Страховые по-новому считают стоимость ремонта по ОСАГО — с учетом аналогов запчастей

Стоимость ремонта смогут рассчитать, даже если на рынке нет необходимой оригинальной запчасти

6
Страховые по-новому считают стоимость ремонта по ОСАГО — с учетом аналогов запчастей
Аватар автора

Дмитрий Сергеев

разобрался, как изменится методика подсчета стоимости ремонта по ОСАГО

Страница автора

С 11 сентября 2022 года действует обновленная методика определения расходов на ремонт транспортного средства.

Ее требования обязательны для страховых компаний, когда им необходимо подсчитать стоимость восстановительного ремонта и размера страховых выплат по ОСАГО. Расскажу, как это будет работать.

Что за методика определения расходов

Условия страхования ОСАГО устанавливает Банк России. Он же утверждает методику определения размера расходов на восстановительный ремонт и при необходимости вносит в эту методику изменения.

Порядок выплат остается прежним, максимальный размер — тоже. В этой части все осталось как раньше: полис работает, только если вы виноваты в ДТП и пострадали другие люди, автомобили или иное имущество.

Как было

Страховые компании для определения размера ущерба обязаны были составлять перечень оригинальных запасных частей с указанием их стоимости. Если перечень состоял из двух наименований, для оценки ремонта брали самую дешевую запчасть. Если в списке было хотя бы три варианта, учитывали стоимость предпоследней оригинальной запчасти: как написано у ЦБ, «второй снизу».

Параллельно со списком «оригиналов» страховая составляла перечень сертифицированных запчастей от альтернативных производителей. Однако тут было дополнительное ограничение: не учитывались запчасти заведомо низкого качества — стоимостью на 30% меньше второй снизу оригинальной детали.

Региональные коэффициенты, повышающие или понижающие стоимость ремонта, для редких и существующих в регионе в единственном экземпляре автомобилей рассчитывались на тех же условиях, что и для любой другой модели.

Что изменилось

Страховая компания может не составлять перечень оригинальных запчастей, о стоимости которых нет информации. Раньше это было обязательно, но не всегда возможно: например, если автомобиль редкий и запчастей нет в продаже, их уже не выпускают, не ввозят в РФ, а остатки на складах закончились. В этом случае цену ремонта рассчитают по стоимости аналогов — сертифицированных деталей от альтернативных производителей.

Изменился критерий запчасти заведомо низкого качества. Теперь таковой считается деталь с ценой на 20% ниже, чем у второй снизу оригинальной запчасти в перечне, — при условии, что он сформирован.

Поменяли методику расчета средней стоимости запчастей для ремонта. Правда, коснется она марок автомобилей, на которые редко заключают договоры ОСАГО или запчасти к которым в конкретный регион никто не возит. Если у вас единственная «Тесла» на всю область — региональный коэффициент к ней могут рассчитать как среднее арифметическое коэффициентов других марок, запчасти к которым в вашем регионе продают официально.

Что это значит для водителей

Как это повлияет на рынок страхования — пока непонятно. Страховые компании фактически и раньше могли не учитывать цены на запчасти, которых нет на рынке, — в силу того, что их физически не существовало. Отмена обязанности составлять список — формальность.

А вот новая методика определения цен на запчасти низкого качества в некоторых случаях может повлиять на размер выплат. Есть шанс, что заплатят больше, поскольку будут учитывать более дорогие неоригинальные запчасти. Могут выиграть и те, кто получает компенсацию деньгами.

В проигрыше, вероятно, окажутся владельцы эксклюзивных и редких автомобилей, запчасти к которым официально не продаются или не поставляются. А также владельцы машин, запчасти к которым стали менее доступными после ухода автопроизводителей. Для них региональный коэффициент могут рассчитать с учетом более распространенных марок автомобилей. Реальная стоимость ремонта таких машин вполне может превысить размер выплаты.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

  • UpgradeИ не надо забыть про износ деталей ТС! Который хоть и ограничен 50%, но все равно как-то обидно, когда ты следишь за своей ласточкой, и хоть пробег 100 т.км и возраст авто 5 лет, но дверь или бампер (любая другая деталь) почти как новые, а при компенсации заплатят только 50% стоимости детали, так теперь еще и аналога!7
  • Руслан АсадовА как же "параллельно импортированные" оригиналы? Почему бы не отталкиваться от их цены?1
  • Александр КапустинРасскажите, а что такое "сертифицированная" неоригинальная деталь? Как и где можно проверить сертификат запчасти?0
  • ЕвгенийАлександр, список таких запчастей утверждает Центробанк. И в этом случае компания SAT просто поставщик всея Руси... Сертификаты есть, а то, что деталь тупо не встает, это никого не волнует - вот сертификат и досвидания, как вы будете ее натягивать, никого не волнует. Столкнулся с тем, что бампер на машину оригинал стоит 31т.р., а дубли в итоге дают среднюю стоимость 16 000р., но с учетом к.износа 50%, это 8 000р. Итого получаем единственный вариант, это китайский SAT, который во первых ужасного качества, во вторых по геометрии просто не стреляет по точкам крепления. Но, поскольку сертификат имеется, претензии по сути не принимают, качество детали считается достаточным. В итоге собрал по кускам родной бампер, запаял, покрасил.0
  • Александр ЛиА можно ли ознакомиться с ценовым справочником по ОСАГО? Или это сугубо внутренняя информация для страховых?0
  • Олег ТрофимовСтатья содержит неточности. Если перевести на простой язык, то вам по закону не могут установить детали заведомого худшего качества, если их стоимость составляет меньше 30% от нижней второй цены на оригинальную запасную часть. Допустим новый оригинальный бампер стоит 28100 руб. То вам могут установить аналог цена которого не ниже 8430 руб. И получается, что ни какой SAT или TYG с ценами от 3000 до 6000 установить вам не могут по закону.0

Вот что еще мы писали по этой теме