Что делать, если из личного кабинета налоговой пропали данные о квартире?
Получила 29 марта письмо из налоговой. Пишут, что у меня изменились характеристики моего имущества, надо проверить сведения и согласиться или не согласиться с ними.
Зашла в личный кабинет на сайте ФНС — там ничего нет, то есть никакого имущества за мной теперь не числится. Квартиру я купила в прошлом году, пока плачу за нее ипотеку. Данные об имуществе вносила онлайн 10 месяцев назад.
Я позвонила в контакт-центр ФНС и по рекомендации оператора внесла данные заново. Спустя сутки они не появились. Сегодня еще раз дозвонилась — оператор ФНС сказала, чтобы я не беспокоилась: у них произошел глобальный сбой, такое случилось у многих, и якобы через несколько дней сведения о моем имуществе снова появятся на сайте.
Я все равно чувствую беспокойство. Честно говоря, чуть не поседела за эти пару дней, хотя выписка из ЕГРН на квартиру у меня на руках.
Что делать, если данные о квартире так и не появятся в личном кабинете или снова пропадут? Чем мне это грозит?
Не волнуйтесь, квартира осталась вашей, сведения об этом есть в Едином государственном реестре недвижимости — ЕГРН. Вероятно, в результате технического сбоя информация просто перестала отображаться в личном кабинете налогоплательщика. Расскажу, как все исправить.
Почему пропадают данные об имуществе
В конце марта налоговая служба многим разослала сообщения с просьбой проверить статус имущества. Люди стали звонить в контакт-центр ФНС, где объясняли, что произошел сбой.
Судя по всему, часть уведомлений отправили безосновательно, поскольку налогоплательщики не увидели в личных кабинетах каких-либо изменений: как все было, так и осталось. Но еще у части пользователей имущество просто исчезло — в личном кабинете налогоплательщика никаких данных о нем больше нет.
У некоторых пользователей проблема с исчезнувшим имуществом решилась сама: спустя некоторое время оно снова появилось в личном кабинете, все характеристики сохранились. Тогда ничего делать не надо.
В любом случае волноваться не стоит, потому что ФНС — не главный оператор данных об имуществе. Информация о земле, домах и квартирах хранится в Росреестре, о машинах — в ГИБДД. Налоговая только получает данные из этих ведомств, чтобы рассчитать налоги. У ФНС есть возможность заново синхронизировать базу данных с нужными ведомствами.
На всякий случай можно заказать свежую выписку из ЕГРН, чтобы убедиться, что с вашим имуществом все в порядке.
На что влияет список имущества в личном кабинете налогоплательщика
Налоговая использует данные об имуществе, чтобы рассчитать налоги: транспортный, земельный и на имущество физлиц.
Список имущества в личном кабинете в первую очередь нужен не налоговикам, а плательщикам налогов. Он помогает понять, правильно ли налоговая будет рассчитывать платежи. В уведомлении, которое приходит каждый год, должно быть то же имущество, что и в личном кабинете.
Список имущества в личном кабинете обновляется автоматически. Если вы купили машину, ГИБДД скоро передаст данные о ней в налоговую, а если продали квартиру — эта информация тоже придет налоговикам. Но бывает, что данные не синхронизируются. В таком случае об имуществе должен сообщить владелец, когда ему придет очередное уведомление об уплате налогов.
Если какого-то имущества в уведомлении нет и раньше оно там тоже не фигурировало, надо сообщить о нем в налоговую до 31 декабря года, в котором в уведомлении имущества не оказалось.
Если не представить данные вовремя или вообще умолчать, что в собственности появилось новое жилье, земля или транспорт, по которым не прислали налоговое уведомление, можно получить штраф — 20% от неуплаченной суммы налога.
- К примеру, если вы купили квартиру в 2021 году и получили уведомление с налогом на нее, то налоговая служба знает об этой квартире и штрафа у вас уже точно не будет. Что происходит в личном кабинете, роли не играет. Но если в 2021 году квартиры в уведомлении не было, а сейчас она пропала из личного кабинета, то лучше о ней сообщить.
Как добавить данные об имуществе самостоятельно
Допустим, имущество из личного кабинета пропало, и после того, как пришло сообщение от ФНС, данные о нем все равно не появились в личном кабинете даже через 30 дней. В этом случае стоит обратиться в налоговую и сообщить, что в базе нет нужной информации.
Зайти в личный кабинет. Авторизуйтесь на сайте ФНС и дальше перейдите в раздел «Мое имущество» → «Сообщить об объекте, отсутствующем в личном кабинете». Или зайдите в раздел «Жизненные ситуации» → «В личном кабинете нет информации о моем имуществе».
Уточните информацию. Сервис задаст вопрос: «Ранее вы получали налоговое уведомление по соответствующему объекту или заявляли налоговую льготу?» Если раньше уведомления приходили, сформируется заявление, чтобы уточнить информацию. Если не приходили, сервис создаст сообщение, что у человека есть имущество, за которое нужно платить налоги.
Укажите характеристики объекта: кадастровый номер, наименование и адрес.
Налоговая направит запросы, чтобы уточнить информацию, а когда получит все сведения, объекты вновь появятся в личном кабинете.
Срок в 30 дней мы взяли с большим запасом. Обычно налоговая готовит уведомления в августе — сентябре: есть время, чтобы спокойно решить эту проблему.