Сервис в партнерстве с Тинькофф Инвестициями. Котировки обновляются раз в 15 минут

На Восточном экономическом форуме ОАК подписала самое крупное свое соглашение на строительство 339 воздушных судов — 210 самолетов МС-21, 89 самолетов SSJ-NEW и 40 самолетов Ту-214 — на общую сумму более 1 трлн рублей. Первые твердые контракты на поставку самолетов в 2023—2025 годах должны подписать до конца 2022 года.

Текущий общий портфель гражданских заказов корпорации до 2030 года составляет около 500 самолетов. Это означает, что ОАК с 2023 в среднем будет выпускать более 60 воздушных судов в год, в то время как сейчас компания производит всего 30 авиалайнеров, если верить открытым источникам.

После подписания одного из крупнейших контрактов в истории российской гражданской авиации и раскрытия полного портфеля заказов акции ОАК на Московской бирже продемонстрировали взрывной рост: 7 сентября биржевые котировки компании выросли почти на 14% с 0,544 до 0,619 Р.

Как устроен бизнес ОАК

Основную прибыль ОАК получает от строительства и продажи воздушных средств, которые менеджмент делит на три вида: военная, гражданская и транспортная авиации. Кроме этого, компания еще получает доход от реализации работ по модернизации и ремонту действующих самолетов, а также за счет НИОКР и создания комплектующих для авиатехники.

Сейчас, руководствуясь постановлением правительства, ОАК полностью закрыла раздел, связанный с военной техникой. В открытом доступе есть только названия самолетов, которые производит и продает компания: Checkmate, Як-130, Су-35, Су-30MК, МиГ-35, МиГ-29К/КУБ, Як-152, Су-30СМ, Су-34, Су-57, Су-33, Су-32, Ту-160, Ту-95МС, Бе-200, Ту-214 и Ту-22М3.

Что касается гражданской авиации, то ОАК занимается импортозамещением зарубежной техники — в первую очередь речь идет о Boeing и Airbus. Основная линейка продукции компании состоит из шести самолетов: Ил-114-300, Superjet 100, МС-21, CR929, Ил-96-300 и SSJ-NEW.

Наиболее перспективными гражданскими самолетами стоит считать среднемагистральный МС-21 и ближнемагистральный SSJ-NEW, которые выполнены с максимальным импортозамещением иностранных комплектующих российскими.

В сегменте транспортной авиации российская компания выпускает три самолета: легкий военно-транспортный Ил-112В, многоцелевой транспортный самолет (МТС) — совместный проект с Индией — и военный Ил-76МД-90А: модернизированную версию Ил-76МД.

Какие есть риски

Слабое финансовое состояние. Последние несколько лет компания демонстрирует крайне нестабильные результаты.

В первом полугодии 2022 года сильное падение результатов основного бизнеса — строительства воздушных судов — привело к тому, что общая выручка ОАК снизилась на 12% до 117,847 млрд рублей на фоне проблем с двигателями Pratt & Whitney. В качестве позитивного момента стоит выделить рост доходов за НИОКР, главным образом это связано с выполнением работ по программе гражданской авиации.

Падение продаж вместе с ростом себестоимости, которую ОАК не раскрывает из-за постановления правительства о гостайне, привели к тому, что EBITDA компании снизилась с 9,476 млрд до −1,444 млрд рублей. Дополнительно в первом полугодии 2022 года корпорация получила от государства субсидии в размере 3,8 млрд рублей.

Структура продаж ОАК, млрд рублей

1п2021 1п2022 Изменение
Выручка от строительства и продажи воздушных судов 75,573 60,463 −20%
Выручка от реализации работ по модернизации и ремонту 29,386 26,489 −10%
Выручка от реализации НИОКР 15,043 22,822 52%
Выручка от реализации комплектующих к воздушным судам 5,467 3,651 −33%
Выручка от прочих видов деятельности 9,049 4,422 −51%
Общая выручка 134,518 117,847 −12%
Выручка от строительства и продажи воздушных судов
1п2021
75,573
1п2022
60,463
Изменение
−20%
Выручка от реализации работ по модернизации и ремонту
1п2021
29,386
1п2022
26,489
Изменение
−10%
Выручка от реализации НИОКР
1п2021
15,043
1п2022
22,822
Изменение
52%
Выручка от реализации комплектующих к воздушным судам
1п2021
5,467
1п2022
3,651
Изменение
−33%
Выручка от прочих видов деятельности
1п2021
9,049
1п2022
4,422
Изменение
−51%
Общая выручка
1п2021
134,518
1п2022
117,847
Изменение
−12%

Основные финансовые результаты ОАК, млрд рублей

1п2021 1п2022 Изменение
Общая выручка 134,518 117,847 −12%
EBITDA 9,476 −1,444
Рентабельность по EBITDA 7% −1,2% −8,2 п. п.
Чистый убыток −0,976 −13,202 1353%
Денежный поток от операционной деятельности −3,062 −2,515 −18%
Чистый долг 429,490 464,841 8,2%
Общая выручка
1п2021
134,518
1п2022
117,847
Изменение
−12%
EBITDA
1п2021
9,476
1п2022
−1,444
Изменение
Рентабельность по EBITDA
1п2021
7%
1п2022
−1,2%
Изменение
−8,2 п. п.
Чистый убыток
1п2021
−0,976
1п2022
−13,202
Изменение
1353%
Денежный поток от операционной деятельности
1п2021
−3,062
1п2022
−2,515
Изменение
−18%
Чистый долг
1п2021
429,490
1п2022
464,841
Изменение
8,2%

Возможная допэмиссия. Из-за слабых финансовых результатов менеджменту пришлось практически кратно увеличить свой чистый долг, а также провести докапитализацию.

В конце 2020 года компания разместила по закрытой подписке около 4,3 млрд бумаг по цене 0,86 Р в пользу основного акционера — «Ростеха». В будущем возможна новая докапитализация, если ОАК не удастся выправить текущую ситуацию и начать стабильно приносить прибыль.

В случае новой докапитализации оценка корпорации, вероятно, упадет, как это ранее было с «Аэрофлотом»: в 2020 году государство провело допэмиссию акций авиаперевозчика по 60 Р за 1 акцию, а в 2022 году — по 34,29 Р. Столь сильная разница очень не понравилась рынку: котировки компании до сих пор не могут восстановиться, торгуясь ниже последней оценки, поэтому акционерам ОАК нужно опасаться повторения ситуации.

Неясные перспективы импортозамещения. ОАК предстоит решить проблемы, связанные с замещением 64 импортных комплектующих до 2023 года на общую сумму 50 млрд рублей. Сейчас найдено решение по замене 38 иностранных компонентов.

Что в итоге

ОАК представила слабые финансовые результаты в первом полугодии 2022 года: общая выручка компании снизилась на 12%, чистый убыток вырос в 13 раз, но менеджменту удалось эти показатели немного скрасить, подписав крупнейший триллионный контракт с «Аэрофлотом», который в будущем должен помочь корпорации вернуться к прибыльности.

Стоит ли сейчас покупать бумаги ОАК? Сейчас акции компании подходят только спекулянтам, так как обладают повышенным уровнем риска. Обычным инвесторам лучше дождаться новой допэмиссии или того момента, как корпорация снова сможет стабильно зарабатывать чистую прибыль.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.