Утилизационный сбор за растамо­женные в ЕАЭС автомобили повысили с 1 апреля

65
Утилизационный сбор за растамо­женные в ЕАЭС автомобили повысили с 1 апреля
Аватар автора

Дмитрий Сергеев

разобрался с таможенными платежами

Страница автора

Правительство РФ изменило порядок расчета утилизационного сбора. Это повлияет на стоимость автомобилей, растаможенных в странах ЕАЭС по заниженной цене. Изменения вступили в силу 1 апреля.

Новые правила закрывают лазейку, из-за которой бюджет РФ недополучал крупные суммы таможенных платежей. Недоплаченные пошлины, НДС и акцизы за ввоз автомобилей в РФ будут взимать в составе утилизационного сбора.

Расскажу, как и для каких машин увеличился утилизационный сбор.

Рассылка Т—Ж для автомобилистов
Советы, как не переплатить за машину, в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Почему правительство изменило порядок расчета утилизационного сбора

В России цены на одну и ту же модель нового автомобиля могут зависеть от того, как его ввозили и оформляли. Можно растаможить машину в России, а можно — в одной из стран ЕАЭС: Киргизии, Казахстане, Армении или Беларуси.

Оформление автомобиля в странах ЕАЭС позволяет занизить таможенную стоимость и сделать цену более привлекательной для конечного покупателя. При этом бюджет РФ недополучает крупные суммы таможенных платежей. Просто взыскать эти деньги с владельцев автомобилей нельзя: таможенный кодекс ЕАЭС предусматривает единые ставки ввозных пошлин  и автомобиль можно растаможить в любой из стран ЕАЭС.

Эту лазейку закрыли. По новым правилам недополученные таможенные пошлины, НДС и акцизы добавили к утилизационному сбору. Конкретный размер прибавки зависит от средней стоимости автомобиля, которую Минпромторг указывает в специальном перечне. На 1 апреля 2024 года в списке Минпромторга 3374 транспортных средства, обновлять его будут раз в квартал.

Правительство объяснило, что изменения позволят избежать ситуаций, когда граждане и компании, ввозящие автомобили, растаможенные в странах ЕАЭС, «получают необоснованные преимущества по сравнению с автовладельцами, делающими это в России и уплачивающими установленные законом налоги и сборы в полном объеме».

Также по новым правилам все ввозимые в страну электромобили и последовательные гибриды теперь нужно растамаживать только в России.

Что включили в утилизационный сбор с 1 апреля 2024 года

Автомобиль произведен или растаможен в России. Ничего не изменится. Покупатель уплатит обычный утилизационный сбор. Его размер зависит от категории транспортного средства, о правилах расчета мы уже писали в статье «Как утилизировать автомобиль и что такое утилизационный сбор». Обычно эту сумму производитель или импортер включает в цену автомобиля.

Автомобиль растаможен в одной из стран ЕАЭС. К утилизационному сбору добавят:

  1. Таможенную пошлину — разницу между уплаченной суммой и пошлиной, рассчитанной по средней стоимости автомобиля в перечне Минпромторга.
  2. НДС — разницу между реально уплаченной суммой и рассчитанной в перечне Минпромторга.
  3. Акциз — разницу между реально уплаченной суммой и акцизом, рассчитанным по мощности двигателя.

Если разница отрицательная, она считается равной нулю. При занижении стоимости автомобиля в таможенной декларации утилизационный сбор может значительно вырасти. Если же размер пошлины, НДС или акциза при таможенном оформлении не занижали, утилизационный сбор останется прежним.

Что делать и как сэкономить

До того как купить и растаможить автомобиль в любой из стран ЕАЭС, стоит свериться с перечнем Минпромторга. Если стоимость в нем выше стоимости машины в таможенной декларации, размер утильсбора может оказаться больше, чем рассчитывали.

Если машины нет в перечне Минпромторга, утильсбор рассчитывают по общим правилам. Он зависит от категории транспортного средства и цели покупки. Например, за автомобиль младше трех лет, не попавший в список и ввезенный для личного пользования, нужно будет уплатить утильсбор 3400 ₽. Если автомобиль старше трех лет — 5200 ₽.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Дмитрий СергеевЕсли сталкивались с оформлением автомобилей по новым правилам — расскажите о своем опыте:
  • Андрей КирилочкинВ этой статье есть уловка, жаль, что вы её допустили. > Уже ввезли или купили машину, растаможенную в ЕАЭС, но не уплатили утилизационный сбор. Советую уплатить его сейчас. После 1 апреля его размер может сильно увеличиться. >Решили купить автомобиль или электромобиль с таможенным оформлением в любой из стран ЕАЭС. Обязательно убедитесь, что успеваете завершить сделку до 1 апреля. После утилизационный сбор может вырасти настолько, что сделка станет невыгодной. - Речь же про автомобили полностью правильно растаможенные? А если продавец дает скан копии с копии с первичных таможенных документов? Не можешь проверить, что машина растаможена по полной цене. Проверить не можешь, соответственно кара тебя настигнет рано или поздно? Если любой из коэффициентов отрицательный, он считается равным нулю. - вот тут ничего не понятно. Нужны комментарии.1
  • Дмитрий СергеевАндрей, тут дело не в цене по которой растаможен автомобиль. Если утильсбор уплатить до 1 апреля - при любой цене автомобиля применить повышающие коэффициенты невозможно. Если затянуть - то, возможно, с 1 апреля утильсбор вырастет2
  • Дмитрий СергеевАндрей, что касается коэффициента, равного нулю. Если цена машины совпадет с той, что будет указана в перечне Минпромторга либо будет выше - коэффициент на размер утильсбора не повлияет. Он просто будет нулевым.2
  • ЙцукенНу все идет отлично, у дилеров наконец-то уйдет конкуренция, и они смогут поднимать цены, навязывать допы и т.д. Автомобиль станет еще большей роскошью. И все таки в рыночной экономике как говорится спрос рождает предложение, посмотрим на спрос в новых реалиях. И что будут дилеры делать со своим автопарком китайского автопрома. Ну и уверен, автоваз и китайский москвич тоже не останутся в стороне35
  • Утка_атакуетНемного грустно, что покупка автомобиля становится менее доступной4
  • ElenЙцукен, с автопарком будет то же самое, что с нераспроданными котлованами от оборзевших застройщиков. Могут навязывать допы, пока все не сгниет. Наверное, начнут предлагать кредиты на 12-15 лет.6
  • ЕленаА как будет считаться утилизационный сбор для физ лица? Например :я купила авто в Кыргызстане, у меня на сегодня коммерческий утильсбор светит, я доплачиваю все необходимые ставки и у меня получается машина томожил ась под единые ставки? Какой утилизационный сбор будет для физ лица в таком случае?3
  • Артём ХрульковНу что, похоже, кого-то в правительстве задавила настоящая жаба, раз протолкнули такие законы. Ждём 1 апреля.5
  • Олег ТруманДмитрий, здравствуйте. Сейчас растаможенный авто в РБ можно купить и привезти в РФ заплатив льготный утиль, после первого апреля обяжут платить коммерческий ? Будет ли взыскивать доплату если в РБ машина таможилась по полной ставке но на льготника с 50% скидкой? Сохранится ли льготная таможня в рф?4
  • ВладимирДмитрий, а есть понимание: машина в Кыргыстане растаможена на юридическое лицо(с уплатой пошлины и ндс), а в России покупает физическое лицо - по каким ставкам РФ будут насчитываться дополнительные платежи - по СТП( как для Юр лица - по первичному признаку завоза в Евразэс) или по ЕТС - как для физического лица? Суммы там иногда сильно разные:)1
  • Ярослав НевскийЛогика бредовая. Можно насытить рынок недорогими автомобилями, которые подстегнут к росту все отрасли - от туризма до продажи запчастей. Но лучше конечно машины по конским ценам и уже стали предметом роскоши.12
  • KomradElen, скорее дома снесут, а машины переплавят, чем продадут по адекватной цене.4
  • ДДДПунктом 12 Протокола для каждого государства-члена определены нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин. С 2020 г. применяются следующие нормативы: для Республики Армения - 1,220 процента; для Республики Беларусь - 4,860 процента; для Республики Казахстан - 6,955 процента; для Кыргызской Республики - 1,900 процента; для Российской Федерации - 85,065 процента. Ежегодно, в соответствии с пунктом 54 Протокола, для рассмотрения Евразийским межправительственным советом Комиссией готовится отчет о зачислении и распределении сумм ввозных таможенных пошлин между бюджетами государств-членов ЕАЭС. И им всё мало...8
  • Дмитрий СеровНельзя играть в азартные игры с государством. Пока не очень понятно что нужно успеть сделать до 1 апреля: - подать заявление на уплату утиля - реально списанный утиль - а может вообще получение СТС? А это весьма важно.. успеть подать заявление ещё можно. Но рассматривают их порой несколько недель. А это очень сильно нервирует2
  • Михаилn0v1, а почему государство должно решать где и по какой цене мне покупать? Я готов рискнуть и купить на 30-40% дешевле у перегонщика, без гарантии Но это исключительно мой выбор Теперь право выбора у меня очевидно забрали, предлагая те же позиции на пол цены выше14
  • АндрейЭто какой то скотизм над русским народом, что за уроды у власти.... Во всех странах и азиатских республиках таможенные платежи гораздо ниже, а нашим жлобамнаверху все мало...15
  • АвоKadsaУ меня друзья тачку купили за 400 тыс., сборы всякие 500...2
  • АвоKadsaУтка_атакует, немного?!!7
  • user3070596Поздравляю Россияне! У вас теперь 20 летние машины будут стоить как новые в Европе. Такую аферу у нас в Казахстане замутили 8 лет назад, и многие сейчас не могут купить нормальную машину из-за цены. Автопарк сильно устарел. Конечную выгоду будут получать кучка олигархов приближенных к Кремлю, аналогично как у нас.21
  • Сергей СоколовЙцукен, Ошибаетесь, думаете Тольятти, Ульяновск и Москвич останутся в стороне? Они всегда поднимали за импортными авто, чуть позже, либо сразу. В 2016 году я покупал УАЗ Патриот в полной комплектацией с кучей допов и антикором за 970000 рублей (МКПП и электронная РК) и все мне говорили дорого. Сейчас УАЗ Патриот без АКПП и механической РК стоит 2000000 рублей в той же комплектации, а ныне 2024 год конец февраля.0
  • Сергей СоколовElen, Совершенно верно, но на кой такая машина нужна с 500% переплатой1
  • Боба КандалупскийКаждый раз, встречая фразу о "недополучило государство в бюджет платежи" за то чего в принципе могло и не быть, дико бесит, я не покупаю ничего, значит бюджет не наполняю налогами? Виноват? )))4
  • Олег ПогодинВсе никак нажраться не могут.3
  • Олег Погодинuser3070596, Спасибо за поздравление.5
  • Александр Б.Артём, аха, будет день смеха0
  • Vitalii LОчень хочется верить в то, что когда-нибудь это издевательство над россиянами закончится. А пока становимся все ближе к Кубе.7
  • Vitalii LМихаил, именно. Одни люди готовы покупать без риска в автосалонах - пусть покупают, это их выбор. Другие готовы везти из ОАЭ, США, Европы и других стран с определёнными рисками, но с выгодой - это тоже их выбор. А сейчас нам говорят как нам жить. Сволочи.7
  • fandor80Йцукен, зато народ массово получает права0
  • fandor80Боба, если денег нет и спроса нет. Другое дело, что чем больше у людей денег, тем богаче государство. У нас государство отнимает последнее.0
  • fandor80Serg, видимо точно никто не знает. Я тоже не нахожу ответа.0
  • fandor80n0v1, нужно искать кому это выгодно. Автосалонам наверно. А кто их владельцы?0
  • fandor80Михаил, совершенно верно. Одно дело купить у дилера или на Авито. Другое дело тащить машину из далека, долго и рискованно.0
  • Сергей«Также по новым правилам все ввозимые в страну электромобили и последовательные гибриды теперь нужно будет растаможивать только в России.» А вот это точная информация? Просто продавцы по параллельному импорту утверждают, что в связи с этим постановлением рынок Киргизии (с растаможкой там) для них закрыт, а РБ - как раз таки нет, поскольку там растаможивают по полному инвойсу (и ждут только стоимость утиля). Подчеркну - речь про последовательный гибрид. Из ваших слов эта схема в принципе невозможна. Т.е. такой авто привезенный растаможенный через РБ, снова нужно будет повторно растаможивать в РФ. Так ли это?0
  • СергейПрочитал внимательно постановление. Отвечу сам себе. Очевидно, Вы в своей статье предоставляете недостоверную информацию о том, что: «Также по новым правилам все ввозимые в страну электромобили и последовательные гибриды теперь нужно будет растаможивать ТОЛЬКО в России.» Читайте постановление внимательно, прежде чем делать подобные выводы и вводить в заблуждение читателей.0
  • Антон ГорбачёвВсе для людей делается)0
  • Владимир Яровойfandor80, Точной информации пока нигде нет0
  • Руслан НебовДмитрий, не нашли ответа? Может кто-нибудь ответит?0
  • Роман ЖерловЙцукен, ХАХА) хорошего тут ничего ни для кого - все авто в принципе на этом фоне станут дороже, особенно новые и будем все плакать что не брали Монжаро по 3.5 млн)) Немцы вообще запредельно вырастут в цене..0
  • Александр ЛобаревПри всем уважении к государству. Я купил Автомобиль Gelly Atlas за 1 400 000 в Китае. Конечная цена с утильсбором выходит 3 000 000. За что я плачу? Я готов за 1 400 000 купить автомобиль в России, такого же качества. Но таких машин родное государство не производит.0
  • Игорь ИгнатьевОлег, такой же вопрос0
  • user3157310хочу приобрести авто старше 3х лет обьемом 1.3 л у гр на Белоруссии ,стоящее на учете в Витебске. Растаможенное ато с уплаченным утльсбором.Какова будет стоимость для меня утильсбора с 1 апреля на таможне РФ?Благодарю0
  • МаксЕсли я покупаю авто для личного пользования из Киргизит, то должен ли я платить повышенный утилизационный сбор?0
  • AndyАвоKadsa, а зачем вы им продали?0
  • Владимир ГороховЕсли я покупал машину в Астане в 2015 году, а теперь переезжаю вместе с ней в Москву и хочу поставить там на учет, мне придется оплачивать растаможку по полной программе?0
  • Евгений ПетровДмитрий, добрый день! Нужна ваша помощь и консультация, как специалиста Привет машину через еаэс, в марте, до сих пор стоит, эптс есть, но я не могу понять, как мне и сколько оплатить утиля и доначислений Самой машины в списке минпромторга нет Вы писали, что если её нет, то по старым ставкам все Брокеры сейчас отказываются, что либо делать Можете связаться со мной, пожалуйста, может есть вас возможность подсказать, как все сделать или контакт, того кто объяснит и проконсультирует Моя почта ниже eapv@mail.ru0
  • Даниил ЯнченкоНе очень понятно, сколько нужно заплатить за машину произведенную в Казахстане(санта фе) например. Сколько будет утиль сбор ?0
  • АлександрЕвгений, добрый день. Я в такой же ситуации, эптс получен в апреле, а в списке нет, ждем непонятно чего, каждую неделю пишу письма в минпромторг( они отвечают обращайтесь в фтс), в фтс пишу они отвечают пишите в минпромторг.0
  • Абрам АбрамянА если приобретают автомобиль для меня сколько стоит таможенный сбор вместе с утилизационным сбором0
  • Балжан КитароваЯ купила машину в Казахстане,для личного пользования,сколько нужно платить утильсбор.хундай Санта фэ 3,5 л0
  • Владимир Ивановя купил авто в казахстане у казаха который купил его в атосалоне апотом переоформил на меня ку пил для себя в таможне все равно утиль придеся платить коммерческий без вариантов0