Исследования показывают, что с появлением ребенка расходы семьи всегда увеличиваются.

По данным «Росгосстраха», большинство российских семей тратят на содержание ребенка до 50 тысяч рублей в месяц. Если ориентироваться на опрос банка «Открытие», треть россиян считает, что достойно содержать ребенка можно на 15—30 тысяч рублей.

Вместе с аналитиками проекта Tinkoff Data мы посмотрели на расходы клиентов Тинькофф и узнали, как и на что тратят деньги россияне, которые ждут ребенка, и как меняются семейные расходы после его рождения.

Для расчетов мы взяли обезличенные данные клиентов банка, которые недавно стали родителями, и посмотрели на их медианные ежемесячные расходы. Чтобы это были именно те, у кого недавно появился ребенок, мы учитывали только людей, которые начиная с какого-то момента каждый месяц покупают хотя бы один детский товар, например памперсы, пеленки или пустышки.

Чтобы выделить месяц родов, мы искали клиентов, которые делали такие покупки на протяжении как минимум трех месяцев, а до этого в течение такого же периода не покупали детские товары. В итоге мы сравнили траты таких клиентов за 12 месяцев до появления ребенка и в течение 12 месяцев после этого события.

Что происходит с тратами перед рождением ребенка и после него

По данным аналитиков проекта Tinkoff Data, расходы людей, которые готовятся стать родителями, начинают расти примерно за три месяца до родов. Если до этого периода среднестатистический клиент тратит на покупки около 34 тысяч рублей, то за два месяца — уже 37,6 тысячи рублей, то есть на 11% больше.

За месяц до прибавления в семье расходы вырастают еще на 10% — до 41,7 тысячи рублей. Пик приходится на месяц рождения ребенка: 51 тысяча рублей. Это логично, так как нужно купить много вещей: специальные уходовые средства, подгузники, молочную смесь, если у матери нет молока.

Как показывает банковская статистика, средний возраст новоиспеченных отцов — 32 года, матерей — 30,8 года. По официальным данным, первенцев чаще всего рожают в 24—25 лет, второго ребенка заводят в среднем в 32 года, третьего — в 34.

В последующие месяцы расходы стабилизируются на уровне примерно на 30% выше, чем до появления ребенка: спустя три месяца траты среднестатистического клиента банка составляют около 47 тысяч рублей.

Источник: Tinkoff Data
Источник: Tinkoff Data
Источник: Tinkoff Data
Источник: Tinkoff Data

Что покупают родители

Наибольший вклад в увеличение трат вносит категория «Супермаркеты»: ежемесячные расходы вырастают с 11 028 до 16 328 Р. Похожая ситуация с покупками в магазинах игрушек: если за три месяца до рождения ребенка среднестатистический клиент тратил на игрушки 1605 Р в месяц, то сразу после — 2500 Р. И на супермаркеты, и на игрушки родители тратят больше в течение всего первого года жизни ребенка — и, можно предположить, в следующие годы тоже.

Расходы на детскую одежду и аптеки резко растут в месяц рождения ребенка и сразу после него: это относится скорее к категории непредвиденных трат. Заметим, что здесь речь идет только о специализированных торговых точках: покупка памперсов или ползунков в «Пятерочке» будет считаться тратой в категории «Супермаркеты».

Есть категории трат, где расходы временно снижаются: например, уже за 7—8 месяцев до рождения ребенка родители оставляют меньше денег в кафе и ресторанах. Впрочем, после пополнения в семье эти категории восстанавливаются. Расходы на дом и ремонт уменьшаются после рождения, но уже через год снова начинают расти. Это может объясняться тем, что дети в этом возрасте уже могут спать отдельно, поэтому родители покупают кроватку, а также другую детскую мебель.

Источник: Tinkoff Data
Источник: Tinkoff Data
Источник: Tinkoff Data
Источник: Tinkoff Data