Отчет Globaltrans за 2022 год: компания отказалась от выплаты дивидендов
В конце марта Globaltrans представила результаты за 2022 год, которые превзошли ожидания, но менеджмент все равно отказался от выплаты дивидендов из-за новых европейских санкций.
Основные моменты:
- Годовая выручка железнодорожного перевозчика выросла на 29% — до 94,474 млрд рублей — на фоне сильной рыночной конъюнктуры.
- Общие расходы компании увеличились на 12% — до 58,838 млрд рублей — в основном из-за обесценения активов на 4 млрд.
- Показатель EBITDA улучшился на 69% — до 49,219 млрд рублей — за счет опережающего роста выручки.
- Чистая прибыль достигла рекордного уровня — 24,92 млрд рублей — даже с учетом обесценения активов.
- Чистый долг сократился на 75% — до 4,596 млрд рублей — из-за отсутствия дивидендных выплат в 2022 году.
- Компания из-за кипрской прописки была вынуждена продлить приостановку дивидендных выплат. Менеджмент пытается найти оптимальное решение для всех акционеров.
Операционные результаты
Globatrans (MOEX: GLTR) — ведущая российская транспортная компания, которая работает в сфере грузовых железнодорожных перевозок. У нее один из самых больших парков в стране — почти 70 тысяч вагонов. В 2022 году предприятию не удалось избежать новых зарубежных санкций.
Сначала европейские страны заморозили иностранные активы эмитента — около 3300 вагонов в Финляндии, Прибалтике и Украине заблокировали. А потом депозитарные расписки подпали под общие ограничения: в рамках санкций против НРД ЕС заблокировал все денежные переводы российских эмитентов по своей инфраструктуре, в том числе дивидендные выплаты.
Кроме прямых санкций Globaltrans еще столкнулась со вторичными ограничениями, которые ввели против практически всех местных экспортеров. В 2022 году железнодорожные перевозки в России упали на фоне закрытия европейского рынка, но рыночная конъюнктура полностью нейтрализовала весь негативный эффект.
Обычно Globaltrans свой бизнес делит на пять сегментов по типу перевозимых грузов:
- Металлургические грузы: черные металлы, металлолом и железная руда.
- Нефть и нефтепродукты.
- Уголь.
- Строительные материалы.
- Прочие товары.
В 2022 году объемы перевозок всех сегментов компании сократились, за исключением объемов сегмента «Нефть и нефтепродукты»: транспортировка металлургических грузов упала на 12%, угля — на 7%, строительных материалов — на 29%, прочих товаров — на 8%. Основная причина низких результатов — не все российские компании смогли перестроить свои зарубежные поставки после введения санкций ЕС.
Но не все так плохо: рост ставок в сегменте полувагонов позволил компании полностью нивелировать меньший объем перевозок. Средняя цена одной перевозки товаров в 2022 году увеличилась на 57% — до 64 553 ₽ — на фоне низкой базы 1 полугодия 2021 года из-за экономического кризиса в 2020 году.
Объем перевезенных грузов Globaltrans в 2022 году, млн тонн
2021 | 2022 | Изменение | |
---|---|---|---|
Металлургические грузы | 36,5 | 32,2 | −12% |
Нефть и нефтепродукты | 18,9 | 18,9 | 0% |
Уголь | 15,7 | 14,7 | −7% |
Строительные материалы | 7,6 | 5,4 | −29% |
Прочие товары | 6,4 | 5,8 | −8% |
Общий результат | 85,1 | 77 | −9% |
Объем перевезенных грузов Globaltrans в 2022 году, млн тонн
Металлургические грузы | |
2021 | 36,5 |
2022 | 32,2 |
Изменение | −12% |
Нефть и нефтепродукты | |
2021 | 18,9 |
2022 | 18,9 |
Изменение | 0% |
Уголь | |
2021 | 15,7 |
2022 | 14,7 |
Изменение | −7% |
Строительные материалы | |
2021 | 7,6 |
2022 | 5,4 |
Изменение | −29% |
Прочие товары | |
2021 | 6,4 |
2022 | 5,8 |
Изменение | −8% |
Общий результат | |
2021 | 85,1 |
2022 | 77 |
Изменение | −9% |
Финансовые результаты
Сильная рыночная конъюнктура привела к росту всех финансовых результатов эмитента — общая выручка перевозчика в 2022 году увеличилась на 29%, до 94,474 млрд рублей. Дополнительный положительный эффект оказала консолидация регионального конкурента: в марте 2022 года Globaltrans выкупила 40% в «Балттранссервисе» и довела свою долю в компании до 100%.
Скорректированная EBITDA железнодорожного перевозчика выросла на 69%, до 49,219 млрд рублей, а чистая прибыль — на 65%, до 24,92 млрд рублей. Основная причина — низкий уровень общих расходов и затрат, в 2022 году этот показатель увеличился всего на 12% — против роста выручки на 29%.
Чистый долг компании сократился до рекордного за 7 лет значения — 4,596 млрд рублей — из-за отсутствия дивидендных выплат. Общие капитальные затраты также зафиксировали свой максимальный результат и увеличились до 20,224 млрд рублей на фоне нового крупного приобретения. Но в 2023 году капитальные затраты, вероятно, упадут.
В 2 полугодии 2022 показатели транспортного эмитента были намного скромнее — общая выручка выросла на 12%, скорректированная EBITDA — на 19%, чистая прибыль — на 30%. Это объясняется главным образом стабилизацией финансовых результатов в 2 половине 2021 года.
Основные финансовые результаты Globaltrans, млрд рублей
2021 | 2022 | Изменение | |
---|---|---|---|
Выручка | 73,151 | 94,474 | 29% |
EBITDA | 29,044 | 49,216 | 69% |
Рентабельность по EBITDA | 50% | 60% | 10 п.п. |
Чистая прибыль | 15,100 | 24,920 | 65% |
Чистый долг | 18,464 | 4,596 | −75% |
Чистый долг / EBITDA | 0,6 | 0,1 | −83% |
Основные финансовые результаты Globaltrans, млрд рублей
Выручка | |
2021 | 73,151 |
2022 | 94,474 |
Изменение | 29% |
EBITDA | |
2021 | 29,044 |
2022 | 49,216 |
Изменение | 69% |
Рентабельность по EBITDA | |
2021 | 50% |
2022 | 60% |
Изменение | 10 п.п. |
Чистая прибыль | |
2021 | 15,100 |
2022 | 24,920 |
Изменение | 65% |
Чистый долг | |
2021 | 18,464 |
2022 | 4,596 |
Изменение | −75% |
Чистый долг / EBITDA | |
2021 | 0,6 |
2022 | 0,1 |
Изменение | −83% |
Дивиденды
Сейчас основная проблема перевозчика — отсутствие дивидендных выплат из-за новых европейских санкций против НРД. Российская компания больше не может распределять прибыль на свои депозитарные расписки. Хотя ранее бумаги Globaltrans всегда воспринимались российскими инвесторами как дивидендные.
По дивидендной политике компания ежегодно должна выплачивать не менее 50% заработанного свободного денежного потока, но менеджмент до 2022 года фактически выплачивал 100%. В 2022 году выплаты прекратились и акции на Мосбирже сильно упали даже с учетом рекордных результатов.
В 2023 году капитализация компании может восстановиться, но только если менеджменту удастся решить свою дивидендную проблему. Возможным выходом из ситуации станет перерегистрация головной структуры, как это сделала сеть клиник «Мать и дитя».
Динамика дивидендных выплат Globaltrans
2017 | 89,65 ₽ |
2018 | 92,4 ₽ |
2019 | 93,1 ₽ |
2020 | 74,55 ₽ |
2021 | 22,5 ₽ |
2022 | 0 ₽ |
Динамика дивидендных выплат Globaltrans
2017 | 89,65 ₽ |
2018 | 92,4 ₽ |
2019 | 93,1 ₽ |
2020 | 74,55 ₽ |
2021 | 22,5 ₽ |
2022 | 0 ₽ |
Что в итоге
Globaltrans представила очень сильные финансовые результаты в 2022 году: общая выручка выросла на 29%, скорректированная EBITDA — на 69%, чистая прибыль — на 65%.
Но менеджмент их полностью испортил своей новой дивидендной рекомендацией, в рамках которой компания отказалась от выплат из-за инфраструктурных проблем, связанных с европейскими санкциями против НРД.
Тем не менее даже без дивидендов акции Globaltrans сейчас привлекательны, так как у компании очень низкая рыночная оценка. Это должно заинтересовать долгосрочных инвесторов, если они верят, что проблемы перевозчика вскоре уйдут.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique