Российский Минфин представил предварительную оценку исполнения федерального бюджета за четыре месяца 2024 года.
По итогам апреля дефицит бюджета приблизился к 1,5 трлн рублей. Это в 2,4 раза больше, чем было еще месяц назад. Правительство позволило себе рекордные для этого года траты — 3,8 трлн рублей, — связав их рост с выплатой авансов по госконтрактам.
Вот что еще примечательного в апрельском бюджете.
Доходы замедлили рост
В апреле российский бюджет пополнился на 2,97 трлн рублей. Это хоть и ощутимо меньше мартовских 3,7 трлн, но, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, выходит приличный рост — более чем на 40%.
Прибавку в основном обеспечили нефтегазовые экспортеры. Апрельские поступления от предприятий сектора выросли за год почти вдвое и составили 1,23 трлн рублей. В Минфине этот рост объяснили благоприятной ценовой конъюнктурой: российская нефть сегодня стоит заметно дороже, чем год назад.
Цены на марку Urals в апреле были около 75 $ за баррель, тогда как годом ранее — ниже 59 $. Правда, эту динамику бюджет ощутит позже, потому что для расчета налогов используются предыдущие периоды. Но и в марте российская экспортная нефть стоила дороже 70 $ — после 49 $ в марте 2023.
Еще один вспомогательный для бюджета фактор, о котором Минфин не упоминает, — это курс рубля. Он в марте — апреле был в районе 92 ₽ за доллар, а в это же время год назад — 76—81 ₽. Снижение курса национальной валюты увеличивает рублевые доходы экспортеров и бюджета.
Высокие цены на рынке энергоресурсов позволяют России зарабатывать больше, чем власти изначально планировали. За четыре месяца нефть и газ принесли бюджету 4,2 трлн рублей. И почти 500 млрд из них, согласно бюджетному правилу, пополнят Фонд национального благосостояния. В ФНБ отправляют все доходы, полученные при превышении базовой цены на нефть, которую для этого года определили на уровне 60 $ за баррель.
И вместе с тем общий рост доходов российского бюджета замедлился. Если по итогам первого квартала прошлогодний результат превзошли на 54%, то в апреле — только на 41%. Это связано с более сдержанным ростом поступлений от оборотных налогов, включая НДС: в апреле в казну пришло 1,73 млрд, или на 19% больше прошлогоднего, а в январе — марте темпы роста превышали 43%.
Правда, есть вероятность, что часть апрельских ненефтегазовых доходов мы еще можем увидеть в майском отчете. «Здесь стоит учитывать тот момент, что оценка предварительная, а налоги в этот раз платились не в апреле, а в мае в связи с выходными и могут быть искажения», — считает экономист Егор Сусин.
Дефицит уперся в потолок
Как и в прошлом году, российское правительство резко нарастило расходы в апреле относительно марта. В этот раз — почти на 700 млрд рублей. Подробностей снова нет: детализация бюджетных расходов уже почти как два года засекречена. Но в своем ежемесячном отчете Минфин поясняет, что в феврале — апреле деньги в ускоренном порядке отправляли на финансирование «отдельных контрактуемых расходов».
Месячный рост расходов на фоне снижения доходов привел к расширению накопленного с начала года бюджетного дефицита. Если в конце марта он едва превышал 600 млрд рублей, то к концу апреля вырос до 1,5 трлн. Это близко к потолку, установленному на конец всего 2024 года: его планируют закончить с дефицитом 1,6 трлн. То есть в оставшиеся восемь месяцев доходы бюджета должны оказаться почти равными его расходам.
План кажется едва выполнимым, но только если не вспоминать опыт прошлого года. Тогда ситуация была похожей: дефицит не только достигал своего лимита, но и выходил за его рамки. К апрелю он превысил 3 трлн рублей, что вдвое выше нынешнего показателя. И тем не менее во второй половине года расходы вернулись в норму, а доходы выросли, удивив многих экономистов, предвещавших бюджетный коллапс.
В этот раз панических настроений среди аналитиков уже нет — более того, они не видят трудностей с дальнейшим исполнением бюджета.
«Во многом значительный дефицит за первые четыре месяца связан с графиком исполнения расходов, — отмечают в „Райффайзенбанке“. — Минфин заранее авансирует расходы в начале года, и ближе к середине года их темпы должны стать более умеренными. По нашему мнению, текущий дефицит не говорит о бюджетных проблемах и не является признаком возможного превышения годового плана дефицита. <…> Экспортные доходы продолжат обеспечивать нефтегазовые поступления — при отсутствии новых значимых санкционных ограничений цена нефти выше 70 $ за баррель будет обеспечивать дополнительные доходы. Тогда как сохранение умеренно высоких темпов роста экономики, хоть и меньших, чем в прошлом году, будет питать ненефтегазовую часть».
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique