Я езжу на электромобиле Zeekr 001 и мне понадобилось полгода, чтобы к нему привыкнуть
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Основные характеристики
Я владею электромобилем Zeekr 001 с сентября 2023 года. На данный момент пробег 8500 км. Автомобиль покупали через дилера в Казахстане, и везли напрямую из Китая с растаможкой в Киргизии. Выбирали между Zeekr и Tesla. Zeekr подкупил более красивым интерьером.
У моего автомобиля ёмкость батареи 100 кВт, 512 лошадиных сил. Запас хода при полном заряде батареи 450-500 км. Разгон до 100 км за 3,8 секунды.
В салоне почти нет кнопок, всё управление через головной компьютер: настройка пневмоподвески и режима вождения, регулировка руля и боковых зеркал, внутренней подсветки в салоне. Изначально головной компьютер был на английском, но часть функций оставалась на китайском, позже я сделала русификацию, о чем расскажу дальше в статье. До русификации и обновления операционной системы несколько раз были случаи, что в компьютере пропадала часть функций, например, выбор режима вождения, или компьютер зависал в режиме звонка. Приходилось искать в интернете и в чатах, как его перезагрузить. Опытные владельцы электромобилей говорят, что даже при полном отключении компьютера, машина может безопасно ехать, но такие ситуации всё равно создавали для меня стресс.
В остальном опыт вождения автомобиля очень приятный. Мне нравится, что машина едет тихо, очень легко разгоняется и тормозит. Нравится отделка салона с контрастными ремнями безопасности, аудиосистема Yamaha с крутым звуком, панорамное окно в крыше с возможностью регулировки UV-фильтра. Летом при ярком солнце можно выставить фильтр на максимум и стекло станет синим, но останется прозрачным. Но я люблю солнце, поэтому круглый год езжу с нулевым фильтром и полностью прозрачным стеклом.
Я часто езжу куда-то с ребёнком, и ему нравится, что можно выставить цвет подсветки салона на заднем ряду независимо от первого ряда и водителя. Двери машины можно открывать и закрывать прямо с экрана головного компьютера, и это всегда производит впечатление на пассажиров всех возрастов.
Зарядка
Самым сложным в адаптации к машине для меня была именно необходимость встроить зарядку автомобиля в свой распорядок дня. У меня есть место на подземном паркинге в доме, но Управляющая компания не разрешает устанавливать зарядные станции. Поэтому мне приходится пользоваться зарядными станциями в городе. На прежних своих автомобилях с бензиновым двигателем я привыкла ездить, пока не загоралась лампочка топлива, и заправлялась за 15 минут в любом районе города. С электрокаром приходится перестраивать эту привычку и встраивать зарядку в свои маршруты и расписание. Ездить каждый раз, пока не загорится значок низкого заряда не вариант, потому что не везде будет возможность быстро подзарядиться. Поэтому я выработала для себя правило заряжать автомобиль каждый раз, когда есть такая возможность.
В итоге я нашла быструю зарядную станцию в центре рядом со своим офисом, и каждую пятницу перед работой ехала туда, ставила машину на зарядку и шла в это время в кафе завтракать и работать. Зарядка на быстрой станции мощностью 120-150 кВт занимает полчаса — час в зависимости от уровня заряда. Когда я каждый день ездила на работу в центр, для меня было удобно каждую неделю подзаряжать автомобиль до 80-90%, чтобы не думать о зарядке в течение недели.
Сейчас я большую часть времени работаю из дома, не езжу каждый день в центр, и стала больше пользоваться бесплатными медленными городскими зарядками. Чтобы пополнить заряд батареи на 40-50% на такой зарядке нужно простоять 6-7 часов. Поэтому «поймать» городскую зарядку не простая задача, ведь машины стоят там по много часов.
Когда я куда-то еду по Москве, я проверяю наличие быстрых зарядных станций и стараюсь воспользоваться каждой возможностью подзарядить батарею.
Запас хода
Понятие запаса хода при полной зарядке аккумулятора для меня устарело. Это актуальное понятие, когда удаётся регулярно заряжать машину до полной зарядки, как привыкли многие владельцы автомобилей с ДВС — залить полный бак. Однако для меня привычным стало подзаряжать машину при возможности, и редко получается зарядить до 90-100%.
Я оперирую пониманием расхода заряда на километр, у меня это около 20 кВт на 100 км летом и 23-25 кВт на 100 км зимой. Если я еду на встречу или по личным делам, я знаю, что проезжаю около 50 км за день, то есть потрачу 10-12 кВт, что эквивалентно 10%-12% заряда батареи. Поэтому когда я сажусь утром за руль, я проверяю оставшийся уровень заряда. Если я вижу цифру около 30% и меньше, то мне желательно в этот день подзарядиться где-то. Если я вижу 50-60% и больше, то могу ездить и запланировать зарядку на другой день. И при зарядке я зачастую не стараюсь зарядить автомобиль полностью. Чаще я выделяю то время, что у меня есть, например 40 минут, и пополняю за это время заряд на столько, сколько позволяет мощность зарядной станции.
Часто спрашивают, сильно ли увеличивается расход заряда зимой. Я вижу на приборной панели, что расход на 100 км увеличился примерно на 20%: с 20 до 23-25 кВт. По моим ощущениям это действительно так. Я чувствую, что расход увеличился, но не критично.
Обслуживание и ремонт
Пока у меня не было необходимости ремонта, и обслуживание я тоже пока не делала. Был расход на русификацию и обновление головного компьютера. Это стоило около 100 000 рублей. В Москве есть разные компании, которые этим занимаются, и ценник у всех примерно одинаковый. Многие пугают, что при загрузке обновлений операционной системы русский язык слетит, но у меня этого не произошло.
Также есть расход, связанный со сменой и хранением сезонной резины, это около 24 000 рублей в год. И оформление КАСКО и ОСАГО.
Владение электрокаром для меня значительно дешевле прежнего автомобиля на ДВС. Владельцы электромобилей не платят за городскую парковку в Москве. Раньше на парковку я тратила 3000-5000 рублей в месяц. Также нет транспортного налога. Для электромобилей предусмотрен бесплатный проезд по платным трассам, но это не распространяется на трассу «Багратион» в Москве — это единственная, которой я иногда пользуюсь. Пока я не ездила между городами на электромобиле, поэтому не удалось воспользоваться другими трассами.
Я часто пользуюсь платными быстрыми зарядными станциями, однако это значительно дешевле, чем бензин. В среднем в месяц я трачу 3000-3500 рублей на зарядку. Столько же я раньше тратила на заливку полного бака бензина, которого хватало на 1-1,5 недели. Итого я экономлю 10 000-15 000 рублей ежемесячно.
Впечатления
Мне потребовалось около полугода, чтобы привыкнуть к необходимости планировать зарядку, поэтому первые полгода было много стресса. Я не понимала, хватит ли мне заряда, если я попаду в пробку в час пик. Но когда я стала планировать и встраивать зарядку в свой распорядок дня, я полюбила эту машину. Мне нравится салон, панорамная крыша, аудиосистема. Езжу я аккуратно, но иногда на пустом шоссе приятно испытать разгон на 500 лошадиных силах. Нравится, что машина очень тихая и легко разгоняется.
Я езжу в основном по городу. Для поездок в другие города мы с семьей используем машину с ДВС, и я понимаю, что пока не готова отказаться от второго автомобиля. Иногда могут быть ситуации, что надо срочно куда-то поехать, а у электромобиля недостаточно заряда. Я стараюсь не оставлять машину с низким зарядом, это также вредно для работы внутренних систем, но бывают разные ситуации. Для уверенности мне важно иметь вторую машину.
Когда придёт время менять автомобиль, я буду выбирать между электромобилями и гибридами. На полный ДВС уже не хочу возвращаться. Несмотря на все сложности с зарядкой, мне нравится, что машина тихая, работает без выхлопных газов, в салоне никогда не пахнет бензином, не требуется прогрев двигателя. К тому же я вижу, как развивается зарядная инфраструктура в Москве и в регионах, поэтому я думаю, что в перспективе 5-10 лет владение электрокаром станет таким же удобным как и автомобилем с ДВС.