У «Черкизово» выросли объемы продаж и доходы во всех сегментах бизнеса

3
У «Черкизово» выросли объемы продаж и доходы во всех сегментах бизнеса
Аватар автора

Михаил Болдов

частный инвестор

Страница автора

«Черкизово», крупнейший российский производитель мясной продукции, опубликовал 10 июля операционные результаты за 2 квартал 2020 года.

Первое полугодие было непростым для всего сектора. Спрос на мясную продукцию со стороны предприятий общественного питания резко сократился на фоне распространения коронавируса и тех мер, что были предприняты для борьбы с пандемией. Большинство заведений общепита либо закрылись, либо перешли на удаленный формат обслуживания клиентов с доставкой заказов на дом. Кроме того, рост безработицы и снижение доходов населения также негативно отразились на покупательском спросе.

Производственные показатели

«Черкизово» — вертикально интегрированный бизнес. Это значит, что компания самостоятельно управляет основными бизнес-процессами, связанными с производством мясной продукции: от собственных комбикормовых заводов и элеваторов до заводов по убою и переработке мяса.

У компании четыре сегмента: растениеводство, птицеводство, свиноводство и мясопереработка. Я разберу текущее положение в каждом сегменте, кроме растениеводства: результаты сегмента компания публикует раз в год, чтобы исключить фактор сезонности из отчетов.

Куриное мясо

Объемы продаж курицы выросли на 6% год к году — до 343 тысяч тонн — в 1 полугодии 2020 года, в основном за счет роста продаж охлажденного и замороженного мяса птицы, выпускаемого под брендом «Куриное царство».

В начале 2020 года произошел значительный рост экспортных поставок курицы за счет выхода на гигантский китайский рынок. Кроме того, в первом квартале стартовали продажи птицы в Объединенных Арабских Эмиратах. Только за январь — март продажи куриной продукции на экспорт выросли в 6 раз.

Объем продаж во 2 квартале 2020 года оказался на 4% ниже, чем в первом квартале. Прежде всего на это повлияло сокращение спроса на внутреннем рынке, вызванное коронавирусом.

Источник: квартальные операционные показатели «Черкизово»

Средняя цена реализации куриного мяса в 1 квартале 2020 года оказалась на уровне аналогичного периода прошлого года и составила 103,48 ₽ за килограмм. Во 2 квартале она выросла на 6% год к году — до 105,99 ₽ за килограмм.

Доходы от данного сегмента в первом полугодии 2020 года могут оказаться на 9% выше, чем в первом полугодии 2019 года, и составить 35,9 млрд рублей. В 2019 году именно реализация курицы стала основным источником дохода для «Черкизово».

Источник: квартальные операционные показатели «Черкизово»

Мясо индейки

С 2017 года «Черкизово» совместно с испанским агропромышленным холдингом Grupo Fuertes продает мясо индейки, которое выпускается на производственной площадке «Тамбовская индейка» в Тамбовской области.

Объем продаж индейки в 1 полугодии 2020 года вырос на 14% год к году — до 19,5 тысячи тонн. Индейку продают под брендом «Пава-Пава».

Источник: квартальные операционные показатели «Черкизово»

Мясо индейки считается премиальной продукцией, поэтому традиционно стоит дороже, чем мясо курицы. В 1 квартале 2020 года средняя цена мяса индейки упала на 2% год к году — до 173 ₽ за килограмм, а во 2 квартале выросла на 10% год к году — до 180,85 ₽ за килограмм.

За счет увеличения объемов продаж и средней цены реализации доходы от продажи индейки могут вырасти на 17% год к году и составить 3,4 млрд рублей за 1 полугодие 2020 года.

Источник: квартальные операционные показатели «Черкизово»

Мясо свиньи

Объем продаж свинины в 1 половине 2020 года вырос на 14% год к году — до 148,61 тысячи тонн. Рост обеспечил запуск новых свиноводческих мощностей.

Источник: квартальные операционные показатели «Черкизово»

На российском рынке наблюдается перепроизводство свинины, что негативно отражается на цене продукции, которая стагнирует на протяжении последних лет. В 1 квартале 2020 года средняя цена реализации свинины упала на 10% год к году — до рекордно низких 79,97 ₽ за килограмм, во 2 квартале средняя цена упала на 11% год к году — до 85,71 ₽ за килограмм, что все еще остается крайне низким значением.

Несмотря на рекордные объемы реализации свинины, доходы сегмента в первом полугодии выросли менее чем на 2% год к году и составят около 12,3 млрд рублей.

Источник: квартальные операционные показатели «Черкизово»

Мясопереработка

В сегменте мясопереработки «Черкизово» реализует такую продукцию: колбасные изделия, полутуши, отрубы, — а также различные субпродукты: ливер, потроха. В 1 половине 2020 года объем продаж сегмента вырос на 8% год к году и достиг рекордных 123,72 тысячи тонн.

Источник: квартальные операционные показатели «Черкизово»

Но средняя цена реализации продуктов мясопереработки находится на исторически низком уровне. В 1 квартале 2020 года средняя цена упала на 5% год к году — до 155,34 ₽ за килограмм, а во 2 квартале она снизилась на 4% год к году — до 158,5 ₽ за килограмм.

Доходы от реализации продуктов мясопереработки должны вырасти на 3% год к году и составить около 19,4 млрд рублей за 1 полугодие 2020 года.

Источник: квартальные операционные показатели «Черкизово»

Что в итоге

Операционные результаты «Черкизово» бьют рекорды, несмотря на падение доходов населения и массовое закрытие общепита в период борьбы с коронавирусом.

Компания отчиталась о росте объемов продаж и операционных доходов практически во всех сегментах бизнеса. По-прежнему основной источник дохода «Черкизово» — это продажа курицы и индейки. Этот сегмент даже усилил свои позиции в 1 полугодии 2020 года за счет выхода на китайский рынок, а также за счет роста средней цены реализации продукции.

Сегменты свиноводства и мясопереработки показывают рекордные объемы производства. Но рост доходов сдерживают низкие цены реализации, что связано с перепроизводством продукции на российском рынке. Если же рынок удастся сбалансировать или «Черкизово» сумеет нарастить экспорт свинины и продуктов мясопереработки, то и в этих сегментах в будущем можно ожидать значительного роста выручки за счет восстановления средней цены реализации.

В целом компания пока уверенно преодолевает текущий кризис и даже наращивает объемы производства и реализации, что может говорить о сильном положении бизнеса на рынке мясной продукции.