Новый закон о маркировке рекламы в интернете: что важно знать бизнесу

22
Новый закон о маркировке рекламы в интернете: что важно знать бизнесу

Этот материал был обновлен 17.10.2022.

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

С 1 сентября 2022 года начали действовать новые правила размещения рекламы в интернете. Предполагалось, что с этой даты информацию о рекламе нужно будет передавать в Роскомнадзор.

Роскомнадзор только в середине октября выбрал операторов рекламных данных, ОРД, — организации, которые должны собирать и отправлять сведения. До 1 ноября действует переходный период: пока передавать информацию о рекламе не нужно, штрафовать за это не будут.

Вся интернет-реклама будет собираться в едином реестре интернет-рекламы, ЕРИР, и храниться там в течение пяти лет. Информация в этой системе будет доступна самим участникам рекламного рынка, Роскомнадзору, ФАС и налоговой.

Реестр выступит гарантом между рекламодателем и рекламораспространителем, позволит Федеральной антимонопольной службе оперативно реагировать на неправомерную рекламу, а Федеральной налоговой службе — обеспечивать справедливое налогообложение.

Когда норма заработает, Роскомнадзор будет собирать и в течение пяти лет хранить информацию:

  1. Об объекте рекламирования — товаре, работе или услуге.
  2. О рекламодателях.
  3. О рекламораспространителях.
  4. Об операторах рекламных систем.

Что относится к рекламе в интернете

Закон регулирует размещение всех видов интернет-рекламы: медийной, нативной, контекстной, таргетированной. С 1 сентября на интернет-рекламу нужно ставить пометку-токен «реклама» и ссылку на рекламодателя или сайт, где есть сведения о нем.

Токен — это буквенно-цифровая строка, маркер в кликовой ссылке, а также в меню AdChoices. Внутри маркера зашифрованы идентификатор ОРД и идентификатор креатива, присвоенный креативу этим ОРД.

Маркировать должны будут:

  1. Гиперссылки, UTM-метки или QR-коды, если их цель — привлечь внимание к объекту рекламы и сформировать или подогреть интерес к нему.
  2. SEO-статьи и арендные ссылки, которые используют для продвижения.
  3. Продакт-плейсмент — показ продуктов в качестве реквизита или на заднем фоне, а также голосовое и словесное упоминание продукта в авторском произведении.
  4. Ссылки-кнопки, которые работают как рекламные баннеры.

Не нужно маркировать социальную рекламу, имейл-рассылки и пуш-уведомления. И если рекламу размещали в теле- и радиопрограммах, а потом она попала в интернет в те же передачи, то ставить пометку и давать ссылку на сайт рекламодателя тоже не нужно.

Кто будет передавать информацию в Роскомнадзор

Информацию о рекламе в интернете в Роскомнадзор должны будут передавать рекламодатель, рекламораспространитель и операторы рекламных систем. Но не напрямую, а через оператора рекламных данных.

Рекламодатель, или заказчик рекламы, — это изготовитель, продавец товара или другое лицо, которое определяет, как и что будут рекламировать. Рекламодателем может быть человек, ИП или компания. Например, фирма-производитель геля для посуды или ИП Сидоров А. В., который оказывает бухгалтерские услуги и рекламирует их.

Рекламораспространитель — лицо, которое распространяет рекламу в любой форме на своем сайте. Например, это могут быть редакции сетевых СМИ, блогеры, а также владельцы сайтов, публикующие рекламные баннеры.

Оператор рекламной системы — лицо, которое обеспечивает работу рекламной системы, например «Яндекс-директ», «Вконтакте», «Май-таргет».

Операторы рекламных данных, ОРД, — владельцы компьютерных программ, отслеживающих распространение рекламы в интернете.

ОРД будут вести учет рекламы в интернете и передавать эти сведения в Роскомнадзор.

14 октября ведомство назвало семь операторов рекламных данных. Статус ОРД получили «Лаборатория разработки» (Сбер), «Яндекс», VK, Ozon, «Медиаскаут» (МТС), «Первый ОРД» («Вымпелком»), «ОРД-А» (аналитическая платформа AmberData). Операторы должны начать полноценную работу с 1 ноября, стоимость их услуг пока неизвестна.

Рекламодатель может передать обязанность информировать Роскомнадзор распространителю или оператору рекламных систем, но для этого он должен:

  1. обладать исключительными правами на объект рекламирования;
  2. быть его продавцом;
  3. быть его производителем.

Какую информацию нужно будет передавать в Роскомнадзор

Правительство перечислило, о чем нужно сообщать в Роскомнадзор. Вот несколько примеров:

  • об объекте рекламирования — что именно предлагают потребителям. Например, автомобиль или духи;
  • о сайтах и приложениях, где распространяют рекламу. Например, если рекламу разместили на двух сайтах и в одном мобильном приложении, все они должны быть указаны в информации;
  • об объемах и распределении показов рекламы на используемых ресурсах — как часто и кому предлагают товар. Например, реклама может показываться круглосуточно в течение какого-то времени или только в определенные дни недели и время суток;
  • о форме распространения рекламы: баннер, текстовый блок, видеоролик, аудиозапись, видеотрансляция в прямом эфире или другой вариант;
  • о сроке размещения.

Правительство пока не установило срок направления информации ОРД, но подготовило проект поправок. Если его примут, на передачу информации будет выделяться 20 календарных дней с момента распространения рекламы. Но поскольку сейчас срока нет, нет и ответственности за непредоставление сведений, даже если первый ОРД появится уже завтра.

Как передавать информацию о рекламе

Напрямую с Роскомнадзором будет взаимодействовать только оператор рекламных данных. Поэтому рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем должны будут передавать информацию через него.

Каждый из них должен будет заключить договор с ОРД и передавать ему свою часть информации.

Зарегистрировать креатив может любой участник цепочки. Источник: руководство для рекламодателей от профессиональных ассоциаций АКАР и АРИР
Зарегистрировать креатив может любой участник цепочки. Источник: руководство для рекламодателей от профессиональных ассоциаций АКАР и АРИР

Исключение сделали для оператора социальной рекламы — он может не передавать Роскомнадзору сведения о своей рекламе. В России есть только один оператор социальной рекламы в сети — АНО «Институт развития интернета», ИРИ.

ОРД будет присваивать рекламе идентификатор, который позволит ее отследить, после чего ее можно будет распространять. Без идентификатора распространять рекламу нельзя.

Пока неизвестно, как быстро ОРД будет присваивать идентификатор. Механизм присвоения установит Роскомнадзор в ближайшее время.

ОРД передаст полученные данные о рекламе в Роскомнадзор. Ведомство учтет, обработает полученные сведения и будет хранить их не менее 5 лет.

Кроме передачи информации в Роскомнадзор ОРД будет отслеживать распространение рекламы в интернете. Он должен фиксировать данные о ней — например, где, когда и сколько раз показывают ту или иную публикацию.

Если окажется, что в Роскомнадзор подали одни данные о рекламе, а по факту она оказалась другой, ОРД должен сообщить об этом в ведомство. Достаточно разницы в 5%. То есть если показов будет на 5% больше заявленного, то это посчитается нарушением.

Что будет, если нарушить требования учета рекламы

Пока ничего, поскольку система не работает. Нет порядка присвоения идентификационного номера рекламы, срока представления сведений о распространенной рекламе в ОРД — нет вины в нарушении законодательства о рекламе.

Когда закон заработает, по действующим нормам за нарушение правил маркировки интернет-рекламы рекламодателям, рекламораспространителям и операторам рекламных систем смогут выписать штраф:

  1. Предпринимателям и руководителям фирм — от 4000 до 20 000 ₽.
  2. Малым предприятиям — от 50 000 до 250 0000 ₽.
  3. Средним и крупным компаниям — от 100 000 до 500 000 ₽.

Но возможно, что к концу переходного периода — 1 ноября 2022 года — в кодекс об административных нарушениях внесут специальную норму, которая установит ответственность за нарушение требований конкретно в части учета интернет-рекламы.

Новости, которые касаются бизнеса, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes.

  • Свинья АпокалипсисаЯ работник рекламной отрасли. И этот закон - полный звездец! Наши чиновники застряли мозгами в конце 20 века и представляют себе интернет, как простейшую связку: рекламодатель-рекламная система-пользователь. Но сейчас есть сотни ситуаций, когда все работает не так примитивно. Например: 1. Есть агрегатор отелей. Он рекламирует свой сервис онлайн-бронирования. По новому закону, чтоб разместить в баннере предложение с конкретным отелем, он должен заключить прямые договора СО ВСЕМИ отелями, которые он рекламирует. И указывать это юрлицо в каждом отдельном баннере. А если сервис федерального масштаба и отелей - тысячи? Договоры составлять убьешься. 2. Есть многопрофильный холдинг, который рекламирует в Яндекс Директе три своих подразделения. Раньше можно было платить с одного из юрлиц холдинга и крутить рекламу на все 3 остальных подразделения. Теперь - каждое подразделение должно оплачивать свою рекламу отдельно и заводить под себя отдельный рекламный кабинет (и заводить соответствующий ОКВЭД!). "Астрологи объявили неделю бюрократии, количество отчетности увеличилось втрое! (с)" 3. Компании выше уровня "малый бизнес", нередко закупают трафик по модели Real Time Bidding (закупка трафика на SSP-бирже в режиме реального времени). С новым законом этот формат закупки трафика вообще становится нелегальным. Потому что биржа вообще не в курсе, кому она продала конкретный баннер. У нее таких транзакций по миллиону в минуту проходит. А единственный выход для ее легальной работы - превентивно заключить прямые договора со всеми юрлицами в РФ. На 99% уверен, что все будет работать как закон Яровой по хранению мобильного трафика пользователей. Когда чиновники раскатали свои жирные губищи: мол, и голосовые данные нам храните по пол-года. И весь интернет-трафик отдельного пользователя за несколько месяцев. А в итоге все операторы просто послали их в бубен, потому что эти наивные хотелки просто не стыкуются с физической реальностью. Так и здесь. Будет потрачено несколько миллиардов рублей на бессмысленную систему мониторинга баннеров, выпито несколько десятков тонн крови у честных игроков рекламного рынка, а баннеры с лохотронами "от Павла Дурова", "Олега Тинькова" или "Опросы от Сбербанка" как крутились, так и будут крутиться дальше безо всяких проблем.78
  • Скажи, ктоИлья, о, гбшным духом повеяло))13
  • Vadim RybalkoПозволю себе дать краткую аналитику этого "явления" с точки зрения контентного проекта. 1) Маркировка всех "креативов" (за что заплатили денег) и передача метаинформации о них в РКН до размещения материала. То есть, каждая "рекламная сущность" (то есть, баннерная кампания, нативка и прочее) должно быть измерено, посчитано и передано в сервис-посредник, включая данные условно относимые к коммерческой тайне. По некоторым выводам это делается до начала "рекламной компании". 2) Передача через сервисы-посредники, которые потом скорее всего начнут взимать плату по аналогии с ОФД В законе нет запрета на взимание посредниками платы за посредничество. Скорее всего в итоге это будет платно, так как рыночек обещает быть очень интересным и гарантированным (как всякие ОФД для онлайн-касс, контуры/такскомы для отчётности и прочее). 3) Данные из РКН будут передаваться в ФНС Не известно, плохо ли это или хорошо, но рекламодатели могут быть разными и вообще рынок интернет-рекламы очень непрозрачный, учитывая устоявшиеся нормы типа супер-комиссий и т.д. 4) Плацдарм для санкции неприземленцам "запрет рекламы" Это очень важный момент, и вообще, похоже на то, что эти поправки разрабатывались в том числе как подзаконка к закону "о приземлении" иностранных ресурсов. Там одна из санкций — запрет рекламы. Судя по всему, через реестр рекламы этот запрет и будет осуществляться проще всего. Фактически этот закон часть комплаенса по закону о приземлении, реализация которого буксует. Об этом косвенно ещё говорит и тот факт, что основным интересантом проекта является именно РКН, а не ФАС 5) Не отвертеться от соцрекламы Это закон-спутник, формально пока отдельный. Площадка должна выделить часть рекламных площадей спецконторе, подведомственной ИРИ, читай АП. Она требует со своей стороны тоже от площадки регулярной отчётности, сколько у неё рекламы и требует принудительного размещения "социальной" рекламы в рамках гарантированного законом процента. Рекламу выбирает спецконтора, а им наплевать на политики сервиса в отношении тематики рекламных материалов (пока без Z-историй, и на том спасибо). 6) Все коммерческие данные идут в госбигдату, то есть рано или поздно третьим лицам Все данные, включая статистику посещаемости и коммерческие сведения, идут в некую бигдату, к которой хрен знает кто имеет доступ. Когда она попадёт в руки конкурентов или тов. майора с целью "поймать за пуговицу" — вопрос времени. Статистика может стать основанием для комплаенсов по линии РКН по иным направлениям, которые действуют от "порогов" посещаемости, например в качестве ОРИ, тех же соцсетей, подлежащих "приземлению", понуждения к установке потенциально компрометирующего пользователей счётчика от Медиаскопа и т.д. 7) Адуха с отчётностью, её реально много Если микрорекламы много, то нужно нанимать отдельных людей всё это администрировать, так как отчётность достаточно подробная.31
  • Чеширский котейкаНаши законодатели вообще редко придумают что-то нормальное. Новое правило по персональным данным: каждый работодатель теперь =оператор переданных и должен зарегистрироваться в РКН. Как будто бы это защити от слива данных,и от бесячего спама.13
  • Greg HouseИлья, вам прямая дорога в правительство, к коллегам по мышлению.20
  • LawА будет ли считаться рекламой, размещенные на витринах (биглион, купикупон) услуг, товаров. Как правило Партнер передает исключительные права Витрине?2
  • Марианна МарковаГоспади, кто вообще составляет эти все нововведения...6
  • Андрей БелогубовЧто то бред полный, хоть и них не понятно. Проще говоря, убережёт ли "это" меня и других людей от инфоцыган в соц сетях? Думаю что НЕТ. Тогда накуа он, кроме как сначала попилить бабло, а потом обложить данью?8
  • Alexey PolevПолностью поддерживаю, закон для отрасли вредный. > Потому что биржа вообще не в курсе, кому она продала конкретный баннер. У нее таких транзакций по миллиону в минуту проходит Не совсем понял, почему биржа не в курсе? По RTB интеграция идет с конкретными партнерами о которых есть данные и которые прошли те или иные проверки. Если закон будет обязательным для исполнения по всей отрасли, то по request_id / click_id идем по цепочке посредников и получаем данные по конкретному юр лицу. Лишних телодвижений, конечно, придется изрядно произвести и расходы на сервера вырастут. :-)1
  • РоманИлья, а тут всё просто: любой материал будет под подозрением. Например, есть издание, посвящённое мототеме. И с 1 сентября практически любой редакционный материал формально подпадает под определение рекламного, не важно, тест техники, обзор рынка комплектующих или тест экипировки. Доказать обратное будет сложно.9
  • Вера ЯпонцеваКак быть менеджменту артистов? Прокатчик делает концерты и просит артистов разместить на из сайтах и в их аккаунтах в соц.сетях информацию о своих же концертах и (о наглость!!!) ссылки на онлайн-продажу билетов. Это РЕКЛАМА? Никакого договора нет (либо в договор с артистом необходимо включать пункт об обязанности артистов разместить рекламу собственных концертов и выделить на это отдельный процент или отдельную сумму из общего гонорара), никаких обязательств нет (обычная просьба). Мало того, артисты делают это даже без просьбы, по собственной инициативе, т.к. заинтересованы в полных залах не меньше прокатчиков.3
  • Наталия ЮрочкинаМарианна, нововведения требуют многих доработок, у них по воде вилами писано, много камней подводных0
  • БестияДа, любая статья на любом сайте может быть признана рекламной. Будь то обзор техники, сервисов в интернете, программ и т.д. Это же касается соцсетей - вы давно свои аккаунты проверяли, вдруг ваши ссылки можно заподозрит в рекламе? Так что интернет пора сворачивать. Поиграли и хватит. Думаю, что закон будет неработающий, но некоторых счастливчиков он успеет зацепить.0
  • Дан АльбертовичЕсли это пост в телеге или инсте с рекламой своих услуг как самозанятого?1
  • Ехиднаок, если я у себя на странице напишу "записывайтесь на консультацию в личку" это уже реклама?0
  • Гломгольд Флинхартэти мерзавцы думские делают все, чтобы труд в России стал невыгоден, жутко сложен и неэффективен. Чтобы последние граждане, которые хоть что-то делают и платят налоги просто все бросили и уехали в другие страны. Совершенно очевидно, что закон сделан для отъёма денег на пустом месте. типа, проехал по дороге - бери с каждого плату. Совершенно очевидно, что "ежесекундная выгода" просто сдуется и никаких денег они не получат, а все уйдут на черный нал в конвертиках. Плюс к этому - вообще-то коммерческая тайна - где рекламирую, сколько потратил, какое время выбрано для показа рекламы...все это будет слито конкурентам, конечно.1
  • Гломгольд ФлинхартСвинья, может работать не будет закон, но только проблема в том, что штрафы будут строчить как за авто.1
  • Гломгольд ФлинхартНаталья, он будет работающим в плане сбора прибыли.0
  • Илья Звереввот хорошо-б чтоб про телефонный спам заработало, как достало, что взодящие в офисе на 80% мусор с предложениями, задалбывает посылать. Хочу фиксировать, сообщать и чтоб штрафовали безбожно, чтоб вообще звонки телефонные с предложениями исчезли как класс. В жизни никогда не купил ничего за 30 лет бизнеса ни у кого, что первый позвонил в формате массового обзвона, исключение это редкие люди которые почитали твой сайт, подумали, что по тебе пересекается и вдумчиво индивидуально позвонили. А наглость звонящего робота и "подождите оператора" это вообще жесть, расстреливал-бы сразу. Просто счастье испытаю, сдавая такие конторы в ФАС и буду призывать других, чтоб это стало невозможно. А про интернет-рекламу ... процесс технологичный, появятся платформы, заодно и контроль будет и налоги соберут и кто не нужно зарабатывать не сможет. Я за! А рекламный бизнес ... подстроится помалу, ну или неповоротливых более технологичные молодые потеснят.0