Как вернуть невозвратные билеты на поезд
Невозвратные билеты на поезд на 20% дешевле обычных.
Несмотря на название, такие билеты все-таки можно вернуть. Если планы пассажира изменились из-за болезни или другой уважительной причины, которая прописана в правилах РЖД, ему вернут стоимость проезда, но удержат сборы. А без уважительной причины он получит назад только небольшую плату за сервисные услуги.
Расскажу, в чем особенность невозвратных тарифов, как вернуть такие билеты и что важно знать пассажиру.
Вы узнаете
Что такое невозвратные билеты
Невозвратные билеты — те, полную стоимость которых нельзя вернуть без уважительной причины. Они дешевле обычных примерно на 20%. Скажем, обычный билет на поезд «Ласточка» Москва — Кострома на 27 июня стоит 2096 ₽, невозвратный — 1677 ₽.
Невозвратные билеты продают:
- В последнее купе поезда. Для двухэтажных поездов предложение действует на оба этажа. В поездах № 29/30 Москва — Калининград, № 79/80 Санкт-Петербург — Калининград, № 147/148 Москва — Калининград, № 359/360 Адлер — Калининград, № 425/426 Челябинск — Калининград невозвратными будут билеты на купейные места с 29-го по 32-е. На поездах в калининградском направлении предложение действует только на поездки без пересечения границы России. Например, можно купить невозвратный билет на поезд «Янтарь» из Москвы в Смоленск, а из Москвы в Калининград — уже нельзя.
- В поезда «Ласточка» и в класс обслуживания 1P в «Сапсанах». Список — на сайте РЖД.
Их нельзя купить в другие вагоны, например в плацкартные, СВ или люкс. Но все может измениться. Рекомендую проверять информацию на сайте РЖД.
Когда пассажир покупает билет, его должны предупредить, что он может выбрать не только невозвратный, но и возвратный билет . На сайте места, на которые предлагают купить невозвратные билеты, обведены красной рамкой. Чтобы выбрать невозвратный тариф, нажмите на квадратик, на котором указана эта опция.
Правила возврата денег за билеты по невозвратному тарифу
У РЖД стоимость билета состоит из двух частей: самого билета, то есть платы за проезд, которая зависит от расстояния между пунктами, и плацкарты — платы за пользование вагоном и обслуживание пассажира. Сколько денег удастся вернуть, зависит от причины отказа от поездки.
Уважительные причины для возврата билета прописаны в части 4 статьи 83 устава железнодорожного транспорта РФ:
- Внезапно заболел пассажир.
- Заболел или умер член семьи, с которым он должен был ехать: супруг, родитель, усыновитель, сын или дочь.
- Пассажир получил травму в результате несчастного случая.
- Поезд отменили или задержали.
- Пассажиру не предоставили место, которое указано в билете.
В последних двух случаях заявление на возврат надо подать в течение шести месяцев. Путешественнику должны выплатить полную стоимость, сбор за возврат не удержат . Еще пассажир имеет право потребовать с компании штраф — 3% от стоимости проезда за каждый час задержки, но не более полной цены билета. Исключение — если состав прибыл позже из-за устранения неисправности, которая угрожала жизни и здоровью пассажиров и возникла не по вине компании, а из-за обстоятельств непреодолимой силы или других ситуаций, к которым она не имеет отношения.
Когда пассажир сдает билет из-за травмы, болезни или потому что заболел либо умер член семьи, заявление надо подать до отправления поезда или в течение пяти суток после. Путешественнику вернут только стоимость билета и плату за сервисное обслуживание. При этом удержат :
- Стоимость плацкарты.
- Сбор за резервирование мест в поездах дальнего следования — 120,2 или 481,2 ₽. Его обычно платят при покупке билетов для групп.
- Сбор за возврат — 2,9 ₽ за билет и 271,4 ₽ за возврат денег за услугу провоза дополнительного места багажа, если ее оформляли.
Особняком стоят мобилизованные. В 2022 году в РЖД пообещали полностью вернуть деньги им и пассажирам, которые собирались с ними ехать. Хотя мобилизация не указана в уставе ж/д транспорта как причина для возврата. Об этом Т—Ж подробно писал в другой статье.
Без уважительной причины по закону пассажиру не должны возвращать деньги за билет . Но обязаны вернуть сбор за провоз дополнительного багажа .
Но при покупке билета на сайте РЖД появляется предупреждение, что в случае возврата пассажир получит деньги за сервисные услуги или белье с удержанием денег за возврат. Что именно подразумевается под сервисными услугами, не пишут. Я полагаю, что это питание, санитарно-гигиенический набор и дополнительные опции, такие как провоз животных.
За невозвратный билет мне вернули 321 ₽
В конце апреля 2023 года я купила билет по невозвратному тарифу на двухэтажный поезд из Москвы в Казань. Я хотела сэкономить: так получалось примерно на 500 ₽ дешевле, чем по обычному тарифу. Поездку к родственникам в Казань планировала на 13 мая и заранее согласовала ее с тетей. Но неожиданно мне позвонил дядя, сказал, что в стране тревожная обстановка по ковиду, у него слабое здоровье и он боится, что я могу привезти ему коронавирус. Пришлось отказаться от поездки.
В личном кабинете РЖД рядом с билетом была активная кнопка «Вернуть билет», я нажала ее, и мне вернули сборы. Билет стоил 2060 ₽, мне перевели 321 ₽. Мелочь, а приятно: я даже этого не ждала. Деньги пришли за два дня: я оформила возврат 25 апреля, а 27 получила сумму сбора на карту.
Как вернуть билет, если нет уважительной причины
Если у вас нет уважительной причины, электронный билет можно вернуть через личный кабинет РЖД, госуслуги или сдать в кассу. Бумажный билет возвращают в кассу по паспорту . Если покупали билет у посредника, обратитесь за возвратом к нему. Он может удержать агентский сбор за покупку билетов. Об этом, например, предупреждает «Туту-ру». Напомню, что без уважительной причины вернут только стоимость сервисных услуг.
В кол-центре РЖД мне сказали, что вернуть билет на сайте можно только до отправки поезда. Если поезд ушел, надо обратиться в кассу в течение шести месяцев.
Как вернуть билет, когда есть уважительная причина для возврата
Соберите документы, которые подтверждают причину отмены поездки. Например, справку от врача, свидетельство о смерти члена семьи. Если поездку отменили по вине перевозчика, попросите в кассе проставить отметку о задержке, отмене рейса или непредоставлении места.
Заполните заявку на возврат денег. Формы есть на сайте РЖД. Укажите в заявке ФИО, контактные данные, почему требуете возврата, банковские реквизиты. Приложите к ней документы о причине отказа от поездки.
Подайте заявку в кассу до или в течение пяти дней после отправления поезда. В кол-центре РЖД мне сказали, что, если причина уважительная, оформить возврат через интернет нельзя . Если покупали билет у посредника, например в агентстве, обратитесь туда. За несовершеннолетнего заявку могут подать его законные представители: родители, опекуны, усыновители или попечители. За взрослого пассажира заявку может подать другой человек, но для этого нужна доверенность.
Если прошло больше пяти дней с момента отправления поезда, в кол-центре РЖД посоветовали все равно обратиться в кассу. Но вместе с заявлением надо принести документы, которые объяснят, почему пассажир так поздно подает обращение. Например, больничный лист или справку из медучреждения.
Дождитесь ответа на заявление. Его должны прислать письменно в течение 30 дней со дня получения заявки.
Если пассажир все правильно оформил и приложил документы об уважительной причине, а у перевозчика нет дополнительных вопросов, деньги вернут в течение 7—30 суток с момента оформления заявки. Если билет покупали за наличные в кассе, его вернут таким же образом, если по карте — перечислят на счет .
Что делать, если деньги не вернут
Высылать ответчику досудебную претензию не обязательно, так как требование относится к спорам о защите прав потребителей. Подготовьте иск в суд и направьте копию перевозчику — это можно сделать заказным письмом, в том числе через специальный сервис. Затем с иском и квитанцией об отправке обратитесь в суд по месту вашего проживания или юридическому адресу компании.
Если сумма требования меньше 100 000 ₽, иск подают в мировой суд , если больше — в районный. Затягивать не стоит, потому что срок исковой давности — 1 год с даты отмены поездки.
В суде вы можете взыскать:
- Плату за проезд.
- Компенсацию морального вреда.
- Убытки, которые понес пассажир, если рейс отменил или задержал перевозчик. Например, если путешественник из-за этого не успел на самолет и ему пришлось покупать новый билет.
- Штраф за отказ вернуть деньги добровольно — 50% от суммы иска.
Что в итоге
Деньги даже за невозвратные билеты можно вернуть. Полную стоимость перечислят, если поездка отменилась по вине перевозчика. Если пассажир отказался от путешествия по другой уважительной причине, которая указана в части 5 статьи 83 устава железнодорожного транспорта, ему вернут стоимость билета, но удержат плату за плацкарту, резервирование мест и сбор за возврат. Причину возврата надо подтвердить документами.
Если пассажир отменил поездку без уважительной причины, он может вернуть только сборы за постельное белье и сервисные услуги. Это небольшая сумма.
Если перевозчик не возвращает деньги, пассажир вправе обратиться в суд.