ПРОМО
Бесплатные карты для детей и родителей

Как вернуть деньги за авиабилеты и туры, если пришла повестка?

Началась частичная мобилизация, и совершенно непонятно, как вернуть деньги за билет или турпутевку, если пришла повестка. Что об этом говорит закон? А что — авиакомпании и туроператоры?

О том, как поступать с путевками и авиабилетами во время мобилизации, в законе ничего не сказано. Официально мобилизацию объявили впервые с 1941 года, поэтому алгоритм действий пока не разработали. Вероятнее всего, происходящее посчитают форс-мажором. Еще власти могут принять поправки в законы, как уже было во время пандемии. Но пока этого не произошло. Расскажу, что известно на данный момент. Я обновлю статью, если ситуация изменится.

Какие правила возврата денег за авиабилеты прописаны в законе

Правила возврата денег зависят от тарифа — он бывает возвратным и невозвратным. Во втором случае деньги получится вернуть, только если есть особые обстоятельства. Расскажу подробнее.

Добровольный отказ — это когда у клиента нет уважительной причины, чтобы не лететь. В этом случае деньги вернут, только если в тарифе сказано, что билет подлежит возврату. Сколько — зависит от того, когда пассажир обратился в авиакомпанию:

  1. Не позднее чем за 24 часа до окончания регистрации на рейс — должны вернуть полную стоимость. Но авиакомпания может удержать аэропортовые сборы.
  2. Менее чем за 24 часа до окончания регистрации на рейс, но до того, как регистрация завершилась, — вернут деньги за билет, но удержат неустойку 25% и аэропортовые сборы. Авиакомпания может уменьшить размер неустойки по своему желанию.
  3. После окончания регистрации возврат не положен. Но некоторые авиакомпании все равно предлагают такую возможность. Например, «Аэрофлот» обещает вернуть деньги даже после того, как регистрация завершилась, если тариф билета — «Максимум»

Вынужденный возврат — если есть уважительная причина, которую подтверждают документами. При этом неважно, по какому тарифу пассажир купил билет, — авиакомпания все равно обязана вернуть ему всю сумму. Сняться с рейса надо до окончания регистрации, а собрать и отправить документы можно позже. Список уважительных причин перечислен в федеральных авиационных правилах:

  1. Рейс отменили или задержали.
  2. Перевозчик изменил маршрут или расписание.
  3. Пассажиру не предоставили место на рейсе в день, который указан в билете.
  4. Обслуживание не соответствует классу, который указан в билете. Например, вместо бизнес-класса предлагают лететь в экономе.
  5. Пассажира задержали в аэропорту при досмотре, но не нашли ничего запрещенного.
  6. Авиакомпания не обеспечила стыковку рейсов при выполнении единой перевозки.
  7. Пассажир, его спутник или близкий родственник, с которым он должен был лететь, заболел. При условии что есть медицинские документы, которые это подтвердят.
  8. Пассажир, член его семьи или близкий родственник умер.
  9. Перевозчик или агент неправильно оформил билет.

Мобилизация в этот перечень не входит. Но в законе сказано, что перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях.

Во время мобилизации людям, которые состоят на воинском учете, запрещено покидать место жительства без разрешения военкомата. Если человек, который состоит на воинском учете, куда-то полетит без разрешения военкомата, он нарушит требования закона. Поэтому некоторые авиакомпании идут навстречу пассажирам.

Что говорят авиакомпании о возврате денег при невозвратных тарифах во время частичной мобилизации

«Аэрофлот», «Россия», «Азимут», Nordwind, Utair и «Победа» заявили, что признают отказ от полета из-за мобилизации вынужденным и полностью вернут деньги. Но условия возврата у авиакомпаний отличаются.

До окончания регистрации надо обязательно позвонить или написать в авиакомпанию или агентство, где покупали билет, чтобы сняться с рейса и аннулировать перелет. А затем отправить заявку на возврат по месту покупки билета.

Еще придется предъявить на выбор повестку, мобилизационное предписание, справку из военкомата о том, что человеку не разрешили покинуть место жительства, или другие документы, которые требует авиакомпания. То есть просто показать военный билет недостаточно.

Однако Минобороны сообщило, что во время частичной мобилизации ограничений на передвижение граждан нет. Поэтому есть риск, что авиакомпании изменят список документов, которые принимают для возврата денег. Тогда будут требовать только повестку или мобилизационное предписание.

Расскажу, какие правила актуальны на момент публикации.

«Аэрофлот» оформит вынужденный возврат билета, если человек подлежит призыву. Еще деньги вернут:

  1. Членам его семьи, даже если они не планировали лететь с ним одним рейсом.
  2. Тем, у кого с ним было общее бронирование. Исключение — групповая бронь от 10 человек: за такую оформить вынужденный возврат нельзя.

В контакт-центре мне сказали, что дата приобретения билета не имеет значения, но вылет должен быть после 21 сентября.

Чтобы вернуть деньги, надо аннулировать билет по телефонам +7 495 223-55-55 или 8 800 444-55-55. А затем обратиться туда, где его покупали. Если человек оформил перелет на сайте авиакомпании, он может запросить возврат через форму обратной связи. Если в офисе продаж или в агентстве — надо обратиться туда.

Какие документы надо предъявить для этого, мы подробно рассказывали в другой статье. Такие же правила возврата у «России», которая входит в группу компаний «Аэрофлот». Но на сайте «России» пишут, что возврат оформляют за билеты, которые приобрели до 21 сентября включительно.

«Азимут» оформит вынужденный возврат подлежащим призыву россиянам, если они купили билеты до 10:00 мск 21 сентября. Если вместе с призывником должны были лететь члены его семьи, они тоже могут вернуть деньги. Билет должен быть оформлен одним бронированием. Для возврата понадобятся документы о родстве. Членами семьи считаются супруги, родители и дети, усыновители и усыновленные.

Сначала надо аннулировать билет по телефону 8 863 226-00-05, электронной почте infoavia@azimuth.aero или в агентстве, где его купили. А затем отправить заявку на возврат туда, где его приобретали.

Вместе с ней предъявляют на выбор:

  1. повестку;
  2. документ о том, что человек обращался в военкомат за разрешением на выезд, но ему отказали. Вместе с ним понадобится подтверждение того, что пассажир состоит на воинском учете;
  3. документ о том, что человек обратился в военкомат за разрешением на выезд, но в течение первых 30 дней после начала мобилизации ему не ответили. Вместо этого можно представить другие документы, но какие, не уточняют.

«Победа» предлагает вынужденный возврат за билеты, которые оформили до 21 сентября включительно. Перелет нужно аннулировать заранее в контакт-центре по телефону 8 809 505-47-77 или через форму обратной связи на официальном сайте. Звонок платный — 55—60 Р за минуту.

Еще представляют на выбор:

  1. повестку — ее предъявляют вместе с документами, которые подтверждают, что человек состоит на воинском учете;
  2. мобилизационное предписание и военный билет с отметками о выдаче предписания;
  3. документ из военкомата о том, что пассажиру отказали покинуть место жительства, — его предъявляют вместе с подтверждением, что человек состоит на воинском учете.

Авиакомпания готова рассмотреть и другие документы — решение по ним будут принимать индивидуально.

Если билет покупали в агентстве, документы отправляют туда. Если в авиакомпании — заказным письмом по почте на имя ООО «Авиакомпания „Победа“»: 108811, г. Москва, п. Московский, Киевское шоссе, 22-й км, домовладение 4.

«Уральские авиалинии» оформят вынужденный возврат билетов, которые подлежащие мобилизации пассажиры купили до 21 сентября включительно. Еще деньги вернут членам их семей. А другим пассажирам — только если у них была общая бронь с подлежащим призыву человеком. Исключение — групповые брони: за них возврат не положен.

Билет надо аннулировать не позднее чем за 40 минут до вылета. Это можно сделать по телефонам службы поддержки 8 800 770-02-62, +7 499 920-22-52 или на сайте в разделе «Управление бронированием».

После этого надо обратиться туда, где купили билет, и представить на выбор:

  1. повестку;
  2. мобилизационное предписание — вместе с документами, которые подтверждают, что воинскую часть, к которой приписан человек, перевели в военное состояние;
  3. документы, которые подтверждают, что пассажир обратился в военкомат за разрешением на выезд, но ему отказали. Вместе с ними надо предъявить документы о том, что он состоит на воинском учете;
  4. документы о том, что гражданин состоит на воинском учете, обратился за разрешением на выезд, но в течение первых 30 дней после начала мобилизации ему не ответили;
  5. уведомление о запрете на выезд за рубеж, которое выдали на границе. Его вручают некоторым путешественникам, которые даже не получили повестку.

Родственники, которые планируют вернуть деньги за свой билет, должны предъявить документы о родстве.

Клиентам, которые приобрели билеты после 21 сентября, авиакомпания предлагает вернуть деньги только по правилам тарифа. Соответственно, если по тарифу добровольный возврат не положен, те, кто получил повестку, могут остаться ни с чем.

Nordwind оформит вынужденный возврат в связи с мобилизацией, если пассажиры купили билет до 10:00 21 сентября. Обратиться в компанию могут не только те, кто подлежит призыву, но и члены их семей, которые планировали лететь вместе с ними.

Если билет покупали в авиакомпании, надо аннулировать его по телефонам +7 495 488-77-77 или +7 495 730-50-80 либо через форму обратной связи. Если в агентстве — обратиться туда.

Еще придется предъявить один из документов. Это может быть, например:

  1. повестка;
  2. мобилизационное предписание;
  3. справка из военкомата, какая — не уточняют. Вероятно, имеется в виду запрет на выезд.

Члены семьи предъявляют документы, подтверждающие родство.

S7 сообщила в своем блоге, что оформит вынужденный возврат тем, кто подлежит мобилизации, и их попутчикам. Для этого клиентов просят обратиться в контактный центр или написать в чат и представить документы. Какие — не уточняют.

Utair тоже пообещала оформить вынужденный возврат билета тем, кого призвали на военную службу. На сайте авиакомпании не указано, есть ли ограничения по дате покупки билета. Чтобы подтвердить вынужденный возврат, надо предъявить повестку, справку из военкомата, подтверждающую запрет на выезд, или другой документ.

Вернуть деньги могут члены семьи и близкие родственники, которые должны были лететь вместе с человеком, подлежащим призыву. При условии что у них общее с ним бронирование. Это супруги, родители и дети, усыновители и усыновленные, дедушки, бабушки, внуки, братья и сестры. Исключение, как у «Аэрофлота», — групповая бронь: за нее возврат не положен.

Клиентов просят связаться со службой поддержки не позднее чем за 40 минут до вылета, чтобы аннулировать билет. Дальнейшие действия зависят от того, где они купили билет. Если на сайте или в мобильном приложении Utair, надо заполнить форму «Возврат билета». Если в кассе или онлайн-агентстве — обратиться туда.

Информация актуальна на момент публикации. Авиакомпании размещают правила возврата для подлежащих мобилизации на своих сайтах и в соцсетях. Если там нет информации, обратитесь к перевозчику или в агентство, где приобретали билет.

Если авиакомпания отказывается возвращать деньги, клиент может направить ей претензию, а потом обратиться в суд. У нас есть инструкция о том, как это сделать. Есть шанс, что суд признает ситуацию форс-мажором и решение примут в пользу пассажира. Особенно если билеты купили до 21 сентября.

Правила возврата билетов у РЖД

У РЖД стоимость билета состоит из двух частей: стоимости самого билета, то есть платы за инфраструктуру, работу локомотива и вокзала, и плацкарты — платы за пользование вагоном.

Возвратный тариф. Деньги можно вернуть без уважительной причины. Сколько — зависит от того, когда пассажир сдал билеты:

  1. Минимум за восемь часов до отправления поезда — вернут стоимость билета и плацкарты.
  2. За 2—8 часов до отправления поезда — вернут стоимость билета и 50% стоимости плацкарты.
  3. Меньше чем за два часа до отправления поезда или в течение 12 часов после того, как поезд ушел, — вернут только стоимость билета.

Правила могут отличаться в зависимости от маршрута и типа поезда. Подробно о них рассказывают на сайте РЖД.

Невозвратный тариф. Как и в случае с авиабилетами, деньги вернут, если есть особые обстоятельства, которые подтверждают документы. К ним относят случаи, когда:

  1. Внезапно заболел пассажир или член семьи, с которым он должен был путешествовать. К членам семьи относят супругов, родителей, детей, усыновителей и усыновленных.
  2. У пассажира умер член семьи.
  3. Пассажир получил травму.
  4. Поезд отменили или задержали.
  5. Пассажиру не предоставили место, которое было указано в билете.

О других основаниях в уставе ж/д транспорта ничего не сказано. Но в РЖД пообещали полностью вернуть деньги мобилизованным пассажирам, которые купили билеты по невозвратному тарифу. А еще — тем, кто собирался ехать вместе с ними.

Для этого просят обратиться в железнодорожную кассу и предъявить удостоверение личности, а также повестку или мобилизационное предписание. В них должна быть информация о сборном пункте и сроках явки туда. Таким же образом деньги можно вернуть за билеты и абонементы на электрички.

РЖД, как и авиакомпании, не предлагают вынужденный возврат тем, кто просто военнообязанный.

Как вернуть деньги за турпутевку, если пришла повестка

Клиент может в любой момент отказаться от тура и не объяснять причину. А туроператор обязан вернуть ему деньги. Но имеет право вычесть то, что уже заплатил контрагентам, например за номер в гостиницу и авиабилет. Расходы придется подтвердить документами, например платежками.

Даже когда у клиента есть уважительная причина для отказа, к возврату присуждают сумму за вычетом расходов туроператора. Поэтому для тех, кто получил повестку, мобилизационное предписание или справку из военкомата, правила будут такими же.

Например, турист из Читы отказался от путевки из-за смерти родственника. Туроператор и турагент деньги ему не вернули, и он пошел в суд. Суд первой инстанции прекратил дело в отношении турагента и сказал, что туроператор должен выплатить клиенту 155 469 Р за путевку, 155 469 Р неустойки, 3000 Р компенсации морального вреда и 156 969 Р штрафа за неудовлетворение требований потребителя в досудебном порядке.

Но суд второй инстанции сказал, что турист отказался от договора всего за один день до начала тура и к этому времени туроператор успел израсходовать деньги на организацию поездки. А значит, туристу надо вернуть за путевку деньги за вычетом расходов туроператора — 19 792 Р. Еще взыскать 2000 Р компенсации морального вреда и 10 896 Р штрафа. А неустойку взыскивать нельзя, потому что отказ от исполнения договора вызван обстоятельствами, за которые ни одна из сторон не отвечает. Кассационный суд оставил определение апелляции в силе.

Ростуризм советует договариваться с туроператором, чтобы оформить тур на другого человека или аннулировать поездку. Еще ведомство рекомендовало туроператорам идти навстречу клиентам, которые подлежат мобилизации: не взимать плату за замену человека в путевке и возвращать деньги без удержания фактически понесенных расходов. Но никаких изменений в законах нет. А значит, туроператоры не обязаны руководствоваться этими рекомендациями.

Я советую действовать следующим образом:

  1. Расторгнуть договор с туроператором как можно раньше, пока компания не потратила большую часть денег.
  2. Если фирма не возвращает деньги или игнорирует обращения, направить претензию по почте или на электронный адрес. Закон не обязывает этого делать в такой ситуации. Но судебная претензия показывает, что клиент настроен решительно, и порой помогает урегулировать конфликт без суда.
  3. Подождать ответа. Срок на ответ законом не установлен. Можно выждать пару недель или 30 дней. Если ответа не будет или откажут — подавать иск в суд.

Суд, скорее всего, признает ситуацию форс-мажором и вернет клиенту деньги. Но все равно удержит расходы туроператора. В суде можно потребовать не только деньги за тур, но и компенсацию морального вреда, неустойку и штраф за отказ вернуть деньги добровольно — 50% от суммы иска.

Что в итоге

В законе пока ничего не сказано о том, как поступать с путевками и авиабилетами во время мобилизации. Но поправки в законы могут принять в ближайшее время, как это было в пандемию. Для тех, кто купил путевку до 21 сентября, призыв по мобилизации — форс-мажор. А значит, претендовать на возврат денег можно по этому основанию.

Многие российские авиакомпании идут навстречу пассажирам. Они предлагают тем, кто подлежит мобилизации, полностью вернуть деньги. Для этого надо позвонить или написать в авиакомпанию или агентство, чтобы сняться с рейса. А затем предъявить подтверждающие документы. Как правило, требуют на выбор повестку, мобилизационное предписание или справку из военкомата о том, что человеку запрещено выезжать с места жительства. У многих авиакомпаний есть условие, что деньги вернут только за билеты, которые купили до 21 сентября. РЖД тоже пообещали вернуть деньги пассажирам, которых мобилизуют.

Если планируете отказаться от путевки, лучше сделать это как можно быстрее, пока туроператоры не потратили большую часть денег. По закону они имеют право удержать фактически понесенные расходы. Например, выплаты авиакомпаниям и гостиницам. Но должны подтвердить такие траты.

Анастасия Корнилова
Возвращали деньги за билеты после объявления частичной мобилизации? Расскажите, как все прошло:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество

Популярное за неделю