«Наполеон»: стоит ли смотреть противоречивый байопик с Хоакином Фениксом в роли Бонапарта
22 ноября в зарубежный прокат вышел новый фильм Ридли Скотта «Наполеон». Он претендует на три премии «Оскар» — за костюмы, спецэффекты и работу художника-постановщика.
Ридли Скотт знаменит в том числе масштабными историческими эпосами вроде «Гладиатора» и «Царства небесного». Поэтому от нового фильма ожидали высокого уровня постановки и драматургии.
Но в «Наполеоне» все неоднозначно: он то восхищает переосмыслением личности Бонапарта, то разочаровывает постановкой. Рассказываем, стоит ли смотреть картину.
Что за «Наполеон» (Napoleon)
Дата премьеры: 22 ноября 2023 года
Страны производства: Великобритания, США
Режиссер: Ридли Скотт
Сценарист: Дэвид Скарпа
В ролях: Хоакин Феникс, Ванесса Кирби, Тахар Рахим, Руперт Эверетт, Марк Боннар, Пол Рис, Бен Майлз, Риана Дьюс, Людивин Санье, Эдуар Филиппона
Жанры: драма, биография
Фильмы, похожие на «Наполеона»: «Барри Линдон», «Ватерлоо», «Александр»
Продолжительность: 2 часа 38 минут
Где смотреть: в зарубежном прокате
⚔️ За: авторы необычно переосмысляют образ Наполеона
Молодой капитан-артиллерист Наполеон Бонапарт возглавляет осаду Тулона и малыми силами захватывает английский форт. За это ему дают звание бригадного генерала. Карьера амбициозного военного стремительно идет к вершинам. Кроме того, героем заинтересовывается вдова Жозефина. Он женится на девушке, а затем отправляется в поход на Египет. Бонапарта ждет много подвигов и разочарований: от успешного государственного переворота до поражения в битве при Ватерлоо и изгнания.
Про Наполеона написаны сотни книг. Императора прославляют и презирают, в честь него рисуют величественные портреты и даже создают мемы. Наполеона часто называют одним из величайших правителей в истории наряду с Александром Македонским и Цезарем. Даже спустя 200 лет после смерти его личность окружена вниманием.
Однозначно прославлять или критиковать такого персонажа точно не получится. Поэтому Ридли Скотт пошел по самому очевидному пути — и снял традиционный байопик. Режиссер не выносит мнения о герое и дает простор для самостоятельных выводов. За два с половиной часа зритель, как и сам Наполеон, несется галопом по Европам сквозь десятилетия.
Но есть и подвох. Структура у фильма очень понятная и предсказуемая, а вот содержание удивляет. Ридли Скотт вновь деконструирует эпоху и жанр, как он делал это с рыцарскими историями в «Последней дуэли» и семейными сагами в «Доме Gucci». Наполеон в его адаптации показан обычным человеком со своими комплексами и личными проблемами.
Режиссер не стесняется показывать героя нелепым, ранимым, нежным и слегка жалким. В нескольких сценах Наполеон плачет от горя или жалости к себе. Он бежит к своим солдатам во время переворота, но спотыкается и роняет шляпу. А во время разговора с матерью император сидит с опущенной головой и стесняется сказать что-то в ответ.
С Жозефиной Наполеон и вовсе превращается чуть ли не в подростка. Бонапарт беспрекословно подчиняется требованиям жены и всегда ищет ее одобрения. Жозефина изменяет мужу, а сам Наполеон постоянно грозит супруге расторжением брака. Но как только эмоции остывают, пара тут же мирится и игнорирует возникшие проблемы. Это нездоровые и токсичные отношения — такие сложно представить в байопике о великом императоре.
Скотт и его сценарист Дэвид Скарпа, конечно, признают храбрость и харизму Наполеона, его тактические и стратегические навыки. Герой не боится идти в бой, вести за собой тысячи солдат и проводить переговоры с могущественными европейскими правителями. В батальных сценах показывают, как умело полководец руководит солдатами. Чего стоит один его обманный маневр в Аустерлице, когда он прячет свои войска под окопами в лесу и приказывает атаковать противников с фланга.
При этом погоня Наполеона за величием лишь подавляет его комплексы. Император будто убегает от откровенного разговора с Жозефиной в очередной военный поход, чтобы продемонстрировать силу и выразить свою мужественность. Скотт показывает, как личные проблемы и страхи человека могут привести к гибели миллионов. Бонапарт изменил ход истории Франции и всей Европы, но огромной и неоправданной ценой.
🧐 Против: «Наполеону» не хватает яркого визуального стиля и масштаба
Оператор фильма Дариуш Вольски снимал для Ридли Скотта все его современные фильмы начиная с «Прометея». Стиль Вольского отлично подходил для «Последней дуэли» или «Марсианина»: большинство событий разворачивалось в помещениях, а экшена было немного. Но «Наполеон» — более масштабное кино, его действие происходит по всему миру и с участием тысяч людей.
Фильму не идет тусклая синяя цветокоррекция, а у локаций нет индивидуальности. Здесь нельзя визуально отличить Францию от Австрии и даже от острова Святой Елены. Выделяются разве что Москва и стены Кремля, да и они нарисованы с помощью слишком заметной компьютерной графики. А в битвах режиссер выдает одни и те же пустые поля с палатками за разные локации: от Аустерлица до Ватерлоо.
Из-за этого страдают даже отлично поставленные сражения. Вы вряд ли различите солдат разных наций и их форму. Французы, пруссы и русские выделяются только национальными флагами. Без них все выглядят одинаково, а битвы становятся слишком хаотичными.
Кроме того, в «Наполеоне» совсем не чувствуется масштаба. Кажется, будто за пределами Парижа вовсе не было мирных жителей — только вражеская пехота и кавалерия. На пути главного героя не окажется ни деревень, ни городов. Почти все переговоры с европейскими правителями ведутся в тесных палатках. Из-за этого не понимаешь настоящую значимость всех произошедших событий.
Ридли Скотт лучше многих снимает исторические эпосы, в прошлых картинах он отлично передавал дух эпохи, в деталях показывал быт обычных людей и их культуры. Здесь этого нет: фильм постоянно переключается между семейными сценами императора и битвами, почти без экспозиции и промежуточных эпизодов. К тому же зритель не замечает разницы между 24-летним и 46-летним Наполеоном: Хоакин Феникс всегда выглядит одинаково. Возраст никак не отражается и на Жозефине в исполнении Ванессы Кирби. Проходят годы, а она выглядит все так же молодо, как и в первый день встречи.
Возможно, дело в личной незаинтересованности режиссера в Наполеоновских войнах: кажется, что для него это лишь декорация с забавными костюмами и шляпами. Постановщик уже говорил, что ему все равно на исторические недостоверности. А еще он с нескрываемым презрением отзывался о французах и утверждал, что те якобы не любят самих себя. Не стоит исключать, что примерно так он может относиться и к самому Наполеону. Поэтому фильм сложно посоветовать фанатам исторических драм.
🤡 За: это неожиданно забавная и трогательная история
В некоторых сценах «Наполеон» превращается в полноценную комедию. За столом полководец хвалится большим животом и говорит, что судьба «привела его к бараньей отбивной». В письмах Жозефине герой жалуется на меланхолию, от которой можно избавиться только очередной победой в битве и возвращением домой. А чтобы намекнуть жене на желание уединиться, при слугах фыркает и надувает щеки.
Скотт большую часть хронометража относится к своему герою не очень серьезно. Но иногда он вводит в историю элементы мелодрамы — например, с помощью тех же писем Наполеона. Его сообщения полны нежности и любви, император детально описывает жене подробности своей военной кампании, справляется о ее делах и неизменно интересуется, когда она сама пришлет ему весточку.
Хоакин Феникс и Ванесса Кирби эффектно играют возлюбленных. Наполеон превыше всего ставит интересы супруги и хочет от нее наследника. Герой набирается вдохновения на подвиги именно с подачи жены и сияет, когда она оказывает ему знаки внимания. Между военными успехами Наполеона и его отношениями с Жозефиной есть прямая связь: неудачи на фронте происходят именно в тот период, когда в жизни супругов случается трагедия. Фильм о знаменитом полководце выглядит по-хорошему сентиментальным.
😳 Против: фильм слишком обрывистый
«Наполеону» не хватает даже хронометража в два с половиной часа. Ридли Скотт вынужденно пропускает очень важные события в жизни императора вроде взятия Парижа в 1814 году — оно происходит где-то за кадром. Зритель так и не узнает, каким императором был Наполеон для своего народа. Внутренняя и внешняя политика правителя и вовсе никак не раскрыты. Из фильма можно понять лишь то, что Наполеон точно был выдающимся военным. А его управленческие таланты так и остаются загадкой.
Это можно было бы проигнорировать, сосредоточься Ридли Скотт исключительно на личной жизни Наполеона и Жозефины. Но и здесь есть проблемы. Сын императора от Марии-Луизы появляется только в двух сценах в младенческом возрасте — а затем о нем не вспоминают. В начале Скотт акцентирует внимание на детях императрицы от первого брака, но к финалу совсем о них забывает.
Более того, в фильме вовсе нет ярких второстепенных персонажей. Скотт, конечно, представляет разных министров и советников надписями с регалиями — но их имена все равно не запоминаешь, так как они не значимы для сюжета. В одной из сцен из ниоткуда появляется младший брат Бонапарта по имени Люсьен. Он помогает устроить военный переворот, а затем исчезает — хотя в реальности родственник императора сыграл значимую роль в истории Франции.
Хоть как-то из всех герцогов, королей и прочих консулов запоминается только российский император Александр Первый. Но и то скорее потому, что он часто появляется в сюжете и хорошо знаком зрителям из постсоветского пространства.
Многое в фильме непонятно, если не знать в подробностях историю Наполеона. Скажем, мотивы героя идти войной на Австрию и Россию или завоевать Англию обрисовывают лишь несколькими словами. Этого контекста недостаточно, чтобы понять всю суть сложной личности героя.
Кажется, будто нам показали сильно урезанный фильм с большим количеством важных пропущенных сцен. Этим «Наполеон» похож на театральную версию «Царства небесного». К счастью, Ридли Скотт уже договорился о выпуске четырехчасовой режиссерской версии на Apple TV+. Возможно, именно в ней он исправит многие недостатки фильма.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult