Квартальная выручка Alibaba выросла на 10% — минимально с 2014 года
24 февраля Alibaba опубликовала финансовый отчет за четвертый квартал 2021 года.
Ключевые показатели компании и ожидания аналитиков:
- выручка — 242,6 млрд юаней (38,1 млрд долларов), ожидания — 246,4 млрд юаней;
- скорректированная прибыль на АДР — 16,9 юаня (2,6 $), ожидания — 16,2 юаня.
Вот что повлияло на каждый из этих показателей.
Выручка
Год к году выручка Alibaba увеличилась на 10% — это худший результат с момента выхода на американскую биржу в 2014 году.
И вот как изменились продажи в каждом из сегментов.
China commerce — электронные площадки и гипермаркеты в Китае — 27 млрд долларов (+7%).
В этом сегменте есть два ключевых направления.
Customer management — розничные площадки Taobao и Tmall — 15,7 млрд долларов (−1%). Это основной бизнес, который дает около 40% выручки. Здесь компания зарабатывает на доставке, рекламе и комиссиях, которые платят продавцы. Из-за высокой конкуренции и замедления всей индустрии этот доход упал, хотя еще год назад он показывал рост на 20%.
Direct sales — гипермаркеты — 10,7 млрд долларов (+21%). Второй по размеру бизнес, который дает около 30% выручки. Компания развивает направление гипермаркетов с 2020 года. Тогда она выкупила у «Ашана» сеть Sun Art.
International commerce — электронные площадки в остальных странах — 2,6 млрд долларов (+18%).
Local consumer service — доставка еды и приложения для путешественников — 1,9 млрд долларов (+27%).
Cainiao — услуги логистики — 2,1 млрд долларов (+15%).
Cloud — облачный бизнес — 3,1 млрд долларов (+20%).
Digital media — игровые, аудио- и видеосервисы — 1,3 млрд долларов (+0%).
Innovation initiatives — экспериментальные направления — 0,2 млрд долларов (+63%).
Доля от общей выручки по сегментам
China commerce | 71% |
International commerce | 7% |
Local consumer service | 5% |
Cainiao | 5% |
Cloud | 8% |
Digital media | 3% |
Innovation initiatives | 1% |
Доля от общей выручки по сегментам
China commerce | 71% |
International commerce | 7% |
Local consumer service | 5% |
Cainiao | 5% |
Cloud | 8% |
Digital media | 3% |
Innovation initiatives | 1% |
Прибыль
Чистая прибыль Alibaba упала на 74%, до 3,2 млрд долларов. На показатель повлияли разные неоперационные и неденежные статьи. Например, компания заработала меньше на инвестициях в акции. А еще провела переоценку нематериальных активов и списала 3,9 млрд долларов гудвилла.
Чтобы исключить влияние таких статей, Alibaba рассчитывает показатель adjusted EBITA. Это скорректированная прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации.
Даже с учетом корректировок adjusted EBITA упала на 27%, до 7 млрд долларов. Такой результат компания объясняет инвестициями в свои многочисленные сервисы. В итоге маржа adjusted EBITA упала с 28 до 18%.
Но рентабельность Alibaba снизилась не только из-за инвестиций. Компания развивает сети гипермаркетов. Это низкомаржинальный бизнес, который приносит много выручки, но мало прибыли. И если доля этого бизнеса от общей выручки продолжит расти, рентабельность будет падать и дальше.
Adjusted EBITA сегментов, млн долларов
China commerce | 9068 |
International commerce | −458 |
Local consumer service | −783 |
Cainiao | −14 |
Cloud | 21 |
Digital media | −216 |
Innovation initiatives | −252 |
Прочие расходы | −332 |
Всего | 7034 |
Adjusted EBITA сегментов, млн долларов
China commerce | 9068 |
International commerce | −458 |
Local consumer service | −783 |
Cainiao | −14 |
Cloud | 21 |
Digital media | −216 |
Innovation initiatives | −252 |
Прочие расходы | −332 |
Всего | 7034 |
Акции
Сразу же после отчета акции Alibaba упали на 9%, до 100 $, но позже почти полностью восстановились. Всего к концу дня бумаги упали на 1%, до 109 $.
С октября 2020 года акции Alibaba подешевели уже на 65% из-за давления со стороны китайских регуляторов. По мнению компании, акции стоят слишком дешево. Поэтому Alibaba выкупает собственные бумаги. За последние девять месяцев она направила на байбэк 7,7 млрд долларов. Столько же компания планирует потратить до конца 2022 года.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.