Автотюнинг: как и зачем регистрировать с 2019 года
В июне 2019 года в России появятся официальные правила регистрации изменений в конструкцию автомобилей и любого транспорта. Они касаются всех автовладельцев, которые что-то меняют в своих машинах или покупают тюнингованные автомобили.
Если коротко: нельзя просто так занизить машину, поменять двигатель или заменить бампер. Для этого нужно спрашивать разрешения у ГИБДД и доказывать, что изменения не создают опасности на дороге. Если не оформить тюнинг, ГИБДД имеет право снять машину с регистрации, лишить прав или заставить все оформить как положено.
Это так по закону. Как будет на практике — вы сами знаете.
Правила регистрации автотюнинга
Регистрировать изменения конструкции автомобилей нужно было и раньше. С 1 июня будет больше конкретики:
- Принципиально процедура регистрации не изменилась, но стала понятнее. Не будет лишних документов и необоснованных отказов.
- Изменения в конструкцию машины можно вносить только с разрешения ГИБДД.
- Для этого нужно получить заключение аккредитованной лаборатории.
- После проведения работ нужно получить протокол в лаборатории, а потом — свидетельство в ГИБДД.
- За работу лабораторий нужно платить. Это может обойтись в десятки тысяч рублей.
- В регистрации изменений могут и отказать: список причин теперь конкретнее.
- Если не зарегистрировать изменения, за это оштрафуют, заставят вернуть все как было или все-таки оформить тюнинг как положено. Иначе машину снимут с учета, а владельца могут лишить прав.
Что это за правила?
В России действует регламент для автовладельцев и ГИБДД. Там написано, как правильно эксплуатировать машину, что в ней можно менять без проблем, а для чего нужно разрешение.
Но отдельных правил, как именно проверять и регистрировать изменения в конструкции, до сих пор не было. Экспертные лаборатории пользовались этим, чтобы получить от водителей больше денег, в ГИБДД могли отказать в регистрации по надуманной причине, а водители не знали, что делать, если купили машину с тюнингом. Изменения в конструкции все равно регистрировали, и порядок для этого тоже был, но понятных правил не хватало. Теперь они есть.
Кажется, что любой автовладелец может запросто приварить к машине обвес, заменить галогеновые лампочки на ксеноновые или перевести машину на газ и спокойно ездить. Но нет: изменения в конструкции нужно зарегистрировать. И теперь стало понятнее, как это сделать. Правила стоит изучить еще до того, как покупать машину с тюнингом или менять в ней что-то по своему усмотрению. Иначе потом придется возвращать как было или платить много денег.
Изменения в конструкцию — с разрешения ГИБДД
Тюнинговать машину или менять ее характеристики можно только после того, как ГИБДД выдаст разрешение. А потом еще раз проверит, выполнены ли все требования. Если да, то выдадут еще один документ — свидетельство о соответствии.
Документы для оформления разрешения
Чтобы получить разрешение от ГИБДД, нужно собрать такие документы:
- Заявление на выдачу разрешения.
- Паспорт.
- Заключение предварительной экспертизы, что конструкцию машины можно менять. Его выдает испытательный центр — за деньги.
ГИБДД все это проверяет и выдает разрешение или отказ. Если откажут, должны указать причину.
Когда могут не разрешить изменения
Теперь есть четкий список причин для отказа в разрешении на автотюнинг:
- Не хватает документов. Например, нет заключения лаборатории.
- В документах есть неточности или признаки подделки.
- У лаборатории нет аккредитации для таких экспертиз.
- В заключении написано, что изменения небезопасны.
- Заключения нет в специальном реестре, который ведет Минэкономразвития. Реестр появится с 2020 года.
- Изменения касаются увеличения максимальной массы, замены кузова, кабины или шасси, установки оборудования для погрузки и разгрузки, а также приведут к уничтожению номера.
- Машина или номера в розыске.
- Есть запрет на регистрационные действия с машиной. Например, от совладельца, наследника или приставов.
Если ГИБДД отказывает по другой причине, это можно обжаловать. А еще список поможет заранее оценить, стоит ли менять конструкцию или покупать машину с тюнингом.
Документы для оформления свидетельства, если изменения уже внесли
Если ГИБДД выдала разрешение и конструкцию машины изменили, нужно получить свидетельство. Для этого собирают такие документы:
- Заявление на выдачу свидетельства.
- Паспорт.
- Декларация производителя работ, если установили газовое оборудование.
- Протокол проверки безопасности, который выдает лаборатория.
- Документы об оплате госпошлины.
- Разрешение от ГИБДД на внесение изменений.
Вместе с документами нужно предоставить и саму машину для осмотра. ГИБДД все проверяет и выдает свидетельство. А если что-то не так — отказывает, и автовладелец расстраивается. Потому что без этого свидетельства использовать машину нельзя и придется снова тратиться на протоколы и разрешения.
- 800 ₽
В правилах есть список причин для отказа, то есть он не может быть произвольным. Это хорошо, потому что можно заранее подготовиться. Причины примерно такие же, как с оформлением разрешения: не все документы, лаборатория без аккредитации, протокола нет в реестре, машина в розыске, запрещена регистрация или машину не дали осмотреть. Если повреждены номера агрегатов или изменения не такие, как заявлено в разрешении, тоже будут проблемы.
Изменения нужно зарегистрировать в течение 10 дней
После того как ГИБДД выдала свидетельство, что изменения безопасные и машину можно использовать, их нужно зарегистрировать. Срок — 10 суток.
Для этого нужно опять обратиться в ГИБДД: там внесут изменения в регистрационные данные. В документах на машину будет указан номер свидетельства о внесении изменений. Если покупаете машину с тюнингом, а в свидетельстве нет данных о нем, значит, изменения не регистрировали — проблемы с этим будут у вас.
Если продавец говорит, что все в порядке, ГИБДД все разрешила, — требуйте документы. Если их нет, насторожитесь. Оформлять документы на тюнинг может быть слишком дорого, если это вообще окажется возможно.
Кто выдает заключения и протоколы
Такие заключения выдает не кто угодно, а специальные испытательные лаборатории, которые должны иметь аккредитацию и числиться в едином реестре.
Если вам продают машину с документом, на котором стоит печать какого-то автосервиса или станции техосмотра, и выдают это за разрешение, не ведитесь. С такой бумагой ничего вам не зарегистрируют.
Если сами решите тюнинговать машину, сначала ищите лабораторию, а потом уже — мастера, который воплотит идеи в жизнь. Из-за всех этих разрешений тюнинг может обойтись гораздо дороже, чем вы рассчитывали.
В заключении напишут, какие изменения планируется внести, можно ли это сделать, какие работы придется для этого провести, не помешают ли они безопасности и как потом будут проверять, что все сделано правильно.
Когда изменения в конструкцию внесены, такая же лаборатория должна выдать протокол. Для этого нужно провести испытания, измерить разные параметры и сравнить их с регламентом. Это тоже не может сделать обычный автосервис или СТО.
Такие лаборатории работают не бесплатно. За заключения и протоколы нужно платить. Стоимость зависит от количества и сложности изменений. Что-то простое можно оформить и за 5000 рублей, но иногда экспертиза обходится в десятки тысяч.
Что будет, если не регистрировать изменения?
Если ездить на машине с измененной конструкцией без регистрации, штраф для физлиц — 500 рублей. Но за ксеноновые лампы в фарах могут и лишить прав на полгода.
В любом случае, если найдут незарегистрированные изменения, их заставят оформить как положено: с заключениями, протоколами и свидетельствами. За отказ машину снимут с учета. И тогда ездить на ней будет сильно дороже. А там и до лишения прав недалеко.