Разбираемся в ситуации с налоговыми реформами в США
Американский президент Джо Байден планирует провести в США масштабную программу реформ. Платить за осуществление этих реформ нужно будет как выпуском облигаций, так и новыми налогами. Мы решили разобраться в том, какие налоговые изменения ждут США и, самое главное, как это отразится на инвесторах.
Обычно мы не делаем разборы того, что еще не произошло: все может поменяться и реформы могут смягчить или вообще отменить — кто знает. Но на все события рынок реагирует заранее: если все укрепятся во мнении, что компании станут меньше зарабатывать, на рынке может случиться масштабная коррекция — на наш взгляд, это достаточно серьезный повод, чтобы отступиться от правил и посмотреть, что там придумал Байден, даже если половину из этого не реализуют.
Дисклеймер: в США прогрессивная система налогообложения: чем больше человек зарабатывает, тем больший процент он платит. Минимальная ставка налога составляет 10% — для тех, кто зарабатывает до 9875 $ в год; максимальная — 37%, для людей с годовым доходом выше 518 401 $. Периодически мы в тексте будем писать «минимальный» и «максимальный» — это как раз об этом. И поскольку мы говорим о США, то по умолчанию имеем в виду доллары.
Список потенциальных налоговых изменений
Увеличение НДФЛ: сейчас в США максимальный размер НДФЛ — 37%. Байден планирует вернуть ставку 39,6%, которая была до налоговых реформ Трампа.
Людям с доходом выше 1 млн в год, возможно, придется платить налог 43,4% на прибыль с активов, в том числе с продажи акций — выше нынешних максимальных 23,8%.
Возможно, владельцам акций придется платить налог, даже если они не продали актив, при условии, что он вырос в цене, — вернее, не совсем владельцам, а их родственникам после смерти владельца. Это делается для борьбы с таким явлением, как пенсионеры с большим состоянием в акциях, которые, чтобы не платить налог с прибыли от продажи акций, занимают деньги под залог этих акций и живут на них.
- Как это выглядит: человек, который купил много лет назад дом за 100 тысяч долларов и живет в нем сейчас, когда дом стоит 1 млн долларов, после смерти оставляет его наследникам, которые не будут за него платить. Но если налоговый план будет принят в том виде, как хочет Байден, то после смерти владельца дома наследники должны будут заплатить налог с 900 тысяч долларов «нереализованного дохода».
Мне кажется, что предложение «налогов с нереализованных активов, которые выросли в цене», Байден внес, чтобы продавить все остальные положения своей реформы в неизменном виде, пожертвовав именно этим в ходе обсуждений, — оно и вправду выглядит как людоедское.
Увеличение налога на прибыль корпораций: с нынешних 21 до 28%.
Здесь Байден также планирует ввести обязательный налог 15% для корпораций, зарабатывающих более 2 млрд в год, которые благодаря системе налоговых вычетов и юридических махинаций платят налоги гораздо меньше положенного или не платят их вообще.
Всего в Америке 55 крупных прибыльных компаний, которые не просто не платят налог на прибыль, но путем разных льгот в общей сложности получили из бюджета в 2020 году 3497 млрд. Среди них Nike, Salesforce, FedEx и множество других знакомых имен. Например, Nike, имея прибыль в прошлом году, получила вычет на 109 млн. Повышение налогов, конечно, проводится не только из-за таких компаний, но и из-за них тоже.
Еще для корпораций планируют увеличить налог на прибыль, полученную за рубежом, до 21%. Сейчас многие компании с крупными международными операциями платят налог 8,8% на свою зарубежную прибыль, что сильно меньше 15,8%, которые они платили еще в 2017 году. Денег в зарубежных подразделениях американских компаний копится очень много, так что инициативу Байдена можно понять.
Крупные компании в США, не платящие налог на прибыль
Прибыль за 3 года, млрд долларов | Реальная налоговая ставка за 3 года | |
---|---|---|
Duke Energy | 7,9 | −15,5% |
FedEx | 6,9 | −12,08% |
Dish Network | 6,6 | −0,2% |
American Electric Power | 5,9 | −3% |
Kinder Morgan | 4,9 | −0,9% |
Xcel Energy | 4,4 | −1,4% |
Nike | 4,1 | −18% |
Salesforce.com | 4,1 | −0,1% |
DTE Energy | 4,1 | −11% |
FirstEnergy | 3,7 | −1,2% |
Williams | 3,2 | −4,8% |
PPL | 2,9 | −1,3% |
CMS Energy | 2,5 | −5,3% |
Archer-Daniels-Midland | 2,1 | −0,1% |
Evergy | 2,1 | −6,4% |
Cabot Oil & Gas | 1,8 | −8,6% |
Westlake Chemical | 1,7 | −1,7% |
Advanced Micro Devices | 1,7 | −0,1% |
Textron | 1,5 | −3,1% |
Penske Automotive Group | 1,3 | −5,1% |
UGI | 1,1 | −3,2% |
Telephone & Data Systems | 0,7 | −22,8% |
Mohawk Industries | 0,6 | −3,3% |
Bali | 0,6 | −1,8% |
Howmet Aerospace | 0,4 | −0,5% |
Sanmina-SCI | 0,3 | −0,1% |
Крупные компании в США, не платящие налог на прибыль
Прибыль за 3 года, млрд долларов | |
Duke Energy | 7,9 |
FedEx | 6,9 |
Dish Network | 6,6 |
American Electric Power | 5,9 |
Kinder Morgan | 4,9 |
Xcel Energy | 4,4 |
Nike | 4,1 |
Salesforce.com | 4,1 |
DTE Energy | 4,1 |
FirstEnergy | 3,7 |
Williams | 3,2 |
PPL | 2,9 |
CMS Energy | 2,5 |
Archer-Daniels-Midland | 2,1 |
Evergy | 2,1 |
Cabot Oil & Gas | 1,8 |
Westlake Chemical | 1,7 |
Advanced Micro Devices | 1,7 |
Textron | 1,5 |
Penske Automotive Group | 1,3 |
UGI | 1,1 |
Telephone & Data Systems | 0,7 |
Mohawk Industries | 0,6 |
Bali | 0,6 |
Howmet Aerospace | 0,4 |
Sanmina-SCI | 0,3 |
Реальная налоговая ставка за 3 года | |
Duke Energy | −15,5% |
FedEx | −12,08% |
Dish Network | −0,2% |
American Electric Power | −3% |
Kinder Morgan | −0,9% |
Xcel Energy | −1,4% |
Nike | −18% |
Salesforce.com | −0,1% |
DTE Energy | −11% |
FirstEnergy | −1,2% |
Williams | −4,8% |
PPL | −1,3% |
CMS Energy | −5,3% |
Archer-Daniels-Midland | −0,1% |
Evergy | −6,4% |
Cabot Oil & Gas | −8,6% |
Westlake Chemical | −1,7% |
Advanced Micro Devices | −0,1% |
Textron | −3,1% |
Penske Automotive Group | −5,1% |
UGI | −3,2% |
Telephone & Data Systems | −22,8% |
Mohawk Industries | −3,3% |
Bali | −1,8% |
Howmet Aerospace | −0,5% |
Sanmina-SCI | −0,1% |
Что все это означает для компаний, торгующихся на бирже
Ничего особенно хорошего. Многие секторы смогли увеличить прибыль благодаря снижению налогов при Трампе и в случае повышения налогов будут зарабатывать меньше.
Все это «удачно» наложилось на момент выхода экономики из коронакризисного состояния и повышения прибыльности компаний, торгующихся на бирже.
Прибыль на акцию S&P 500
С повышенными налогами | Без налогов | |
---|---|---|
2020 | 140 $ | — |
2021 | 162 $ | 175 $ |
2022 | 188 $ | 202 $ |
Прибыль на акцию S&P 500
С повышенными налогами | |
2020 | 140 $ |
2021 | 162 $ |
2022 | 188 $ |
Без налогов | |
2020 | — |
2021 | 175 $ |
2022 | 202 $ |
Что это будет означать для акций
Здесь уже ответить сложнее. Вроде бы тот факт, что американские компании станут отдавать больше денег правительству, автоматом должен означать, что акции будут менее привлекательными для инвесторов. Но это не вполне очевидная логика: в 2020 году, несмотря на падение экономики и доходов ряда компаний, рынок акций все равно рос — и росли котировки компаний, у которых упали доходы. Так что с возможным повышением налогов все может обойтись хорошо. Тем более что в ретроспективе ожидаемое возможное повышение налогов Байденом не дотягивает до показателей 1950-х — а в 1950-е рынок рос.
Еще следует понимать, что деньги в США собираются тратить на реальную экономику: речь идет о 2 трлн трат в течение 8 лет. Непрямым путем компании все равно смогут хорошо заработать в такой ситуации, даже если будут платить больше налогов, потому что эта масштабная программа трат будет иметь эффект практически во всех отраслях: увеличится уровень трат населения, а львиная доля американских компаний, торгующихся на бирже, зарабатывают основные деньги именно в США.
Если можно считать аналогии уместными в этом случае, то первые 100 дней пребывания Франклина Рузвельта на посту президента США американский фондовый рынок встретил большим ростом, хотя всем было очевидно, что вместе с программой инвестиций в экономику Рузвельт принесет и большие налоги. Может быть, и налоги Байдена рынок встретит тоже радушно.
Потенциально более высокие налоги заставят компании меньше денег направлять на выкуп акций и дивиденды. Это потенциально может сделать фондовый рынок менее привлекательным для инвестирования, но объем выплат и выкупов и так упал во время пандемии — и что-то привлекательность фондового рынка от этого не уменьшилась. Поэтому конкретно из-за этого я бы совсем не стал волноваться: от выкупа и дивидендов и так особенно толку не было.
С другой стороны, важно учитывать настроения инвесторов, которые считают, что от повышения налогов случится падение рынка, — как мы прекрасно знаем, такая убежденность является самоисполняющимся пророчеством: все ожидают падения и начинают распродажу акций, тем самым приводя рынок к падению.
Примерно 75% всех акций, торгующихся в США, торгуются в автоматическом режиме — все теперь ставят стоп-лоссы и прочее. Поэтому сказать, что такие настроения распространяются на бирже подобно лесному пожару, было бы преуменьшением — падение происходит мгновенно.
Учитывая, что от Байдена ждут повышения налогов не только для корпораций, но и для частных лиц, вполне логично было бы ожидать того, что инвесторы решат распродать акции и зафиксировать прибыль до принятия закона, чтобы потом платить налоги меньше. Это логично по ряду причин.
Во-первых, самые богатые, которые потенциально будут платить больше налога, владеют большей частью акций. В их интересах устроить крупную распродажу сейчас. Так что продажа с целью зафиксировать прибыль до высоких налогов — это более чем логичный вариант.
Во-вторых, доля фондового рынка среди вложений американских домохозяйств достигла максимума за очень долгий срок. С точки зрения многих управляющих активами было бы логично решить, что пора зафиксировать прибыль сейчас, чтобы не платить более высокие налоги потом.
Кто пострадает больше всех
Поскольку ИТ-компании платят налогов меньше всех, то они и пострадают больше всех от повышения налогов. Вслед за ними идут фармацевтические компании.
Низкие налоги у ИТ-компаний и «большой фармы» оттого, что они генерируют большую часть доходов с нематериальных активов, поэтому для них повышение налогов будет очень болезненным.
Эффект от налогов для прибыли на акцию разных секторов S&P 500 в 2022 году
В целом | Корпоративный налог | Налог со сниженной ставкой на глобальные нематериальные активы | |
---|---|---|---|
Технологии | −8,9% | −4,8% | −4,2% |
Здравоохранение | −8,9% | −5,4% | −3,5% |
Потребительские товары | −8% | −6,6% | −1,3% |
Финансы | −7,3% | −6,1% | −1,2% |
Промышленность | −7,2% | −5,3% | −1,8% |
Коммуникации | −6% | −4,2% | −1,8% |
Материалы | −5,1% | −3,4% | −1,7% |
Продукты | −4,7% | −3,5% | −1,2% |
Энергетика | −1,4% | −1,4% | −0% |
Недвижимость | −1,3% | −0,6% | −0,7% |
S&P500 | −7,1% | −4,8% | −2,3% |
Эффект от налогов для прибыли на акцию разных секторов S&P 500 в 2022 году
В целом | |
Технологии | −8,9% |
Здравоохранение | −8,9% |
Потребительские товары | −8% |
Финансы | −7,3% |
Промышленность | −7,2% |
Коммуникации | −6% |
Материалы | −5,1% |
Продукты | −4,7% |
Энергетика | −1,4% |
Недвижимость | −1,3% |
S&P 500 | −7,1% |
Корпоративный налог | |
Технологии | −4,8% |
Здравоохранение | −5,4% |
Потребительские товары | −6,6% |
Финансы | −6,1% |
Промышленность | −5,3% |
Коммуникации | −4,2% |
Материалы | −3,4% |
Продукты | −3,5% |
Энергетика | −1,4% |
Недвижимость | −0,6% |
S&P 500 | −4,8% |
Налог со сниженной ставкой на глобальные нематериальные активы | |
Технологии | −4,2% |
Здравоохранение | −3,5% |
Потребительские товары | −1,3% |
Финансы | −1,2% |
Промышленность | −1,8% |
Коммуникации | −1,8% |
Материалы | −1,7% |
Продукты | −1,2% |
Энергетика | −0% |
Недвижимость | −0,7% |
S&P 500 | −2,3% |
В качестве примера можно взять такие компании, как Alphabet, Apple, J&J и Microsoft: они все платили мало налогов и до трамповского снижения в 2017 году — платят мало и сейчас. Но введение минимального обязательного налога 21% на прибыль для всех, у кого чистая прибыль от 2 миллиардов, непременно отразится на финансах. И увеличение обязательного налога на зарубежную прибыль сделает прятки от американской налоговой в удаленных офшорах менее выгодными для этих компаний.
Учитывая, что упомянутые компании занимают огромную долю в S&P 500, я бы опасался распродажи этих акций, которая приведет к колебаниям индекса, что, в свою очередь, благодаря автоматизации торгов, о которой мы говорили выше, приведет к масштабной коррекции. То есть банально торговые роботы увидят, что «рынок падает», потому что упадут непропорционально большие Apple и Alphabet, и начнется общая распродажа.
Принуждение, капитал и American states
Как давно доказал американский социолог Чарльз Тилли, современное государство родилось из фискального аппарата — и во многом ради фискального аппарата. Сбор налогов — это, так сказать, первый инстинкт государства наравне с войной. К слову, налоговое управление США было создано в 1862 году как раз для изыскания средств на цели финансирования гражданской войны.
Нынче в США подсчитали, что несобранных налогов в США каждый год получается нереально много — под 1 трлн долларов. И все благодаря снижению количества налоговых проверок: самых богатых в США проверяют так же, как и самых бедных, что бессмысленно, потому что на самых богатых приходится 36% несобранных налогов.
Байден планирует увеличить американской налоговой финансирование и дать ей больше полномочий, чтобы собирать больше денег с «уклонистов». Это тоже может повлиять на решение инвесторов побыстрее распродать активы на бирже и вывести деньги с рынка. Таким образом, получается еще один довод в пользу коррекции.
Процент падения интенсивности аудита доходов американских граждан по размеру годового дохода с 2011 по 2018 год
>10 млн долларов | −78% |
5—10 млн долларов | −80% |
1—5 млн долларов | −81% |
0,5—1 млн долларов | −80% |
200—500 тысяч долларов | −80% |
Получатели льготы (меньше 200 тысяч дохода) | −34% |
Процент падения интенсивности аудита доходов американских граждан по размеру годового дохода с 2011 по 2018 год
>10 млн долларов | −78% |
5—10 млн долларов | −80% |
1—5 млн долларов | −81% |
0,5—1 млн долларов | −80% |
200—500 тысяч долларов | −80% |
Получатели льготы (меньше 200 тысяч дохода) | −34% |
Что в итоге
Все, что написано выше, еще не отлито в граните. Впереди в США жаркие дебаты, и, скорее всего, налоговые поправки Байдена будут приняты в усеченном виде. А может быть, и нет — вдруг случится самый радикальный вариант. А может, будет какой-то компромиссный вариант.
И как я говорил выше, реакцию рынка сложно предсказать: в 1950—1960 годах, когда налоги были сильно выше, чем Байден хочет их сделать сейчас, фондовый рынок рос вместе с благосостоянием американцев. Так может получиться и здесь. А может и не получиться — вдруг собранные налоги бездарно разворуются и растратятся на всякие глупости. Но, по крайней мере, мы рассмотрели возможные варианты и уже морально готовы к тому, что может произойти.