«Пользуюсь даже в лютый мороз»: я езжу на электро­мобиле Nissan Leaf

Личный опыт автора Т⁠—⁠Ж
103
«Пользуюсь даже в лютый мороз»: я езжу на электро­мобиле Nissan Leaf
Аватар автора

Эдуард Солодин

задавал вопросы

Страница автора

В рубрике «Электромобили читателей» владельцы электрокаров делятся своими впечатлениями от машин и рассказывают про опыт их обслуживания.

Герой этого материала Дмитрий живет в Хакасии, где бывают морозы до −40 °C. Но это не мешает ему каждый день пользоваться электромобилем Nissan Leaf. Он установил электрощит на фасаде многоквартирного дома, оборудовал машину дизельным отопителем салона и греющим кабелем для батареи. Дмитрий рассказал, во сколько ему это обошлось, и поделился мнением об электромобиле.

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам Журнала

Предыстория

Аватар автора

Дмитрий Сергеев

ездит на Nissan Leaf

Страница автора

В середине 2023 года после продажи машины появились деньги, которые нужно было куда-то вложить. Захотел сменить автомобиль. Двигатель внутреннего сгорания зимой надо долго прогревать, а расход топлива при этом высокий.

У электрокаров все не так, сел — и сразу поехал, а салон прогревается быстро. Поэтому решил, что куплю электромобиль для коротких поездок по городу: в магазины, на рынок и в спортзал. При этом я понимал, что не буду пользоваться платными зарядными станциями: технически была возможность заряжать машину от домашней электросети.

Мой Nissan Leaf 2015 года. В Россию из Японии его ввезли в феврале 2021 года. Правый руль меня не смущал — мои первые автомобили были праворульными, я к ним привык. В городе между левым и правым рулем разницы нет, а на дальние расстояния по трассе я не собирался ездить на электрокаре.

Емкость батареи по паспорту — 24 кВт·ч. Со временем она уменьшается, это естественный процесс. Оставшуюся емкость можно измерить с помощью специальных программ, но я этим не занимался. В день проезжаю в среднем 33 км, поэтому меня устраивал запас хода на полном заряде, который показывала приборная панель — 120 км.

Nissan Leaf первого поколения выпускали до 2017 года
Nissan Leaf первого поколения выпускали до 2017 года

Обслуживание и апгрейд

Я опасался, что обслуживать и ремонтировать электромобиль в моем городе будет сложно, но это оказалось не так. Ходовую часть ремонтируют на любой СТО — она не отличается от автомобилей с ДВС. Следить за исправным состоянием электрокара проще, чем за автомобилем с ДВС: нет ни шлангов, ни ремней, ни охлаждающей жидкости, ни сцепления.

Раз в 50 000—70 000 км желательно менять масло в редукторе. Предыдущий владелец сделал это перед продажей. Проблем с электрической частью у меня не было, и не слышал, чтобы кто-то с ними сталкивался.

Салонный фильтр я снял из-за особенностей эксплуатации машины в холодном климате: в морозы замерзают стекла. Новый на «Озоне» стоит от 600 до 1500 ₽. В автомагазинах он тоже есть. Тормозные колодки на электромобилях меняют реже, чем на авто с ДВС: машина замедляется за счет рекуперации.

Запчасти я не заказывал, но узнавал сроки доставки на всякий случай. Если детали нет в магазине или на маркетплейсе, из Владивостока в Хакасию привезут за 10—15 дней. Nissan Leaf устойчив к коррозии, а капот и двери сделаны из алюминия и не ржавеют.

Чтобы увеличить запас хода зимой на 20—40 километров, установил дизельный отопитель за 18 000 ₽. Если еду в соседний город, то не включаю электрическую печку, вместо нее пользуюсь дизельной. Но если нужно в ближайший магазин, то дизельный отопитель неэффективен: он дольше нагревает салон до нужной температуры. Отопитель установили под капотом вместе с бачком для топлива на 7 л. С октября по февраль израсходовал около 20 л.

Кроме того, за 8000 ₽ установил дополнительный внешний подогрев батареи. Под днищем закрепили греющий кабель, который подключается к электросети. На холодной батарее запас хода меньше, поэтому включаю его в морозы круглосуточно, пока машина на стоянке у дома. Когда кабель прогревается до +20 °C, подогрев отключается.

В Nissan Leaf головное устройство управляет отоплением салона и режимами зарядки. Например, в меню можно задать расписание, тогда утром водитель сядет в теплую машину. С японскими иероглифами я не разобрался, поэтому связался с фирмой, которая перепрошивает головные устройства. Мне выслали программу для русификации. Запись с USB-накопителя в головное устройство заняла 15 минут — теперь все управление на русском. За русификацию головного устройства заплатил 5000 ₽.

В моем городе есть сервис, который может заменить высоковольтную батарею. Но придется ждать очереди, в среднем два месяца. Я планирую установить более емкую батарею, это обойдется около 500 000 ₽. Запас хода при этом увеличится минимум до 300 км на одном заряде.

Управление расписанием климат-контроля после русификации
Управление расписанием климат-контроля после русификации

Расходы на апгрейд за полтора года — 31 000 ₽

Дизельный отопитель18 000 ₽
Подогрев батареи8 000 ₽
Русификация5 000 ₽

Расходы на апгрейд за полтора года — 31 000 ₽

Дизельный отопитель18 000 ₽
Подогрев батареи8 000 ₽
Русификация5 000 ₽

Зарядка и запас хода

Я живу на втором этаже многоквартирного дома. Чтобы вывести на улицу зарядку для электромобиля, я учитывал требования Жилищного кодекса РФ. Стена дома — общее имущество, которое собственники вправе использовать: утеплить снаружи, установить на нее кондиционер или спутниковую антенну. Это законно при условии, что целостность дома не нарушена и другие жильцы не возражают.

В целом мои соседи к идее установить зарядку отнеслись доброжелательно: не хотели чувствовать под окнами запах выхлопных газов. Кроме того, в моем подъезде из трех квартир на улицу уже были выведены электрокабели, чтобы обогревать машины с ДВС зимой.

Я купил электрооборудование за 4000 ₽: металлический шкаф с замком, кабель, гофру и автоматы. Нанял специалистов за 8000 ₽, которые установили шкаф на фасад дома и завели в него кабель от моего счетчика.

Поставщик электроэнергии отвечает только за те провода, которые идут к моему щитку в подъезде. Остальное — моя собственность и ответственность. Например, в случае короткого замыкания последствия я буду устранять за свой счет. Для энергосбытовой компании главное, чтобы потребление на улице учитывалось, а я своевременно оплачивал счета.

У Nissan Leaf два разъема для зарядки: быстрый — Chademo — и медленный — Type 2. Я пользуюсь только медленным. За электричество плачу 2,89 ₽ за 1 кВт·ч. В домах с электроплитой за электроэнергию платят меньше, но в моем доме подключен газ. Можно сэкономить, если установить многотарифный счетчик и заряжать автомобиль ночью. В моем случае в этом нет смысла: батарея подогревается от электросети круглосуточно.

Чтобы измерить время заряда батареи, нужно полностью разрядить аккумулятор. Мне это ни разу не удалось, поэтому точных данных нет. Вечером подключаю электрокар к сети, а ранним утром батарея полностью заряжена.

В городе есть одна общественная зарядная станция — в 500 метрах от моего дома. Стоимость 1 кВт·ч — 14 ₽. Я ни разу ею не пользовался и не видел, чтобы кто-то заряжался.

Рекорды дальности пробега я не ставил: машина ездит в пределах двух населенных пунктов — Черногорска и Абакана. Зимой запас хода на полном заряде, который отображается на панели приборов, — минимум 90 км. По ощущениям, показания корректные.

На запас хода больше всего влияет температура окружающего воздуха. Причина не только в отоплении салона и холодной батарее: зимой замерзает смазка во всех подшипниках, машине тяжелее ехать. Зимой у нас бывают морозы −40 °C. При температуре ниже −25 °C штатная система ограничивала мощность двигателя, машина заряжалась, запускалась и ехала, но медленно. Поэтому я решил установить греющий кабель для батареи. Теперь пользуюсь электрокаром даже в лютый мороз. Зима 2024/25 выдалась теплой: средняя температура была примерно −15 °C.

Моя персональная ЭЗС на стене дома
Моя персональная ЭЗС на стене дома

Впечатления

Динамика разгона лучше, чем у большинства машин с ДВС: реакция на педаль газа мгновенная. Но для меня это не главное, не люблю гонять. Под капот заглядываю, чтобы залить незамерзайку и дизельное топливо в отопитель. Ремней, которые могут порваться, патрубков, которые могут подтекать, там нет.

Затраты на дополнительное оборудование были разовыми. При эксплуатации плачу только за электричество. Летом — около 600 ₽ в месяц, зимой — 1200 ₽. Это общий расход электроэнергии на всю квартиру, отдельного счетчика на зарядку электромобиля нет.

Главный недостаток Nissan Leaf — малый запас хода. Поэтому иногда приходится заранее планировать маршрут так, чтобы либо в конечной точке была зарядная станция с нужным разъемом, либо можно было вернуться к своей.

Nissan Leaf — вторая машина в семье. На дальние расстояния езжу на Lada Xray 2017 года, который иногда стоит без движения по два месяца. От машины с двигателем внутреннего сгорания полностью отказаться не могу: приходится ездить в соседний регион около 400 км в одну сторону. Бюджетных электрокаров с таким запасом хода на одной зарядке пока нет.

Я бы рекомендовал Nissan Leaf тем, кто не выезжает за пределы города и хочет минимально тратить на автомобиль. Можно даже не менять высоковольтную батарею — она и так закроет все бытовые потребности.

Эдуард СолодинКупили бы​ себе Nissan Leaf?
  • Alexander Schnurrbartтут полгода назад был дневник трат Как изменилась жизнь водителя в декрете в Калужской области с доходом 73 000 ₽ И общим доходом семьи 158 000 ₽ в нём была описана (кустарная) замена батареи на Leaf Собственность: у А. (муж ТС) электромобиль Ниссан Лиф 2013 года выпуска, сейчас с батареей на 64 кВт. Машину покупали в марте 2021 года за 400 000 ₽, вложили в нее около 700 000 ₽. Сейчас на вторичке аналогичные варианты стоят от 1 500 000 ₽, с дохлыми батарейками — от 600 000 ₽. По факту на Лифе езжу я с детьми, меня все устраивает. Каменты: Alexander Schnurrbart 11.07, 08:30 о, надо это добавить в избранное: электромобилю всего 11 лет и ему уже надо менять аккумулятор... Пухля 11.07, 09:48 Alexander, ресурс батареи что-то около 10 лет и есть. То есть покупать в 2021 году электромобиль, которому уже 8 лет очень рискованно. Miona Герой статьи 11.07, 12:41 ОдуВАН, именно так и сравнивали. Изначально брали Лиф как "демо-версию", с расчётом докупить потом батарею. У новой, кстати, ресурс больше, чем 10 лет. Она современнее и деградирует медленнее. 2020 года выпуска, и ёмкость упала всего на 4%. А у прошлой стабильно 4-5% в год, и изначальная ёмкость 24 кВт. Alexander Schnurrbart 11.07, 13:43 Miona, они ж нелинейно деградируют. в первые годы - очень медленно, а потом - туши свет. на сколько км. хватало вашей перед заменой? Miona Герой статьи 11.07, 13:48 Alexander, что-то около 65-70 весной и около 40 зимой. Там меньше 50% оставалось уже. Alexander Schnurrbart 11.07, 10:49 Пухля, да мне-то это как раз понятно: у каждого ж есть смартфон, у многих ноутбук, да и просто аккумуляторы в разных устройствах. И все знают. что уже через пару лет заряжать всё это надо чаще, а заряд они держат меньше... Химию ж не обманешь. Но одно дело - теория, а другое - когда владелец 10 летней машины делится своим собственным практическим опытом. ps. у нас в семье вторая машина - маленькая бензинка. ей 10 лет, брали почти новую пока поменяли только передние тормоза.3
  • Юрий ЛавриненкоЯ 2018-го на Лифе. Он единственный и на все задачи его хватает. На дальние не езжу, а за город выехать - вполне.2
  • Андрей ПоливодаПервая электричка Лиф был куплен 6,5 лет назад трёхлетним авто с пробегом 100 тысяч и остатком батарейки 84%, за 3 года батарея провалилась до 70%. Батарейки хватало 100-140км, в качестве дальнобоя использовался Крузак, который за три года проехал тысяч 9 и то благодаря поездкам на рыбалку в Астрахань))). Шестилетним Лиф был продан за те же 600 тысяч что и куплен, добавлено чутка денег и пригнан Шеви Болт с батарейкой 60 кВт и остатком на момент покупки 98%, пробег 62000. Крузак который грустил был продан а для рыбалок и хозяйственных целей куплен свежий УАЗ Профи ( тот же пикап с двойной кабиной но только с большим бортовым тентованным кузовом) Выбег на батарее 350-400км, у семилетней машины остаток батареи 95%, батарея кондиционируется либо подогревается по необходимости. Расходы...15 межсезонье, 19 зима-лето...конечно же КВт и на 90% по ночному тарифу 3 с копейками. За 60 тысяч пробега заменён дважды салонный фильтр и сточились колодки на пол миллиметра... Всем ровных дорог и здоровья. Одна беда налог конский, почти 16000😬6
  • Евсей ИвановAlexander, вы не очень в теме. Покурите тему лифов и почему они 400 тыр стоят. А тесла за 10 лет потеряла 10 миль из 240.0
  • Евсей ИвановАндрей, хейтеры сейчас на г-но изойдут.0
  • Alexander SchnurrbartЕвсей, в чём я не в теме? в том, что аккумуляторы со временем деградируют?0
  • MikeЕвсей, да ну, зачем? Хочет человек иметь 19 машин на все случаи жизни - нет проблем, хозяин-барин. Я поигрался с электричкой полгода, избавился от этого геморроя и больше никогда не куплю.1
  • ***Электромобиль это чайник на батарейках. Когда доказывается выгодность электромобиля всегда используются исключения и не сопоставимые условия. -БЭУшный электромобиль по остаточной почти бросовой стоимости, -Маленький город в России Россия где производство электроэнергии субсидируется, а топливо из которого ее вырабатывают наоборот обложено налогами на 70-80% от стоимости, -мужик в германии проехал на одной зарядке более 500км, только ехал 12 часов... И тп. Попробуйте доказать, купив новый электромобиль, электричество по цене 30-40 евроцентов (как по большей части мира), шины и подвеску обслуживая при годовом пробеге 30 тыс км, а через пять лет продав за остаточные 20-30% от начальной цены такого кота в мешке...2
  • Сергей ДемидовичУ меня батарея 62квт. До этого была 40-кв, 24кв. Реальный запас летом 360км. при сохе 91%. Зимой из гаража ~ 250км. Из минусов могу отметить только стоимость и торчащую батарею снизу. Цена большой ёмкости. Вожу лифов из Японии. Обращайтесь ;) #cargonsk2
  • Евсей ИвановAlexander, без термостабилизации. Погуглите.0
  • Евсей ИвановMike, в чем был геморрой?0
  • Денис АнисимовЕвсей, малый пробег на одной зарядке, кондиционер или печку лучше не включать иначе все совсем грустно0
  • Марк ДельманПолностью поддерживаю автора,сам езжу на такой машине,но поменял батарейку сразу на 62 кВт, чудо!!!! Езжу практически бесплатно4
  • Евсей ИвановДенис, у вас тоже была электричка?0
  • MionaAlexander, приятно, что привели в пример обсуждение после моего дневника, но я до сих пор не понимаю основной посыл про деградацию аккумулятора. Да, они деградируют и мы это все наблюдаем... И? Отказаться от всех электроприборов на аккумуляторах? Или просто учитывать эту очевидную информацию?2
  • Alexander SchnurrbartMiona, ой, я даже не знаю: есть ли вам смысл вникать во всё это. если кратко, то в "электричку" надо вложить серьёзную сумму уже через 10 лет. в обычной бензинке за это время вы поменяете только тормоза (колодки / диски)0
  • MionaAlexander, с удовольствием посмотрю на бензинку за 1500000, у которой за 10 лет нужно будет поменять только тормоза, и топливо которой будет обходиться в 1000₽/месяц. У нас Лиф в семье уже 4 года, и батареи на 10-15 лет хватит с запасом. Из расходов только шиномонтаж, автомойка, незамерзайка и электроэнергия.2
  • Дмитрий СергеевAlexander, ни один автомобиль невозможно не обслуживать 10 лет, ограничиваясь только заменой тормозных дисков. 10 лет - это как минимум 10 замен масла, промывка системы охлаждения, 10 лет подряд не вывезут приводные ремни, и еще много чего. Концепция "я куплю машину и проезжу на ней де лет не открывая капот" действительно существует. Но таких машин, к сожалению, еще не выпускают. Ни электрических, ни бензиновых.2
  • Alexander SchnurrbartДмитрий, масло надо менять. Ещё фильтры. Ремни менять не надо (только при пробеге в 200 тыс.) Зачем промывать систему охлаждения - я не знаю. У нас две машины, обе обслуживаются в фирменных сервисах. Но вся эта сумма не идёт ни в какое сравнение с расходами на замену аккумулятора, если менять его не кустарно. Я б с удовольствием купил ещё одну электричку, но цены на замену акку пока очень высоки. И производитель творит всё, что хочет. На профильных форумах пишут, что Tesla меняет старые акку на восстановленные (не новые). В Канаде кто-то недавно менял за 26 килобаксов.0
  • Alexander SchnurrbartДенис, вроде можно дизельную печку встроить.0
  • Sergey AveryanovMiona, во-первых на такое многие автомобили способны - мой может ведущие колеса в пробуксовку сорвать почти на любом покрытии если попробовать газ в пол утопить на старте и это при том, что он в довольно неплохие Pirelli шириной 305мм обут. Во-вторых динамика это не только про старт, но и разгон во всем диапазоне доступных скоростей и у бюджетных электровозов по мере разгона динамика очень быстро теряется.3
  • Евсей ИвановAlexander, какой смысл ходить на русский форум и распространять свое хейтерское некомпетентное мнение? В РФ все другое. Электрички стоят дешевле двс, пробег в 10 раз дешевле, чем на двс, официальных дилеров европейских, японских и американских машин нет. Идите на немецкий форум и там гундите. Есть ролик в сети, как мужик ездит на 10-ти летней тесле с пробегом 300 тыс. Пробег упал с заявленных 240 миль до 230. При этом он не платит за зарядку на суперчарддерах и на обслуживание 3 копейки уходит.4
  • infoAlexander, так смешно читать ваши ответы. Для начала дискусии ознакомьтесь с ТТХ Li-ion аккумуляторов. Узнаете что они разные. Количество циклов заряд-разряд может варьироваться от 600 до 3000. А срок службы и 20 лет может быть. Про конструктив тоже весело: когда на бензиновый авто ставят например бензонасос не оригинальный это нарушение конструкции? А свечи, форсунки фильтра? Процены тоже весело: напишите сколько стоит замена двигателя у официалов. А это примерно 300 000 км пробега. Что-то я не припомню, чтобы современные двигатели официально капиталились.1
  • Дмитрий СергеевAlexander, замена ВВБ - не нарушение. Дело в том, что высоковольтная батарея не является объектом регулирования техрегламента таможенного союза. Ее замена не считается внесением изменений в конструкцию и не требует оформления.3
  • Евсей ИвановAlexander, лиф без термостабилизации с устаревшей химией? Вас все тыкают в ваш бред, но вы упорно не сдаетесь.1
  • Sergey AveryanovMiona, видимо я неправильно понимаю фразу о том, что динамика несравнима с двс, но конкретно в случае лифа, она непросто сравнима, но и совершенно не выдающаяся даже по меркам двс. Субъективно ощущается иначе, да, примерно как быстрый троллейбус, но по объективным цифрам она так себе.2
  • Евсей Иванов***, столько Тесл за один раз не видел в Рф, сколько их во Франции. Часто одна за другой в потоке ехали. Так что собака лает, караван идет. Мой id.4 потребляет в 10 раз меньше денег на 1 км пути, чем двс.2
  • Sergey AveryanovЕвсей, гораздо дороже, чем б/у лиф первого поколения. Но помимо гораздо лучшей динамики у него масса иных преимуществ, так что сравнивать их особо смысла нет. Суть в том, что динамика лифа ни разу не выдающаяся, не знаю уж почему автор её в достоинства записывает, такую и на бензиновым авто не сложно получить, тем более что в реальной жизни динамический диапазон на скоростях 40-100 гораздо полезней, чем 0-100 и там все ещё печальней.2
  • Sergey AveryanovЕвсей, спасибо не надо, я люблю удовольствие от езды получать. Ну и сомневаюсь, что смогу на тесле 1600 миль за два дня проехать, а на своей проезжал.2
  • Денис АнисимовAlexander, можно поставить автономку, а с кондиционером как быть? В любом случае остальные минусы пока не победили.1
  • Денис АнисимовЕвсей, у друга есть, я присматривался, но передумал после его тестов.0
  • Alexander SchnurrbartДенис, с кондиционером - никак.0
  • Евсей ИвановДенис, вы знаете сколько потребляет кондиционер или печка?0
  • Андрей ПоливодаMike, ну у меня и раньше было две три машины на все случаи жизни... небольшой поджопник бензиновый для города и поболя для леса-гор-рыбалки полноприводный и чаще дизельный0
  • Андрей ПоливодаЕвсей, Лиф по низу рынка с мёртвой батареей вот и весь геморрой.0
  • Евсей ИвановАндрей, логично. Канарейку за копейку хотел. Еще и без розетки, наверняка.0
  • Андрей ПоливодаAlexander,производитель может даже и не знать о детали которая выпускается в Чайне или Пакистане или ещё где и кстати может даже работать дольше чем оригинал, но Ексист продаёт.2
  • Андрей ПоливодаЕвсей, потому что нет охлаждения и обогрева батарейки0
  • Дмитрий СергеевАндрей, с точки зрения техрегламента батарея и бензобак - не одно и то же. Замена высоковольтной батареи действительно не требует оформления. Но не потому что это почти как бензобак, а потому, что в перечне объектов технического регулирования ТР ТС высоковольтная батарея не упоминается.1
  • Андрей ПоливодаAlexander, да нужна только в том случае если деталь не установлена заводом изготовителем, всё остальное ваши домыслы. Да и в общем пора закрывать тему можно-нельзя. Человек ездит радуется, его всё устраивает ну и отлично).1
  • Эдуард СолодинМарк, и какой стал после этого запас хода?0
  • Дмитрий Сергеев***, вы совершенно правы - только большинство населения в России живет именно в маленьких городах с низкими тарифами на электричество. Они не считают расходы на электромобиль в евроцентах.1
  • MikeАндрей, ты можешь "ложить" телефон куда угодно. Вся проблема в том, что если я не зарядил телефон, по какой-то причине - я могу это сделать где угодно и без проблем. В самолете, в машине, в офисе, в любом ТЦ или кабаке взять пауэрбанк, если нет своего. Если я забыл поставить этот электрохлам на колесах на зарядку - я просто никуда не поехал. А вот заправить топливо - 5 минут и ты снова готов проехать 1000 км.2
  • MikeАртём, а у меня две машины и каждая проезжает на одной заправке - примерно 1000 км. А потом - 5 минут заправки и - снова 1000 км.))) И какой смысл в электричках?3
  • Dm DmСо мной конечно не согласятся владельцы лифов, но боже мой, какой же уродский дизайн у машины...)3
  • ПОЖИЛАЯ РАКЕТА"В целом мои соседи к идее установить зарядку отнеслись доброжелательно: не хотели чувствовать под окнами запах выхлопных газов." Кто-то вообще чувствует запах выхлопных газов? Что бы почувствовать что-то от машины без катализатора нужно подойти прям вплотную. Заметил, что владельцы электрокаров какие-то сверхчувствительные люди к выхлопным газам. Ну или просто пытаются убедить себя и остальных в попытках оправдать покупку)1
  • Л. ИльичAlexander, как же это дорого, жесть1
  • Л. ИльичDm, ну, это достаточно субъективная штука0
  • дырка от бубликаDm, я не владелец, но ничего уродского не вижу. Обычная небольшая машинка для города0
  • Златеникаоборудовал машину дизельным отопителем салона ЭЛЕКТРОмобили в России ) занавес1