Утилизационный сбор за растаможенные в ЕАЭС автомобили повысили с 1 апреля
Правительство РФ изменило порядок расчета утилизационного сбора. Это повлияет на стоимость автомобилей, растаможенных в странах ЕАЭС по заниженной цене. Изменения вступили в силу 1 апреля.
Новые правила закрывают лазейку, из-за которой бюджет РФ недополучал крупные суммы таможенных платежей. Недоплаченные пошлины, НДС и акцизы за ввоз автомобилей в РФ будут взимать в составе утилизационного сбора.
Расскажу, как и для каких машин увеличился утилизационный сбор.
Почему правительство изменило порядок расчета утилизационного сбора
В России цены на одну и ту же модель нового автомобиля могут зависеть от того, как его ввозили и оформляли. Можно растаможить машину в России, а можно — в одной из стран ЕАЭС: Киргизии, Казахстане, Армении или Беларуси.
Оформление автомобиля в странах ЕАЭС позволяет занизить таможенную стоимость и сделать цену более привлекательной для конечного покупателя. При этом бюджет РФ недополучает крупные суммы таможенных платежей. Просто взыскать эти деньги с владельцев автомобилей нельзя: таможенный кодекс ЕАЭС предусматривает единые ставки ввозных пошлин и автомобиль можно растаможить в любой из стран ЕАЭС.
Эту лазейку закрыли. По новым правилам недополученные таможенные пошлины, НДС и акцизы добавили к утилизационному сбору. Конкретный размер прибавки зависит от средней стоимости автомобиля, которую Минпромторг указывает в специальном перечне. На 1 апреля 2024 года в списке Минпромторга 3374 транспортных средства, обновлять его будут раз в квартал.
Правительство объяснило, что изменения позволят избежать ситуаций, когда граждане и компании, ввозящие автомобили, растаможенные в странах ЕАЭС, «получают необоснованные преимущества по сравнению с автовладельцами, делающими это в России и уплачивающими установленные законом налоги и сборы в полном объеме».
Также по новым правилам все ввозимые в страну электромобили и последовательные гибриды теперь нужно растамаживать только в России.
Что включили в утилизационный сбор с 1 апреля 2024 года
Автомобиль произведен или растаможен в России. Ничего не изменится. Покупатель уплатит обычный утилизационный сбор. Его размер зависит от категории транспортного средства, о правилах расчета мы уже писали в статье «Как утилизировать автомобиль и что такое утилизационный сбор». Обычно эту сумму производитель или импортер включает в цену автомобиля.
Автомобиль растаможен в одной из стран ЕАЭС. К утилизационному сбору добавят:
- Таможенную пошлину — разницу между уплаченной суммой и пошлиной, рассчитанной по средней стоимости автомобиля в перечне Минпромторга.
- НДС — разницу между реально уплаченной суммой и рассчитанной в перечне Минпромторга.
- Акциз — разницу между реально уплаченной суммой и акцизом, рассчитанным по мощности двигателя.
Если разница отрицательная, она считается равной нулю. При занижении стоимости автомобиля в таможенной декларации утилизационный сбор может значительно вырасти. Если же размер пошлины, НДС или акциза при таможенном оформлении не занижали, утилизационный сбор останется прежним.
Что делать и как сэкономить
До того как купить и растаможить автомобиль в любой из стран ЕАЭС, стоит свериться с перечнем Минпромторга. Если стоимость в нем выше стоимости машины в таможенной декларации, размер утильсбора может оказаться больше, чем рассчитывали.
Если машины нет в перечне Минпромторга, утильсбор рассчитывают по общим правилам. Он зависит от категории транспортного средства и цели покупки. Например, за автомобиль младше трех лет, не попавший в список и ввезенный для личного пользования, нужно будет уплатить утильсбор 3400 ₽. Если автомобиль старше трех лет — 5200 ₽.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil