В России изменили порядок приема и перечень вступи­тельных испытаний в вузы: что важно знать

40
В России изменили порядок приема и перечень вступи­тельных испытаний в вузы: что важно знать
Аватар автора

Екатерина Александрова

разобралась в новых порядках

Страница автора

Минобрнауки утвердил новый порядок приема в вузы и перечень вступительных испытаний. Нормативы касаются нынешних одиннадцатиклассников, которые будут поступать в 2025 году.

Нововведения не вносят кардинальных изменений в процедуру зачисления, но важные пункты все же есть — например, передвинули крайние сроки подачи документов в вузы.

Расскажу, чего ждать в приемную кампанию 2025/26 учебного года.

Какие документы приняли

29 ноября Минобрнауки утвердило два ключевых документа, определяющих процедуру поступления в вуз:

  1. Порядок приема — этот документ описывает процедуру приема в гражданские вузы РФ. Это касается всех категорий абитуриентов: тех, кто поступает по основному конкурсу, квотам, результатам олимпиад и после колледжа.
  2. Перечень вступительных испытаний устанавливает список возможных предметов ЕГЭ на все специальности.

Что изменится в порядке приема в 2025 году

Согласие на зачисление. Абитуриенты снова должны будут подавать согласие на зачисление, причем его можно направить только в один вуз  .

В приемную кампанию 2024 года для подтверждения намерений учиться в вузе надо было направить оригинал аттестата, теперь вместо него подают согласие на зачисление.

Сроки и этапы зачисления. Новый порядок вводит третий этап зачисления к приоритетному и основному — дополнительный  . Это формальность, раньше процедуру просто называли дополнительным зачислением.

Новые даты, в которые абитуриенты должны представить согласие на зачисление:

  1. Для приоритетного этапа — 1 августа.
  2. Для основного этапа — 5 августа.
  3. Для дополнительного этапа — 9 августа.

Учет баллов за индивидуальные достижения. Новый порядок меняет учет индивидуальных баллов:

  1. Убрали минимальные два балла за ГТО  . Теперь вуз сам решит, сколько баллов зачесть за значок.
  2. Появился перечень индивидуальных достижений на места целевого обучения  . Его определяет заказчик. В сумме целевики теперь смогут набрать 15 баллов за индивидуальные достижения.
  3. Можно получить баллы за дополнительное образование  . Что им считать, определит вуз.

Число платных мест. Раньше вузы могли сами при зачислении на обучение увеличить установленное число платных мест  . Например, написать о 20 местах, но увеличить их до 50 из-за количества желающих.

Теперь учебное заведение сразу должно обозначить предельное число мест — его вузы все так же устанавливают на свое усмотрение.

Число специальностей для подачи документов. Абитуриенты могут подавать документы на пять специальностей, если в вузе их больше пяти  . Если меньше — то на все, что есть.

Раньше вузы были вправе устанавливать собственные ограничения, в том числе принимать документы меньше чем на пять специальностей.

Разберу на примере. НИУ ВШЭ проводил прием на 38 специальностей, а подавать документы можно было только на три. Теперь — на пять.

Конкурсные списки. Процедура публикации конкурсных списков изменится, процесс должен стать прозрачнее:

  1. Абитуриентов будут ранжировать по числу баллов сразу после подачи документов  . Это поможет оценить свои шансы на поступление.
  2. В списках укажут, считает ли абитуриент эту специальность высшим приоритетом — так видно, кто готов поступить на специальность, а кто рассматривает ее как запасной вариант.
  3. Вузы будут вправе ранжировать абитуриентов по классам, в которые они участвовали в олимпиадах  . Например, поставить призера за одиннадцатый класс выше, чем за девятый. Пользоваться ли такой возможностью — решает вуз.

Поступление для отдельной квоты. Абитуриенты, подпадающие под отдельную квоту, вправе вместо ЕГЭ сдать в вузе общеобразовательные вступительные испытания. Теперь результаты этих экзаменов учтут на всех конкурсах — даже если абитуриенты захотят поступать на основном этапе или на платные места  .

Раньше результаты экзаменов учитывали только в конкурсе на отдельную квоту. Если такой абитуриент хотел пойти на места основного этапа или платного отделения, пришлось бы сдавать ЕГЭ.

Кроме того, упростят процесс подачи документов — раньше абитуриенты должны были представить в вуз оригинал справки, подтверждающей право на отдельную квоту  . Теперь достаточно копии.

Места для отдельной и особых квот. Раньше, если их не заполняли на приоритетном этапе, места возвращались на бюджет на основной этап конкурса. Теперь их могут перераспределить между собой  .

Например, если на особой квоте осталось два свободных места, их могут передать претендентам на отдельную. Исключение — целевое, число мест для него определяют заранее.

Как устроен новый перечень вступительных испытаний

Вуз сам формирует список вступительных испытаний на специальность, но обязан выбирать предметы из перечня, утвержденного Минобрнауки.

По новому документу процесс остался прежним: есть обязательные предметы, а есть — на выбор абитуриента.

Изменились названия категорий предметов: появились списки «Вступительное испытание — 1», «Вступительное испытание — 2» и так далее. Объясню, как правильно анализировать перечень, чтобы понять, какие предметы может выбрать вуз:

  1. «Вступительное испытание — 1» — всегда русский язык, этот предмет обязателен для всех абитуриентов.
  2. «Вступительное испытание — 2». Вуз выбирает одну дисциплину из нескольких вариантов. Это второй обязательный предмет для сдачи.
  3. «Вступительное испытание — 3» — это третий экзамен. Вуз может указать один предмет или несколько, оставив их на выбор абитуриента.
  4. Вуз также вправе включить четвертый предмет из списка «Вступительные испытания — 4». Это тоже может быть одна дисциплина или несколько на выбор абитуриента. На практике четыре экзамена требуют только некоторые топовые вузы.

Кроме того, вуз вправе провести дополнительные вступительные испытания. Таких может быть от одного до четырех.

Учебные заведения обязаны опубликовать перечень экзаменов на все специальности не позднее 20 января 2025 года.

Теперь на врачебные специальности вуз не имеет права требовать результаты ЕГЭ, помимо химии и биологии. Выбора внутри «Вступительного испытания — 2» и «Вступительного испытания — 3» больше нет. Источник: publication.pravo.gov.ru
Теперь на врачебные специальности вуз не имеет права требовать результаты ЕГЭ, помимо химии и биологии. Выбора внутри «Вступительного испытания — 2» и «Вступительного испытания — 3» больше нет. Источник: publication.pravo.gov.ru
А вот как могут выглядеть комбинации ЕГЭ на специальностях с выбором предмета, если прием будет идти по четырем экзаменам. Источник: publication.pravo.gov.ru
А вот как могут выглядеть комбинации ЕГЭ на специальностях с выбором предмета, если прием будет идти по четырем экзаменам. Источник: publication.pravo.gov.ru

Какие изменения обсуждали, но не ввели

Принятые порядок приема и перечень вступительных испытаний отличаются от проектов, представленных в начале подготовки документа в августе 2024 года. Отдельно расскажем, какие пункты, вызвавшие опасения родителей и экспертов, не вошли в финальные редакции.

Порядок приема. Вот какие пункты останутся без изменений. Их корректировку обсуждали на этапе проекта, но они не прошли в окончательной версии:

  1. Бюджетные места, оставшиеся после поступающих по квотам и БВИ  , вернутся в основной этап. Процедура зачисления особой, отдельной, целевой квот и поступающих БВИ, например по итогам олимпиад, не поменяется. Планировалось, что передача мест произойдет только в конце августа.
  2. Вуз сам решает, как учитывать результаты олимпиад. Обсуждали, что в зачет пойдут только победы или призерство в одиннадцатых классах.
  3. Русский язык продолжат учитывать на всех специальностях. Была идея учитывать русский по системе «зачет-незачет» на технических специальностях.

Перечень вступительных испытаний. В предварительной версии перечня вступительных испытаний планировали исключить обществознание и английский из списка предметов по ряду специальностей.

Проект документа вызывал опасения у экспертов образования и родителей. В принятой версии обществознание оставили, но на некоторых направлениях список возможных экзаменов действительно изменился.

Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie

Екатерина АлександроваПоступаете в 2025 году? Расскажите, как готовитесь:
  • gogen7Поступаю! Спустя 5 лет наблюдений за изменениями ПП, я наконец-то выпускаюсь и поступаю. Екатерина (вместе с Арсением, кто понял, тот понял) благодарю вас за ваш труд!7
  • ВладимирКаждый год радуюсь, что мне уже давно не нужно через это проходить35
  • Корнелий ИвановВладимир, Пройдете, когда ваш ребенок будет через это проходить.1
  • skorpkРад что 25 лет назад такого не было и огорчаюсь сейчас. Ребенку поступать в 26 году2
  • Екатерина Александроваskorpk, собирайте статистику зачисления!2
  • user1887363Ужасно. Теперь за 5 месяцев надо готовить другой предмет ;((2
  • Екатерина Александроваuser1887363, это станет известно 20 января. Возможно, ваш вуз ничего и не изменит2
  • владислав кудрявцевВладимир, ну помимо пар сама студенческая жизнь была забавна0
  • ChamonixПоступаем. Русский сдали в 10. Сегодня написали ИС (какой-то сюр, русский сдан, а сочинение все равно пиши, почему нельзя было в 10 и сочинение написать?). Готовимся сейчас к двум предметам. Очень рады, что не отменили английский.2
  • Код "Леопольд"Всё ещё не понимаю, почему ГТО даёт баллы при поступлении. Ладно бы, это касалось только военных и спортивных вузов, где физические данные важны. Но для остальных-то зачем?4
  • Екатерина АлександроваChamonix, порядок проведения ГИА четко гласит, что ИС пишут только в 11 классе. Таковы правила1
  • egahКорнелий, не знаю, кстати. Я сдал ЕГЭ и поступил на бюджет самостоятельно, мама была осведомлена о процессе только в общих чертах7
  • ananas_litvedВ бородатом 2015 закончила колледж, а в 2016 сдала общеобразовательные вступительные в вуз, но из-за ранжирования списков как раз таки на бюджет очно не смогла попасть (мест было 6, а я по списку 7 хотя баллы были одинаковые). Пришлось 5 лет потратить на заочку, ноо законом подлости, в магистратуру наоброт был только очный набор на бюджет и 2 года пришлось учиться как школьнице от звонка до звонка. Но все же мне больше нравится идея идти учиться после после колледжа тк к общеобразовательным проще подготовиться и будто бы меньше стресса. Ну и плюс я успела поработать полтора года и поняла что хочу учиться дальше на своем направлении. В общем, было время обдумать надо оно мне это вообще или нет и сделать осознанный выбор. Хотя я понимаю, что у мальчиков в этом плане конечно свободы действий никакой. Тут бесспорно надо решать быстро и времени на подумать особо нет.1
  • Шмыгающий ХмурфикКонстантин, патамушта так Нада и етово не изменит2
  • Полина ДелияКод, поощрять здоровый образ жизни.4
  • АкацияКод, им как раз не нужны. ГТО это лёгкая прогулка по сравнению с требованиями на дописпытаниях. Думаю, как поощрять физическую активность для обычных студентов и ввели эти баллы за ГТО.0
  • MРусский обязателен для всех-всех абитуриентов? Это в этом году ввели? Не помню такого раньше... А так я все еще в восторге что врачам не нужна математика. А как они будут трактовать результаты научных статей по специальностям никого не волнует. Интересно, доживем ли мы до системы отложенного оптимального выбора? Она бы решила всё и меньше зависело бы от метаний и мониторинга списков. Учитывая, что заявки и так уже через Госуслуги.0
  • Макс ГаллиулинКод, ГТО ещё куда ни шло, были разговоры о дополнительных баллах при статусе молодой мамы например..1
  • Екатерина АлександроваM, всегда так было1
  • ЮлияКонстантин, потому что закончить школу, скажем, с тройкой по-русскому, а потом вливаться в научное сообщество, где лишь посредством написания научных работ вроде курсовых, диплома и прочих по списку подтверждается компетентность человека как будущего специалиста - на самом деле сложновато. Экзамен на корректное восприятие языка обучения и умение применять его для научных нужд в первую очередь необходимы самому студенту. К тому же, и репутация, и критическое мышление, и культура - всё это закладывается благодаря языку. Чем выше уровень владения им, тем проще учëба. В университете хватает информации, в том числе по стилистике речи, этикету, узко-специализированной терминологии. Закрывать пробелы базовой грамотности, в случае чего, будет просто некогда. Поэтому вполне закономерно установить минимальный порог, чтобы "на берегу" убедиться, что ожидающие студента сложные концепты в абсолютно любой теме будут усвоены как положено. Своего рода помощь в развитии :) Впрочем, это всего лишь моë личное мнение.2
  • LalalalaА вуз обязательно выбирает три ЕГЭ? На архитектуру только русский и профиль больше не прокатит?0
  • Екатерина АлександроваLalalala, имеет право установить 2 экзамена и дви1
  • Людмила ДиордицаЕкатерина, можете уточнить, если в перечне вступительных испытаний мы видим,что предмет,к которому готовилась дочка убрали-значит вуз 100% его не укажет как 3й вступительный? Ведь 20.01.2025 катострофически поздно начинать подготовку к сдаче другого предмета.....0
  • Екатерина АлександроваЛюдмила, напишите предмет и специальность0
  • Людмила ДиордицаЕкатерина, готовиться к ЕГЭ по географии, выбрала специальность 38.03.03 -Управление персоналом. И вот в новом перечне ВИ ее убрали....0
  • Екатерина АлександроваЛюдмила, можете на Экономику с таким набором егэ теоретически подать документы. И то при условии, что конкретный вуз включит её в свой перечень1
  • Екатерина АлександроваЛюдмила, справедливости ради среди московских вузов на бюджет в 2024 году только один принимал с географией на управление персоналом. Так что стратегия изначально была выбрана неудачная0
  • Людмила ДиордицаЕкатерина, спасибо,будем менять тактику значит)0
  • Илья ЗолотовКонстантин, чтобы минимизировать количество специалистов, изъясняющихся на уровне "типа, короче, ну ты понял"0
  • Вася Пупкинuser1887363, за 5 месяцев не успеете прочитать несколько учебников? А в вузе как учиться будете? Там экзамены в конце каждого семестра и выучить надо в разы больше, чем в школе0
  • Наталья КрасниковаВступительные испытания это ЕГЭ или внутренние экзамены?0
  • Екатерина АлександроваНаталья, ЕГЭ это вид ВИ. Некоторые категории абитуриентов имеют право сдавать внутренние экзамены вместо ЕГЭ0
  • Константин МорозовЮлия, для всего этого школа дает достаточный уровень владения языком. Нет смысла его сдавать на технические специальности. В лучших вузах Европы/США (или почти во всех) на технические специальности не видел отдельного экзамена по языку, на котором ведется обучение. Достаточно предоставить сертификат B2-C1. Или предоставить диплом школы например, если обучение велось на том же языке.И что странно, не имея экзамен в ВУЗ по языку, пишут статьи достаточно грамотно.0
  • ЮлияКонстантин, я вашу точку зрения понимаю и даже местами разделяю. Но вы приводите немного некорректное сравнение, равняя систему иностранного и родного языка. Если бы система образования в разных странах была идентична, то ваша претензия была бы обоснована. Действительно, масса предметов проходится в школьные годы, но проблема в том, что сам предмет - Русский язык - основан больше на литературном аспекте, в связи с чем мы всë детство проходим множество художественных выразительных средств. Богатство речи, все дела. А вот чисто рабочий инструментарий,что с этим языком потом технически делать, вроде оформления делового письма, умения формулировать предмет и объект, задачи и пр. штуки, обычно проходятся в рамках профессионального образования, т.е. в колледжах и универах. Там и предмет уже трансформируется, например в "Стилистику речи". Так что, сдавая русский при поступлении мы просто завершаем один этап и переходим ко второму. Иностранная же система школьного образования построена несколько по-другому. Там и технические, и литературные навыки родного языка даются вперемешку (методика зависит от страны, везде свои приколы, что в дет.саду проходят,что в школе, как и для чего. Иногда это даже "размазано" по неязыковым предметам). И как раз сдаются выпускные экзамены, которые построены в формате проверки как знания предмета, так и умения его вербально оформить. Иностранному же студенту, в любой стране, в первую очередь важно отдельно убедиться, что любой курс будет доступен физически, прежде чем обдумывать его суть. Поэтому да, тут уже требуется отдельный навык языка как иностранного, и это другая история в корне. Мы "догоняем" культуру и особенности языка чужой страны в сознательном возрасте, в экспресс-режиме по "чек-листу" тем, которые должны иметься в арсенале студента, если хотим воспринимать лекции наравне с носителями. Университету, который печется о репутации, невыгодно держать отстающих, поэтому они подстраховываются, спрашивая сертификат. Опять же, уровень B2 general и B2 academic, к примеру - разные истории. Поэтому в общем, я согласна, что кажется странным сдавать язык, на котором с детства говоришь. Но у нас это продиктовано особенностями программы преподавания. Нужно сменить выработанную десятилетиями систему, чтобы необходимость в экзамене логически отпала.0
  • РоманСогласно действующим нормам вузы обязаны обнародовать правила приема с перечнями всех испытаний до 20 января 2025 года. После этого у выпускников остается всего 10 дней на то, чтобы эти списки внимательно изучить и подать заявки на сдачу ЕГЭ по конкретным предметам. Новый перечень, утвержденный Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 27.11.2024 № 820 "Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата и программам специалитета", вступает в силу с 1 марта 2025 года, а вузы должны принять правила приема со всеми вступительными испытаниями до 20 января. В связи с этим вопрос, распространяются ли Правила вышеуказанного приказа на выпускников и абитуриентов 2025 г.? (ведь закон обратной силы не имеет). Конкретно моя ситуация, ребенок 1,5 года занимается с репетиторами для поступления на специальность "Конфликтология". Однако новым приказом предметы по выбору история и иностранный язык заменяются на математику и биологию. Мы объективно не успеем подготовиться по данным предметам. Ребенок гуманитарий.0
  • Екатерина АлександроваРоман, да, конечно. Это для выпускников 2025 года. Вузы скорее всего сразу опубликуют перечни с учетом этого приказа или позже внесут изменения. Если вы сдаете набор обществознание и история, то можете рассмотреть направление Социология0
  • БусКонстантин, слава Богу что мы не в Европе/США.0
  • БусКонстантин, закончив школу на русской, не значит, что Вы его знаете!0
  • Елена ДаренскаяВася, Вы искренне считаете,что за такой короткий срок можно в себя впихнуть физику или историю? В вузах за пройденную программу в семестре сдают экзамен,а ЕГЭ за всю школьную программу,неужели разницы не видите? Считаю, что это нож в спину поступающим в 2025 году!!!!0
Вот что еще мы писали по этой теме