов 2000-х — например, детектив «Час Волкова» и комедию «Зайцев + 1». Китча в них было не меньше, зато каждая глупость приносила радость.
Поиски родителя тоже провалились. Басков — точно не мой папа. Хотя что-то общее есть: на экране он появляется так же редко, как мой отец в реальной жизни. Еще у всех героев Баскова раздутое эго и густая блондинистая шевелюра. У меня нет ни первого, ни второго.
Так что если хотите зарядиться новогодним настроением, то лучше придерживайтесь традиций. «Гремлины» и «Один дома» вас не убьют. А вот мюзиклы с «России-1» — могут.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.