Инвестидея: Albemarle, потому что электрокары
Сегодня у нас очень спекулятивная идея: взять акции добывающей компании Albemarle, чтобы заработать на буме электрокаров.
Потенциал роста: до 15% в течение 15 месяцев; до 53% в течение 5 лет.
Срок действия: до 15 месяцев или до 5 лет.
Почему акции могут вырасти: спекулятивный бум электрокаров поднимет стоимость лития, который добывает Albemarle.
Как действуем: берем акции сейчас.
Без гарантий
Наши размышления основаны на анализе бизнеса компании и личном опыте наших инвесторов, но помните: не факт, что инвестидея сработает так, как мы ожидаем. Все, что мы пишем, — это прогнозы и гипотезы, а не призыв к действию. Полагаться на наши размышления или нет — решать вам.
Если хотите первыми узнавать, сработала ли инвестидея, подпишитесь на Т—Ж в «Телеграме»: как только это станет известно, мы сообщим.
И что там с прогнозами автора
Исследования, например вот это и вот это, говорят о том, что точность предсказаний целевых цен невелика. И это нормально: на бирже всегда слишком много неожиданностей и точные прогнозы реализовываются редко. Если бы ситуация была обратная, то фонды на основе компьютерных алгоритмов показывали бы результаты лучше людей, но увы, работают они хуже.
Поэтому мы не пытаемся строить сложные модели. Прогноз доходности в статье — это ожидания автора. Этот прогноз мы указываем для ориентира: как и с инвестидеей в целом, читатели решают сами, стоит доверять автору и ориентироваться на прогноз или нет.
Любим, ценим,
Инвестредакция
На чем компания зарабатывает
Albemarle производит и добывает редкие и не очень редкие ископаемые. Согласно годовому отчету, выручка компании делится на следующие сегменты:
- Литий. На 60% спрос здесь генерируют производители электроники (включая батарейки), на 20% — промышленность (стекло, смазки, аэрокосмическая отрасль), еще 20% — это заказы из других отраслей (синтетический каучук, фармацевтика, сельское хозяйство).
- Бром и производные. Эта продукция нужна в химической промышленности, ей находят применение как в добыче нефти или газа, так и при производстве дезинфицирующих средств и переработке мяса.
- Катализаторы. Эта продукция нужна для очистки и переработки нефти.
- Загадочная категория «все прочее».
В таблице ниже можно посмотреть, сколько выручки компании дает каждый сегмент, и даже можно примерно оценить рентабельность каждого сегмента по параметру «скорректированная EBITDA» — это когда из обычной EBITDA исключают изменение учетных оценок и убытки от разовых неоперационных расходов.
Самый крупный отдельный рынок для компании — США, но большая часть продаж делается за рубежом.
Аргументы в пользу компании
Каждому гражданину — по электрокару, каждому заводу — по мешку лития. Хотя литий — далеко не единственный товар, которым торгует компания, он обладает огромным потенциалом, потому что это ключевой компонент для производства аккумуляторов, на которых работают электрокары. И здесь нам на руку играет то, что электрокары сейчас проходят стадию массовой популяризации.
На это брошены чудовищные силы: в минувшем полугодии продажи электрокаров в Европе — да, в период рецессии и коронавируса — сильно выросли и даже превысили показатели Китая. Не в последнюю очередь это произошло благодаря мерам принуждения со стороны правительств европейских стран: в этом году европейским автопроизводителям выкатят огромный штраф, если они не уложатся в целевые показатели сокращения вредных выбросов в атмосферу.
Отрасли помогают и щедрыми субсидиями — как в Европе, так и за ее пределами. В связи с этим всем можно ожидать существенного роста спроса на литий.
Тему с электрокарами правительства развитых стран, скорее всего, будут продвигать еще очень долго, чтобы снизить урон экологии от высокого уровня жизни разросшегося среднего класса. Поэтому я думаю, что реальные продажи и спрос на литий будут сильно расти, пока на электрокары переводится большая часть существующей цивилизации.
Аура надежности (на самом деле нет). Когда земля была юна, а электрокары все небезосновательно считали лохотроном, среди инвесторов было распространено убеждение в том, что нефтяные компании — это неплохое и относительно надежное вложение. С тех пор много чего навсегда утекло, но, учитывая востребованность лития, многие консервативные инвесторы в новых обстоятельствах могут расценивать Albemarle как довольно надежный вариант для инвестирования в будущее. В конце концов, компания работает очень давно и в убытки не скатывалась и в худшие годы.
Еще компания платит дивиденды — 1,54 $ на акцию в год. С текущей ценой акций это дает примерно 1,69% годовых. Доходность так себе, и у нее есть своя цена — об этом подробнее в разделе с проблемами компании, — но для крупных институциональных инвесторов это будет бонус и повод не распродавать акции: лишняя стабильность сырьевой, то есть априори подверженной волатильности, компании не помешает.
Могут прибежать спекулянты. У розничных инвесторов Tesla в чести, поэтому логично ожидать, что они будут накачивать котировки Albemarle. Нам, в принципе, только этого и надо. Albemarle, скорее всего, тоже скоро станет популярной у молодежи благодаря своим позициям на рынке лития.
Что может помешать
Не только электрокары. Конечные потребители продукции компании — далеко не только автопроизводители. И продает она не только литий. Не лучшие результаты в одном из сегментов могут попортить компании отчетность, что приведет к падению акций.
Бухгалтерия. Согласно последнему отчету, у компании примерно 6 млрд долларов задолженностей — против примерно 1,331 млрд долларов в распоряжении. Дивиденды составляют чуть больше 1/3 от прибыли компании, что не сильно много, но стоит учитывать, что сырьевой бизнес непредсказуем и в случае форс-мажора компании придется порезать или отменить дивиденды, от чего акции упадут.
Прогноз неутешительный. По мере того как производство электрокаров развивается, сопутствующие технологии становятся все лучше: доля батареек в стоимости электрокара снижается, а производители машин копят запасы лития — поэтому в будущем, возможно, они смогут требовать у поставщиков лучших условий и более низких цен. Риск теоретический, но его следует учитывать.
Всё могут свернуть. Дальнейшее продвижение электрокаров зависит от наличия щедрых субсидий. И в теории эти субсидии могут свернуть или урезать. Например, последний вариант сейчас обсуждается в Китае. Сокращение вычетов и льгот в этой сфере больно ударит по продажам: так, в Гонконге в 2017 году продажи электрокаров Tesla упали с 3 тысяч единиц в марте до нуля в апреле после того, как правительство острова отменило налоговый вычет для электрокаров.
Конечно, на фоне сильных мер по поддержке электрокаров такой вариант кажется невероятным, но безумный 2020 год показывает, что расчет на «ну не будут же они!» себя не оправдал. Надо будет — и субсидии свернут, когда отрасль начнет окупаться самостоятельно. А это сильно ударит по Albemarle, поскольку пока спрос на литий искусственно завышен за счет субсидий на электрокары.
Отрасль может споткнуться о другое. Пока что продажи электрокаров обновляют максимумы, потому что это легко: они занимают не самую большую долю в структуре автопродаж. Но когда или если электрокары станут массовым явлением, потребители могут столкнуться с проблемой нехватки зарядных станций — тогда спрос начнет падать, а с ним и заказы на литий. Риск теоретический, но все же следует держать его в голове.
Непрозрачный рынок. Цены на литий формируются не очень очевидным образом из-за того, что запасы ограничены, а количество компаний, работающих в этой сфере, невелико: доля Albemarle — 19%, доля ближайших конкурентов из SQM — 17%. В принципе это частично играет на руку Albemarle: цены на литий могут убежать вверх из-за отсутствия у участников рынка объективной информации о производстве и потреблении. Но может случиться и так, что цены упадут из-за слухов или появления независимой аналитики, — так, например, было в начале 2018 года.
Политические риски. Большая часть запасов лития расположена в Чили, поэтому перспективы развития Albemarle — а у компании есть производство в этой стране — будут зависеть от политической ситуации там. Вообще, это не самая бедная страна Латинской Америки, но, учитывая важность лития для западных экономик, правительство Чили в будущем может решить увеличить свои доходы каким-нибудь дополнительным налогом на добычу лития: пусть это и не самая бедная страна, но и далеко не самая богатая. Также возможно развитие такого сценария в Аргентине, где в политике традиционно сильны позиции левых. Разумеется, политика может негативно сказаться на котировках Albemarle.
Что в итоге
Можно взять акции по текущей цене — 91,01 $, а дальше есть два варианта.
Дождаться, когда акции будут стоить 105 $, и продать. Учитывая, что правительства и потребители всех стран продолжают поддерживать производителей электрокаров рублем, точнее долларом, этого уровня компания вполне может достигнуть в течение следующих 15 месяцев — тем более что у нее небольшой P / E, около 22, — пока автопроизводители и потребители будут восстанавливаться после урона от коронавируса. Но результаты продаж электрокаров в этом году в целом располагают к оптимизму касательно спроса на литий.
Дождаться цены 140 $. Она вполне достижима, если принять во внимание, что в Европе нынче истерия по поводу нехватки стратегических ресурсов, необходимых для перехода на «зеленую» энергетику: к 2030 году лития нужно будет в 10 раз больше, чем сейчас, а к 2050 — в 30 раз больше. 140 $ — это исторический максимум для акций компании: столько они стоили в 2017 году, на волне истерии вокруг электрокаров. И сегодня есть все признаки того, что эта истерия повторится: к примеру, Германия и Франция посреди кризиса расщедрились на многомиллиардные субсидии на электрокары. Поэтому я считаю, что акции Albemarle еще могут снова достигнуть исторического максимума в течение следующих 5 лет. Но этот вариант более рискованный: за 5 лет может многое случиться.