Пачка инвестновостей: FIFA, Huawei и покупка акций на исторических максимумах
EA может расстаться с FIFA. Американским компаниям разрешат экспорт полупроводников в Китай. Новое исследование американских экономистов ставит под сомнение биржевую мудрость о том, что завышенные цены некоторых компаний можно оправдать их будущей прибыльностью.
Дисклеймер: когда мы говорим о том, что что-то выросло, мы имеем в виду сравнение с аналогичным кварталом годом ранее. Поскольку все эмитенты из США, то все результаты в долларах. При создании материала использовались источники, недоступные пользователям из РФ.
«Ваши ожидания — ваши проблемы»: Electronic Arts может потерять FIFA
Производитель и издатель игр Electronic Arts (NASDAQ: EA) может потерять лицензию на игры про FIFA. Текущее соглашение заканчивается после чемпионата мира в Катаре в 2022 году, и FIFA не хочет продлевать договор.
Благодаря этому соглашению FIFA получает 150 млн долларов отчислений в год. Но ассоциация хочет больше: она претендует на 250 млн в год. Более того, FIFA планирует ограничить права эксклюзивности разных элементов чемпионатов, таких как стадионы, игровые турниры, ценные виртуальные предметы и прочие, для игр EA: скорее всего, FIFA хочет получить возможность продавать права на этот контент другим компаниям.
Для EA договор с FIFA в том виде, в каком хочет FIFA, выгоден куда меньше: суть требований FIFA можно охарактеризовать примерно так — ассоциация хочет давать EA меньше за большую сумму.
Может быть, стороны договорятся. А может быть, и нет: EA зарегистрировала торговую марку EA Sports F. C. — видимо, чтобы назвать так очередную игру серии FIFA в случае, если не получится договориться.
Строго говоря, если EA не договорится с FIFA, то потеряет только права на название, логотип и право делать игры про чемпионат мира. У EA есть отдельные договоры, около 300 штук, как с целыми клубами и лигами, так и с отдельными игроками — так что они останутся в играх.
Но в теории смена имени может негативно повлиять на отчетность EA: первая FIFA-игра EA вышла в 1993, на этом бренде выросло несколько поколений игроков. Захотят ли они играть в EA Sports F. C. 2023 вместо FIFA 2023? Может, да. А может, и нет.
Точно неизвестно, сколько денег FIFA-игры дают EA. Но сама EA говорит, что много. В принципе, мы можем угадать приблизительно. В финансовом отчете за 2021 год больше 1,6 млрд долларов выручки — 28,42% от выручки EA — компания получила от игрового сервиса Ultimate Team, завязанного на FIFA.
Инициатива FIFA появилась не на пустом месте: футбол сейчас, как и иные виды массовых развлечений, переживает не лучшие времена. Резкое уменьшение доходов из-за пандемии чуть не привело к созданию летом альтернативной Суперлиги. В условиях падения доходов и роста издержек на удержание лучших клубов FIFA ищет дополнительные источники доходов. Заставить EA раскошелиться и получить возможность продавать свой контент другим компаниям — понятная стратегия для FIFA в текущих условиях.
Для EA все эти новости не сулят ничего хорошего. Потому что в коммерческом плане FIFA-игры — это идеальная дойная корова. Каждый год выходит практически идентичная прошлогоднему предшественнику игра, в которой есть какие-то косметические изменения, — но в целом много там менять и не нужно. Какой-нибудь Jedi Fallen Order делать долго и муторно.А вот у FIFA есть готовая лояльная аудитория. Останется ли она после потери торговой марки FIFA — неизвестно. Но телодвижения FIFA, вне зависимости от итогов, могут привести к появлению других проблем.
Как мне кажется, вслед за FIFA клубы и игроки, в том числе и из американского футбола, тоже начнут требовать пересмотра текущих соглашений с EA и тогда спортивный бизнес EA пошатнется. Сейчас весь профессиональный спорт страдает от нехватки денег — так что и другие контрагенты EA из мира спорта могут попросить EA поделиться. И если это произойдет, то у акционеров EA появится повод сильно расстроиться.
Если нельзя, но очень хочется, то можно: США разрешили экспорт полупроводников в Китай
США не так давно ввели санкции против китайских технологических компаний Huawei и SMIC. Вступать в прямые отношения с этими компаниями американским компаниям запрещено без особого права. Но в октябре выяснилось, что правительство США выдало американским компаниям экспортных лицензий на сумму больше 100 млрд долларов — 113 лицензий на 61 млрд для поставок Huawei и 188 лицензий на 42 млрд для поставок SMIC. Поставки проводились с 9 ноября 2020 по 20 апреля 2021. Новости эти скорее хорошие.
Многие американские производители полупроводников и оборудования поставляют большие объемы товара в Китай. Угроза запрета на торговлю с другими китайскими заказчиками постоянно нависает над бизнесом. Но, как показал пример экспортных лицензий для Huawei, американское правительство при всей своей нелюбви к Китаю не намерено гробить собственную высокотехнологичную промышленность.
Это дает надежду на то, что в случае очередного раунда торговой войны между двумя странами бизнес американских эмитентов со значительной долей продаж в Китае не сильно пострадает.
Высокая цена акций эмитента не оправдывается финансовой отчетностью
Недавно американские экономисты поделились исследованием Lifetime Earnings. В нем они проанализировали отчетность свыше 16 тысяч американских компаний, успевших поторговаться на бирже в период с 1 января 1975 по 1 января 2019. Вот что интересного можно увидеть в этом исследовании.
Долгожители. Только 17% компаний торгуются на бирже по сей день, а 42% слились с другими компаниями. Остальные исчезли с биржи по разным причинам: стали частными, обанкротились или были исключены регуляторами.
Накачка. Инвесторы накачивают котировки некоторых компаний до стратосферы в ожидании того, что рост прибыли этих компаний оправдает крайне высокую цену в будущем. Это, в принципе, не секрет. Вот что в исследовании действительно было неожиданного, так это заключение о том, что ожидания эти часто не оправданы и не реализуются на длинных дистанциях. Условно говоря, на каждые 10 $, потраченных на покупку одной дорогой и перспективной компании в 2000 году, к 2019 году хорошо если будет 2 $ прибыли за все время держания акций. То есть накачанная в ожидании «великих свершений» компания, как правило, не особо оправдывает выданный ей кредит доверия.
Лучший результат из исследованных компаний был у Amazon (NASDAQ: AMZN). С поправкой на деление акций они стоили в 1997 году примерно 24 $. К 2019 году совокупная прибыль компании на акцию составила примерно 53 $ — с поправкой на инфляцию. Это не самый плохой итог — но львиная доля прироста прибыли имела место в 2017—2018 годах. Так что если бы вы взяли акции Amazon в 1997, то вы бы очень долго ждали прибыли, оправдывающей ее стоимость. А ведь большинство компаний даже такого результата не показывают.
С одной стороны, выводы исследователей довольно пессимистичны: скорее всего, существующие сегодня переоцененные убыточные стартапы свою текущую стоимость не оправдают никогда — и потому их котировки растут только за счет иррациональной веры инвесторов в их будущий успех. А это значит, что раздутые P / S и P / E существуют за счет кредита доверия, выданного без оснований. А это может привести к сильному падению стоимости акций.
С другой стороны, ничего ужасного в этом нет. Акции убыточных стартапов необязательно ждет падение. Более чем вероятно, что такие компании будут скупаться технологическими гигантами. Так что на исторических максимумах можно покупать компании — но не с расчетом на то, что их бизнес оправдает такую цену через определенное количество лет, а с расчетом на то, что их жизнь на бирже завершится их покупкой кем-то крупнее.