
Мне дважды доводилось исправлять ошибки страховых компаний, из-за которых полис ОСАГО стоил дороже. В статье я расскажу, как мне удалось с этим справиться.
С 2013 по 2016 год страховщики жаловались на убыточность бизнеса, а государство требовало оставить все как есть. И в те времена со страховщиками было много проблем: они навязывали дополнительные услуги, ошибались при расчете КБМ или хитрили со стажем. Эта ситуация коснулась меня и моей супруги.
Как я возвращал себе заслуженный КБМ
Правила, по которым считают стоимость страхового полиса, устанавливает государство. В основе расчетов — базовый тариф. Его умножают на различные коэффициенты.
Единственный коэффициент, на который может как-то влиять покупатель полиса, — бонус-малус, или КБМ. Его величина напрямую зависит от того, как часто водитель становится виновником ДТП. КБМ точно учитывает годы, которые водитель провел за рулем, — страховая считает их по данным из полисов, в которые он был вписан.
В первый год КБМ = 1 и не влияет на итоговую стоимость полиса. На следующий год, если не будет страховых случаев, водитель получит скидку 5% — коэффициент автоматически снизится до 0,95. За десять лет без аварий можно заслужить максимальную скидку 50% и получить КБМ 0,5. Если водитель окажется виновником аварии, полис подорожает: КБМ возрастет, в худшем случае — до 2,45.
Проблема со сбоями в коэффициентах ушла, но остались ее последствия. У многих водителей отсчет безаварийного стажа для КБМ идет с момента получения полиса без скидки, то есть с момента сбоя, а не получения первого страхового полиса ОСАГО. Я был одним из таких водителей. Сначала в 2014 году я удивился цене нового полиса, а потом увидел, что мой КБМ вырос, на сайте Российского союза автостраховщиков.


Это как если бы в магазине вдруг выкинули скидочную карту постоянного покупателя с кучей бонусов и выдали новую, и все пришлось бы начинать с нуля. К счастью, данные о КБМ хранятся в единой базе Российского союза автостраховщиков — РСА, к которой обязаны обращаться все страховые компании. Просто взять и сбросить КБМ уже не получится. Остается разобраться с последствиями старой ошибки. Вот что нужно сделать.
Проверить корректность своего КБМ можно на сайте РСА. Для этого потребуется принять соглашение на обработку персональных данных и заполнить все необходимые поля. Чтобы узнать действующий КБМ, в поле «Дата заключения договора или дополнительного соглашения» укажите текущую дату. Чтобы посмотреть динамику изменения, поменяйте дату — указывайте на год меньше для каждого запроса.
При безаварийном вождении КБМ плавно увеличивается на 0,05 при движении по годам в обратную сторону — или остается 0,5, если водитель давно получил максимальную скидку. Серьезные изменения возможны, если в прошлом были страховые случаи. Если таковых не было, а КБМ менялся на единицу, переходите к следующему этапу.




Написать заявление на перерасчет КБМ в свою страховую компанию. Компания обязана принять его и проверить указанные там данные. Подать заявление можно в офисе или по электронной почте. Если подаете лично, желательно сделать второй экземпляр для отметки о получении.
Некоторые страховые даже сделали у себя на сайте электронную форму для таких заявлений. Я отправлял по электронной почте и уже через пару недель увидел на сайте РСА правильный КБМ. Форму заявления можно взять в самой страховой компании, обратившись в техподдержку. Многие публикуют ее прямо на сайте, искать надо по запросам «несогласие с КБМ» или «исправить КБМ».

Риск, что КБМ сбросится до единицы, есть и сейчас. Например, так бывает у тех, кто меняет водительские права. Чтобы этого избежать, обратитесь в страховую и попросите вписать в действующий полис данные нового водительского удостоверения. Если этого не сделать, при оформлении очередного полиса ОСАГО страховой агент может из-за нового удостоверения не найти вас в базе РСА и оформить как нового клиента.
Если это уже произошло, пишите письмо в вашу страховую компанию — все должны исправить.
Как я доказывал страховой компании стаж жены
Еще один коэффициент, в котором может произойти ошибка, — коэффициент возраста и стажа, КВС. В данном случае стаж считают уже не по страховкам, в которые был вписан водитель, а по тому, сколько лет у него есть водительское удостоверение. КВС будет сокращаться, а полис — дешеветь, даже если человек положит права в тумбочку и ни разу не сядет за руль.
Страховая компания неправильно посчитала стаж моей жены. Мы поняли это, когда заплатили за полис в полтора раза больше, чем обычно. Чтобы восстановить справедливость и вернуть деньги, мне пришлось потрудиться. Однако большую часть работы удалось сделать без визита в офис страховой компании.
История началась с того, что мне нужно было вписать жену в уже действующий полис. Это нельзя было сделать онлайн — пришлось идти в офис страховой компании. Все оформили, но меня удивила цена за то, что вписали второго водителя. Впрочем, я никогда никого не вписывал в полис, и мне показалось, что все в порядке.
Когда срок этого полиса подходил к концу, я решил продлить его уже через сайт страховой компании. Тогда и обратил внимание на странный факт: из базы автоматически загрузилась неправильная дата начала водительского стажа жены. Первые права она получила в 2014 году, а на сайте страховой был указан 2019 — год получения новых прав после смены фамилии. В форме покупки электронного полиса ОСАГО можно было указать свои данные, даже если что-то подгрузилось автоматически. Я указал правильную дату и обнаружил, что полис стоит в полтора раза дешевле предыдущего: 5865 вместо 9470 ₽. Я решил обратиться в техподдержку страховой компании: спросил, верно ли указан водительский стаж жены и посчитан предыдущий полис. Мне ответили, что стаж считают с 2014 года.

Я пересчитал стоимость полиса вручную и окончательно убедился, что при таком стаже он должен стоить гораздо дешевле. Снова написал в техподдержку: попросил уточнить, какие коэффициенты использовали при расчете стоимости полиса ОСАГО. Техподдержка отправила меня в офис, где я страховался.
Я позвонил туда и задал те же самые вопросы. Меня снова заверили, что стаж указан правильно. Но в ходе разговора выяснилось, что по какой-то причине при расчете применили подозрительно высокий КВС — 1,77, хотя должен быть 1,04. Специалист сказал, что все считает компьютер и от работников страховой ничего не зависит. Пришлось писать еще одно письмо.

Очень долго никто не отвечал — пришлось позвонить на горячую линию той же страховой. Там сказали, что по моему обращению уже создали заявку на возврат переплаты. Спустя несколько дней информация о переплате отобразилась в личном кабинете. Потом мне перезвонили из офиса, извинились и предложили написать заявление с указанием реквизитов для возврата денег.
Чуть позже я получил подробный ответ от страховой компании. Оказывается, компьютер считает далеко не все — сработал человеческий фактор.
- 3605 ₽
- я переплатил за ОСАГО из-за ошибки страховой
Друзья говорят, что похожие ситуации были не только у меня и не только в этой компании. Решил для себя, что впредь буду уточнять размер коэффициентов.


Что с этим делать
Ситуация постепенно улучшается. В 2019 году Центробанк увеличил тарифный коридор — это позволяет страховщикам менять базовую ставку в более широком диапазоне и самостоятельно влиять на стоимость полиса. По данным ведомства, это снизило стоимость полиса ОСАГО в среднем по стране почти на 5%.
С 24 августа 2020 года вступили в силу новые изменения: минимальный размер базовой ставки для физических лиц снизился до 2471 ₽, максимальный возрос до 5436 ₽. Ее точный размер теперь зависит от ряда новых факторов. Аккуратные водители смогут покупать полисы дешевле, а опасные для окружающих лихачи будут платить больше.
Запомнить
- Вся логика стоимости ОСАГО сводится к правилу: чем меньше вероятность, что водитель попадет в аварию, тем дешевле стоит полис.
- Проверяйте КБМ с помощью специального сервиса на сайте РСА.
- Далеко не все зависит от единой базы данных — специалисты страховой компании могут допустить ошибку.
- Теперь не все зависит от коэффициентов: с 24 августа стоимость полиса может сильно измениться за счет увеличенного коридора базовой ставки.
26.11.20, 05:57
Недавно хотел продлить ОСАГО в Тинькофф.Страховании, но мне просто отказали, а в другой страховой загнули на 25% больше чем в прошлом году, классно "уменьшили" базовую ставку, мне нравится. Кому теперь нужны эти безаварийные 10 лет стажа.
26.11.20, 08:56
Опа, спасибо за статью.
Проверил, а у меня КМБ 1, хотя без аварий уже много лет.
А у жены все ок - пошел писать в Тинькофф.
26.11.20, 09:10
тьфунатебя, кажеться сотрудниками Тинькофф страхования надо самим прочитать эту статью. Вместо принятия заявления меня отправили в РСА.
26.11.20, 09:02
>> И в те времена со страховщиками было много проблем: ... ошибались при расчете КБМ
Тинькофф-страхование балуется этим до сих пор (по сайту РСА 0.9, в этот же момент Тинькоф-страхование рассчитывает из 0.95 или 1.0 и НИКАК не говорит об этом до момента оплаты полиса).
По моим наблюдениям если до шага оплаты ТС пропускает шаг на котором можно посмотреть проект полиса то там 100% намухлевали с КБМ.
Один подтверждённый случай у меня лично, два других видел по итогу, помогал пробивать водителя через сайт рса.
26.11.20, 11:48
3 года назад Тинькофф.Страхование оказались единственными, через которых удалось оформить полис ОСАГО. Кроме того, я попросил пересчитать КБМ из-за ошибок предыдущей компании, и эти парни вернули сумму моей переплаты прямо на карту.
PS. Чтобы отзыв про Тинькофф не казался "проплаченным": в этом году пытался у них застраховать уже на новую машину eОСАГО, но не получилось. Ввод эл. ПТС на сайте не работал, саппорт так и не ответил (
26.11.20, 06:18
Правда ли что КБМ сбрасывается до 1, если хотя бы год не заключать полис осаго? Или например получил права но за руль вообще не садился, будет ли скидка через 10 лет например?
26.11.20, 13:53
Freeman, да КБМ сбрасывается. Он начисляется только если вы фактически вписаны в какой-либо полис ОСАГО, даже если не ездите
27.11.20, 06:20
Евгения, Может быть, так было раньше, но сейчас не так.
26.11.20, 11:36
Freeman, По второму вопросу: нет скидки не будет если не было ОСАГО со вписанными вашими данными хоть у кого-нибудь.
Сам по началу страховал авто без ограничений - скидка на меня не накапливалась, потому что данные прав в полисах не фигурировали.
26.11.20, 11:45
Рамиль, 11 лет стажа, ни одной аварии, по началу делал открытую страховку года 3-4, потом только с собой, потом перерыв полтора года, и теперь видимо по новой на скидку зарабатывать =((
27.11.20, 06:18
Freeman, на сайте РСА попробуйте найти записи о вашем КБМ, если за время отсутствия страховки у вас менялись права - то о них просто нет информации и вам нужно сделать восстановление КБМ через страховую компанию. Если же и там не нашли - нужно вам узнать, кто менял ваш КБМ, он сам не сбрасывается, только страховые могут подать на его изменение. Если найдёте - добивайтесь отмены от той страховой, которая его обнулила
27.11.20, 06:24
Алексей, спасибо
27.11.20, 05:04
Скажите, а если авария произошла не по моей вине, мне же не завысят кбм? Скоро страховать авто, было две аварии почти подряд. Я не виновата ни в первой, ни во второй) интересно как будут считать.
09.12.20, 15:06
Вера, нет, он повышается только у виновника аварии
27.11.20, 10:01
Переплатил, не удалось вернуть прежний кбм
19.11.21, 10:11
Алдар, так же, переплатили за ошибочный КБМ. Ошибку признали, но деньги возвращать отказываются. Решили рассторгнуть договор. Говорят, что рассторгнут, но не вернут ни копейки. Чтобы частично вернуть деньги, нужно оформить договор купли-продажи. Вот, буду "покупать" автомобиль у мужа, чтобы вернуть частично деньги и вернуть свой КБМ. Иначе придется опять годами зарабатывать скидку на полис:(
К черту этот росгосстрах:(
26.03, 17:44
Лана, спасибо что написали о страховой )) хотела уже спрашивать вас у кого вы были клиентом
04.12.20, 09:55
Не знала, что можно проверять за разные годы. Попробую...
05.12.20, 01:03
Год назад оформлял полис на ОСАГО, сумма страховой премиии увеличилась в ~ 1.5 раза c 7500 до 12000, написал в чате Тинькоф, как так вышло, может быть можно что то сделать? Менеджер предложил написать заявление в РСА, с надежной что пересчитают КБМ, т.к. в его начислении была ошибка - на следующий день пересчитали, и сумма стала ниже прошлогодней.
За это вам уважение.
07.12.20, 10:41
Очень в тему статья. Как раз поменял ВУ и КБМ с 0.75 вырос до 1. А у меня действующий полис еОСАГО от Тинькофф. Как то они сейчас медленно все решают по этому вопросу.
09.12.20, 16:06
Александр, а когда меняли ВУ новые данные вносили в действующий полис? Чаще всего из-за этого проблема. Я свои сразу внес, мне выдали полис уже с новыми данными на новом бланке - и КБМ сохранился.
26.03, 17:51
Вадим, я вот не знала и меняла права из-за смены фамилии, а в полис не вписывала новые … Меняла в 2014г права. Сейчас коэффициент 0,6. Есть ли смысл до 0,5 понижать заявлениями? Насколько в деньгах разница большая в полисе если учитывать эту разницу коэффициента 0,6-0,5=0,1.
10.12.20, 07:56
Вадим, Да. Через техподдержку ТиньковСтрахование делал. Плюс - ездить никуда не нужно, а минус - все сделали и вписали только на 4-й день, а это по факту 4 дня без машины. Сказали, что внесли новые данные в полис еОСАГО и КБМ сохранился.
29.03.21, 12:31
в топку ОСАГО! Компания Согаз, имею три полиса на три разные машины, (моя, машина супруги, и машина отца) Во все три полиса вписаны все мы трое, полюса заключены в одной компании, но при продлении любого из трех полисов, компания согаз не видит прав отца. Приходится каждый раз сканировать права и присылать их.
30.08.21, 07:36
Есть ли возможность прикрепить бланк\шаблон заявления на корректировку КБМ?
25.12.22, 10:02
После замены прав, сказал страховой про КБМ. Но забыл сказать про КВС. Явный косяк замечать они не хотят: КБМ 0,5, а стаж О лет - так не бывает). В результате полис стал стоить примерно в 1,5 раза дороже. Сберстрахование. Написал им. Прислали хорошую методичку, что делать. Ввёл кучу данных (новые права, старые права и т.д.)
Но так и не открылось окно, где можно поменять стаж.
27.11.20, 12:54
Зарегистрированы два автомобиля один с 2011 года, второй с декабря 2019 года. Аварий не было. Кбм на оба авто будет 0.55 ? Или же только на старший автомобиль, а на новый 0.95.
Оба автомобиля в использовании. Страховка без ограничений
09.12.20, 15:06
Виталий, КБМ на водителя, а не на автомобиль. Но если страховка без ограничений - там нет КБМ, насколько я помню.
04.12.20, 09:54
При покупке полиса более года назад и у меня, и у папы КБМ 1,0. До этого никаких аварий. Как-то не обратила внимания. Через полгода что-то заставило с этим разбираться, оказалось, что если не быть страхователем более года, КБМ опять становится 1,0. Обратилась в стороннюю фирму, за 500 р. уменьшили КБМ мне до 0,75, папе до 0,5. Заявила о пересчете стоимости страховки в Тинькофф, Деньги вернули, но только за оставшийся срок (раньше надо было копошиться). В этом году обновляю страховку. У меня 0.9, у папы 0,5. Как все вернулось-не пойму. Опять обращаюсь к посредникам-они же делали-пусть разбираются, но пока безрезультатно. Тинькофф тоже не помог. На сайте РСА такие данные.
04.12.20, 10:13
Оксана, оч интересно а куда обращаться в случае чего?
26.03, 17:54
Не очень поняла по итогу писать в РСА или в Страховую по корректировке КБМ? Ведь страховая берет этот КБМ из базы РСА, правильно?