5 фактов об отчете «Аэрофлота» за 9 месяцев 2024 года

Выручка росла, но расходы росли быстрее
5
5 фактов об отчете «Аэрофлота» за 9 месяцев 2024 года
Аватар автора

Сергей Шаболкин

частный инвестор

Страница автора

29 ноября «Аэрофлот» выпустил финансовый отчет. С момента выхода отчета акции госкомпании подешевели на 7,6%, индекс Мосбиржи за это время упал на 3,6%.

Вот главные финансовые результаты из отчета за девять месяцев 2024 года:

  1. Выручка выросла на 44% — до 637 млрд рублей.
  2. Операционная прибыль выросла всего на 17% — до 82 млрд рублей.
  3. Прочие доходы упали до 36 млрд рублей — государство стало меньше помогать госкомпании.
  4. Скорректированная чистая прибыль достигла 49 млрд рублей — руководство заговорило про дивиденды.
Факт № 1

Выручка продолжает быстро расти

За девять месяцев 2024 года выручка «Аэрофлота» увеличилась на 44% год к году  до 637 млрд рублей. Кроме этого, у госкомпании выросли все ключевые показатели, которые влияют на выручку: пассажиропоток — на 19% год к году до 43 млн человек, количество рейсов — на 16% до 276 тысяч рейсов.

Пассажиропоток в России вырос всего на 6% год к году до 96 млн человек за девять месяцев 2024 года. Учитывая, что пассажиропоток «Аэрофлота» растет быстрее, чем у отрасли в целом, судя по всему, госкомпания отъедает долю рынка у более мелких конкурентов.

Возможно, в течение 2025 года авиаперевозчиков может стать еще меньше, что поможет «Аэрофлоту» дополнительно нарастить пассажиропоток, отобрав долю рынка у конкурентов: у части российских авиакомпаний накопились долги перед зарубежными поставщиками по лизингу иностранных самолетов. В 2025 году бизнес имеет право списать эти долги, однако придется заплатить налог на прибыль — 25% — со списанной суммы. По мнению главы авиакомпании NordStar Леонида Мохова, налог может привести к банкротству части авиакомпаний из-за возросших расходов на ремонт и поддержание самолетов.

Сам «Аэрофлот» не публикует данные по ценам на авиабилеты. Росстат предоставляет данные только по стоимости полета в салоне самолета экономического класса. За девять месяцев 2024 года средняя стоимость выросла на 18% год к году до 7628 ₽ в расчете на 1000 км пути. Пока у нас есть данные только за октябрь, в котором рост замедлился до 9% год к году.

Средняя стоимость полета в салоне самолета экономкласса в рублях на 100 км пути 

20232024Изменение
Январь — март5 6227 01525%
Апрель — июнь6 9167 71212%
Июль — сентябрь6 7998 16620%
Октябрь6 8307 4499%

Средняя стоимость полета в салоне самолета экономкласса в рублях на 100 км пути 

Январь — март
20235 622
20247 015
Изменение25%
Апрель — июнь
20236 916
20247 712
Изменение12%
Июль — сентябрь
20236 799
20248 166
Изменение20%
Октябрь
20236 830
20247 449
Изменение9%
Факт № 2

Загрузка самолетов достигла рекорда, и это не так хорошо, как хотелось бы

За девять месяцев 2024 года занятость кресел в самолетах «Аэрофлота» увеличилась на 2,2 процентных пункта до рекордных 90%. Для сравнения: самолеты крупной немецкой авиакомпании Lufthansa Group были загружены на 87% за аналогичный отчетный период, а американской United Airlines Holdings — на 84%.

Скорее всего, госкомпании приходится находить пути оптимизации работы, чтобы максимально загружать существующие самолеты, так как новых, чтобы удовлетворить растущий спрос на авиаперелеты, не предвидится из-за санкций. А поставки российских SuperJet-100 и МС-21 перенесены на 2025—2026 годы.

При этом, по мнению «Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта», в российской авиаотрасли существует риск сокращения парка самолетов из-за невозможности импорта запчастей, что приведет к уменьшению пассажиропотока.

В ноябре для дальнейшего роста выручки госкомпания впервые в стране использовала «мокрый» лизинг — взяла в долгосрочную аренду три иностранных самолета, которые будет обслуживать владелец воздушного транспорта, а не сам «Аэрофлот».

Такая практика поможет госкомпании наращивать парк самолетов на фоне иностранных санкций. При этом госкомпания не планирует расширять собственный авиапарк.

Занятость кресел в самолетах Группы «Аэрофлот» 

201478%
201578%
201681%
201782%
201883%
201982%
202074%
202180%
202284%
202388%
9 мес. 202490%

Занятость кресел в самолетах Группы «Аэрофлот» 

201478%
201578%
201681%
201782%
201883%
201982%
202074%
202180%
202284%
202388%
9 мес. 202490%
Факт № 3

Расходы на полеты и обслуживание выросли пропорционально росту выручки

За девять месяцев 2024 года операционная прибыль  увеличилась на 17% год к году до 82 млрд рублей. Причиной отстающего роста операционной прибыли на фоне быстрого роста выручки стал рост расходов по всем ключевым показателям на 47% год к году до 431 млрд рублей.

Расходы на авиационное топливо выросли на 48% год к году до 230 млрд рублей. Частично повлиял рост перевозок, который потребовал соответствующего роста объемов топлива. Однако существенный вклад внес рост цены на авиакеросин — на 22% год к году, до 93 000 ₽ за тонну по данным СПбМТСБ  .

Рост цен на авиатопливо, скорее всего, уже не будет серьезно влиять на результаты «Аэрофлота» в четвертом квартале 2024 года: за октябрь-ноябрь цены выросли на 4% год к году.

Расходы на оплату труда выросли на 35% год к году, до 75 млрд рублей. Кажется, что ожидать серьезного снижения в будущем не приходится: с 31 октября 2024 года госкомпания планирует увеличить зарплаты пилотам в среднем на 30% и переменную часть оплаты труда, зависящую от налета. С марта 2025 года планируют повысить зарплаты бортпроводникам на 30%. Судя по всему, это реакция на нехватку бортпроводников и их жалобы на условия труда летом 2024 года.

Операционные расходы без учета расходов на оплату труда и амортизацию выросли на 44% год к году до 201 млрд рублей. Основной вклад внес рост расходов на обслуживание воздушных судов — на 59% год к году до 54 млрд рублей. Около 77% авиапарка «Аэрофлота» состоит из иностранных самолетов. Официально получить запчасти на эти самолеты нельзя — возможно, госкомпания нашла обходные пути, но высокой ценой.

Представитель госкомпании утверждает, что на такой серьезный рост повлияло изменение методики учета расходов на техническое обслуживание и ремонт — это привело к росту расходов в данной бухгалтерской статье на 7 млрд рублей, или около 11% общего прироста расходов год к году.

Факт № 4

Вклад государства в рост доходов уменьшился

Прочие операционные доходы уменьшились на 56% год к году до 36 млрд рублей. В основном из-за сокращения государственных субсидий: власти платят покупателям авиакеросина, когда экспортная цена топлива превышает средний уровень цен на внутреннем рынке, — это демпфер на авиакеросин.

В 2024 году разница между экспортными и внутренними ценами на авиакеросин была ниже, чем в 2023 году. Поэтому при росте перевозок и закупок авиакеросина компания получила на 2% больше демпферных выплат, чем за девять месяцев 2023 года, — 42 млрд рублей.

Также в 2023 году «Аэрофлот» получил страховые выплаты в 8,8 млрд рублей от урегулирования отношений с иностранными партнерами, которые предоставляли в аренду самолеты. В этом году таких выплат не было.

Факт № 5

Положительная чистая прибыль позволила заикнуться о дивидендах

За девять месяцев 2024 года «Аэрофлот» заработал 49 млрд рублей скорректированной чистой прибыли. В сентябре генеральный директор Сергей Александровский сообщил, что госкомпания планирует получить положительный результат по итогам года и есть вероятность выплаты дивидендов, которые в последний раз выплачивали в 2019 году.

По итогам 2018 года «Аэрофлот» направил на дивиденды 50% от чистой прибыли по МСФО  . Если ориентироваться на скорректированную чистую прибыль за последние 12 месяцев в 57 млрд рублей, потенциально госкомпания может заплатить 7,15 ₽ дивидендов. Это около 15% дивидендной доходности на 4 декабря 2024 года.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

Сергей ШаболкинСтоит ли ждать дивидендов от «Аэрофлота»?
  • Котик...0
  • Миша МинаевКонстантин, а сколько по вашему должны стоить билеты а Тайланд туда обратно на 4 человек? А про выбор места за 20 тысяч вообще верится с трудом.0
  • Кирилл ФедоровОтличный пост! 🙂1
  • Аркадий АгеевМиша, выбор стандартного места на рейс SVO-BKK-SVO: места А,С - 2230р, место В - 1956р, и это OW. На троих RT обошлось в 12832 р. Места по-лучше на 4 персоны могут и больше 20 тысяч стоить. Багаж за ~20к за 1 чемодан RT жаба не дала взять.0