Что это значит? 24 684

Теперь банкротство стоит 300 ₽

Что стряслось?

С 1 января вступил в силу федеральный закон №407-ФЗ. Теперь для физических лиц госпошлина при подаче заявления о банкротстве составит 300 рублей.

Госпошлина — 300 Р и еще 25 тысяч 😏 управляющему

Сколько было раньше?

Раньше при обращении физлица в суд, чтобы объявить себя банкротом, нужно было заплатить госпошлину 6000 рублей. Сейчас — в 20 раз меньше.

Что значит объявить себя банкротом?

В России есть федеральный закон о несостоятельности (банкротстве). По этому закону банкротом могли объявить себя юридические лица. Если у них накопилось много долгов, а имущества и денег мало, они заявляли, что больше не могут платить банкам, поставщикам и в налоговую. Суд начинал специальные процедуры, чтобы погасить хотя бы часть долгов — например, продавал имущество. Когда продавать больше было нечего и деньги кончались, долги списывались. Это и есть банкротство.

С 1 октября 2015 года такая возможность появилась у физических лиц и предпринимателей. Это значит, что каждый человек, у которого долгов больше 500 тыс. рублей, и он не платит по ним дольше трех месяцев, может объявить себя банкротом. Задолженность и просрочку нужно подтвердить документально.

Например, человек взял кредит на машину, чтобы работать в такси. А потом попал в ДТП. Машина не подлежит восстановлению, полноценно работать по состоянию здоровья должник не может несколько месяцев, жена в декрете. Когда рождается ребенок, гражданин берет еще два кредита в микрофинансовой организации. Общая сумма долгов в итоге составляет 700 тыс. рублей. Платежи не вносятся полгода, пени растут, коллекторы достают звонками. Имущества и заначки нет. Подработок хватает только, чтобы прокормить ребенка. Должник имеет право объявить себя банкротом.

Для этого ему нужно подать заявление в суд. Если суд признает заявление обоснованным, он вынесет определение об этом в течение трех месяцев. Если заявление посчитают необоснованным, его оставят без рассмотрения.

Должнику назначают финансового управляющего, который будет контролировать имущество и расходы. Задача управляющего — принять меры для погашения долгов и максимально удовлетворить требования кредиторов. Для этого он будет продавать имущество должника, разыскивать заначки, раскапывать фиктивные сделки с имуществом. С одной стороны, финансовый управляющий должен выжать должника до последнего. С другой стороны, когда больше нечего будет выжимать, управляющий разрешит признать должника банкротом.

Если должника признают банкротом, с него спишут все долги и освободят от преследований кредиторов. Будет считаться, что человек больше никому ничего не должен. Как будто начинается жизнь с чистого листа: без долгов, звонков из банка и неожиданных списаний с зарплатной карты.

Сведения о лицах, признанных банкротами, вносятся в единый реестр и находятся в общем доступе.

Зачем нужен управляющий? Я сам могу разобраться со своим имуществом.

Назначение управляющего — это обязательное условие. Например, если должник утаил информацию о недвижимости за границей, то управляющий будет ее искать. Если гражданин спрятал деньги на вкладе в маленьком банке, то управляющий найдет их и отдаст кредиторам — у него есть такие полномочия. Должник может получить большую премию, но ничего не перечислить кредиторам, а управляющий узнает об этом и не даст распорядиться средствами по своему усмотрению.

Управляющий будет договариваться о реструктуризации долгов, организует торги по продаже имущества или добьется мирового соглашения с кредиторами. Управляющий проверит все сделки должника за 3 года. И если выяснится, что полгода назад была фиктивно продана квартира в центре города, а три машины переписаны на сестру, он потребует признать сделки недействительными.

Финансовый управляющий работает за вознаграждение. По закону он получает 25 тыс. рублей + 7% от суммы удовлетворенных требований. Фиксированную сумму платит должник. Проценты управляющий получает после погашения долга или продажи имущества.

Например, если человек объявляет себя банкротом, кроме госпошлины он заплатит 25 тыс. рублей финансовому управляющему из своих средств. В ходе конкурсного производства управляющий добился того, что должник сам погасил 50 тыс. рублей. И еще 300 тыс. выплачено кредиторам после продажи автомобиля. Из этих средств управляющий получит еще 24,5 тыс. рублей в качестве процентов.

На реализацию имущества отводится 6 месяцев. Все это время любыми сделками с имуществом занимается финансовый управляющий. Без его разрешения должник не может открыть или закрыть счет в банке и даже проголосовать на собрании учредителей юрлица. Выехать за границу тоже будет нельзя.

То есть заберут и продадут все имущество? Я останусь на улице совсем без денег?

Для погашения долгов будет продано ликвидное имущество, которого нет в списке не подлежащего взысканию. Например, машину, драгоценности и песцовую шубу продадут. А единственное жилье, одежду, домашних животных, сковородку и детский диван не продадут. Из денег должнику после всех удержаний должен оставаться прожиточный минимум с учетом иждивенцев.

Если должник живет в квартире родителей, из имущества имеет только предметы домашнего обихода и на 25 тыс. рублей содержит двоих детей, ему просто спишут все долги.

Если должник докажет, что имущество необходимо для работы, на него тоже не будет наложено взыскание. Например, должник зарабатывает пошивом вещей на дому — тогда не заберут швейную машинку.

Если квартира в ипотеке, она не защищена от требований банка. Такое жилье банк заберет, даже если оно единственное для семьи.

Получается, я могу избавиться от долгов, и мне за это ничего не будет?

Процедура банкротства помогает избавиться от некоторых долгов, но имеет серьезные последствия.

Прежде чем будут списаны долги, управляющий продаст всё имущество должника, кроме самого необходимого. Деньги на счетах и вкладах будут изъяты и переданы кредиторам. Должнику запрещено выезжать за границу во время ведения дела.

Если человека признают банкротом, он не сможет взять кредит в течение пяти лет. Обратиться в банк будет можно, но придется сообщить о статусе банкрота. Банки вряд ли захотят выдавать кредиты при таком статусе.

Те же пять лет нельзя подавать повторные заявления о банкротстве. И три года нельзя занимать руководящие должности в компаниях и открывать бизнес.

Например, если гражданин официально стал банкротом, а через два года женился, завел детей и решил взять квартиру в ипотеку, ему откажут в кредите.

Или через год после признания банкротом человек решил открыть свое дело и зарегистрировать фирму — ему тоже не удастся это сделать.

Или появится возможность устроиться на хорошую работу, но для этого понадобится приобрести автомобиль. Фирма даже даст часть суммы в рассрочку, но нужно взять небольшой кредит. Банк откажет такому заемщику.

Банкротство избавляет не от всех долгов. Например, долги по кредитной карте, налогам, долговым распискам или за коммунальные услуги спишут. А долги по алиментам или за моральный ущерб — нет.

Что мне делать сейчас?

Если вы хотите признать себя банкротом, тщательно подготовьтесь к этой процедуре. Соберите все документы, почитайте закон или обратитесь за консультацией к юристам.

Будьте внимательны и ориентируйтесь только на актуальные данные. На многих сайтах размещена устаревшая информация о стоимости, перечне документов и условиях банкротства. Закон принят недавно, но изменения в него уже вносились несколько раз.

Продумайте последствия такого статуса. Возможно, выгоднее договориться с банком о реструктуризации долга или выплачивать долги по исполнительному листу, чем объявлять себя банкротом.

Учитывайте, что в среднем на процедуру банкротства уходит около года. Не рассчитывайте, что долги вам спишут через неделю.

Оцените финансовые возможности. Кроме госпошлины в размере 300 рублей придется заплатить 25 тыс. рублей за услуги финансового управляющего. В ходе процесса появятся почтовые расходы, нужно будет оплачивать публикации. Внесение информации в реестр банкротов тоже платное. Могут потребоваться консультации юристов и помощь адвоката. Узнайте, сколько стоит ведение таких дел в вашем регионе. Эти расходы должник оплачивает из собственных средств.

Чтобы не потерять имущество, застрахуйте его на случай банкротства. Это поможет только если сейчас всё порядке, а вы добросовестный, платежеспособный гражданин. Если вы уже решили подавать заявление о банкротстве, страховая не поможет — она увидит в ваших действиях умысел и откажет в возмещении.

Не пытайтесь организовать фиктивное банкротство, чтобы просто не платить по кредиту. Банкротство нужно воспринимать как выход из сложной жизненной ситуации, а не шанс обмануть банк. За умышленные действия должника предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Ну и что? 2 305

Минстрой объяснил нюансы по общим собраниям собственников

В жилищном кодексе описаны правила, как проводить общее собрание собственников. Но есть нюансы, о которых в законе ничего нет. Из-за этого управляющие компании путаются, а собственники теряют право голоса.

Минстрой опубликовал письмо, в котором объяснил непонятное: как оформлять документы и правильно себя вести, чтобы полноценно участвовать в управлении домом.

У одного собственника несколько помещений. Он может голосовать по-разному в рамках одного вопроса?

Нет, не может. Один человек — одно решение.

К дому пристроено нежилое помещение. Его собственник может влиять на решения, которые принимаются по дому?

Если помещение является по документам частью дома, то да, может. Нужно проверять технический паспорт — там все указано.

Например, если салон красоты имеет собственную крышу и фундамент, но одной из стен касается дома, то он может быть оформлен по документам как часть дома. А значит, его владелец может участвовать в общем собрании.

От того, как оформлено встроенное или пристроенное помещение, зависит не только голосование. От этого зависит, будут ли жильцы платить за ремонт крыши этого салона красоты или магазина. И будет ли салон красоты платить за уборку общих подъездов в доме.

Уведомление о собрании вручили не только собственнику, но и жильцу квартиры. Это законно?

Это законно.

Тот, кто зовет на собрание, обязан предупредить собственников. В законе написано, как это сделать: лично или заказным письмом за 10 дней до даты собрания. При этом закон не запрещает отправлять дополнительные уведомления кому угодно еще: родственникам собственника, арендаторам квартиры или нежилого помещения.

Уведомление о собрании — это не коммерческая и не служебная тайна, а персональных данных там нет. Чтобы пригласить как можно больше собственников и собрать кворум, их можно вручать кому угодно — за это не накажут.

В протоколе общего собрания нет подписи собственника — только данные о его решении. Так можно?

Так нельзя. В списке обязательных данных нет подписи собственника. Там написано, что должны быть данные только о его решении — как он проголосовал.

Подпись — это и есть подтверждение решения. Без подписи нельзя понять, что это голос конкретного собственника. И хотя в перечне обязательных сведений подписи нет, без нее решение недействительно. Если такое обнаружится, решение можно оспорить.

В расшифровке подписи на решении собственника достаточно инициалов?

Нет, нужно полностью писать имя и отчество. Только инициалы — нельзя. У однофамильцев Минстрой рекомендует внимательнее проверять документы, а если нужно — запрашивать дополнительные.

В протоколе есть ошибки, опечатки или описки. Как исправить?

Ошибки исправляют прямо в документе и заверяют подписью собственника с пометкой «исправленному верить» — так можно.

Если в протоколе есть неисправленные ошибки и опечатки, важно, что это за ошибки и как они могли повлиять на результат. Описка или неразборчивый почерк не повод признавать решение недействительным. Главное, чтобы было понятно: вот голос человека, он живет в конкретной квартире вот такой площади. И проголосовал он вот так. Но если ошибка или опечатка вызывает неустранимые сомнения, это повод признать решение недействительным.

Зачем вообще проводить общее собрание?

На общем собрании решают вопросы многоквартирного дома: когда делать капитальный ремонт, устанавливать ли детскую площадку, платить ли за охрану и сдать ли лифтерную под салон красоты и т. д.

Зачем Минстрой что-то объясняет?

Общее собрание нельзя провести как угодно. Нужно соблюдать правила на всех этапах: от уведомления до подписания протокола. Если что-то нарушить специально или по незнанию, решение могут признать недействительным. Например, общее собрание разрешило делать пристройку для салона красоты, пристройку сделали, а потом один боевой жилец нашел нарушения в процедуре собрания и всё оспорил.

Но в правилах описано не все. Иногда даже Минстрой не знает сразу, как правильно. Постепенно накапливаются вопросы и выходят вот такие разъяснения.

Рекомендации Минстроя исполнять обязательно?

Письмо Минстроя — это не нормативный документ. Можно его не исполнять и поступать на свое усмотрение: разделять голоса одного собственника, не ставить подпись в решении и вместо расшифровки указывать только инициалы. Но тогда нужно быть готовым к тому, что голос не учтут, засчитают не так или оспорят в суде.

Зачем мне это надо?

На общих собраниях решают важные вопросы. Иногда от этого зависит, сможет ли конкретный собственник ставить свою машину на парковке возле дома. Еще это напрямую влияет на расходы: сколько денег нужно платить за управление домом и куда пойдут взносы за капремонт.

Общее собрание не обязательно организует глава ТСЖ или управляющая компания. Это может сделать любой собственник, если хочет что-то изменить и знает, как нужно действовать.

Ну и что? 17 832

Теперь на сайте налоговой можно скачать справку о доходах. Но для кредита она не подойдет

Справку о доходах 2-НДФЛ теперь можно скачать в личном кабинете на сайте nalog.ru. Вы получите официальный документ с электронной подписью. Он имеет такую же силу, как справка с печатью работодателя. Такую справку примет банк, новый работодатель и вообще кто угодно: она заверена налоговой.

Но есть проблема. Скорее всего, вам все равно придется брать справку на работе.

Что за справка вообще?

Справка 2-НДФЛ — это подтверждение официальных доходов и удержанного налога. Работодатель отправляет в налоговую такую справку по каждому сотруднику. Налоговая видит, где конкретный человек работает, какая у него зарплата за год и по месяцам и сколько НДФЛ он заплатил.

Справка 2-НДФЛ нужна для разных целей. Например, для оформления вычета при покупке квартиры или оплате лечения. Еще такой справкой подтверждают официальные доходы для банка, чтобы взять или рефинансировать кредит.

Обычно справку 2-НДФЛ заказывают на работе. Бухгалтерия выдаст ее в любое время и за любой период работы.

Так что, теперь справку получить проще?

Да, теперь ее можно получить прямо на сайте налоговой. Раньше ее можно было только открыть, а скачать и передать кому-то — нет. Теперь можно. Справки выгружаются в формате .pdf или .xml. Этот файл можно переслать по электронной почте или прикрепить к заявке на кредит.

Почему такая справка имеет юридическую силу? Это же просто файл.

Это не просто файл. Из личного кабинета справка выгружается с электронной подписью налоговой. Эту подпись нельзя подделать. Ее проверяют в специальном сервисе. Даже если отправить справку по почте, банк увидит, что она настоящая.

В чем тогда подвох? Почему эти справки не подойдут для кредита?

Работодатели подают справки о доходах сотрудников до 1 апреля следующего года. Налоговая загружает справки в личный кабинет еще позже — к июню. И так каждый год.

Например, в ноябре 2017 года у налоговой есть справка за 2016 год, а за 2017 еще нет. Даже весной 2018 года еще может не быть справки за 2017.

Для кредита нужна справка 2-НДФЛ за полгода до подачи заявки. Если подать заявку сейчас, нужно подтвердить доход с мая по ноябрь 2017 года. Для этого придется брать справку 2-НДФЛ на работе. В личном кабинете на сайте налоговой ее нет и быть не может.

А когда работодатель все-таки передаст данные в налоговую — например в конце марта 2018 года, — банку нужна будет справка о доходах за январь, февраль и март. Этих сведений тоже не будет в личном кабинете, и вам все равно придется идти в бухгалтерию. Или искать банк, который дает кредиты без подтверждения официального дохода.

Получается, задумка хорошая, но пока без большой практической пользы.

Значит, эти справки вообще не пригодятся? Зачем тогда это сделали? Опять бездумно растрачивают бюджет?

Справки за прошлые годы тоже могут пригодиться.

Для вычета. Чтобы получить вычет и вернуть налог за прошлые годы, нужно подать декларацию 3-НДФЛ и справку о доходах. В 2017 году могут понадобиться справки за 2014, 2015 и 2016 годы. Все они будут в личном кабинете.

Для банка. Банк может запросить подтверждение зарплаты за любой период — даже за прошлые годы. В свое время ипотечникам для господдержки нужно было подтверждать доход за 12 месяцев. Может быть, еще пригодится. Тогда справки можно выгрузить и отправить по электронной почте. Печать с работы не нужна.

Для контроля. Вы можете зайти в личный кабинет и проверить, какие данные работодатель передает в налоговую — совпадают ли они с расчетными листками и все ли вычеты правильно оформлены.

Еще в личном кабинете отражаются справки об НДФЛ со списанных долгов и неочевидных доходов: при рефинансировании ипотеки, возврате страховки, компенсаций. По закону их должны прислать налогоплательщикам заранее, но не всегда присылают. Проверьте, вдруг вас ждет сюрприз.

Для суда и пристава. Например, если в суде нужно подтвердить доход за несколько лет. Ситуации могут быть какие угодно: отсрочка выплаты долга, уменьшение пеней по алиментам или раздел имущества.

Для пособий. В 2017 году соцзащита может попросить справку о доходах за прошлый год. Подойдет документ из личного кабинета.

Могут быть и другие ситуации, когда пригодятся справки 2-НДФЛ за прошлые годы. Если так случится, вы сможете распечатать их даже ночью, в отпуске и для всех членов семьи сразу.

Как проверить свои справки 2-НДФЛ?

Зарегистрируйтесь на сайте налоговой. Для этого нужно сходить с паспортом в любую инспекцию и получить логин с паролем.

Можно авторизоваться через госуслуги.

Зайдите в личный кабинет, откройте раздел «Налог на доходы ФЛ и страховые взносы», выберите пункт «Сведения о справках по форме 2-НДФЛ».

Справки можно посмотреть или выгрузить с электронной подписью.