Hennessy, Louis Vuitton и другие важные вещи: как устроен бизнес LVMH
В декабре 2022 года падение стоимости акций Tesla привело к тому, что Илон Маск утратил статус богатейшего человека на планете. Большая часть его состояния включает акции Tesla, и их мощнейшее падение — с начала 2022 по 8 декабря акции упали более чем на 50% — сократило его активы до 183,6 млрд долларов. Потом акции Tesla подросли, и состояние Маска на начало апреля оценивается в районе 192,8 млрд долларов. Но место богатейшего человека в мире Маск уже потерял.
Первое место теперь занимает Бернар Арно, французский предприниматель, основатель и директор крупнейшей компании в сфере роскоши Louis Vuitton Moët Hennessy (LVMH). Его состояние сейчас составляет 228,4 млрд долларов. Это больше 186,2 млрд долларов в декабре 2022 — акции LVMH, составляющие немалую часть богатства Арно, с декабря 2022 выросли примерно на 20%.
На чем основано богатство Маска, вы уже знаете. А вот про то, как устроен бизнес LVMH, знают не все. О нем мы и поговорим в этой статье.
Небольшая предыстория
В своем современном виде LVMH c Бернаром Арно во главе появилась в 1988 году. До Арно это был конгломерат производителей роскоши, объединившихся, по сути, только ради выживания.
А вот с Арно во главе LVMH начала агрессивно расширяться, скупая как крупные известные компании — Christian Dior за 13,1 млрд долларов в 2017 году, — так и бренды поменьше — контрольный пакет акций Tag Heuer за 739 млн долларов в 1999 году.
В 1990 году LVMH вышла на биржу в Париже. Цены акций в ходе IPO я не нашел, но с 3 января 1994 до 6 января 2023 года акции сильно выросли: с 18,3 до 748,8 €.
Как Арно получил контроль над LVMH в конце 1980-х — это отдельная увлекательная история.
В 1987 году три очень разные компании: винодельня Moёt, производители коньяка Hennessy и чемоданные производители Louis Vuitton — объединились в один холдинг LVMH ради экономии и сокращения издержек.
Moёt отдали 20% предприятия пивоварам Guinness — своему главному распространителю продукции — в обмен на инвестиции. Руководитель Louis Vuitton Анри Ракамье тоже решил пригласить в LVMH своего партнера. И Ракамье отдал 20% акций в обмен на инвестиции Бернару Арно, который занимался приватизацией текстильного предприятия Boussac во Франции. Но Ракамье не знал, что Арно собрался захватить все предприятие.
Арно тайно вел переговоры с Moёt и Hennessy и создал с ними совместное предприятие, которое владело 37% акций LVMH, вдобавок к этому у Арно было еще 20% предприятия. 26 сентября на собрании акционеров Арно выложил все карты и акции на стол и сместил Ракамье, назначив на пост руководителя LVMH своего отца Жана Арно.
Ракамье был в ярости и потом судился с Арно, но, несмотря на то что французские суды выявили технические нарушения при передаче акций Арно, тот был оправдан по всем статьям.
В самой Франции захват LVMH Арно в обществе оценивается скорее негативно — на уровне того, как в РФ общество негативно оценивает процесс приватизации в 1990-х.
Сейчас LVMH — это крупнейшая компания области роскоши, объединяющая под своей крышей около 75 предприятий, некоторые из которых своими корнями уходят в Средневековье и древнее Вийона.
На чем зарабатывает LVMH
Поскольку эта компания торгуется на бирже, то у нас есть возможность изучить ее финансовую отчетность. Согласно отчету за 2021 год, ее выручка делится на следующие сегменты.
Вина и спиртное — 9%. Это такие бренды, как Moët & Chandon, Dom Pérignon, Krug, Veuve Clicquot, Ruinart, Hennessy, Château d’Yquem, Clos des Lambrays. Операционная маржа сегмента — 31,2% от его выручки.
Продажи компаниями шампанского и коньяка, млн бутылок
2019 | 2020 | 2021 | |
---|---|---|---|
Шампанское | 64,7 | 52,4 | 66,8 |
Коньяк | 98,7 | 94,6 | 102,6 |
Продажи компаниями шампанского и коньяка, млн бутылок
Шампанское | |
2019 | 64,7 |
2020 | 52,4 |
2021 | 66,8 |
Коньяк | |
2019 | 98,7 |
2020 | 94,6 |
2021 | 102,6 |
Модная одежда и изделия из кожи — 48%. Это Louis Vuitton, Christian Dior Couture, Celine, Loewe, Kenzo, Givenchy, Fendi, Emilio Pucci, Marc Jacobs, Berluti, Loro Piana, RIMOWA и Patou. Операционная маржа сегмента — 41,6% от его выручки.
Парфюм и косметика — 10%. Это товары упомянутых брендов: Christian Dior, Guerlain, Givenchy и Kenzo. Также в этом сегменте учитываются Benefit, Fresh, Acquadi Parma, Perfumes Loewe, Make UpFor Ever, Maison Francis Kurkdjian, Fenty Beauty, KVD VeganBeauty и Officine Universelle Buly. Операционная маржа сегмента — 10,35% от его выручки.
Часы и ювелирные украшения — 14%. Это продукция Bulgari, Chaumet, Fred, TAG Heuer, Hublot и Zenith. Еще здесь учитывается легендарный бренд Tiffany, который LVMH купила за 15,8 млрд долларов в 2022 году. Операционная маржа сегмента — 18,7% от его выручки.
Розница и другое — 19%. За розничную торговлю в LVMH отвечают сеть модных магазинов Sephora, парижский универмаг Le Bon Marché и сети магазинов для международных путешественников DFS и Starboard Cruise Services. Всего у компании около 5500 магазинов по всему миру.
«Другое» — это медиахолдинг Groupe Les Echos, который выпускает материалы на тему бизнеса и культуры, яхтостроительное предприятие Royal Van Lent, специализирующееся на дорогих яхтах, дорогие отели Cheval Blanc и Belmond.
К сожалению, данных о том, сколько выручки дают разные направления единого сегмента, нет. Операционная маржа сегмента — 4,5% от его выручки.
В целом LVMH — это очень прибыльный бизнес. В 2021 году на 64,2 млрд евро выручки у компании было 12 млрд чистой прибыли. Получается, что итоговая маржа составила 18,7% от выручки, что довольно много — почти как в ИТ. В период 2017—2019 годов итоговая маржа прибыли компании оставалась в пределах 12,5—13,5%. И даже в страшном 2020 году итоговая маржа у компании не падала ниже 10,5%.
Где LVMH зарабатывает
Для французской компании LVMH делает поразительно мало денег на родине: Франция дает лишь 6% выручки компании, 15% дают другие страны Европы, 26% — США, 7% — Япония, 35% — другие страны Азии, а 11% — неназванные страны.
Работники компании по регионам
Франция | 19% |
Другие страны Европы | 22% |
США | 20% |
Япония | 5% |
Другие страны Азии | 25% |
Другие страны | 9% |
Работники компании по регионам
Франция | 19% |
Другие страны Европы | 22% |
США | 20% |
Япония | 5% |
Другие страны Азии | 25% |
Другие страны | 9% |
Работники компании по подразделениям
Одежда и изделия из кожи | 33% |
Розница | 28% |
Парфюмерия и косметика | 16% |
Часы и ювелирные изделия | 14% |
Вина и спиртное | 4% |
Другое | 5% |
Работники компании по подразделениям
Одежда и изделия из кожи | 33% |
Розница | 28% |
Парфюмерия и косметика | 16% |
Часы и ювелирные изделия | 14% |
Вина и спиртное | 4% |
Другое | 5% |
Дивиденды
LVMH платит дивиденды 2 раза в год — промежуточные и финальные. Промежуточные дивиденды компании в ноябре 2022 года составили 5 € на акцию, а финальные объявят где-то в апреле. В апреле 2022 года финальные дивиденды составили 7 € на акцию.
Если LVMH сохранит выплаты на текущем уровне, то платить она будет 12 € на акцию в год, что при текущей стоимости акций в 756,3 € дает 1,58% годовых.
Звучит как копейки, но доходность по депозитам в странах Еврозоны еще хуже: 0,69% для физлиц и 0,74% для юрлиц. Поэтому акции LVMH вполне могут привлечь дивидендных инвесторов.
Кто владельцы
По состоянию на ноябрь 2021 крупнейшим пакетом акций компании — 47,8% — владеет семья Арно, а точнее, Бернар Арно. Так что его можно считать контролирующим акционером.
Институциональным инвесторам за пределами Франции принадлежит 38,7% акций компании, французским институциональным инвесторам — 7,8%, а частным инвесторам — всего лишь 5,5%. 0,2% акций компания выкупила — это «казначейские акции».
Стоимость акций и динамика
Акции компании стоят очень дорого: P / S у нее 5,26, а P / E — 28,67. Для сравнения: средний P / E компаний на бирже Euronext, где торгуются акции LVMH, составляет 16,62.
С начала пандемии акции LVMH выросли в два с лишним раза — вероятно, потому, что инвесторов впечатлила устойчивость бизнеса в эпоху вечной пандемии. Будет ли LMVH расти дальше, сложно сказать определенно.
С одной стороны, рост продаж у компании в немалой степени обусловлен поглощением других компаний. Но и органический рост выручки у нее очень хороший: за первые 9 месяцев 2022 года органические продажи по сравнению с аналогичным периодом 2021 выросли на 20%, а с учетом поглощений рост составил 28%.
С другой стороны, акции стоят недешево, и не думаю, что рост продаж у компании будет продолжаться вечно — особенно в условиях, когда во всем мире ухудшается экономическая ситуация и предметы роскоши будут уже не так популярны.
Но если акции начнут буксовать и топтаться на месте, то у LVMH может появиться инвестор-активист, который потребует от менеджмента увеличить дивиденды раза в полтора или выделить часть подразделений в отдельных эмитентов, чьи акции будут расти быстрее единой LVMH. Сейчас она тратит на дивиденды около 49% от прибыли.
Но и гарантий того, что кампания такого инвестора, если он вообще появится, увенчается успехом, нет. Во-первых, увеличение дивидендов в ситуации, когда во всем мире растет стоимость займов, — это излишество.
Во-вторых, с точки зрения бизнеса LVMH нормально работает и ее бизнес неплохо диверсифицирован. Ну а в-третьих, что главное, я сильно сомневаюсь, что французские суды, одобрившие рейдерский захват компании Арно, встанут на сторону инвесторов-активистов.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.