В Эпсторе и Гугл-плее появилось приложение от Российского союза автостраховщиков. С его помощью можно оформить ДТП по европротоколу, то есть получить страховое возмещение по ОСАГО без вызова сотрудников ГИБДД. Причем документы сразу отправляются в автоматизированную систему вместе с фотографиями повреждений и координатами места аварии.

Но пользоваться этим приложением нужно с осторожностью. У него странные правила, и может случиться так, что никакого возмещения вы не получите. Проблема в том, что разработчик и организатор всей этой системы в явном виде снимает с себя ответственность не только за сбои в приложении, но и за корректность его работы в принципе. То есть приложение работает, но если вдруг оно что-то не передало или передало не в том виде, а вы от этого пострадали, — они не виноваты. Вот это напрягает, честно говоря.

Что такое европротокол?

Европротокол — это процедура оформления ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. При этом пострадавшая сторона не теряет право на выплаты по ОСАГО. Можно оформить аварию вместе со вторым водителем, разъехаться, а потом подать в страховую документы и отремонтировать машину за ее счет. Это не программа конкретной страховой компании, а стандартная норма по федеральному закону вообще для всех.

Оформлять аварию по европротоколу можно не всегда, а только если соблюдаются такие условия:

  1. В аварии участвуют два автомобиля. Три — уже не подойдет.
  2. У всех есть полис ОСАГО.
  3. В ДТП пострадали только машины, а люди — нет.
  4. Оба водителя согласны с обстоятельствами и оформили документы.

Если у водителей есть разногласия, европротокол все равно можно оформлять, но тогда нужно использовать средства контроля и мониторинга, которые позволят передать информацию в общую систему страховых компаний без корректировок.

Если ДТП произошло в Москве или Санкт-Петербурге, то выплата по европротоколу больше — до 400 тысяч рублей. Это так называемый безлимитный европротокол, но данные об аварии нужно обязательно фиксировать и передавать в автоматизированную систему. Страховая должна получить не корректируемые фотографии и координаты со спутника. Иначе даже в Москве выплатят только 100 тысяч рублей.

При чем здесь приложение?

Приложение разработал и запустил Российский союз автостраховщиков. Это организация, которая занимается вопросами ОСАГО и следит за работой страховых компаний.

Через приложение как раз и осуществляется та самая передача информации об аварии, участниках и повреждениях в единую систему в не корректируемом виде. Страховая компания сможет проверить эту информацию. Когда пострадавший приедет за возмещением, у нее не должно быть сомнений, что эта авария действительно была, случилась там-то и именно тогда появились эта трещина на бампере и царапина на крыле.

То есть это то самое программное обеспечение, которое уже сейчас нужно для безлимитного европротокола в Москве и Петербурге. А с октября 2019 года оно будет нужно вообще для любого европротокола.

В идеале приложение должно упростить жизнь водителям и контроль — страховщикам. Например, у водителей есть разногласия, а они все равно оформляют ДТП без полиции, а данные и фото отправляют в общую систему.

Но с приложением не все так однозначно, использовать его нужно с осторожностью. Вместо того чтобы упростить жизнь, оно может внезапно ее усложнить.

Как пользоваться приложением при ДТП?

Если с машиной ничего не происходит, приложение почти не пригождается. Оно бесплатное, поэтому просто стоит на телефоне и ждет своего часа. Там можно проверять полисы ОСАГО, так что польза есть даже без ДТП.

Если случилось ДТП и все похоже на европротокол, то нужно сделать так:

  1. Проверить, выполняются ли условия для европротокола. В приложении есть подсказки. Если нет, вызывайте сотрудников ГИБДД и не слушайте, что говорит вторая сторона.
  2. Сфотографировать повреждения, обстоятельства ДТП и документы. Там тоже описано, как это делать. Например, фото места аварии нужно с трех ракурсов, а каждую поврежденную деталь нужно фотографировать отдельно.
  3. Определить адрес и координаты ДТП. Для этого на машине должна стоять система мониторинга.
  4. Отправить все в единую систему.
  5. Дождаться подтверждения.

Все это не освобождает вас от обязанности заполнять бланк извещения о ДТП. Его тоже нужно фотографировать, но при этом нужно иметь на бумаге и отнести в свою страховую в течение пяти рабочих дней.

Страховые компании принимают доказательства из приложения?

Это лучше узнать в своей страховой компании. Заодно уточнить, как лучше оформлять ДТП и правильно фиксировать повреждения, чтобы точно получить возмещение.

Вряд ли все страховые компании уже работают с этим приложением и системой. Пока документы на бумаге все-таки надежнее.

Тем более никаких конкретных указаний Центробанка по этому поводу пока не было.

Это приложение работает во всех регионах?

Возможность отправлять информацию о ДТП в единую систему предусмотрена для всех регионов. Но для Москвы и Петербурга выше сумма возмещения и свои требования по оформлению.

В описании приложения упоминается то безлимитный европротокол, то просто европротокол. По логике оно должно работать для всех регионов с учетом норм закона и сумм возмещения. Но одни пользователи в отзывах говорят, что приложение работает только в Москве и Петербурге, а другие — что нет проблем и в регионах.

У кого-то приложение работает даже в Саратове
У кого-то приложение работает даже в Саратове
Но получилось не у всех
Но получилось не у всех

Дело в том, что безлимитный протокол без этого приложения и мониторинговой системы оформить вообще нельзя. Так что тут без вариантов: при ущербе от 100 тысяч нужно вызывать ГИБДД или использовать приложение. Если все получится, это реальный шанс сэкономить много времени.

Пока приложения не было, в теории была возможность получить до 400 тысяч рублей возмещения, а на практике страховые компании никому не советовали на это надеяться и просили вызывать сотрудников ГИБДД.

Если собираетесь использовать приложение, заранее установите его, зарегистрируйтесь, укажите все данные и проверьте. Когда оно действительно пригодится, лучше понимать, как все работает. И обязательно уточните в страховой компании, как правильно действовать при оформлении европротокола, особенно безлимитного.

Потом можно изменить фотографии?

Нет, в этом и смысл приложения. Фотографии нужно сделать на телефон и сразу отправить их в систему. Они не будут доступны в режиме редактирования, после отправки исправить их не получится.

Страховщики понимают, что если фотография пришла через приложение, то ее точно не меняли. Такие фотографии вызовут больше доверия, чем просто сделанные на телефон и предоставленные в страховую. Особенно если у двух участников аварии они будут разными.

А если нет интернета, данные отправятся?

ДТП все равно можно зарегистрировать. Потом можно нажать кнопку «Отправить» — когда появится интернет, все должно сработать. Но никто ничего не гарантирует.

Что не так с приложением?

Это приложение Российского союза автостраховщиков — официальной организации, которая, к примеру, говорит водителям, кто может продавать полисы ОСАГО, и принимает жалобы на страховые компании. Ее статус зафиксирован в федеральном законе.

О приложении рассказали даже федеральные СМИ. Его и правда можно установить и использовать — мы протестировали, но без отправки данных об аварии. Регистрация работает, подсказки появляются, данные заполняются и есть пользовательское соглашение. Оно и вызвало вопросы.

Вот что там написано.

Мобильное приложение — это именно та программа, о которой идет речь в законе об ОСАГО. Она фиксирует и передает данные о ДТП куда положено и в подходящем виде.

Мобильное приложение — это именно та программа, о которой идет речь в законе об ОСАГО. Она фиксирует и передает данные о ДТП куда положено и в подходящем виде:

РСА ничего не гарантирует и ни за что не отвечает. Если фотографии не передадутся, а информация о ДТП не попадет в систему, — ну извините, так вышло, мы предупреждали, вы согласились.

РСА ничего не гарантирует и ни за что не отвечает. Если фотографии не передадутся, а информация о ДТП не попадет в систему, — ну извините, так вышло, мы предупреждали, вы согласились:

Еще немного о правах РСА по поводу приложения.

Еще немного о правах РСА по поводу приложения:

Ваша учетная запись со всей информацией может внезапно пропасть. В это время вы можете судиться со страховой. Или кто-то из участников ДТП будет судиться с вами. Захотите сослаться на информацию в приложении, а ее уже там нет.

Ваша учетная запись со всей информацией может внезапно пропасть. В это время вы можете судиться со страховой. Или кто-то из участников ДТП будет судиться с вами. Захотите сослаться на информацию в приложении, а ее уже там нет:

Непонятно, что тут имеет в виду РСА, но, возможно, мы уже что-то невольно нарушили. Честное слово, не хотели никому навредить. Искренне верим, что все это будет корректно работать.

Непонятно, что тут имеет в виду РСА, но, возможно, мы уже что-то невольно нарушили. Честное слово, не хотели никому навредить. Искренне верим, что все это будет корректно работать:

Проблемы с доступностью могут быть у любого приложения. Это программы, у них бывают сбои, ничего не поделать. Но РСА не дает гарантии, что результат передачи данных о ДТП вообще будет точным, корректным и поможет получить нужный результат. Но необходимость этой программы зафиксирована в законе, альтернативы у нее нет.

Проблемы с доступностью могут быть у любого приложения. Это программы, у них бывают сбои, ничего не поделать. Но РСА не дает гарантии, что результат передачи данных о ДТП вообще будет точным, корректным и поможет получить нужный результат. Но необходимость этой программы зафиксирована в законе, альтернативы у нее нет:

Даже если вы докажете, что не смогли получить возмещение по безлимитному европротоколу, потому что передали данные о ДТП, а они пропали, РСА за это не отвечает.

А если и придется ответить, то максимум 10 тысячами рублей.

Даже если вы докажете, что не смогли получить возмещение по безлимитному европротоколу, потому что передали данные о ДТП, а они пропали, РСА за это не отвечает.

А если и придется ответить, то максимум 10 тысячами рублей:

Получается, что официальная организация, у которой есть права на разработку и запуск приложения, подтверждающего право на возмещение по европротоколу, ни за что не отвечает и ничего не гарантирует. Может быть, там все работает нормально. Скорее всего, приложение пока еще сырое, его еще будут тестировать и дорабатывать.

РСА принимает предложения по поводу доработок. Если хотите что-то сказать по делу и сделать сервис лучше, напишите на mp_rsa@autions.ru

Если нужна помощь в фиксации ДТП или есть вопросы, работает телефон поддержки 8-800-200-22-75.

Что делать, если случилось ДТП и все похоже на европротокол?

Если ДТП с ущербом до 100 тысяч рублей, делайте все как обычно без сотрудников ГИБДД и разъезжайтесь.

Не забудьте заполнить извещение, сфотографировать машину и место аварии. Потом отнесете извещение в страховую: вам дадут направление на ремонт или выплатят деньги.

Если авария с ущербом больше 100 тысяч рублей или вы сомневаетесь в сумме, лучше вызывайте сотрудников ГИБДД. Даже если это Москва, где действует безлимитный европротокол, все равно вызывайте. Так надежнее.

В любой ситуации с европротоколом пробуйте использовать приложение. Но не как основной инструмент, а как дополнительный. Не надейтесь только на него, собирайте другие доказательства, перестраховывайтесь и заполняйте документы, как будто никакого приложения вообще не существует. Только в этом случае вы точно получите возмещение, если имеете на него право.

Зачем тогда вообще это приложение?

Без этого приложения безлимитный европротокол не заработает. То есть возмещение будет, но только до 100 тысяч рублей. А с 1 октября 2019 года без него вообще нельзя будет оформить ДТП без полиции. Оно будет не вспомогательным инструментом, а обязательным этапом для возмещения по ОСАГО.

За год можно протестировать приложение, доработать его, улучшить и сделать надежнее. Все это возможно только при участии реальных пользователей, с настоящими авариями, фотографиями и нестандартными случаями.

Если в процессе использования приложения возникли проблемы, напишите об этом в РСА или в отзывах к приложению — туда, где их реально будут пытаться решать.