В апреле приняли закон, который еще до подписания оброс слухами. В нем идет речь о путевках за счет работодателя. Про этот закон писали, что со следующего года работникам будут давать 50 тысяч рублей на путевки и билеты. Причем не только сотрудникам, но и членам их семей. Якобы в законе написано, что теперь так можно.

Заголовки СМИ примерно такого содержания: россияне смогут путешествовать за счет работодателей, работодатели начнут оплачивать путевки россиян. Просто подарок судьбы какой-то.

Тогда мы не стали рассказывать про эти изменения, потому что в силу они вступят только в 2019 году. А вот теперь пришло время объяснить, что на самом деле написано в этом законе, можно ли съездить в Турцию за счет работодателя и как получить 50 тысяч рублей.

Главное о путевках за счет работодателя

Вот правда:

  1. Работодатели могут, но не обязаны оплачивать сотрудникам путевки. Этого нельзя требовать, и бюджет на это денег не дает.
  2. Если компания оплатила путевку, с 2019 года эту сумму разрешат учесть в расходах при расчете налогов. Раньше было нельзя.
  3. Это касается только путевок, которые купили после 1 января 2019 года.
  4. И только для отдыха на территории России.
  5. Лимит таких расходов — 50 тысяч рублей на человека. Платить можно и больше, но в расходах больше учесть нельзя.
  6. Столько можно платить за самого работника и каждого члена его семьи: супруга или супруги, родителей и детей.
  7. В расходах можно учесть стоимость билетов, гостиницы, санаторно-курортного лечения и экскурсий. Шопинг и сувениры — нельзя.
  8. Вместе с ДМС и медицинскими услугами расходы на путевки не должны превышать 6% от зарплатного фонда.
  9. Государство разрешает учитывать эти расходы, но сколько и кому оплачивать — решает работодатель. Можно нисколько и никому.
  10. При оплате путевок даже по новому закону нужно помнить о взносах и НДФЛ. Их нужно платить и удерживать.

Матчасть про расходы работодателей

Все работодатели платят налоги — с прибыли или доходов. Это касается общей системы налогообложения с налогом на прибыль и УСН «доходы минус расходы». Когда такие компании и ИП платят налог с прибыли, то из полученных денег вычитают потраченные. Чем больше расходов, тем меньше налог. В принципе, это выгодно работодателю: потратил деньги на что-то полезное для фирмы — заплатил меньше налога. Полезное осталось в фирме, а налогов меньше.

Но в расходах можно учесть не что угодно, а только те виды затрат, которые перечислены в налоговом кодексе. То есть потратить деньги компания может хоть на покупку квартиры для сотрудника, но в расходах она эту сумму не имеет права учесть — придется заплатить столько налогов, как будто у нее этого расхода вообще не было.

С этими статьями расходов, на которые можно уменьшать доходы, обычно идет борьба между работодателями и налоговой инспекцией. Работодатели хотят вычитать из выручки как можно больше расходов, а налоговая — как можно меньше. Бывают спорные в плане обоснованности моменты. Например, компания считает, что траты на корпоратив, обеды и спортзал — это обоснованные расходы, а налоговая — что нет. Нужно ориентироваться на налоговый кодекс и правильно оформлять документы.

При чем тут путевки для сотрудников?

Некоторые компании оплачивают или хотят оплачивать сотрудникам путевки, гостиницу, лечение в санаториях или билеты на самолет во время отпуска. В трудовом договоре это могут быть такие же условия, как и оплата спортзала, медицинской страховки и бесплатное питание.

Расходы на путевки и билеты в отпуске нельзя было учесть в расходах. То есть компания вроде бы позаботилась о работниках, оплатила им путевки, поддержала семью, но государство говорит: ничего не знаем, это ваша инициатива, заплатите в бюджет столько налогов, как будто этих расходов вообще не было.

Вот пример расчета, как это работает до 2019 года.

Допустим, компания получила от клиентов миллион рублей за месяц. На материалы, аренду и зарплату со взносами она потратила 700 тысяч рублей. Эти расходы обоснованные, налоговая не придерется. Но еще 100 тысяч рублей фирма потратила на путевки двум многодетным семьям — чтобы их дети съездили в «Артек».

Пришло время считать налог. Фактическая прибыль компании будет такой:

1 000 000 Р − 700 000 Р − 100 000 Р = 200 000 Р

А прибыль для налоговой надо считать так:

1 000 000 Р − 700 000 Р = 300 000 Р

То есть у компании на самом деле 200 тысяч рублей прибыли, а налоги она заплатит так, как будто прибыль 300 тысяч. Стимул платить за путевки при таком раскладе слабеет.

Как вести бизнес по закону
И зарабатывать больше на своем деле. Подпишитесь на ежемесячную рассылку для предпринимателей и получайте важные статьи и новости о бизнесе
💎💎💎💎💎

Что изменилось?

С 2019 года расходы на путевки работникам и членам их семей можно будет учитывать в расходах. То есть можно будет уменьшать на эти суммы доходы от ведения бизнеса и при прочих равных условиях платить немного меньше налогов, чем раньше.

Но это не значит, что работодатель должен дать всем по 50 тысяч рублей на путевки. Эти деньги он берет не из бюджета, а по-прежнему из своего кармана. Разница только в том, что теперь на эти расходы можно будет уменьшить доход.

Если взять пример выше с путевками в «Артек», то компания, как и раньше, потратит на них 100 тысяч рублей из прибыли. Но теперь она еще сможет сэкономить на налогах: например, если работает на УСН «доходы минус расходы», экономия на налогах составит 15% — то есть 15 тысяч рублей.

Бюджет России, регионы, муниципалитеты, управы, ФНС, Минздрав, Минтруд, Собянин или Путин не возмещают сумму расходов на отпуск. Это не обязанность работодателя, а просто небольшая льгота по налогам. Кстати, весьма условная и едва ли она подействует на тех, кто раньше путевки не оплачивал. В конце статьи станет понятно почему.

Это касается только работодателей?

В основном да. Работникам не нужно вникать, как работодатель считает налоги. Прежде всего о новых условиях учета путевок в расходах нужно знать именно работодателю. Потому что это повлияет на бухучет и расчет налогов. На работников это практически никак не повлияет.

Если бы работодатель захотел оплатить путевку, он оплатил бы ее и раньше. Если условиями трудового договора и бюджетом компании это не предусмотрено, новый закон ничего не меняет. С работодателя нельзя ничего требовать.

Желание оплатить путевку — это благородный порыв. Но нужно помнить про условия и ограничения. Там не все так просто.

Общие условия для учета стоимости путевки в расходах

Чтобы затраты на путевки работникам можно было вычесть из дохода и уменьшить налог, должны одновременно соблюдаться все эти условия:

  1. Путевку купили после 1 января 2019 года. Если ее оплатили раньше — учесть в налоге нельзя.
  2. У работодателя есть договор с туроператором или турагентом. Договор напрямую с гостиницей или авиакомпанией не подойдет.
  3. Получатели услуг по договору: работник, его супруг или супруга, родители или дети до 18 лет. Если дети учатся очно — до 24 лет.
  4. Лимит расходов, которые можно учесть, — 50 тысяч рублей на человека в год.
  5. Расходы на путевки, ДМС и медицинские услуги для работников — не больше 6% от зарплатного фонда.

Какие расходы можно учитывать?

В законе есть конкретный список, и нужно внимательно следить за формулировками в документах:

  1. Стоимость проезда любым видом транспорта туда и обратно.
  2. Проживание в гостинице, санатории или доме отдыха на территории РФ. С путевкой в Турцию или туром по Европе так не получится.
  3. Питание, если оно включено в проживание.
  4. Санаторно-курортное обслуживание: процедуры, лечение, обследования.
  5. Экскурсии.

Но все это должно быть указано в договоре с туроператором. Если работник решил съездить в аквапарк, а в договоре этого нет, компенсировать ему такие траты можно, но учесть в расходах нельзя.

Хочу оплатить путевку работнику. Что с НДФЛ и страховыми взносами?

А вот тут самое интересное. По закону эти расходы можно учесть при расчете налога на прибыль и сэкономить сколько-то денег. Но если раньше компания не платила за путевки, то, принимая решение платить, нужно быть готовым к расходам, которые окажутся больше экономии.

Страховые взносы. На сумму, которую работодатель заплатит за работника, он обязан начислить страховые взносы. То есть фактически путевка обойдется работодателю не в 50 тысяч рублей, а примерно на 30% дороже. И эти 30% он заплатит не работнику, не туроператору, а в бюджет. Но это касается только путевки работнику, за членов его семьи взносы платить не нужно.

НДФЛ. Еще со стоимости оплаченной путевки нужно удержать НДФЛ. Потому что компенсация за путевку — это доход работника. Есть вариант не удерживать НДФЛ, но тогда нельзя вычитать стоимость путевки из прибыли. В общем, куда ни посмотри, всюду сложности и дополнительные расходы.

Что с этим делать?

Работодателям. Если раньше не оплачивали путевки, посчитайте все расходы на них с учетом лимитов и взносов — там много нюансов, но бухгалтер разберется. Внесите изменения в трудовые договоры и подготовьте инструкции по оформлению документов. Подберите туроператора, который все правильно оформит для налоговой.

Работникам. Если где-то прочитаете новость о том, что с 2019 года работодатели будут оплачивать сотрудникам путевки, не верьте. Спросите у работодателя о его планах. Если он не собирается оплачивать путевки, это его право. Что он там будет делать с налогами, вас не касается. Но если вам все-таки оплатят поездку в Сочи или Крым, оформляйте документы так, как просит работодатель. Для него это правда важно.

Или почитайте нашу подборку про то, сколько стоит отдых в разных местах и как на нем сэкономить: