Новости
232K

Что изменилось в ОСАГО с 2019 года

2

9 января 2019 года вступило в силу новое указание ЦБ о тарифах ОСАГО. Это касается всех автовладельцев, потому что страхование ответственности в России обязательное. Диапазоны базовых тарифов изменились, влияние возраста и стажа повысилось, а коэффициент за безаварийное вождение будут назначать раз в год.

Вот что изменилось в тарифах и как это повлияет на стоимость страховки.

Что вам надо знать

Диапазон базовых тарифов стал шире. Но на цену полиса влияют не только они. Еще есть индивидуальные коэффициенты.

Полис ОСАГО без конкретного списка водителей стал еще дороже. Лучше вписать в полис конкретных людей.

В целом система стала более справедливой: дисциплинированные водители будут платить меньше, неаккуратные — больше. Стало больше градаций по стажу и возрасту водителя. Многие сэкономят, хотя раньше не могли.

А так — все цены на ОСАГО будут считаться сами по обновленным калькуляторам, дополнительно вам ничего делать не надо.

Если вам предлагают ОСАГО с большой скидкой на каких-то особых условиях, будьте осторожны, есть вероятность мошенничества: правила расчета стоимости ОСАГО едины для всей страны и всех страховщиков с лицензией на этот вид страхования

О чем речь?

В России все автовладельцы должны страховать свою ответственность, это закон. Если в результате ДТП пострадает чужое имущество или здоровье, пострадавший сможет получить возмещение вреда. Платить будет не виновник аварии, а его страховая компания. Для этого все собственники машин должны иметь на свой автомобиль полис ОСАГО. Это обязательно: за езду без полиса могут выписать штраф. Но будет гораздо хуже, когда в случае аварии по вашей вине придется платить из своего кармана.

Аватар автора

Екатерина Мирошкина

экономист

Страница автора

Цена страховки регулируется на государственном уровне и зависит от разных факторов: типа транспортного средства, возраста и стажа водителей, количества аварий, региона регистрации владельца, мощности двигателя и других факторов. Все это страховая компания учитывает при расчете и указывает в полисе.

Метод расчета, тарифы и коэффициенты страховая компания придумывает не сама. Диапазон базовых тарифов и методику расчета для ОСАГО устанавливает Банк России. Это он решает, какую минимальную и максимальную стоимость страховая компания может установить для каждого автовладельца. Если страховые компании используют один и тот же базовый тариф для ОСАГО, полис для одного и того же владельца у них должен стоить одинаково. Если страховые компании для данной категории транспорта в конкретном регионе установили разные базовые тарифы, то цена может отличаться. Но методика расчета все равно одна для всех.

Так вот: с 9 января тарифы и коэффициенты изменились. Если планируете покупать полис, ориентируйтесь на новые тарифы и коэффициенты.

Минимальные тарифы снизились, максимальные выросли

Базовые тарифы — это такая опорная точка, к которой применяют разные коэффициенты и так получают стоимость полиса. Для разных видов транспорта ЦБ устанавливает свои минимальные и максимальные базовые тарифы. После применения коэффициентов ОСАГО не может стоить меньше минимального тарифа и больше максимального. Если тариф занижен или завышен, страховая нарушает закон или это поддельный полис.

С 9 января некоторые минимальные тарифы стали меньше на 20%, а максимальные — больше на 20%. Это значит, что у водителя легковой машины с безаварийной ездой и большим стажем полис может подешеветь, а у начинающего водителя расходы на ОСАГО вырастут. Но так изменилось не всё. Для мотоциклов все базовые тарифы снизились.

Как изменились тарифы ОСАГО

Минимальный базовый тарифМаксимальный базовый тариф
Мотоциклы и мопеды694 ₽ (−173)1407 ₽ (−172)
Легковые машины, для юрлиц2058 ₽ (−515)2911 ₽ (+176)
Легковые машины, для физлиц и ИП2746 ₽ (−686)4942 ₽ (+824)
Легковые машины, для такси4110 ₽ (−1028)7399 ₽ (+1233)
Грузовики до 16 т2807 ₽ (−702)5053 ₽ (+842)
Автобусы до 16 мест2246 ₽ (−280)4044 ₽ (+674)
Автобусы более 16 мест2807 ₽ (−702)5053 ₽ (+842)

Как изменились тарифы ОСАГО

Мотоциклы и мопеды
Минимальный базовый тариф694 ₽ (−173)
Максимальный базовый тариф1407 ₽ (−172)
Легковые машины, для юрлиц
Минимальный базовый тариф2058 ₽ (−515)
Максимальный базовый тариф2911 ₽ (+176)
Легковые машины, для физлиц и ИП
Минимальный базовый тариф2746 ₽ (−686)
Максимальный базовый тариф4942 ₽ (+824)
Легковые машины, для такси
Минимальный базовый тариф4110 ₽ (−1028)
Максимальный базовый тариф7399 ₽ (+1233)
Грузовики до 16 т
Минимальный базовый тариф2807 ₽ (−702)
Максимальный базовый тариф5053 ₽ (+842)
Автобусы до 16 мест
Минимальный базовый тариф2246 ₽ (−280)
Максимальный базовый тариф4044 ₽ (+674)
Автобусы более 16 мест
Минимальный базовый тариф2807 ₽ (−702)
Максимальный базовый тариф5053 ₽ (+842)

Коэффициент бонус-малус (КБМ) установят раз в год 1 апреля

Матчасть. КБМ — это коэффициент, который применяют к базовому тарифу. Это либо скидка за безаварийное вождение, либо надбавка за аварии. Ее устанавливают для каждого водителя, который вписан в полис, и считают ОСАГО по самому высокому значению. Если кто-то, кто вписан в полис, имеет репутацию опасного водителя, тариф на машину будет повышен.

Было. Раньше КБМ устанавливали на начало и конец срока действия договора ОСАГО. То есть коэффициент проверяли и учитывали на день покупки нового полиса.

Стало. Теперь этот коэффициент будут устанавливать один раз в год — 1 апреля. Так проще проверять, считать и обновлять данные в базе. При этом учтут аварии за год до этой даты, независимо от даты заключения договора. КБМы по каждому водителю хранятся в общей системе, поэтому страховая видит эти коэффициенты и сможет учесть их при оформлении полиса.

Для тех, у кого уже есть полисы или коэффициент не пересчитали, значение КБМ не изменится.

Как будут считать новый КБМ. Этот коэффициент будет определяться на целый год. За основу при расчете возьмут наименьшее значение из всех КБМ по всем полисам, которые действовали на 1 апреля 2019 года или прекратили действие с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года. Также на КБМ повлияют неучтенные аварии за этот период. Проверить как будет влиять КБМ в зависимости от количества аварий, по которым было возмещение, определяют коэффициент можно по таблице — она есть на страницах 15—16 указания ЦБ.

Например, у водителя коэффициент 1. И за год не было ни одной аварии с возмещением. Значит, в следующий раз ему присвоят коэффициент 0,95 — полис подешевеет. А если за тот же период случится два ДТП по его вине, то 1 апреля ему присвоят КБМ 1,55 — и полис станет дороже. Каждый год безаварийной езды автоматически позволяет получить скидку на следующий полис ОСАГО.

Максимальная скидка — 50%. Если у водителя КБМ уже составляет 0,5, ниже он не станет. Но стоит допустить три аварии с возмещением за счет страховой, и коэффициент станет максимальным — 2,45.

Повлиять на КБМ можно соблюдением правил дорожного движения. Чем меньше аварий по вашей вине, тем больше экономия на ОСАГО.

У автовладельцев-юрлиц свои правила скидок за безаварийное вождение — там есть нюансы.

А если 1 апреля КБМ понизится, можно пересчитать стоимость действующего полиса?

Нет, если купили полис в феврале с коэффициентом 1, а в апреле он стал 0,95, действующий тариф не пересчитывают. Новый коэффициент учтут только при покупке следующего полиса.

Полисы без списка водителей подорожают

На стоимость ОСАГО влияет, кто указан в полисе, то есть кто имеет право управлять машиной. Для возмещения вреда важно, чтобы за рулем при ДТП был человек из этого списка. Если кто-то другой, платить придется самостоятельно.

Если есть конкретный список водителей, то учитывают их личные данные: коэффициенты за возраст, стаж и КБМ. Повышающего коэффициента за неограниченное число водителей в таком случае нет.

Но есть полисы, в которых написано, что ездить может кто угодно — без конкретики. Это ОСАГО с неограниченным числом лиц, допущенных к управлению. Тогда применяют повышающий коэффициент.

Повышающие коэффициенты для неограниченного числа водителей

РаньшеС 9 января
Машина физлица1,81,87
Машина юрлица1,81,8

Повышающие коэффициенты для неограниченного числа водителей

Машина физлица
Раньше1,8
С 9 января1,87
Машина юрлица
Раньше1,8
С 9 января1,8

Тем, кто не вписывает в полис конкретных водителей, при прочих равных условиях теперь придется платить больше — примерно на 4%.

Отдельные коэффициенты есть для машин, которые оформлены на иностранцев.

Возраст и стаж водителя сильнее влияют на стоимость ОСАГО

С возрастом и стажем произошли самые заметные изменения.

Было. Раньше с коэффициентом КВС все было просто — учитывался только возраст до 22 лет и старше. И стаж вождения — до трех лет и больше. Всего было четыре коэффициента для разных комбинаций — от 1 до 1,8.

То есть 25-летний водитель с пятилетними правами получал такой же коэффициент, как 40-летний водитель, у которого 10 лет стажа. Можно было получить права в 18 лет, а через пять лет впервые сесть за руль уже без удорожания полиса.

Стало. С 9 января все изменится — категорий с учетом стажа и возраста будет 58. Чем старше и опытнее водитель, тем дешевле у него страховка. Теперь водитель в 25 лет со стажем 2 года получит коэффициент 1,63, а если водителю 40 лет и 10 лет стажа, его КВС — 0,96. Взрослому опытному водителю полис обойдется дешевле, чем молодому. А раньше цена ОСАГО для них могла быть одинаковой.

При этом минимальный КВС был равен 1. То есть максимум, на что можно было рассчитывать, это на отсутствие повышения стоимости полиса. А теперь коэффициенты могут даже снизить его — минимальный КВС составит 0,93.

Это значит, что до изменений водитель покупал полис с КВС 1, а после изменений для той же машины и региона сможет купить ОСАГО с коэффициентом 0,93 — на 7% дешевле. Можно сэкономить 500 и даже 1000 рублей. Просто потому, что изменились коэффициенты.

Как считают стаж вождения. Для этого берут дату выдачи водительских прав. То есть важно не сколько реально человек ездил за рулем, а когда он получил права. Получите права, если хотите экономить на страховке. Даже если пока они вам не нужны: пусть просто лежат, а стаж для ОСАГО будет идти и экономить вам деньги.

Регионы, мощность двигателя, сезонность и срок полиса — ничего не меняется

Все это тоже влияет на цену ОСАГО. Но с 9 января коэффициенты остаются такими же.

Чем мощнее машина, тем дороже полис. Если ездить не весь год, будет скидка. Покупать ОСАГО на год выгоднее, чем два раза на полгода. Москвичам базовый тариф по-прежнему умножат на 2, омичам — на 1,6, а жителям Чукотки — на 0,6.

Все коэффициенты есть в указании ЦБ. Страховая компания и сама их учтет. На всякий случай можно проверять в полисе: все коэффициенты там должны быть указаны. Ищите строчку «Расчет размера страховой премии» внизу бланка.

  • Олег Ознобин"На стоимость ОСАГО влияет, кто указан в полисе, то есть кто имеет право управлять машиной. Для возмещения вреда важно, чтобы за рулем при ДТП был человек из этого списка. Если кто-то другой, платить придется самостоятельно". Не совсем корректно написано. В этом случае сначала за этого водителя, не включенного в список допущенных к управлению лиц, заплатит страховая компания. А уже потом с этого водителя страховая компания взыщет выплаченное потерпевшему.1
  • Vladimir Kirianov"Покупать ОСАГО на год выгоднее, чем два раза на полгода." Неверно -при пролонгации стоимость рассчитывается из разницы стоимости целого года и уже уплаченной суммы, в итоге максимально за полис можно оплатить 100% годового полиса. А два раза купить новый полис на полгода Вам никто не даст, это двойное страхование, запрещено законом, ведь у Вас на руках будет не 2 полиса по 6 месяцев, которые можно сложить, а 2 годовых полиса с периодом использования 6 месяцев, которые по сроку страхования идут параллельно0