«Лукойл» почти нашел покупателя на свой НПЗ в Сицилии. Что это значит для акций
В сентябре стало известно, что российская энергетическая компания «Лукойл» (MOEX: LKOH) нашла потенциального покупателя на свой нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в Сицилии.
Эта сделка может оказаться знаковой как для российских энергетических акций, так и для всех российских эмитентов с серьезными активами за рубежом. Расскажу почему.
Что нужно знать об НПЗ «Лукойла» в Сицилии
НПЗ ISAB расположен в коммуне Приоло-Гаргалло. Мощности позволяют перерабатывать 14 млн тонн топлива в год. Там производится 22% бензина, который потребляет транспорт в Италии.
На заводе работает тысяча человек, и вокруг него сформировалось примерно 2 тысячи рабочих мест — это кафе и другая инфраструктура. Для Сицилии с ее безработицей 19% приольский НПЗ — это очень важное с социальной точки зрения предприятие.
К сожалению, в отчетности «Лукойла» данных по сицилийскому НПЗ обнаружить не удалось, поэтому оценить рентабельность НПЗ не получилось.
В начале декабря начнет действовать запрет ЕС на импорт нефти из РФ. Это значит, что НПЗ компании в Приоло-Гаргалло не сможет получать нефть для переработки из России.
Вы, возможно, спросите: ну а не из РФ приольский НПЗ может получать нефть? Как ни странно, нет. Мировая торговля сырьем устроена очень сложно, и в ней большую роль играют посредники — трейдинговые дома и трейдеры, отвечающие за доставку. В процессе происходит множество сложных финансовых операций и спекуляций, в основе которых лежит постоянный доступ к кредитованию.
ISAB перестала получать посредническое кредитное финансирование, нужное для таких сделок, от западных финансовых организаций, потому что они бойкотируют компанию.
Единственным источником нефти для ISAB остался «Лукойл» и его нефть из РФ. Российская нефть составляла 40—50% от того, что перерабатывал приольский НПЗ, и теперь завод перерабатывает только российскую нефть. Когда «Лукойл» перестанет возить нефть на НПЗ в декабре, то, возможно, НПЗ придется закрыться.
Что известно о сделке
Возможный покупатель — американский частный инвестфонд Crossbridge Energy Partners, который, кроме прочего, инвестирует в проекты в сфере чистой энергетики.
Ранее, в 2021, фонд купил датский НПЗ у Shell. Среди потенциальных покупателей упоминались также норвежский энергетический гигант Equinor и торговый дом Vitol.
Даже примерная стоимость продажи пока неизвестна. Стоимость НПЗ при его покупке «Лукойлом» в 2013 году оценивалась где-то в районе 2,7 млрд долларов. С тех пор «Лукойл» вложил в модернизацию завода несколько сотен миллионов долларов.
Даже учитывая накопившийся износ оборудования, продавать НПЗ дешевле чем за 2 млрд долларов было бы неудачей для «Лукойла». В мире сохраняются высокий спрос на топливо и высокие цены на нефть, и НПЗ-бизнес сейчас намного маржинальнее, чем в 2021 году.
Почему продажа НПЗ будет хорошей новостью для «Лукойла»
Для акций «Лукойла» новости о продаже НПЗ будут означать умеренный позитив: компания избежит худшего варианта с простым отъемом имущества и получит хоть какие-то деньги.
Во второй половине сентября власти Германии взяли под контроль три НПЗ «Роснефти», на которые в общей сложности приходилось 12% всех нефтеперерабатывающих мощностей в ФРГ и в которые «Роснефть» инвестировала 4,6 млрд долларов.
Даже если ISAB «Лукойл» продаст со скидкой, это все равно будет лучше, чем отдать НПЗ бесплатно. Котировки «Лукойла» на новости о возможной продаже НПЗ никак не отреагировали, что в целом можно считать хорошим знаком. Если продать НПЗ не удастся, вариантов несколько.
Закрытие. Если НПЗ не будет иметь возможности получать нефть — неважно, из России или из других стран, — то, скорее всего, НПЗ придется закрыть.
Льготные правила. Итальянское правительство или другие заинтересованные в непрерывной работе НПЗ госорганы в теории могут предоставить приольскому НПЗ возможность закупать нефть где-то еще, и тогда завод продолжит работу.
Национализация. Итальянское правительство может национализировать завод, чтобы он продолжал работу.
Как сделка повлияет на других российских эмитентов
Пример «Роснефти» показал, что в условиях сильнейшего энергетического кризиса в Европе и огромных энергетических субсидий правительств региона домохозяйствам активы могут просто отобрать. Так что, если «Лукойл» сможет продать свой НПЗ, это уже само по себе будет неплохим результатом.
В глобальном же смысле любой исход дела с приольским НПЗ, конечно, ничего хорошего для российского бизнеса за рубежом не значит. Контроль над активами будут просто отбирать или заставлять продавать их под любым предлогом.
Расширяться за пределами РФ у российского бизнеса, скорее всего, не получится: уже сейчас некоторые крупные российские компании вынуждены идти на существенные издержки с целью разделения на «российскую» и «зарубежную» части бизнеса.
Среди российских публичных компаний с активами в «недружественных» странах можно выделить следующие.
«Лукойл» (MOEX: LKOH). У компании кроме ISAB есть доли в добычных проектах, в частности в Норвегии и Румынии, нефтеперерабатывающие заводы в Румынии, Болгарии и 45% завода в Нидерландах. В 2021 году на них переработали 20,3 млн тонн нефти. Еще у «Лукойла» есть производство готовых масел в Финляндии, Австрии и Румынии, а также энергетические активы в Румынии, Болгарии и Австрии.
НЛМК (MOEX: NLMK). У компании есть три завода в США и несколько в Европе: в Дании, Франции, Бельгии и Италии.
«Акрон» (MOEX: AKRN). Компания владеет долей в месторождениях в Канаде и портовым терминалом в Эстонии.
У каждой из этих компаний крупнейшая часть активов находится в России или в странах, не считающихся «недружественными».
Обнулятся также все инвестиции российского бизнеса в Европе, в том числе и репутационные. Например, тот же «Газпром» начиная с 2012 года тратил на европейский футбол по 50 млн евро в год.
Возможно, приольский НПЗ был тоже своего рода плацдармом для дальнейшего расширения «Лукойла» и должен был рекламировать компанию европейским властям.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.