20 июня на портале госуслуг открылся прием документов в вузы.

Через личный кабинет можно заполнить заявку, загрузить документы, проследить за обновлением конкурсных списков, а потом и подтвердить поступление.

Раньше подать заявление через госуслуги можно было только на бюджет, но в 2022 году сервис принимает заявления на платное отделение, а также на целевые и льготные места. Расскажу подробнее.

Куда и в какие сроки можно подать документы

К сервису подключено 975 вузов и филиалов, их полный список опубликован на сайте Минобрнауки. Учебные заведения можно ранжировать по регионам и специальностям. Для каждого вуза указаны ссылки на правила приема, число мест и приемную кампанию.

Подать документы можно не только в государственные вузы, но и в частные. К сервису подключились 77 таких учебных заведений. Они принимают участие в онлайн-кампании на добровольной основе.

Этапы приемной кампании

20 июня — 20—25 июля. Прием документов. Каждый вуз сам устанавливает сроки завершения приема документов, но не раньше 20 июля.

27 июля. Публикация конкурсных списков.

28 июля. Последний день, когда можно подать оригинал документа об образовании и дать согласие на зачисление, для поступающих на приоритетном этапе зачисления.

30 июля. Публикация приказов о зачислении для поступающих на приоритетном этапе.

3 августа. Последний день, когда можно предоставить оригинал документа об образовании и дать согласие на зачисление на основном этапе.

9 августа. Публикация приказов о зачислении на основном этапе.

Как подать документы

Заявление заполняет сам абитуриент: нужна только подтвержденная учетная запись на госуслугах. Документы принимают на бюджетное, платное и целевое обучение на все три формы — очную, очно-заочную и заочную.

Заявку можно подать максимум в пять учебных заведений — суммарно учитываются заявки, поданные через госуслуги и лично в приемные комиссии. В каждом вузе разрешается выбрать столько направлений подготовки, сколько установило заведение, но не более 10.

Какие документы понадобятся для подачи заявления:

  1. Паспорт.
  2. Документ об образовании.
  3. Документы, подтверждающие индивидуальные достижения.
  4. Документы, подтверждающие особые права.
  5. Договор о целевом обучении — при наличии.
  6. Справка о здоровье — при наличии.
  7. Фото — при наличии.

Перед заполнением самого заявления госуслуги попросят вас указать базовую информацию, которая влияет на условия поступления.

Текущий уровень образования: среднее общее, среднее профессиональное, высшее или высшее военное.

Особые права. Если положены льготы, можно отметить одну или несколько. Льготы при поступлении могут получить:

  1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
  2. Лица с инвалидностью.
  3. Лица с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Ветераны и участники боевых действий.
  5. Дети инвалидов первой группы до 20 лет из неполных малоимущих семей.
  6. Лица, пострадавшие от радиации на Чернобыльской АЭС.
  7. Военнослужащие и сотрудники силовых ведомств.
  8. Дети военнослужащих и сотрудников силовых ведомств.

Льготы варьируются в зависимости от категории. Например, дети-сироты имеют право на прием в пределах особой квоты и преимущественное право зачисления. А лица с ограниченными возможностями здоровья могут рассчитывать на специальные условия на вступительных экзаменах.

Договор о целевом обучении, если есть направление от организации. Если вы не пройдете по конкурсу на целевое обучение, то сможете участвовать в основном конкурсе.

Что нужно указать в заявлении

Желаемое место учебы. Найдите вуз через поиск — его можно сразу ограничить регионом. После выбора учебного заведения на сайте будет указано, есть ли у него общежитие. Отметьте, если вы хотите там жить.

На открывшейся странице вуза нужно выбрать список сданных экзаменов, уровень и форму обучения, вид конкурса. Есть возможность скрыть направления с внутренними экзаменами. У каждого направления указан минимальный балл вступительного испытания.

Если не выбирать предметы вступительных испытаний, то сервис покажет все направления подготовки вуза. Источник: gosuslugi.ru
Если не выбирать предметы вступительных испытаний, то сервис покажет все направления подготовки вуза. Источник: gosuslugi.ru

Заявление можно подать, не дожидаясь результатов ЕГЭ. Когда баллы выставят, их передадут в вуз автоматически. Если у вас несколько действительных результатов по одному экзамену, то вуз выберет лучший. Свои баллы можно посмотреть в специальном разделе на госуслугах.

Индивидуальные достижения. Например, к ним относятся: аттестат с отличием, спортивные успехи и победы на олимпиадах. Нужно указать категорию достижения, название и год, когда это произошло, а также загрузить копию или фото подтверждающего документа. Система проверит информацию автоматически.

Если нужного конкурса нет в списке, можно просто загрузить копию подтверждающего документа. Источник: gosuslugi.ru
Если нужного конкурса нет в списке, можно просто загрузить копию подтверждающего документа. Источник: gosuslugi.ru

Реквизиты документа об образовании. Например, школьного аттестата или диплома о среднем специальном образовании. Нужно указать серию, номер, дату и место выдачи документа. Без этих данных вы не сможете перейти к следующим пунктам заявления.

Справка о состоянии здоровья. Потребуется только при зачислении. Это может быть справка типа 086/у или другая медицинская справка — в зависимости от требований вуза. Если вы уже ее получили, то фото можно загрузить. Если нет, то пропустите этот пункт.

Фото лица анфас. Файл можно загрузить с компьютера, требований к фотографии нет. Она нужна для вашего личного дела и вступительных испытаний. Пункт можно пропустить, а фото принести позже.

Персональные данные. Информация автоматически подгрузится из личного кабинета на госуслугах. Это дата и место рождения, данные паспорта, СНИЛС. Внимательно проверьте информацию. Если при сдаче ЕГЭ или получении аттестата у вас был другой документ, это нужно отметить.

Контактный телефон, электронная почта и адрес постоянной регистрации. Эти сведения подгрузятся из личного кабинета, но их нужно подтвердить.

Реквизиты договора о целевом обучении. Если вы поступаете с договором от заказчика, нужно загрузить копию или фото документа.

В конце подтвердите согласие на обработку персональных данных, выполнение правил приема и ознакомление с уставом выбранного вуза.

Заявление можно не отправлять сразу, тогда оно сохранится в личном кабинете как черновик.

Что делать после подачи заявления

Следите за уведомлениями в личном кабинете: представители вуза будут отправлять вам сообщения. Например, вас могут попросить заменить копии документов или пришлют информацию о дополнительных вступительных экзаменах.

Отслеживайте свое место в конкурсных списках и определитесь с вузом, в котором хотите учиться. Туда нужно подать оригинал документа об образовании и согласие на зачисление, это тоже можно сделать через госуслуги. Если потребуется, заявление можно будет отозвать и подать в другой вуз.

Бумажные оригиналы приносить в вуз не нужно: отметки о представлении документа на госуслугах будет достаточно. Но если после этого подать оригиналы в приемную комиссию, отметка в личном кабинете станет недействительной.

После выхода приказа о зачислении вам опять придет уведомление. Если вы выбрали обучение на платной основе, договор с вузом можно заключить онлайн.

Кто не может подать документы через госуслуги

Подать заявление в вуз через госуслуги могут не все абитуриенты. Услуга не распространяется на тех, кто:

  1. Поступает на бюджет по программам специалитета в области искусств — если высшее образование уже получено.
  2. Поступает на обучение по программам бакалавриата и специалитета, сведения о которых составляют государственную тайну.
  3. Проходил обучение за рубежом и прервал его «в связи с недружественными действиями иностранных государств». Особенности приема таких студентов регулирует постановление Правительства РФ № 434 от 21.03.2022.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.