Инвестидея: Lockheed Martin, потому что куда без армии
Сегодня у нас достаточно консервативная идея: купить акции военно-промышленной компании Lockheed Martin в расчете на то, что компания хорошо заработает на агрессивном империализме американской военщины.
Потенциал роста: 7—10% в абсолюте за ограниченный период; по 5% в год на протяжении многих лет.
Срок действия: можно взять для спекуляций на срок от одного дня до нескольких недель; можно в долгую на бесконечно большой срок — пока Шестой флот в деле.
Почему акции могут вырасти: учитывая воинственность американцев и повышение напряженности на международной арене, компания точно не останется без работы в ближайшие годы.
Как действуем: можно ждать получения тревожных новостей и покупать акции сразу в расчете на быстрый спекулятивный рост; можно купить акции сейчас и держать много лет.
Без гарантий
Наши размышления основаны на анализе бизнеса компании и личном опыте наших инвесторов, но помните: не факт, что инвестидея сработает так, как мы ожидаем. Все, что мы пишем, — это прогнозы и гипотезы, а не призыв к действию. Полагаться на наши размышления или нет — решать вам.
Если хотите первыми узнать, сработала ли инвестидея, подпишитесь на Т—Ж в Телеграме: как только это станет известно, мы сообщим.
Любим, ценим,
Инвестредакция
На чем зарабатывает компания
Lockheed Martin зарабатывает на военных заказах США. Судя по годовому отчету, структура выручки компании выглядит так:
- 40% — военная авиация (самолеты), здесь 68% продаж приходится на истребители-бомбардировщики F-35;
- 26% — боевой транспорт: вертолеты типа Black Hawk и корабли;
- 18% — космическое подразделение: всякие ракеты типа Trident и спутники;
- 16% — ракеты и системы запуска.
Более подробная структура — с группировкой по клиентам и регионам — есть в таблице ниже, но для нас важны следующие моменты: 70,1% продаж приходится на правительство США, а еще 28,1% продаж — на другие страны.
Как и у Raytheon, 83,7% дают товары, остальное приходится на услуги: обслуживание и настройка проданных товаров.
Если попытаться сформулировать цель производимой компанией продукции, то выглядеть это будет так: Lockheed Martin позволяет американским военным доставлять снаряды, личный состав и информацию, куда нужно и когда нужно. В общем, Lockheed Martin — это воплощение наиболее сильных сторон американской армии в том виде, в каком она существует и действует в наше время.
Аргументы в пользу компании
Это более-менее чистая военка. Если у Boeing военные заказы составляют всего лишь 23% от выручки и даже у недавно рассмотренного Raytheon они давали 80% выручки, то у Lockheed Martin концентрация на военных заказах еще выше: коммерческий сектор занимает от 3 до 8% продаж эмитента.
Трудности подсчета «невоенных» продаж связаны с тем, что если с коммерческими продажами в США все ясно, то с зарубежными сложнее. Почти 37% проходит как «прямой коммерческий экспорт» — неясно, когда коммерческие товары компании покупают гражданские компании с гражданскими целями и когда их покупают военные для обслуживания ранее купленной военной техники.
Последнее, как мне кажется, наиболее вероятный вариант развития событий. Если развить эту цепочку рассуждений дальше, то можно задаться вопросом: насколько мирно конечные потребители используют проданные компанией за рубеж коммерческие товары?
Низкий процент гражданских коммерческих продаж у компании — это хорошо: в случае войны или роста военных расходов компания будет более релевантной для тех, кто хочет инвестировать в компании, которые могут выиграть от начала какой-нибудь крупной войны. И нельзя сказать, что рынок вооружений и без гипотетической войны неперспективен: военные расходы в разных частях мира постоянно растут.
Самая крупная военка. На графике ниже видно выручку разных военных компаний — и наш сегодняшний эмитент находится в топе. Это очень хорошо, потому что в случае нового военного конфликта его выручка взлетит выше прочих: когда начинается война, стороны конфликта идут к самому проверенному бренду, потому что в ситуации кризиса не до «разговорчиков в строю». Хотя, конечно, нужно отдавать себе отчет в том, что круг покупателей компании всегда будет ограничен США и их союзниками.
Эффективный, серьезный бизнес. Выручка и доходность компании уверенно растут, итоговая маржа находится на уровне 10.
Все те же плюсы, что и у Raytheon. А именно: привязка к растущему военному бюджету Америки; производство техники, критически важной для сохранения американской военной гегемонии; напряженная ситуация в мире, способствующая росту заказов.
Хорошее присутствие за рубежом. Почти треть продаж компании приходится на страны за пределами США, и наиболее крупные клиенты тут — страны, находящиеся в очень сложном положении. Условно говоря, их можно разделить на две группы:
- Страны Восточной Азии — Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Япония, — которые вооружаются против Китая.
- Монархии Персидского залива, наращивающие военные расходы ввиду напряженности на Ближнем Востоке: тут целый комплекс проблем, от террористов до прокси-войн Ирана.
Причин считать, что хотя бы по одному из этих направлений в ближайшие годы случится деэскалация, нет совсем. Значит, у Lockheed Martin есть хороший источник спроса за пределами США на годы вперед. А поскольку вооружаются союзники США и вероятность нового большого конфликта выше как раз возле их границ, то и вероятность втягивания США в местную войну будет велика, что выгодно для нашего эмитента.
Что может помешать: бухгалтерия и превратности войны
Плохая бухгалтерия. Общий объем всех задолженностей компании составляет 45,3 млрд долларов против 4,91 млрд долларов, на которые она может рассчитывать: деньги на счетах плюс задолженности контрагентов перед ней. Как по мне, задолженность компании слишком велика. И это притом, что Lockheed Martin тратит на выкуп акций по 1,5 млрд долларов в год.
Споры из-за ценообразования. Истребители F-35 — это один из самых дорогих видов оружия в арсенале США. Это вызывает большое недовольство в кругах как военных, так и политиков: мол, эти самолеты не настолько хороши, чтобы столько стоить.
Среди представителей ИТ-сферы в таких случаях принято шантажировать заказчика риторикой в стиле «да у вас нет выхода, кроме как платить столько, сколько мы скажем». И ввиду того что пока ИТ не сжирает такой же процент расходов предприятий, как и оборудование, эта стратегия работает.
Так же думали и в Lockheed Martin: «Ну не будет же Пентагон рисковать своей боевой эффективностью из-за каких-то там денег». Но когда три года назад еще только избранный президент Трамп выразил недовольство высокой ценой на эти самолеты и высказал мнение, что из-за такой цены хорошо бы отказаться от их использования вообще, Lockheed Martin продала новую партию самолетов американскому правительству со скидкой почти 10%.
Учитывая, что американское правительство дает более 2/3выручки компании, оно может и в дальнейшем давить на Lockheed Martin, чтобы снижать цены тогда, когда посчитает нужным. А компания будет уступать: ну а куда ты денешься с подводной лодки — вернее, из кабины F-35.
Американский военный бюджет надежен ровно настолько, насколько надежно американское правительство. Причин считать, что американское правительство внезапно начнет сильно сокращать военный бюджет, нет. Но и причин считать, что этого точно не произойдет, тоже нет: в декабре 1916 года в России тоже никто и подумать не мог, как все обернется через год.
Учитывая, что в политической жизни США не все гладко, можно было бы опасаться, что военные ведомства пострадают от этих процессов: например, вдруг в следующем году на выборах победят противники Трампа и решат сократить траты на оборонку.
Что в итоге
Варианты действий такие же, как и с Raytheon:
- купить акции Lockheed Martin после новостей о конфликтах;
- приобрести сейчас и держать много-много лет — ну или пока череда конфликтов в мире не заставит акции вырасти достаточно сильно, чтобы вы могли спекулятивно продать их и зафиксировать высокую прибыль. Еще компания платит 2,4 $ дивидендов на акцию в год, но это, конечно, копейки, если сравнивать с ее огромной стоимостью. Поэтому рассчитывайте долго-долго держать эти акции.